Нравственное воспитание школьников на материале Великой Отечественной войны
консультация

Ирина Валерьевна Качанова

ФГОС одной из приоритетных задач в реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся определяют задачу формирования гражданско-патриотического сознания, привитие духовно-нравственных ценностей гражданина России. Но сегодня, к сожалению, очень часто материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Прямая обязанность учителя - помочь сохранить молодому поколению память о героических фактах нашей истории, воспитать у учеников гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.

Материалы о Великой Отечественной войне, без сомнения, содержат огромный потенциал для духовно–нравственного воспитания младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachanova_i_v.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС одной из приоритетных задач в реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся определяют задачу формирования гражданско-патриотического сознания, привитие духовно-нравственных ценностей гражданина России. Но сегодня, к сожалению, очень часто материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Прямая обязанность учителя - помочь сохранить молодому поколению память о героических фактах нашей истории, воспитать у учеников гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.

Материалы о Великой Отечественной войне, без сомнения, содержат огромный потенциал для духовно–нравственного воспитания младших школьников.

Именно на примерах подвигов Великой Отечественной войны, тех испытаний, которые достойно и мужественно вынес наш народ, можно развить способность сделать правильный нравственный выбор, убеждённость в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится её славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Всё дальше и дальше от нас уходит время Великой Отечественной войны. В этом году мы отмечаем великую дату 75 - лет Победы. Время неумолимо. Ветераны уходят, унося с собой свои воспоминания. Это страница истории нашего народа и мы не должны допустить, чтобы она исчезла навсегда. Поэтому для себя я поставила цель: показать детям, что великая Победа это не только история нашей страны, это история каждой семьи, каждого человека.

В достижении своей цели я использую следующие приемы.

Я начала с беседы о том, что дети знаю о Вов. Насколько дети заинтересованы, готовы ли принятию этой информации. Дети знали о том, что в этом году отмечается 75-летие Победы, знали, что прадеды многих воевали. Беседа подтолкнула меня в к дальнейшим действиям.

На классных часах, знакомясь с материалами о героях Великой Отечественной войны, дети открывают для себя смысл таких важных понятий, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Мы стремимся подвести ребенка к пониманию, что наш народ победил потому, что любит свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц и площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Детям я  предложила семейную анкету о прадедах, которые воевали или работали в тылу. Эту анкету ребята заполняли дома вместе с родителями. Мы можем бесконечно говорить о воспитании духовности и нравственности в учебном заведении, но неизменно основой является семья. Пусть родители помогают своим детям в их поисках. Такая работа объединяет и сплачивает семьи. Через совместную работу мы помогаем ему гордиться своими родными, своим городом, своей Родиной, воспитываем интерес и уважение к ценностям духовной культуры, традициям, истории своего Отечества.

Эта анкета стала отправной точкой для проекта «Книга Памяти» .

Целью проекта «Книга Памяти»: сбор информации об участии семей в Великой Отечественной войне. А самое главное показать детям, что герой есть в каждой семье. И если мы о них помним, то и поколения, которые будут жить потом, тоже будут о них помнить. Этот проект мы планируем закончить к 9 мая.

Из беседы также я поняла, что из всех городов – героев дети знают Москву и Ленинград. Поэтому первый классный час был посвящен Снятию Блокады Ленинграда. Он проходил 27 января. Я решила начать его с социальной рекламы «Жить» о блокадной Ленинграде.  Дети подготовили небольшие сообщения о жизни и труде в блокадном Ленинграде.

Следующим мероприятие была проектная деятельность «Города – герои воинской славы». Работа была посвящена 6 городам, которые первыми в 1945 году получили это звание; Москва, Ленинград, Сталинград, Брест, Севастополь, Одесса. При подготовке к проекту, группы сами распределили фронт работы, обязанности. Проект нужно было не только создать, но и защитить.

 Дальше следовал открытый классный час, совмещенный с проектной деятельностью «Длинный путь до Победы».

К этому мероприятию дети готовились вместе со мной. Они получили задания, которые нужно было подготовить заранее. Что-то они узнали только на классном часе. Проект был посвящен главным сражения Вов, и какой ценой русскому народу далась эта Победа.

Также ребята подготовили материалы к акции «Звезда Победы».

Важными условиями при подготовке и проведении классных часов, являются активность самих учащихся, их заинтересованность в мероприятии, понимание его значимости, непосредственное участие школьников во всех выбранных педагогами формах работы.

К 23 февраля – Дню защитников Отечества был приурочен следующим классный час. Он был посвящен тоже солдатам Вов. Но этим героям в период войны было столько же лет, как и ребятам. Речь шла о пионерах – героях. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов. Дети рассказывали ребятах, которые совершали свои подвиги во имя Победы, не задумываясь о том, что могут погибнуть. Больше всего детей потрясло то, как оккупанты относились к этим детям, как их пытали, пытаясь узнать информацию. Мне кажется именно в этом момент ребята поняли, что такое война. Как это страшно. Потому что гибнут не только солдаты, но дети.  

Очень важную роль для младших школьников играют литературные произведения о войне, несущие незыблемые вечные истины. Произведения о войне глубоко волнуют учащихся. Они заставляют задуматься о вечных общечеловеческих проблемах: о добре и зле, о войне и мире, о жизни и смерти.

Для такой работы я выбрала такие произведения:

Валентин Катаев «Сын полка»

Любовь Воронкова «Девочка из города»

Валентина Осеева «Васек Трубачев и его товарищи»

Лев Кассиль «Улица младшего сына»

Сергей Алексеев «Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей»

Эти книги рекомендованы для домашнего чтения. К уроку внеклассного чтения дети готовят небольшой рассказ о наиболее запомнившемся сюжете, рисунок по произведению.

Я всегда говорю о том, что очень повезло с родителями. Без них я не сделала бы и половины того, что было запланировано. Они искали вместе с детьми необходимую информацию, интересовались итогами работы: что получилось, что нужно доделать, дополнить. И я поняла, что эта работа важна для них, не только потому, что это нужно на урок, но и потому, что они сами заинтересованы в сохранении истории своей семьи.

Наша работа продолжается. Мы с ребятами постепенно двигаемся в Дню Победы. Постепенно мы создадим «Книгу Памяти». Попробуем участвовать в волонтерском движении вместе со старшеклассниками. А самое главное, я хочу, чтобы наша работа была нужна и востребована и после великой даты.

Мы часто говорим о том, что наша у нашей молодежи не привиты нравственные качества: она не умеет себя вести в обществе, не уважает стариков, грубит им, может использовать ненормативную лексику, не знает историю своей страны, не гордится ее достижениями, победами. А сами мы часто вспоминаем с гордостью о своей стране? Я обратила внимание, что гордимся своей страной только по Великим датам. В остальное время мы все всегда недовольны: недовольны правительством, спортсменами, актерами, фильмами, песнями. И это мы высказываем в присутствии своих детей. Откуда же подрастающее поколение будет видеть пример гордости за свою родину, если мы взрослые ей не гордимся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отражение нравственных ценностей в литературе о Великой Отечественной войне (на примере изображения женских образов в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

статья Отражение нравственных ценностей в литературе о Великой Отечественной войне (на примере изображения женских образов в повести  Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)...

Отражение нравственных ценностей в литературе о Великой Отечественной войне (на примере изображения женских образов в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

статья Отражение нравственных ценностей в литературе о Великой Отечественной войне (на примере изображения женских образов в повести  Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)...

Воспитание исторической памяти у школьников на примерах судеб героев Великой Отечественной войны

Историческая память – это не просто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения....

Празднование 73-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. как неотъемлимая часть формирования патриотического воспитания младших школьников

Патриотическое  воспитание -  неотъемлемая  часть  общей  культуры  государства. Стала  все  более  заметной тенденция  постепенной  утраты...

Патриотическое воспитание младших школьников на событиях Великой Отечественной войны

Материал для проведения внеклассного мероприятия,посвященного памяти Блокадного Ленинграда...

Социальный проект по патриотическому воспитанию школьников «75 добрых дел к 75- летию Победы» Посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

В преддверии празднования 75-летия Великой Победы появилась идея о создании проекта «75 добрых дел к 75-летию Победы!». В рамках проекта предполагается организация просветительской, исслед...