Доноведение
учебно-методический материал (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной программы -социально-педагогическая, способствует духовно-нравственному воспитанию детей.
Программа составлена в соответствии с действующими нормативными документами:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.(Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года); – 01.09.2013г. ст.9, ст.12 п.5
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013г. № 30468);
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-Постановление государственного главного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПин 2.4.4.3172 – 14.Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы… », (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 года. Регистрационный номер: 33660);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г. Регистрационный N 28564);
- Концепция развития дополнительного образования (04.09.2014 г.);
-Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях (май 2013г.);
-Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности;
- Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение». Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Педагогическая целесообразность программы
Основной целью курса«Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные:1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа — человек – общество».
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их не проходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
·Я и окружающий мир,
· Природа Донского края,
· Человек и природа,
· Жизнь на Дону,
· Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах.
Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
— парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
— групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
— командные игры, когда класс делится на две команды.
Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.
Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
Планируемые результаты и способы определения их результативности
Личностные планируемые результаты | ||
У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Доноведение», к школе; - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; - умения объяснять правила поведения в различных ситуациях, оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей; - умения анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину и народ; - представления о красоте природы России и Донского края на основе знакомства с природными сообществами; - умения моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите | |
Регулятивные планируемые результаты | ||
Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения | Обучающийся получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; - оценивать собственные знания и умения | |
Познавательные планируемые результаты | ||
Обучающийся научится: - проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; - обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных) | Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | |
Коммуникативные планируемые результаты | ||
Обучающийся научится: - слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края | Обучающийся получит возможность научиться: - готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями | |
Предметные планируемые результаты | ||
Обучающийся должен иметь представления: - о связях между живой и неживой природой родного края; - о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области Обучающийся должен знать: - родственные связи в семье; - правила поведения в общественных местах и на улице; - объекты неживой и живой природы Ростовской области; - особенности погоды, растительного и животного мира своей местности; - правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области Обучающийся должен уметь: - различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида); - различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида); - приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида); - рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села) | Обучающийся получит возможность научиться: - называть полезные ископаемые родного края и их значение в хозяйстве; - узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; - приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области; - описывать наиболее важные события истории родного края; - приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3) |
Способы определения результативности:
-наблюдение;
-анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, активности обучающихся на занятиях;
- кроссворды, творческие работы, диагностическое рисование;
-диагностика нравственной самооценки, отношения к жизненным ценностям, нравственной мотивации.
Формой подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы являются:
- конкурсы, викторины как итог изучения каждого раздела;
- составление словариков, картотек по темам;
- конференция по индивидуальным образовательным маршрутам;
- учебно-исследовательская конференция «Юное доноведы»;
- итоговые занятия по разделам.
Содержание программы дополнительного образования «Доноведение»
4 класс
Я и окружающий мир (3ч)
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа (8ч)
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли Донской (20ч)
Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.
Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.
Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.
Жизнь на Дону (3ч)
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии
В музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.
В краеведческий музей своего города, села с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.
Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ | Название пособия | Автор пособия | Издательство | Год изда-ния |
Литература для учащихся | ||||
1 | Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе. | Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. | Ростов н/Д.: «Издательство БАРО – ПРЕСС» | 2012 |
2 | Доноведение: Рабочая тетрадь. 4 класс. | Сухаревская Е.Ю. | Ростов н/Д.: «Издательство БАРО – ПРЕСС» | 2011 |
Литература для учителя | ||||
1 | Доноведение. Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс. | Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г., Ткаченко А.Г. | Ростов н/Д.: «Издательство БАРО – ПРЕСС» | 2008 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы урока, темы контрольных, практических, работ | Кол-во часов | Дата прохождения | Основные виды учебной деятельности |
1 | Донской край – мой край! | 1 | 06.09.2021 | Исследовательская работа «Край, в котором я живу» Работа с картой Ростовской области. Практическая работа |
2 | Что ты знаешь о роде своём? | 1 | 13.09. 2021 | Защита проекта «Моя семья» |
3 | Что ты знаешь о роде своём? | 1 | 20.09. 2021 | Защита проекта «Моя семья» |
4 | На казачьем Кругу | 1 | 27.09. 2021 | Конкурс рисунков |
5 | Донской казак хват, силой, удалью богат | 1 | 04.10. 2021 | Экскурсия в местный музей Конкурс рисунков |
6 | Ермак Могучий. | 1 | 11.10. 2021 | Составление теста |
7 | Степан Разин. | 1 | 18.10. 2021 | Проблемный диспут «Причины казачьего восстания» |
8 | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 1 | 25.10. 2021 | Составление летописи города Азова. |
9 | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 1 | 08.11. 2021 | Составление летописи города Азова. |
10 | Таганрог – первый порт России
| 1 | 15.11. 2021 | Составление летописи города Таганрога. |
11 | Крепость Димитрия Ростовского | 1 | 22.11. 2021 | Составление летописи города Ростов на Дону |
12 | Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания | 1 | 29.11. 2021 | Доклады-сообщения учащихся |
13 | Вместе с Суворовым | 1 | 06.12. 2021 | Доклады-сообщения учащихся |
14 | Платов Матвей Иванович | 1 | 13.12. 2021 | Доклады-сообщения учащихся |
15 | Новочеркасск - столица казачьего Дона | 1 | 20.12. 2021 | Составление летописи города Новочеркасска |
16 | Бакланов Яков Петрович | 1 | 27.12. 2021 | Диспут. |
17 | За землю и за волю. | 1 | 10.01. 2022 | Составление летописи Вёшенской |
18 | Дон в годы строительства новой жизни | 1 | 17.01. 2022 | Экскурсия в онлайн музей. |
19 | Дон в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 24.01. 2022 | Экскурсия в школьный музей. |
20 | День освобождения родного села | 1 | 31.01. 2022 | Чествование участников войны. Экскурсия к памятнику освободителям села Дячкино, проект |
21 | Мирное время на Донской земле. | 1 | 07.02. 2022 | Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской обл». |
22 | Мирное время на Донской земле. | 1 | 14.02. 2022 | Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской обл». |
23 | Волгодонск – город молодости | 1 | 21.02. 2022 | Составление летописи города Волгодонска. |
24 | Дом, в котором мы живём | 1 | 28.02. 2022 | Проект |
25 | Экологические Проблемы воздуха в родном крае. | 1 | 14.03. 2022 | Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края». Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду» |
26 | Экологические проблемы воды в родном крае. | 1 | 21.03. 2022 | Конкурс рисунков. Викторины, Кроссворды |
27 | Экологические проблемы почв родного края | 1 | 04.04. 2022 | Работа с дополнительной литературой |
28 | Охрана полезных ископаемых родного края. | 1 | 11.04. 2022 | Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора |
29 | Экологическое равновесие в природе | 1 | 18.04. 2022 | проект |
30 | Охранять природу – значит охранять Родину | 1 | 25.04. 2022 | Проект «Красная книга» Ростовской области. |
31 | Троица. Ивана Купала. Спасы | 1 | 16.05. 2022 | Изготовление Семика и Семичихи из соломы |
32 | Я – гражданин Ростовской области | 1 | 23.05. 2022 | Викторина. Экскурсия по мини- музею (выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год) Проект |
Методическое обеспечение
дополнительной общеобразовательной программы
1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе– Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
2. Региональный учебно-методический комплекс «Доноведение»: программно-методическое обеспечение для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Ростовской области / сост. Е.Ю.Сухаревская. – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2014.
3. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
4. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
Наглядные пособия
- Таблица «Символы Ростовской области» (герб, флаг, гимн).
- Физическая карта Ростовской области.
- Серия плакатов: времена года, животный и растительный мир Ростовской области, круговорот воды в природы, дикие и домашние животные.
- Иллюстрации народных казачьих костюмов, жилья, быта казаков
Рекомендуемая дополнительная литература для учителя
- Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
- Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
- Вавилина В.А. , Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.
- Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
- Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
- Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.
- Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.
- По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
- Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
- Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
- Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по Доноведению 1- 4кл
Мир, окружающий ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в...
Олимпиада по доноведению 4 класс
Из школьной программы....
Конспект занятия по доноведению "В поисках клада"
Открытое занятие по внеурочной деятельности....
Урок Доноведения
Тема: Таганрог — первый порт России на морском побережье...
Тематическое планирование по духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности "Доноведение", 3 класс
Доноведение, 3 класс...
Доноведение 4 класс "Мой край"презентация
Материал используется при изучении поверхности Ростовской области....
Урок доноведения на тему "дорога от дома до школы".
В школу я иду учиться,А не после травм лечитьсяПо пути в школу ты можешь встретить разные опасности: - проезжая ч...