классный час
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Цветнова Роза Халимовна

Проблема  духовно-нравственного  воспитания  личности  всегда

была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.Перед  школой ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и  человека,  способного  самостоятельно  оценивать  происходящее  и  строить  свою

деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Категория учащихся.

Данная разработка рассчитана на учащихся начальной школы . В  этом возрасте  у  детей  формируется  мнение  о  поступках  окружающих  и  своих.  Материалы

разработки можно использовать при работе с разными возрастными группами.

Цель:

формирование нравственного сознания личности обучающихся на примере 

подвигов героев разных поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.r.tsvetnova.docx41.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2 имени Героя России Валерия Иванова» города Волжск

Республики Марий Эл.

Конкурс методических разработок

Номинация

Методическая разработка классного часа

Тема:

«Имя героя -школе или портрет героя».

Составитель:                                   учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

Цветнова Роза Халимовна

                            Адрес ОУ:  

Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Шестакова 44, 8(83631)47879

г. Волжск

2019.

Аннотация.

Работа раскрывает понятия «подвиг», «герой».

Каким представляется человек, которого можно назвать героем?

Данная разработка будет полезна учителям начальных классов.

Рассуждения по вопросам кого мы считаем героем в современном обществе, какими определенными духовными (нравственными) качествами должен обладать человек, способный приходить на помощь в чрезвычайной ситуации, заставляет учеников обратить внимание на свой внутренний мир, отношение к людям, способность различать поступки. Сопровождается слайдовой презентацией, дифференцированной работой в группах.

СОДЕРЖАНИЕ.

1.Введение………………………………………………………………3-5

2.Основная часть………………………………………………………6-9

3.Заключение…………………………………………………………10

4.Список литературы…………………………………………………11

5.Приложение…………………………………………………………12

1.Введение.

Герои, патриоты и нравственные идеалы нужны обществу для того, чтобы люди ощущали свое единство, сплоченность как социум, народ, нацию, чтобы каждый смог определить свое место в нем и смог реализовать свой творческий потенциал. В образе героев, патриотов, нравственных идеалов Общество видит свое будущее, свое социально-духовное развитие, перспективу в образе героев, патриотов, нравственных идеалов. Поэтому каждое общество создает своих героев, патриотов, свои идеалы. Уважение к героям в различные эпохи является душой общественных отношений между людьми.

      На вопрос «Кого Вы считаете героем 21 века?» так сразу, с ходу, очень сложно ответить. Этот вопрос требует осмысленного и обдуманного ответа. Крайне трудно обозначить какой-то определенный стереотип героя, так как для каждого человека на определенном этапе жизни существует свой герой. Оценивая субъективно, можно с уверенностью сказать, что у каждого человека свой идеал. Так, понятие «Герой» часто отождествляют с понятием «Идеал». Для малышей – это добрая фея или доблестный рыцарь. Герои для нас – это люди, на которых мы хотели бы быть похожими, те люди, которыми мы восхищаемся и гордимся.

 Данная тема является актуальной, так как выходит на проблему приоритетов, ценностей человека. А ценности являются мотивом деятельности человека, его поступков. Другими словами, то, что является важным, ценным, определяет действия человека.

         Герои были, есть и будут в любые времена... Академик Д.С. Лихачёв сказал: «Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, родной стороне – будет много людей похожих на иссушенное растение перекати-поле».

Основой работы по гражданскому и патриотическому воспитанию в моем классе является работа по трём основным направлениям:

  1. «С чего начинается Родина».
  2. «Россия – священная наша держава».
  3. «Растём достойной сменой».

1. «С чего начинается Родина» 

История моего города, моей школы.

2. «Россия – священная наша держава» 

 Символика государства. Основной закон. Столица России. Главные достопримечательности Москвы и городов России. Герб моей семьи. Красные даты календаря (День Конституции, День России).

3. «Растём достойной сменой».

Школа – мой дом, следим за порядком в нём. Выпускники-гордость нашей школы. Служу Отечеству. Герои – выпускники. Ветераны войны. Смотры строя и песни. Встречи с ветеранами войны.

Представленный классный час входит в блок классных часов о героях выпускниках школы

Классный час на тему «Имя героя-школе или портрет героя».

 

Цель: Воспитание гражданско-патриотического чувства, раскрыть значение слова герой, осознание величия подвига Валерия Иванова.

Задачи классного часа:

  • Формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых внутренней красоты человека.
  • Вызвать у учащихся чувство уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки.
  • Дать учащимся представление о понятиях «герой», «подвиг»; для уточнения образа героя на примере подвига Валерия Иванова;
  • Развивать умения составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
  • Воспитывать чувство патриотизма, а также чувства гордости и уважения к людям, достойным его.
  • Оборудование: компьютер, экран, проектор, звуковые колонки; раздаточный материал (карточки), «Толковый словарь русского языка», магниты; шаблоны звездочек, цветные карандаши.

Методы и приемы:

-Словесные методы (рассказ, разъяснение, беседа, анализ ситуаций, поручение)

-Наглядные методы (презентация)

-Дифференцированный подход при подготовке к мероприятию и работе в группах (по типу восприятия)

-Групповой работы.

Ход классного часа:

Герой — это настоящий воин. Герои существуют, потому что в противном случае мир бы рухнул.

Священник Александр Ильяшенко

1.Организационный момент. Мотивация.

 Учащиеся сидят полукругом, звучит музыкальная заставка программы «Время».

Вам знакома прозвучавшая музыка? Заставкой к какой программе она является? 

(к программе «Время») (СЛАЙД2)

А) - Наш сегодняшний разговор тоже будет касаться времени. 

- ФОТО на слайде. Кто они? Что их объединяет? (ГЕРОИ, герои определенного времени)

(СЛАЙД 3)

2. Проблемная ситуация.

Б) - Какова тема нашего классного часа?

-Посмотрите на доску! Постарайтесь сформулировать фразу из представленных слов! (Герой времени) 

- Есть ли герои у нашего времени? (Дети отвечают)

- Сегодня мы с вами постараемся ответить на этот вопрос. Назовите ключевое слово в теме нашего урока? (герои) (СЛАЙД4)

- Какова цель нашего классного часа?

(Раскрыть значение слова герой.

Кто он человек, которого можно назвать героем) (СЛАЙД 5)

  1. Разговор с учащимися по теме занятия.

Каждая группа ребят получила задание к  которому они готовились.

(учащиеся сидят по группам. 3 группы с заранее полученными заданиями по сбору информации)

Первая группа -инсценировка «Притча о Воине» автор Филун Джарин.

Вторая группа-поиск информации значении слова «герой», «подвиг» в различных источниках.

Третья группа -история подвига Валерия Иванова.

1.группа.

Инсценировка. Притча о Воине. Филун Джурин( слайд 7 )           

(Роли: Автор-3ученика, старец-1 ученик, ученик старца-1 ученик).


  Ученик: - Что значит Воин Духа?

 Старец: - Так говорят об очень сильном человеке.

Ученик: А в чём его сила?

Автор: - Допытывался юноша.

Старец: Он борется за справедливость и при этом никогда ни перед кем не склоняет головы.

Автор: это первая сила Воина – сила Духа. (плакат со словами- Сила духа)
Старец: Он не забывает предательства, но никогда не мстит своим врагам.
Автор: это
 вторая его сила - Мудрость. (плакат со словом -Мудрость)
 Ученик: — Значит, он ничего не боится?!!

Автор: – воскликнул Шин.
Ученик: - Почему же, как все люди, он тоже испытывает страх.

               - Но почему же, он считается сильнее остальных людей?!! 

Автор: -Старик от удивления машинально отпил глоток чая из чаши

Старец: - Потому что самая главная сила Духовного Воина - Мужество. (плакат со словом- Мужество)
Ведь слабого человека страх заставляет затаиться в тихом месте и переждать опасность, а
сильного человека, страх заставляет идти только вперёд.

 (плакат со словами- Идти вперёд!).

Автор: -Ребята в притче называют сильного человека

 -Ребята какими качествами должен обладать сильный человек. Подчеркнуть ответ карточка №1. (Слайд8)

 Группа 2. Работа с толковым словарём.

- Для того, чтобы понять, правильно ли мы представляем, кто такой герой, группа2 обратилась к помощи «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова. (СЛАЙД 9)

Ученики:

 

ГЕРОЙ – человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

 Храбрость – мужество, решительность в поступках.

Доблесть – мужество, отвага, храбрость.

Самоотверженность –жертвующий своими интересами ради других.

ГЕРОЙ – человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.

ПОДВИГ- самоотверженный героический поступок.

 Дети читают:

 (СЛАЙД 10)

«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека,

но героические поступки не совершают случайно».

                                                                                    (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт) (СЛАЙД11)

-Как может выглядеть герой в наше время? (Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек).

Ребята, как вы представляете себе образ героя? Опишите его 1-2 словами, пользуясь планом. Карточка 2(Слайд 12).

ПЛАН.

1. Каков внешне должен быть герой?

2. Сколько лет должно быть человеку, которого можно назвать героем?

3. Герои – это люди особой профессии?

4. Может, как-то особенно надо воспитывать героя?

5. Герои живут в каком–то особом месте?

*1. Есть ли герои у нашего времени?

*2. Кто такой герой? Какими качествами он обладает?

*3. Какие поступки можно назвать героическими?

*4. Составить портрет героя.

(СЛАЙД 13)

КАЧЕСТВА ГЕРОЯ -

- А какие качества характера необходимы, чтобы стать героем?

- Перед вами буквы. Каждая появляющаяся буква - начало существительного-названия определённого качества человеческого характера. Начинаем называть! (Слайд 13)          

х–храбрость,

д-доблесть,

о-отвага,

м-мужество,

с-смелость

р-решительность,

ц-целеустремлённость,

ч-человеколюбие

п-порядочность,

д-доброта).

- Обратите внимание на последнее слово - доброта.

-Какое отношение оно имеет к героям(Злые люди не будут совершать героических поступков, потому что героические поступки совершаются во имя кого-то или чего-то)

- Что такое подвиг? (героический поступок)

- Почему я его упомянула? (чтобы назвать человека героем, для этого нужны веские основания)

- Приведите примеры таких поступков человека, которые можно назвать подвигом (Дети отвечают)

Как мы узнаем о героических человеческих поступках и о том, кто их совершил? (из газет, из рассказов людей, из теле- и радиопрограмм, из Интернета)

9 декабря-День Героя России. (Слайд 14)

Выступление 3 группы.

 (Рисунки и рассказ о подвиге) Моя школа носит имя Героя России Валерия Иванова.

Поиск информации в школьном музее, интернете.

Рассказ детей. Рисунки детей заранее подготовлены на выставке.

Службу Валерий Иванов проходил в артиллерийских частях. В сентябре 1994 года был направлен в Чеченскую республику в составе мотострелковой бригады. 19 мая 1995 года второй артиллерийский дивизион, в котором воевал Валерий ИВАНОВ, выполнял задачу по огневой поддержке наступающих подразделений ВДВ, которые штурмовали сильно укрепленные позиции боевиков в районе населенного пункта Чири-Юрб. Позиции дивизиона были обстреляны минометным огнем боевиков. В результате прямого минометного попадания самоходная установка 2С3 загорелась. Валерий ИВАНОВ, проявив смелость, заменил водителя и вместе с командиром расчета вступил в схватку с огнем.  От пожара боевая установка на глазах у боевых друзей взорвалась. …Отважный боец погиб, но своими действиями спас жизнь многих своих товарищей. Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 1995 года за мужество и героизм ИВАНОВУ Валерию Вячеславовичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. (Слайды15-18)

Заключение.

Подведение итогов. Рефлексия

- Ну что ж, ребята, время нашего разговора подходит к концу.

 Скажите, когда-нибудь, до нашего разговора, вы задавали себе вопрос «Есть ли герои у нашего времени? Нашей школы?

 КТО ТАКОЙ ГЕРОЙ?» (Дети отвечают)

- Если задавали, то как на него отвечали? (Дети отвечают)

- Как ответите теперь? (Дети отвечают)

-Звездочки.

Внимание на экран. Если люди, о которых мы сегодня говорили, вызвали у вас ГОРДОСТЬ, то закрасьте звезду красным цветом,

Если безразличие-зелёным,

Если уважение-жёлтым,

Жалость – синим.

(Во время выполнения работы звучит песня В. Высотского «Давно смолкли залпы орудий»)

(СЛАЙД  14)

-А сейчас перед вами появятся самые главные слова нашего занятия. (Карточка 3, чтобы получилось предложения)

Кто мужествен, решителен и смел,

Кто свершил немало важных дел,

Присвоить можно звание героя! (Слайд 20)

 Учитель:

   Герой – как падающая с неба звезда, и вместе с тем его подвиг – это лишь финальная вспышка. Вспышка, которая затмевает все, что было до нее, но при этом нельзя забывать, что героями не становятся по воле случая, не появляются ниоткуда. Герои живут среди нас. Таким был Валерий Иванов.

 

Список использованной литературы:

  1. «Притча о Воине» Филун Джурин.                                                            https://www.proza.ru/
  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание школьников. М., 2005г.
  3. Герои Российской Федерации http://mari-el.gov.ru/heroes/
  4. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», Москва, 2005 год
  5. В.И. Даль «Толковый словарь русского языка. Современная версия», Москва «Эксмо» 2007 год

Приложения.

Карточка.2

Образ героя.

ПЛАН.

1. Каков внешне должен быть герой?

2. Сколько лет должно быть человеку, которого можно назвать героем?

3. Герои – это люди особой профессии?

4. Может, как-то особенно надо воспитывать героя?

5. Герои живут в каком–то особом месте?

*1. Есть ли герои у нашего времени?

*2. Кто такой герой? Какими качествами он обладает?

*3. Какие поступки можно назвать героическими?

*4. Составить портрет героя.

    Карточка 3. Собери из  слов мысль

Кто

Мужествен

 Решителен

 и смел

Кто

 Свершил

 немало

важных

 дел,

Присвоить

 можно

звание

героя!

Карточки группы 1.

Сила духа.

Мудрость.

Мужество.

Идти вперёд!

Карточка 1

Качества настоящего воина-защитника отметь знаком +

Мудрый

Глупый

Безжалостный

Справедливый

Мужественный

Грубый

Бесстрашный

Трусливый

Решительный

Проявляет уважение к людям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...