Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного годовщине битвы под Москвой
методическая разработка (4 класс)
Методическая разработка общешкольного мероприятия, посвященного годовщине битвы под Москвой ( для учеников начальной школы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bitva_pod_moskvoy_-3.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока Мужества, посвященного годовщине битвы под Москвой « Пролог Победы»
( для учащихся начальной школы)
Цели:
гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;
укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;
развитие познавательных интересов
воспитание патриотических чувств и любви к родному Отечеству
Запомните: от этого порога
В лавине дыма, крови и невзгод,
Здесь в сорок первом началась дорога
В победоносный сорок пятый год.
Роберт Рождественский
Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята! Мы живем в Зеленограде- городе, который вырос на святой земле. Мы помним, что именно из тех окопов, которые еще видны в наших лесах, был сделан первый шаг к Победе. Прах Неизвестного солдата, что покоится у Кремлевской стены, не случайно взят отсюда, с 40-го км Лениградского шоссе. Мы гордимся именами маршала Рокоссовского, генерала Панфилова, комиссара Логвиненко. И еще тысячами, миллионами тех, кто очистил нашу землю от фашизма и принес на своих знаменах освобождение Отечеству и многим народам мира.
Мы вспоминаем годы боевые,
Защитников Москвы, которых нет,
Мы вспоминаем будни фронтовые,
Солдатских лет, военных лет.
Ученица читает стихотворение Дмитриевой О.А. «Рассказ о войне»
Подошла я как-то к деду
-Расскажи мне про Победу!
Дед подумал, помолчал,
Головою покачал.
Слезы брызнули из глаз,
И он начал свой рассказ.
-Началось все в 41-м,
В том трагическом году.
Всему советскому народу
Объявили про войну.
Чаша терпенья полна до краев.
Сколько тяжелых было боев!
Но не сумели нас немцы сломать,
Им есть теперь тоже, что вспоминать.
Было очень нам тяжело.
Холодно, голодно, но мы знали одно:
Жизнью мы жертвовали,
Чтоб победить,
Чтоб свободно и радостно
Вы могли жить.
Песня «Прадедушка» (поют дети).
УЧЕНИК:
Война - это горе и слёзы,
И грохот снарядов вокруг.
Война – это с неба угроза
И пуль пролетающих звук.
Война – это боль и отчаянье,
И ужас в глазах матерей.
Война нам приносит страданье,
Нельзя забывать нам о ней.
УЧИТЕЛЬ:
Сегодня мы склоняем головы перед памятью защитников Москвы, чей подвиг привел к победе над врагом Войны и остается в памяти поколений главными битвами и цифрами статистики. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была войной, и каждый ее день был длиннее жизни.
УЧЕНИК:
С Щипачев «22 июня 1941 года»
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник.
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось
УЧИТЕЛЬ:
Война застала советских людей в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях. Дома и на работе. Кто-то был совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то на пороге юности, кто-то уже взрослым. Солдаты шли защищать свою Родину. Расставаться с родными было тяжело.
Вальс расставания танцуют девочки и мальчики.
УЧИТЕЛЬ:
С первых дней наша страна понесла большие потери
Ученик читает стихотворение:
Уже вблизи его войска
Гремят броней стальною,
Уже видна ему Москва
С Кремлевскою стеною.
И воют бомбы не впервой
Над славным городом Москвой
И над Москвой-рекою.
УЧИТЕЛЬ:
Хроника того времени.
28 июня взят Минск, в сентябре – Одесса и Киев.
30 августа 1941 г. Ленинград оказался в «клещах» окружения и в сентябре началась блокада Ленинграда. 15 июля 1941 года немцы ворвались в Смоленск, который называли «воротами Москвы». Здесь немцы встретили сопротивление, и Смоленск был взят через 2 недели.
УЧЕНИК:
К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» (отрывок).
Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, их к увядшей груди,
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Ты знаешь, наверное все-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил.
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирают товарищи,
По – русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют,
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все – таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По – русски три раза меня обнял
Ученица читает стихотворение А.Суркова «Подошла война к Подмосковью»
Учитель:
30 сентября началось очередное наступление германской армии. 2 русские армии попали в окружение под Брянском и 4 армии под Вязьмой, в плен попало 660 тысяч человек.
Гитлер заявил, что будет сам принимать парад своих войск в Москве. Начав наступление, фашисты объявили точную дату захвата Москвы – 16 октября. Но за 2 недели, пока немцы уничтожали окруженных, советский фронт был построен заново. Добровольцами становились мирные люди.
13 октября начались ожесточенные бои под Москвой. В городе в это время разошлись слухи, что его готовятся сдать. Началась настоящая паника
Ученица читает стихотворение
Калинина О. Б. «Наша память»
Вой сирены, дышащее смертью небо
И спасенье в метро от бомбежки.
И кусочек черного хлеба,
Как сокровище в детской ладошке.
Это все Москва сорок первого года.
Я не видел это, но знаю.
Испытания духа народа
Я в семейном кругу постигаю.
С той поры прошло уж немало лет.
Помню памятью близких людей,
Как ушел на войну ополченцем мой дед
Защищать Москву, свой дом и детей.
Большая Молчановка: стекла выбиты,
Аптека – бомбоубежище выворочена до основания,
Погибли люди. Паника, стоны, выкрики.
Из громкоговорителей звучат воззвания:
«Спасайтесь, кто может! Кто может…»
«Враг у ворот Москвы! Враг у ворот…»
«Муж на фронте. Кто нам поможет?»
Высохли слезы, горечью скован рот.
«Если так судьбою решено, -
Дочкам бабушка моя сказала строго, -
И Москве погибнуть суждено,
Примем Смерть у своего порога».
Это всё Москва сорок первого года.
Я не видел это, но знаю,
Испытания духа народа
Я в семейном кругу постигаю.
УЧИТЕЛЬ:
20 октября 1941 года в столице введено осадное положение
Ученики читают письма с фронта
Ю.Яковлев «Рассказ защитника Москвы»
…Я хорошо помню, как звучат падающие бомбы. Их звук приближается, нарастает, и, кажется, бомба летит прямо в тебя. Но мы не убегали в укрытие, мы оставались у своих орудий. Для нас главное было – защитить столицу нашей Родины.
Только в бою мы забывали о голоде и холоде. И еще – когда приходили письма из дома. Было у писем из дома одно необыкновенное свойство. Читая их, мы на короткое время отрывались от войны и попадали домой. В письмах мы находили НЗ – неприкосновенный запас жизни.
У меня не сохранились мамины письма. Я не запомнил их наизусть, хотя перечитывал десятки раз. Но в памяти жива картина родного дома, которая возникала из маминых весточек.
На ледяном ветру на огневой позиции я видел маму у теплой печки. И мне самому становилось теплее. А у меня в кармане лежало мамино письмо. И когда я перечитывала его, мне казалось, что я слышу мамин голос.
Хорошо, что где – то далеко около мамы существует островок мира, где тепло. И мама в безопасном месте. И единственная ее тревога – это я.
В ответ бойцы писали свои письма.
УЧЕНИК:
Старший лейтенант Григорий Акопян, командир танка.
Мама, я еще вернусь с войны,
Мы, родная, встретимся с тобою,
Я прижмусь средь мирной тишины,
Как дитя, к щеке твоей щекою.
К ласковым рукам твоим прижмусь
Жаркими, шершавыми губами.
Я в твоей душе развею грусть
Добрыми словами и делами.
Верь мне, мама, -
Он придет, наш час,
Победим в войне святой и правой.
И одарит мир спасенный нас
И венцом немеркнущим, и славой!
УЧИТЕЛЬ:
Фронтовые письма
В годы Великой Отечественной войны тысячи семей проводили в армию своих близких. Многие из них не вернулись домой. Как самое дорогое хранятся в семьях фронтовые письма.
Учащиеся читают письма с фронта.
«… Я уже нагляделся на этих гансов и фрицев лежащих мертвыми на нашей земле Что посеяли, то пожали. Там, где они прошли, остаются одни дымовые трубы».
«…Как вы, мои дорогие, поживаете? Тяжелая вам, дети, выпала доля. Но надо терпеть. Живите, родные в дружбе, … помогайте мамочке, ведь ей так тяжело, тяжелей, чем всем нам…»
«…Дорогая Нинуся! Помогай маме, ведь ты самая старшая в семье. Тебе, детка, нелегко, я знаю, но нам на фронте тоже несладко… Надо победить фашистов, чтобы больше не было таких войн, чтобы дети жили и учились спокойно. И чтобы их не убивали. За это, Нинуся, борется и за это страдает сейчас советский народ. Если временами бывает тебе тяжело, подумай о тех, кто погиб от рук немцев, о тех, кто дерется за вас на фронтах… Кончится война, дорогая дочурка, будем опять вместе».
УЧИТЕЛЬ:
На помощь столице пришли свежие военные силы. В октябре под Москву были переброшены части с Дальнего востока.
1 ноября на поле войны под Москвой – затишье. Советское правительство принимает решение о проведении парада на Красной площади.
7 ноября на запорошенной первым снегом Красной площади состоялся военный парад. Немцы и сам Гитлер, были неприятно поражены, услышав по радио, что на Красной площади проходит парад. Германское командование срочно отдало приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве
Участники парада с Красной площади уходили на фронт, многие из них погибли.
Песнь «Марш защитников Москвы» (поют дети).
УЧИТЕЛЬ:
Новые подкрепления встали на защиту столицы.
Особенно прославилась в боях прибывшая с востока дивизия генерал – майора Ивана Панфилова. 16 ноября у Дубосеково на Волоколамском шоссе горстка бойцов – панфиловцев ценой своей жизни 4 часа отбивала танковые атак
Немцы так и не смогли пройти и потеряли 18 танков. Возглавлял эту группу политрук Василий Клочков. Он сказал слова, которые впоследствии стали девизом всей обороны столицы: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».
Песня из к/ф «Офицеры» («От героев былых времен» (поют дети).
УЧИТЕЛЬ:
Война разлучила любящие сердца. Но они верили, что обязательно встретятся.
Песня «В землянке» (поют дети).
В глубокой тайне от противника под Москвой сосредоточились свежие резервные армии, артиллерия и авиация.
Всё готовилось для внезапного и решающего контрудара.
И вот в ночь 5 на 6 декабря части Красной Армии начали мощное контрнаступление по всему фронту. В результате контрнаступления и общего наступления немцы были отброшены на 100-250 км от Москвы. На полях Подмосковья немецкая армия получила первое крупное поражение во II мировой войне.
Победа досталась нелегко, погибло больше миллиона человек.
Слайды «Мемориалы погибшим» в сопровождении а/з Альбиони «Адажио соль минор»
Р.Рождественский «Реквием» (отрывок).
Читает ученица 4 кл ( Под Муз. Шумана «Грезы»)
Помните!
Через века, через года –
помните!
О тех,
Кто уже не придет
Никогда, -
Помните!
Песню свою
Отправляя в полёт, -
Помните!
О тех,
Кто уже никогда
Не споёт, -
Помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет
никогда,-
заклинаю,-
помнит е!
Объявляется минута молчания в сопровождении произведения Шумана «Грезы»
УЧИТЕЛЬ:
В 1965 г. Москве присваивается звание город – герой.
Стихотворение С.Щипачева «Моя Москва» читает ученица 4 кл
УЧЕНИК:
Журавлева О. Н. «Памяти павших…»
Шли они сражаться,
Шли в неравный бой.
Этот подвиг надо
Помнить нам с тобой.
Отстояв столицу,
Не отдав Москвы,
Многие погибли,
Чтоб учился ты.
Подвиг их примером
Может послужить,
Как должны мы крепко
Родину любить
Мирные рассветы
Сегодня над Москвой
Это ИМ обязаны
Счастьем мы с тобой.
Показ видеофрагмента о современной Москве.
Школьный хор исполняет песню «Моя Москва» ( Сл. Лисянского и С. Аграняна, муз. Дунаевского)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного годовщине морского флота России
Сценарий мероприятия содержит конкурсы и викторины на тему морской военной службы...
Сценарий общешкольного мероприятия «ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕШЕХОДЫ»
Сценарий мероприятия, посвященного принятию первоклассников в пешеходы....
Сценарий внеклассного мероприятия "75-летие битвы под Москвой"
Материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия к годовщине битвы под Москвой....
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 77-ой годовщине контрнаступления советских войск в битве под Москвой.
Мероприятие было подготовлено и проведено для учащихся начальных классов в 2016году (к 75-ой годовщине). Но оно актуально и сегодня.6 декабря 2018 года будет отмечаться очередная годовщина.Сначала был...
Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного Дню матери
Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного Дню матери...
Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного «Дню Героев Отечества».
Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного «Дню Героев Отечества»....
Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного «Дню Героев Отечества».
Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного «Дню Героев Отечества»....