Применение геймификации при работе с родителями
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Попробуем разобраться, почему так неохотно мамы и папы идут на родительские собрания, как приём геймификации можно применить в работе с родителями и сделать родителей своими союзниками и единомышленниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meleshko_l.s._primenenie_geymifikatsii_v_rabote_s_roditelyami.doc | 78.5 КБ |
primenenie_geymifikatsii_pri_rabote_s_roditelyami.pptx | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ГЕЙМИФИКАЦИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Выступление Мелешко Ларисы Сергеевны, учителя начальных классов, заместителя директора по УВР на веб-форуме «Искусство быть собой в профессии» при региональной инновационной площадке «Сопровождение молодых педагогов через реализацию модели наставничества» 21.04.2022г. |
Геймификация в образовании – это процесс распространения игры на различные сферы образования, который позволяет рассматривать игру как:
- Метод обучения и воспитания;
- Форму воспитательной работы;
- Средство организации целостного образовательного процесса.
На первой встрече «Целеполагание. Архитектура целей» в работе стажировочной площадки «Сопровождение молодых педагогов через реализацию модели наставничества» молодыми специалистами были названы затруднения, с которыми им пришлось столкнуться в школе. В их числе работа с родителями. Попробуем разобраться, почему так неохотно мамы и папы идут на родительские собрания, как приём геймификации можно применить в работе с родителями и сделать родителей своими союзниками и единомышленниками.
Не секрет, что родительское собрание в любом классе очень волнительно как для учителя, так и для родителя. Важно, чтобы собрания проходили в максимально доброжелательной и психологически безопасной для родителей атмосфере. А если при этом родители получают возможность задуматься над сложными вопросами воспитания и взаимоотношения с детьми, то воспитательная роль мероприятия значительно возрастает.
«Опять это родительское собрание!» Не ошибусь, если скажу, что большинство родителей, да и педагогов тоже, именно так воспринимают новость о предстоящем родительском собрании в классе. Если в начальных классах еще как-то удается заманить родителей в школу, то в средних и старших классах, как правило, приходит в лучшем случае треть всех родителей.
Самое неблагодарное дело учить взрослого человека, со своим богатым жизненным опытом, своими ценностями и принципами. «Кто ты такая, чтобы меня учить, почему я должен что-то тебе объяснять, в теории у вас все красиво говорится, но в жизни все не так», подумает седовласый родитель, глядя на молоденькую учительницу. И чтобы не дай бог, не нарушить психологическую безопасность, не поставить себя в неловкое положение, учителя избегают каких-либо активных форм работы с родителями во время собрания и превращают его в информационные сообщения о том, кто как учится, что будет проводиться и что мы должны сделать в классе. Так постепенно интерес угасает, и в школу родителя уже не тянет.
Что делать? Как вернуть интерес? Как сделать родителей активными участниками собрания? ИГРАТЬ. Да, именно играть, как дети, как совсем несерьезные люди, пришедшие просто провести вместе время. А если еще в ходе игры участники делают какие-то выводы, начинают анализировать поведение участников во время игры, рассуждать, это ли не главная цель нашего с родителями взаимодействия. Это не означает, что игрой можно заполнить все время родительского собрания, теоретический и рекомендательный материал все равно подать необходимо. Игра – это импровизированная практика, красивое введение в тему, к которой потом можно удачно приложить теорию.
Игра, тренинговое упражнение, имеет определенные преимущества перед другими формами работы:
- игра снижает эмоциональное напряжение, что уже очень важно для дальнейшего диалога.
- педагог оказывается в роли соучастника процесса, а не авторитетного взрослого и выводы делают сами родители, а не педагог, что существенно повышает уровень ответственности за собственные выводы.
- игра дает возможность участникам проявить свои личностные особенности в обезличенном формате, как будто это говорится не про меня лично, а про «такого» родителя.
- такие мероприятия хорошо мотивируют на дальнейшую индивидуальную работу с психологом тех, родителей, которые на собрании лишь наблюдают и не решаются проявлять активность в силу своей нерешительности и скромности.
Тем не менее, педагогу и психологу важно помнить, что он должен придерживаться общих подходов и принципов при организации психологических игр. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО! Иначе ведущий рискует не только не добиться успеха и желаемого результата, но и окончательно разрушить отношения с родителями.
ПРИНЦИП ДОБРОВОЛЬНОСТИ. Не секрет, что взрослые довольно сдержаны и не все готовы сходу при всех вступить в игру, тем более если ведущий не всегда заранее проговаривает, в чем будет заключаться суть этой игры (а некоторые игры предполагают именно такой подход). Поэтому участие должно быть добровольное. В любой группе находятся несколько «смельчаков» на которых можно опереться в начале работы. Они же могут помочь привлечь еще дополнительно участников. Замечено, что на предложения равных себе, то есть родителей, участники отзываются гораздо легче, чем на просьбу педагога. Если же в группе наблюдается сильное сопротивление, можно попросить помощи у более близких и знакомых участников. Но настаивать, стыдить, уговаривать точно не стоит, лучше кратко объяснить цель игры, что участники смогут понять, проанализировать в ходе предстоящей игры.
ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Ни в коем случае нельзя критиковать, указывать на ошибки во время игры, говорить, что вы поступаете неправильно, связывать стиль поведения в игре с особенностями ребенка и так далее. В любой игре участники лишь играют роль, доверьтесь и поверьте, что выводы они сделают сами по мере того, насколько справились или не справились с заданием.
ПРИНЦИП САМОАНАЛИЗА. Психологическая игра тем и отличается от любых других, что после нее нужно порассуждать, проанализировать. Но важно дать понять, что анализирует участник только СЕБЯ и свое поведение. Без разрешения других участников обсуждать поведение других не разрешается.
Рассмотрим подробно, как можно организовать проведение родительского собрания с применением игр и тренинговых упражнений.
В качестве разминки для создания благоприятного психологического фона, чтобы родители были эмоционально раскрепощены, провела игру. Для этого заранее заготовила два комплекта букв на листе А4 (АВЕИНОПСТИ). Родители разделились на 2 команды по 10 человек (по количеству букв) и выстроились напротив друг друга с буквами в руках, остальные были членами жюри. Поскольку буква И встречается в списке дважды, один из членов команды был на «скамейке запасных».
Познакомила родителей с правилами игры: ведущий читает задание, игрокам необходимо выстроиться впереди команды так, чтобы из букв получилось слово-отгадка.
Задания | Ответ |
Жалящее насекомое | ОСА |
Часть лица (у человека) или морды (у животных), участвующая в дыхании | НОС |
Стационарный пункт ДПС | ПОСТ |
Плотная корка снега на поверхности | НАСТ |
Протяжный звук, издаваемый при сильной боли, страданиях | СТОН |
Кровеносный сосуд, по которому кровь движется к сердцу | ВЕНА |
Крепёжное изделие с наружной резьбой | ВИНТ |
Задняя сторона туловища | СПИНА |
Лица, сопровождающие высокопоставленную особу | СВИТА |
Процесс поглощения пищи для поддержания жизнедеятельности | ПИТАНИЕ |
Навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни | ВОСПИТАНИЕ |
При составлении двух последних слов-отгадок участвовали и те игроки, кто сидел на «скамейке запасных». Играли в коридоре, поскольку в классе было мало места.
При выполнении этого задания родители смеялись, соревновались между собой в командах, шутили. Поставленная цель достигнута: эмоциональное напряжение снято, родители раскрепощены и настроены на диалог, создан благоприятный психологический фон. Именно о воспитании и пойдёт речь на сегодняшнем родительском собрании.
Вернувшись в класс, продолжили тренинговые упражнения во время групповой работы с родителями.
Упражнение «Пронеси мячик»
Основной целью является создание ситуации, при которой участники могут увидеть и прочувствовать чувства и позицию родителей в разных моделях семейного воспитания (полная, в которой есть и мама, и папа; неполная, где воспитывает один родитель; семья, в которой дети воспитываются бабушками и дедушками).
Упражнение проводила поэтапно, заранее не раскрывая следующих шагов. У менчапз4я было три разных по размеру и свойствам мячика (как вариант – резиновый игровой, массажный, теннисный и др.). Выбрала произвольно троих родителей и раздает им мячики. Задание родителям, получившим мячи – пронести мяч по кругу, используя плоскую поверхность (можно использовать большую тетрадь, журнал и пр.) так, чтобы мяч не упал с поверхности, при этом придерживать мяч руками нельзя.
Задание для всех трех родителей одинаковое, но условия будут разные.
- Первому родителю с мячиком предлагается выбрать себе любого помощника из числа родителей и нести мячик на журнале или тетради они могут вдвоем.
- Родитель, получивший второй мячик должен выполнить задание сам, без чьей-либо помощи.
- Родитель, получивший третий мячик, может выбрать любого другого родителя и доверить ему выполнить свое задание. Сам при этом только наблюдает.
Далее идёт самый важный этап упражнения - анализ выполнения заданий. Спросила родителей, участвовавших в упражнении: « Что Вы чувствовали, когда выполняли упражнение? О чём думали? Было ли сложно выполнить задание? Вспомните способ, который Вы использовали в процессе».
Первые участники ответили, что им было удобно и легко выполнить упражнение, они чувствовали помощь друг друга, пытались подстроится под движения друг друга.
Второй участник сказал, что чувствовал напряжение и тревогу, что не справятся. Пришлось обычно прибегнуть к изменению способа несения мяча (прижать мяч к себе, загнуть журнал, чтобы мяч не упал).
Третий участник, отдавший мяч, ничего тревожного не чувствовал, он просто наблюдал. А тот, кому внезапно передали мяч, ощутил повышенную ответственность за чужой мяч, ведь изначально он не был готов к выполнению упражнения.
Только после того как чувства и способы всех участников были оговорены, перешли к следующему этапу.
Вопросы родителям: «О чем это упражнение?», «На что похоже то, что мы сейчас проделали?». Родители предлагали разные варианты, но постепенно их удалось подвести к тому, что они сами сейчас показали три модели воспитания детей и чувства родителей в той или иной семье. Первый участник продемонстрировал модель полной семьи, где ответственность распределяется поровну, второй участник показал отношение к ребенку в неполной семье (гиперопека, тревожность, ощущение постоянной опасности и пр.), третий – позицию родителей, передавших детей на воспитание бабушкам и дедушкам или другим родственникам. Как правило, родители ребенка так снимают с себя ответственность за своего ребенка, тревожность у них не так ярко выражена. А вот родственники напротив чувствуют двойную ответственность за воспитание не своего ребенка.
Интересно проанализировали и сам мячик. Почему именно мяч представлен в образе ребенка, почему мячи подобраны разные? Анализ мячиков подвёл участников к тому, что они тоже бывают удобными и не очень, и важно принять его таким, какой он есть.
Данное упражнение позволило родителям самостоятельно подойти к проблеме воспитания детей в разных семейных моделях.
Упражнение «Мяч в кольце»
Для данного упражнения приготовила картонное кольцо небольших размеров и мячик, который может умещался на данном кольце. К кольцу прикрепила несколько веревочек длиной примерно 1 метр.
Всю эту конструкцию разместила на полу посередине класса, пригласила одного из родителей (по желанию). После того, как был определен основной участник, предложила ему приподнять кольцо с мячом над полом, держась только одной рукой за конец только одной веревки. При этом разрешила участнику делать все что угодно, только не нарушать главное условие «держать одной рукой одну веревку».
Очень скоро участник понял, что в одиночку это сделать невозможно, но потом догадался о возможности попросить помощи у других участников, ведь условия игры разрешают сделать это. Когда вокруг кольца оказались несколько человек по числу веревочек, участникам удалось справиться с заданием. Поднимая кольцо, они все действовали в одном темпе, на одном уровне, подстраиваясь под всех, не перетягивая инициативу на себя.
Во время обсуждения попросила родителей догадаться, о чем это упражнение.
Выводы получились следующие: если мячик — это ребенок, то воспитать его правильно, дать ему уверенность можно только если взрослые будут действовать сообща, придерживаясь единых принципов, подходов и ценностей воспитания, помогая друг другу и опираясь на других специалистов, если что-то кажется непреодолимым. Не стоит оставаться один на один в затруднительной ситуации. В качестве веревочек рассматривали как членов одной семьи, так и взаимодействие разных специалистов.
Нужно отметить, что в ходе этого упражнения очень хорошо проявились лидерские, авторитарные, демократические качества участников и их зависимость от результата выполнения задания.
Упражнение «Живой забор»
В свободном пространстве поставила стул и пригласила на него участника, который сыграет роль ребенка. Остальным участники должны проговорить, какие ограничения мы ему ставим, что нельзя современному ребенку. По мере того, как родители называли какое-либо ограничение, вокруг ребенка выстраивался «живой» забор. В результате оказалось, что таких ограничений очень много: без сопровождения взрослых приходить и уходить из школы нельзя, высовываться из окон верхних этажей нельзя, кататься на велосипеде по дороге нельзя, пользоваться газовой плитой в отсутствие взрослых нельзя, долго играть в мобильный телефон нельзя, гулять зимой без шапки нельзя, далеко уходить от двора нельзя, близко к водоемам подходить нельзя, на велосипедах в неположенном месте ездить нельзя и многое другое. В результате забор оказался достаточно большой.
Когда «забор» был выстроен, поговорила с «ребенком», который сидел на стуле. Как он там себя чувствовал? Что хотелось ему сделать? Оказалось, что ему там было тесно, темно и неуютно. Хотелось вырваться наружу, то есть нарушить правила и запреты, а когда понял, что это не получится, занялся тем, что доступно ему там, взаперти – залез в телефон, играл.
В ходе упражнения родители пришли к выводу, что, ограничивая ребенка, ограждая его от всех возможных опасностей, мы лишили его возможности самостоятельно решать трудности, находить способы их преодоления, выживать в конце концов.
После проведения тренинговых упражнений, предложила родителям с помощью этого нехитрого теста оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выбрать самый предпочтительный.
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
После того, как родители выбрали самые предпочтительные ответы, занялись обработкой результатов. Для этого в таблице нужно было отметить выбранные варианты ответов и определить их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Если среди ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.
Стиль поведения | Номера вопросов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Авторитетный | Б | В | В | Г | В | Г | А | Б | Г | Б |
Авторитарный | А | А | Г | В | Б | Б | Б | А | А | А |
Либеральный | В | Б | Б | Б | А | А | Г | В | В | В |
Попустительский | Г | Г | А | А | Г | В | В | Г | Б | Г |
Далее в ходе беседы попробовали выяснить поведение родителей и реакцию детей при конкретном стиле воспитания. Проверить свои доводы можно было на слайде презентации. (приведены ниже)
В настоящее время, учёными выдвинуто 4 стиля воспитания.
Авторитарный:(автократический, диктат, доминирование);характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.
Демократический:(авторитетный, гармоничный стиль, сотрудничество); предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также тёплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
Либеральный (невмешательство, в некоторых источниках либеральный стиль приравнивается к попустительскому:предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведения ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста.
Попустительский стиль (синонимы в других источниках: индифферентный, безразличный, гопоопека, равнодушие); с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остаётся сил для воспитания детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся от норм поведению.
Стили воспитания применяются родителями неосознанно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания – тоже стиль.
Закончила родительское собрание «Сказкой о садовниках», которую родители читали по очереди.
«Сказка о садовниках»
У одного богатого человека был прекрасный сад. Какие только диковинные цветы и великолепные деревья не росли в нем. Чтобы ухаживать за цветами, хозяин пригласил садовников и строго настрого приказал бережно ухаживать за растениями и внимательно наблюдать за ними, чтобы не пропустить начало цветения. «Я щедро награжу того, кто вырастит самые прекрасные цветы!» - сказал он. Каждому из садовников он выделил в саду участок, и они дружно принялись за дело.
Первый садовник, увидев, что на розах появились бутоны, с радостным криком бросился к цветку и начал разворачивать лепестки, пытаясь бутону помочь раскрыться как можно быстрее. Садовник так торопился, что нежные лепестки под его пальцами оказались разорванными и смятыми. Тогда он стал разворачивать другой бутон, но с тем же успехом. Горько заплакал садовник, увидев, что, пытаясь преждевременно раскрыть цветы, он лишь загубил их.
Второй садовник решил выращивать цветы под стеклянным колпаком. Он ухаживал за ними очень тщательно: то нагревал, то остужал воду, осторожно тонкой струйкой поливал землю, снимая колпак с цветов всего на пять минут в день. Через много дней, когда садовнику показалось, что цветы достаточно окрепли, он снял колпаки и увидел, что большие красивые головки цветов качаются на тонких стеблях. Цветы стали такими изнеженными, что, когда подул слабый ветерок, их стебли обломились.
Третий садовник любил все измерять и хотел, чтобы во всем был порядок. Цветы росли у него ровными рядами, и если один озорной цветочек хоть на сантиметр уклонялся от линии, то садовник попросту выкапывал и выбрасывал его. Оставшиеся цветы он постоянно измерял линеечкой: какова их высота, толщина стебля, длина шипов и размер лепестков. Зачем он это делал? Этого третий садовник и сам не знал, но уж очень он любил порядок.
Четвертый садовник однажды, подрезая веточки и снимая сухие листья с Розовых кустов, поцарапал руку о шипы и , увидев царапину, разгневался и закричал: «Сейчас же выполю это гадкое растение!» И выполол, не дожидаясь цветка.
Пятый садовник, увидев, что рядом с розами расцветают астры, колокольчики и ландыши, очень рассердился и воскликнул: «Это что такое? Здесь должны расти только розы!» И с этими словами он с корнем выдернул все другие цветы.
Шестой садовник, как только увидел, что цветок распускается, быстро срезал его и побежал показывать своему хозяину, ожидая награды. «Смотрите, смотрите! – кричал он прочим садовникам. – Я вырастил самые красивые цветы! Меня ждет награда!» Но, пока он бежал, цветок завял.
Седьмой садовник так старался вырастить самые красивые цветы, что однажды ночью, пока все спали, незаметно прокрался в сад, захватив с собою кисти и краски, и разрисовал стебли и лепестки невиданными узорами. Наутро вся округа сбежалась посмотреть на чудо, которое он вырастил, но уже к вечеру цветы погибли, так как не могли дышать через краску.
И только один садовник никуда не торопился, зная, что самое важное для цветов – это время и тепло. Поэтому он бережно ухаживал за ростками, поливал их, окучивал, слегка прикрывал их от холодного ветра и терпеливо ждал, когда придет время цветения. Он знал, что одни цветы распускаются весной, другие – летом, а третьи – только осенью. Он знал также, что иные будут расцветать много раз, а иные зацветут лишь однажды. Кроме того, он был необычным садовником – он был еще и музыкантом. Он приносил с собой в сад флейту и , когда выдавалась свободная минутка, играл нежные мелодии. Цветы покачивали головками в такт музыке и становились прекраснее с каждым днем.
Вскоре его часть сада превратилась в настоящий райский уголок... Богатый хозяин, обойдя весь сад, признал, что именно этот уголок самый прекрасный и ВСЕ цветы здесь по-своему великолепны! Со слезами благодарности он спросил садовника, как ему удалось вырастить столь чудесные растения. «Мой секрет прост, - ответил садовник, - Я очень люблю все цветы, ведь каждый из них прекрасен тем, что не похож ни на какой другой, и они это чувствуют».
Вот такой прекрасной сказкой, вселяющий уверенность в том, что любовь творит чудеса, мы закончили наше собрание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А В Е И И Н О П С Т
ОСА Жалящее насекомое НОС Часть лица (у человека) или морды (у животных), участвующая в дыхании ПОСТ Стационарный пункт ДПС НАСТ Плотная корка снега на поверхности СТОН Протяжный звук, издаваемый при сильной боли, страданиях ВЕНА Кровеносный сосуд, по которому кровь движется к сердцу ВИНТ Крепёжное изделие с наружной резьбой СПИНА Задняя сторона туловища СВИТА Лица, сопровождающие высокопоставленную особу ПИТАНИЕ Процесс поглощения пищи для поддержания жизнедеятельности ВОСПИТАНИЕ Навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни
Игра для снятия эмоционального напряжения
Игра «Составь слово из букв»
Условия выполнения заданий разные
После того, как определен основной участник, ему предлагается приподнять кольцо с мячом над полом, держась только одной рукой за конец только одной веревки. При этом ему разрешается делать все что угодно, только не нарушать главное условие «держать одной рукой одну веревку»
В свободном пространстве ставится стул и приглашается на него участник, который сыграет роль ребенка. Остальные участники должны проговорить, какие ограничения мы ему ставим, что нельзя современному ребенку. По мере того, как называется какое-либо ограничение, вокруг ребенка выстраивается «живой» забор.
1. Чем, по Вашему мнению, в большей мере определяется характер человека: наследственностью или воспитанием? А – Преимущественно воспитанием. Б – Сочетанием условий задатков и условий среды. В – Главным образом, врожденными задатками. Г – Ни тем, ни другим, а жизненным опытом. 2. Как Вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей? А – Это игра слов, софизм, имеющий мало отношений к действительности. Б – Абсолютно с этим согласен. В – Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. Г – Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом. 3. Какое из суждений о воспитании детей Вы находите наиболее удачным? А – «Если Вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться» (Эдгар Хоу ) Б – «Цель воспитания научить детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве ) В – «Детям нужны не поучения, а примеры» ( Жозеф Жубер ) Г – «Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному» (Томас Фуллер ) 4. Считаете ли Вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола? А — Меня никто этому не учил, и их жизнь сама научит. Б – Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам. В – Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. Г – Конечно, в первую очередь это должны сделать родители. 5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы? А – Если попросит, то можно дать. Б – Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы. В – Целесообразно выдавать некоторую сумму денег на определенный срок (на неделю, на месяц и т.п.), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы. Г – Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребенка обидел одноклассник? А – Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. Б – Отправлюсь выяснять отношения с родителями обидчика. В – Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более, что их обиды недолги. Г – Посоветую ребенку, как ему лучше вести себя в таких ситуациях. 7 . Как Вы относитесь к сквернословию ребенка? А – Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято. Б – Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить. В – Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы. Г – Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе. 8 . Сын-подросток хочет провести выходные на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствии родителей. Отпустили бы Вы его? А – Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай это делают под надзором старших. Б – Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят. В — Он вполне разумный человек, чтобы самому принять решение. Хотя конечно в его отсутствие буду немного беспокоиться. Г – Не вижу причины запрещать. 9. Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребенок Вам солгал? А – Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. Б – Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения. В – Расстроюсь. Г – Попробую разобраться, что его побудило солгать. 10. Считаете ли Вы, что подаете ребенку достойный пример? А – Безусловно. Б – Стараюсь. В – Надеюсь. Г – Не знаю.
Стиль поведения Номера вопросов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 АВТОРИТЕТНЫЙ Б В В Г В Г А Б Г Б АВТОРИТАРНЫЙ А А Г В Б Б Б А А А ЛИБЕРАЛЬНЫЙ В Б Б Б А А Г В В В ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ Г Г А А Г В В Г Б Г
Характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.
П редполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также тёплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
Предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведения ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста.
Стиль с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остаётся сил для воспитания детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся от норм поведению.
У одного богатого человека был прекрасный сад. Какие только диковинные цветы и великолепные деревья не росли в нем. Чтобы ухаживать за цветами, хозяин пригласил садовников и строго настрого приказал бережно ухаживать за растениями и внимательно наблюдать за ними, чтобы не пропустить начало цветения. «Я щедро награжу того, кто вырастит самые прекрасные цветы!» - сказал он. Каждому из садовников он выделил в саду участок, и они дружно принялись за дело. Первый садовник, увидев, что на розах появились бутоны, с радостным криком бросился к цветку и начал разворачивать лепестки, пытаясь бутону помочь раскрыться как можно быстрее. Садовник так торопился, что нежные лепестки под его пальцами оказались разорванными и смятыми. Тогда он стал разворачивать другой бутон, но с тем же успехом. Горько заплакал садовник, увидев, что, пытаясь преждевременно раскрыть цветы, он лишь загубил их. Второй садовник решил выращивать цветы под стеклянным колпаком. Он ухаживал за ними очень тщательно: то нагревал, то остужал воду, осторожно тонкой струйкой поливал землю, снимая колпак с цветов всего на пять минут в день. Через много дней, когда садовнику показалось, что цветы достаточно окрепли, он снял колпаки и увидел, что большие красивые головки цветов качаются на тонких стеблях. Цветы стали такими изнеженными, что, когда подул слабый ветерок, их стебли обломились. Третий садовник любил все измерять и хотел, чтобы во всем был порядок. Цветы росли у него ровными рядами, и если один озорной цветочек хоть на сантиметр уклонялся от линии, то садовник попросту выкапывал и выбрасывал его. Оставшиеся цветы он постоянно измерял линеечкой: какова их высота, толщина стебля, длина шипов и размер лепестков. Зачем он это делал? Этого третий садовник и сам не знал, но уж очень он любил порядок. Четвертый садовник однажды, подрезая веточки и снимая сухие листья с Розовых кустов, поцарапал руку о шипы и , увидев царапину, разгневался и закричал: «Сейчас же выполю это гадкое растение!» И выполол, не дожидаясь цветка .
Пятый садовник, увидев, что рядом с розами расцветают астры, колокольчики и ландыши, очень рассердился и воскликнул: «Это что такое? Здесь должны расти только розы!» И с этими словами он с корнем выдернул все другие цветы. Шестой садовник, как только увидел, что цветок распускается, быстро срезал его и побежал показывать своему хозяину, ожидая награды. «Смотрите, смотрите! – кричал он прочим садовникам. – Я вырастил самые красивые цветы! Меня ждет награда!» Но, пока он бежал, цветок завял. Седьмой садовник так старался вырастить самые красивые цветы, что однажды ночью, пока все спали, незаметно прокрался в сад, захватив с собою кисти и краски, и разрисовал стебли и лепестки невиданными узорами. Наутро вся округа сбежалась посмотреть на чудо, которое он вырастил, но уже к вечеру цветы погибли, так как не могли дышать через краску. И только один садовник никуда не торопился, зная, что самое важное для цветов – это время и тепло. Поэтому он бережно ухаживал за ростками, поливал их, окучивал, слегка прикрывал их от холодного ветра и терпеливо ждал, когда придет время цветения. Он знал, что одни цветы распускаются весной, другие – летом, а третьи – только осенью. Он знал также, что иные будут расцветать много раз, а иные зацветут лишь однажды. Кроме того, он был необычным садовником – он был еще и музыкантом. Он приносил с собой в сад флейту и , когда выдавалась свободная минутка, играл нежные мелодии. Цветы покачивали головками в такт музыке и становились прекраснее с каждым днем. Вскоре его часть сада превратилась в настоящий райский уголок... Богатый хозяин, обойдя весь сад, признал, что именно этот уголок самый прекрасный и ВСЕ цветы здесь по-своему великолепны! Со слезами благодарности он спросил садовника, как ему удалось вырастить столь чудесные растения. « Мой секрет прост, - ответил садовник, - Я очень люблю все цветы, ведь каждый из них прекрасен тем, что не похож ни на какой другой, и они это чувствуют».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"
В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....
Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)
познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...
Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель
В данной статье проводится анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений и учитель- родитель. Расскрыты особе...
Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
«Необходимость применения в практике работы учителя начальной школы проектной работы».
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личн...
Применение геймификации в образовании: новые возможности и вызовы
Геймификация в образовании продолжает развиваться и становится все более популярной. Новые технологии, такие как виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект и блокчейн, могут быть ис...