Открытое занятие. Тема "Трудолюбие- важное качество гражданина"
классный час (3 класс)

Шаньшина Светлана Сергеевна

«Трудовое воспитание, профессиональное самоопределение»

Отведенное время: 40 минут

Тема: «Трудолюбие- важное качество гражданина»

Цель: формировать у воспитанников представление, что трудолюбие является первоосновой жизни для человека.

Задачи:

образовательная: способствовать осмыслению воспитанниками сущности понятия «трудолюбия», расширить знания о значении трудолюбия в будущей жизни, профессии;

воспитательная: воспитывать трудолюбие, целеустремленность, желание трудиться и приносить пользу окружающим;

развивающая: развивать нравственные стимулы к труду.

Форма организации: круглый стол.

Оснащение занятия: презентация, рассказ К.Д Ушинского «Два плуга», м.ф «Все профессии важны, все профессии нужны», стихотворение Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», карточки с пословицами и поговорками, дидактическая игра «Мозаика профессий» , муз. сопровождение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГБУ «Каменский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

КОНСПЕК ЗАНЯТИЯ №14

«Трудовое воспитание, профессиональное самоопределение»

Отведенное время: 40 минут

Тема: «Трудолюбие- важное качество гражданина»

Цель: формировать у воспитанников представление, что трудолюбие является первоосновой жизни для человека.

Задачи:

образовательная: способствовать осмыслению воспитанниками сущности понятия «трудолюбия», расширить знания о значении трудолюбия в будущей жизни, профессии;

воспитательная: воспитывать трудолюбие, целеустремленность, желание трудиться и приносить пользу окружающим;

развивающая: развивать нравственные стимулы к труду.

Форма организации: круглый стол.

Оснащение занятия: презентация, рассказ К.Д Ушинского «Два плуга», м.ф «Все профессии важны, все профессии нужны», стихотворение Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», карточки с пословицами и поговорками, дидактическая игра «Мозаика профессий» , муз. сопровождение.

Основное содержание занятия

Организационный момент

(слайд1) (музыка)

Ребята, я хочу вам подарить огромное «здравствуйте». А тебе отложить маленький кусочек? Я насыплю тебе в кармашек горсть «здравствуйте» сладкого, как сахар. А тебе, сегодня, какое хочется «здравствуйте»? «Возьмите в ладошку «здравствуйте» - тёплое, ласковое, солнечное, светлое и передайте тепло своих сердец нашим гостям.

Мотивационно- целевой этап

Начать наш разговор я хочу с маленького рассказа Константина  Дмитриевича Ушинского, который называется «Два плуга».  Кто знает, что такое плуг? Давайте вспомним.. (слайд2)

Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.  

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Через некоторое время оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)

- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ? Примерные ответы детей:

- Труд красит человека, а безделье его уродует.

- Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

- Только в труде человек может раскрыться.

- Без труда человек «заржавеет» и заболеет.

Как вы думаете, какая тема нашего занятия? Конечно, мы будем говорить о труде, тема «Трудолюбие- важное качество гражданина». (слайд3)

Деятельностный этап

Так что же такое трудолюбие? (слайд4)

Трудолюбие – положительное качество человека, отличающегося любовью к труду, усердием в работе.

Дорогие ребята вы знаете, что трудиться надо с детства. Конечно сейчас ваш главный труд – учёба, и он нелёгок. И всё же вы просто обязаны выполнять дома посильную работу, помогать уставшим мамам и папе.

Но когда вы подрастете, окончите школу, каждый из вас получит профессию.

Кем бы вы хотели стать? Какие профессии еще вы знаете?

Предлагаю вспомнить некоторые профессии, просмотрев м.ф.

Любой труд, если к нему относиться серьезно, ответственно, с душой — нелегок. А потому заслуживает уважения. Труд уборщицы, технички, которая наводит чистоту и порядок у нас, школе, не менее важен, чем труд учителя, воспитателя.  И если вы видите, как с особым старанием уборщица навела порядок , то не поленитесь сказать ей «спасибо» за ее добросовестный труд. Ей будет приятно знать, что ее труд замечают и ценят. Так же и мне приятно, когда вы на занятии внимательны, запоминаете мои слова, с уважением слушаете. Значит, вы цените мой труд.

(слайд5)

Д. Родари «Чем пахнут ремесла».

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идешь мастерской -

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофера пахнет бензином.

Блуза рабочего - маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате - лекарством приятным.

Рыхлой землею, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет моряк.

Только бездельник не пахнет никак.

А, почему бездельник не пахнет никак?

Нужно выбирать профессию ту, к которой лежит душа ,и работать нужно с желанием и интересом. Невозможно получить успехов в работе, если ты не трудолюбив.

Я желаю вам вырасти трудолюбивыми, целеустремленными людьми! Чтобы все у вас получалось, но для этого нужно трудиться. Добросовестное отношение к труду всегда были важными качествами каждого человека!

Давайте немного отдохнем.

 «Угадайте, что я делаю?»

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь — не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т. д.

Дети угадывают действия.

Молодцы! Займите свои места.

На Руси детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим.  Поделимся на две команды. Я раздам пословицы и поговорки, вам нужно найти им продолжение.  (слайд6)

• Деревья смотри в плодах,... (а людей смотри в делах).

• Терпение и труд... (все перетрут).

• Под лежачий камень... (и вода не течет).

• Маленькое дело... (лучше большого безделья).

• Горька работа,... (да сладок хлеб).

• Не везде сила: где уменье,... (а где и терпенье).

• Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).

• Не спеши языком - ... (спеши делом).

• Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).

• Делу время,... (потехе час).

• Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).

• Ищи невесту не в хороводе,... (а в огороде).

Хотелось бы подробно разобрать пословицу «Любишь кататься - люби и саночки возить.

О чем эта пословица? В ней говориться о том, что если ты хочешь достичь чего-либо в жизни, то тебе необходимо долго и упорно трудиться.

Издавна люди придавали огромное значение труду. Идеал трудовой жизни наших предков - это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота.

Дружеское понимание и помощь очень важны при совместной работе, вы сейчас в этом убедитесь, играя в  игру, которая называется «Мозаика».

Вам нужно назвать профессию и  подобрать необходимые инструменты для работы в той или иной профессии.

Работа с игрой.

А сейчас мы опишем профессии, называя главные черты ее обладателя.

Игра называется: «Кто какой, какая?»

Водитель какой? - внимательный, сильный, сосредоточенный.

Повар какой? - ловкий, аккуратный, внимательный и тд

 А еще у меня для вас есть шуточная игра…

Игра:«Правда ли?» (хлопаем и топаем)

Рыболов пасет свиней?

Стюардесса обслуживает пассажиров поезда?

Кочегар топит печь?

Учитель собирает налоги?

Модель работает в цирке?

Дрессировщик дрессирует преступников?

Маляр красит стены?

Библиотекарь издает библии?

Строитель строит дома?

Таксист разводит собак породы такса?

Парикмахер делает парики?

Кондитер печет торты и пирожные?

Столяр делает мебель?

Хлебороб растит хлеб?

Оценочно- рефлексивный этап

Мы, заканчиваем наше занятие, и нам остаётся подвести итог.

-О чем мы с вами сегодня говорили? (ответы детей)

-Для чего же нам нужно трудиться? (ответы детей)

-  А сейчас закройте глаза и ответьте  себе на вопрос: « Трудолюбив ли я?».

Обсуждать ответ не надо ни с кем, даже, если ответ вам самим не понравится, не огорчайтесь, всё можно изменить. Ведь теперь вы все хорошо понимаете, как важно любить труд, который создаёт всё лучшее на земле. Я  верю, что у вас всё получится. А помогут вам в этом ваши наставники – воспитатели, учителя, близки люди. Спасибо за занятие! (слайд7)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Плуг — орудие для вспашки плотной почвы . Иллюстрация к рассказу К.Д Ушинского «Два плуга»

Слайд 4

«Трудолюбие- важное качество гражданина».

Слайд 5

Трудолюбие – положительное качество человека, отличающегося любовью к труду , усердием в работе.

Слайд 9

?

Слайд 10

Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Самостоятельность- важное качество для младшего школьника"

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста». План: Рассказ о самостоятельности детей раннего возраста. Решение проблематичных ситуаций. Совместная деятел...

Открытое мероприятие "Вежливость-одно из важнейших качеств воспитанного человека"

Много славных дел ждёт нас, но, прежде всего, мы должны вырасти добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека.Каждый воспитанный человек д...

"Важные качества успешного обучения"

Что помогает ребенку хорошо учиться? Часто считается, что это высокий IQ, потрясающая школа, хорошо выстроенные уроки, квалифицированные учителя, творчески составленная учебная программа, высокие ожид...

"Важные качества для успешного обучения"

Что помогает ребенку хорошо учиться? Часто считается, что это высокий IQ, потрясающая школа, хорошо выстроенные уроки, квалифицированные учителя, творчески составленная учебная программа, высокие ожид...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...

Классный час "Важные качества общения"

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенну...