"Не впадая в «дидактические амбиции»" об опыте польского педагога Малгожаты Квятковска
статья

Коротко о том, как я познакомилась с опытом работы польского педагога Малгожаты Квятковска, что побудило меня прочитать ее книгу "Глубоко не понятые дети". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kulikova_i.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Об опыте польского педагога Малгожаты Квятковска

Работая с детьми с нарушениями в развитии не обойтись без специальных знаний и изучения опыта профессионалов своего дела. С одним из таких опытов я познакомилась, прочитав книгу Малгожаты Квятковска - польского педагога, специалиста по социальной работе, методиста, общественного деятеля - «Глубоко непонятые дети». Побудил меня познакомиться с описанием практического опыта Малгожаты К. счастливый случай. По стечению обстоятельств Малгожата К. посетила наш дом-интернат для детей с нарушениями в умственном развитии в котором я работаю. Встреча была яркой и незабываемой, мне понравился подход Малгожаты К. к работе с детьми, и к тому времени у нас в доме-интернате уже начались изменения по программе «Детский дом – «Как дома», идеи которого совпадали с методикой обучения детей с тяжёлыми нарушениями в умственном развитии описанными автором.  

Автор описывает главные направления - как помочь ребёнку достичь максимального уровня самостоятельности и как научить оптимальной коммуникации. Про среду, которую мы, педагоги, привыкли организовывать. Автор пишет: «Зачем придумывать что-то особенное, если вокруг уже есть самая развивающая из всех сред – жизнь, нужно позволить максимально участвовать в ней по мере возможности…Главное учебное пособие – жизнь.».

Для развития коммуникативных навыков у детей используются все каналы общения: дыхание, сигналы тела, выражение глаз, мимика, жестикуляция, поза, положение тела, нечленораздельные звуки, речь. Автор предлагает следующие этапы работы: Чтение сигналов; формирование ощущения созидательной силы в коммуникации; оптимальная коммуникация; введение индивидуального словаря; расширение словаря новыми понятиями (каждое новое понятие сразу вводить в словарь; каждое новое понятие должны знать все окружающие; опирайся на интересы ребёнка).

Для развития самостоятельности и знаний детей о мире предлагается учить ориентироваться в собственном теле, окружающем мире, обучиться навыкам, которые позволят обрести максимальную самостоятельность и получать удовольствие от жизни. Этапы работы: Я – ориентировка в теле, ощущение созидательной силы; Я и ближайшее окружение - этап направленной познавательной активности; Я и мир - этап расширения знаний о мире и возможностях его использования.

На занятиях по выражению чувств необходимо убедить ребёнка, что он может выражать свои чувства разными способами и в дальнейшем постепенно развивать эти навыки. Если ребёнок любит бегать при правильном подходе и регулярных занятиях по развитию навыка от сможет танцевать, всем телом иллюстрировать музыку. Любит стучать – играть на барабане; любит пластичные материалы – лепить; любит воду – рисовать; рвёт бумагу – делать аппликацию. Малгожата К. отмечает, что на развитие навыка уходят годы, но зато это не идёт в разрез с имеющимися у ребёнка первичными навыками и желаниями.

В поисках истинных причин поведения, вызывающего опасение и с целью его постепенной нормализации автор рекомендует индивидуальную и групповую терапию. Терапия – длительная, требует огромного терпения и тесного взаимодействия всех значимых для ребёнка людей. Нельзя игнорировать нежелательное поведение – нужно относится с пониманием и определённой дистанцией. Убедите ребёнка что у него есть достоинства. Находясь рядом с другим человеком несколько часов, мы становимся частью его жизни, влияем на её качество, поэтому главное правило – не навреди. Автор предлагает брать на себя ответственность за проблемы ребёнка, искать причины в себе, работать над собой, так как чаще всего: стереотипии, агрессия, аутоагрессия – психологическая изоляция от окружения - это сигнал о помощи, желание обратить на себя внимание. В результате командной работы заполняется карточка терапевтической работы для чёткого понимания, что предшествует деструктивному поведению, как оно проявляется, что в это время делают окружающие, к чему оно приводит. Как правило нежелательное поведение проявляется в определённые часы или в конкретных ситуациях.  Проанализировав этот промежуток дня становится понятным, что у ребёнка в этот момент нет чёткой модели поведения, он не знает, что делать, чувствует себя ненужным, потерянным, отсюда возникает чувство неуверенности, небезопасности, непредсказуемости и как следствие нежелательное поведение. Следует сообщать ребёнку о предстоящих событиях, готовить его к определённой роли, независимо от уровня развития ребёнка нужно найти осмысленное для него занятие. Не обманывай ребёнка включая ему телевизор, зачастую там детей привлекает только мелькание картинок. «А ведь даже ребёнок в инвалидной коляске может вытирать пыль, «лежачий» следить за порядком – наблюдать за тем, всё ли ты делаешь правильно…, гиперактивный - приносить различные предметы…, расставлять стулья…».

Чёткую позицию высказывает автор по поводу агрессии детей с которой не редко сталкиваются сотрудники.  «Агрессия - не является «нарушением», сопутствующим умственной отсталости. В жизни ребят накоплены все возможные причины агрессии. Каждое проявление агрессии имеет свою причину, и каждый случай надо рассматривать как сигнал, призыв о помощи. Чем больше заглушаешь агрессию, тем меньше шансов найти причины и решить проблему».

Целью групповой терапии является социальное развитие, формирование правильных установок и принятие социальных ролей, сохранение психологического комфорта. Нельзя допускать никакого соперничества - не сравнивай, не оценивай детей. Заботься об удовлетворение потребности в физической и психологической безопасности. Высвобождение естественного, спонтанного социального поведения лучше всего рассмотреть на примере игры детей. Дети лучше всего играют, когда взрослые не вмешиваются каждую минуту.

Малгожата К. предлагает педагогам изучать широкую гамму техник и методов на основе мастер-классов, тренингов, изучения первоисточников. Применять знания гибко. Контролировать эффективность применения.

В книге представлены некоторые практики с комментариями автора: полисенсорная стимуляция, авторский метод дружелюбного местечка, созданный Малгожатой К. на основе наблюдений. Это охраняемая тайной территория, например, камень под деревом, где с ребятами хорошо наблюдать изменения в природе в разные времена года, не перенося эти знания на весь мир. Автором представлен взгляд на проведение праздников.  Представленные советы: «Не пытайтесь организовывать праздники каждый день», «Праздникам всегда предшествуют приготовления», «Праздник воздействует на все органы чувств», «Связаны с определённым ритуалом, установленными обычаями и традициями» - действительно актуальны для организаций где проживают дети.  Праздник связан с положительными эмоциями, а положительные эмоции с доброжелательной атмосферой и этим надо пользоваться.

О проблемном методе вообще часто забывают в работе с детьми с умственной отсталостью, а между тем этот метод позволяет развивать способности детей. Чаще задавайте ребятам вопросы, пусть они ищут ответы. Подкрепляйте каждый ответ. Задавать вопросы – хороший способ поддерживать внимание и интерес ребёнка.

Принципы всестороннего, гармоничного развития от Малгожаты Квятковска можно кратко описать так: ищи потенциал каждого ребёнка; открывай в ребёнке сильные стороны; наблюдай за спонтанной активностью в естественных условиях и ситуациях затруднений; следи за сигналами: развивай через постижение и понимание реального мира.

Литература: Квятковска М. Глубоко непонятые дети. Поддержка развития детей с тяжёлыми и глубокими нарушениями интеллекта. – СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2016. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога по реализации направления "Воспитание человека"

Профессия учителя требует постоянного горения, неистощимого энтузиазма и самой беззаветной любви к детям. Ни усталость, ни горе, никакие другие обстоятельства не дают учителю право работать плох...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

обобщение опыта работы педагога по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательнойдеятельности учащихся начальных классов».

Новизна опыта  заключается в разработке и совершенствовании  форм, методов, приёмов работы по использованию информационных технологий в учебном процессе, в создании и накоплении необходимого...

Обобщение опыта работы педагога-организатора Боровковой Е.В.

Обобщение опыта работы педагога-огрганизатора по работе с детьми в Центре дополнительного образования...

Обобщение опыта молодого педагога на тему "Духовно-нравственное воспитание в школе"

В данной статье представлен первый опыт молодого педегога на тему "Духовно-нравственное воспитание в школе", который был обощен на одном из заседаний "Школы молодого педагога" в г. Гусь-Хрустальный...

Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"

Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...

Развивающие игры и дидактические упражнения (из опыта работы)

Игра - это интерес, азарт, поиск, неожиданные находки и открытия. Игра - это способ познания окружающего мира. Играя с детьми, мы учимся фантазировать, думать, общаться.Цель работы - это воспитывать р...