Выступление на методическом объединении: «Профилактика нарушений поведения детей с ОВЗ.»
материал

Ларина Елена Владимировна

Психолого-педагогическое сопровождение подрастающего поколения всегда являлось одной из сложных и важных задач в общеобразовательном учреждении. Ее актуальность возрастает в связи с непрерывным ростом количества несовершеннолетних с проявлениями девиантного поведения различного типа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление на методическом объединении:

«Профилактика нарушений поведения детей с ОВЗ.»

Подготовила: Ларина Е.В.

Инсар, 2022

Психолого-педагогическое сопровождение подрастающего поколения всегда являлось одной из сложных и важных задач в общеобразовательном учреждении. Ее актуальность возрастает в связи с непрерывным ростом количества несовершеннолетних с проявлениями девиантного поведения различного типа. Обращает на себя внимание тот факт, что помимо количественных существуют и качественные изменения: увеличивается число девиантных поступков, совершаемых подростками, имеющими нарушения интеллекта.

Девиантное поведение у умственно отсталых подростков связано с рядом социальных и биологических факторов, выступающих во взаимодействии и единстве.

Наиболее распространенными формами девиантного поведения у данной категории подростков являются агрессивность, бродяжничество, воровство, попрошайничество, ранняя алкоголизация, табакокурение, токсикомания, сексуальные аддикции (это навязчивое половое поведение, которое подсознательно используется для достижения психологического комфорта и наслаждения, неспособность контролировать сексуальные импульсы).

Основными причинами девиантного поведения у умственно отсталых подростков являются:

– неблагоприятные условия семейного воспитания (алкоголизм родителей, эмоциональная депривация (это лишение детей заботы, внимания, ласки, нежности и любви)

– недоразвитие эмоционально-волевой сферы и нарушение умственного развития;

– трудности коммуникации и адаптации.

Мы должны с самого раннего возраста прививать нашим воспитанникам традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности. Решение проблемы всестороннего развития и воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали становлению ученика как личности, пробуждали в нем желание делать добро. Эффективным решением данной задачи является выстраивание в школе единой системы воспитания по всем направлениям:

- Ученик-патриот и гражданин

- Ученик и его отношение к природе      

- Труд и творчество

- Пропаганда здорового образа жизни

- Я и моя семья

С учениками постоянно ведется профилактическая работа по устранению причин девиантного поведения. Народная мудрость гласит: «Не оценивайте людей, а цените их». Ребенок, как и любой взрослый человек, нуждается в понимании, доверии, поддержке. Чтобы лучше понять, что собой представляет каждый ребенок, на что он способен, как выстраивать с ним взаимоотношения в классе ведётся  систематическое наблюдение за учащимися, устанавливая характер отклоняющегося поведения;

- изучаются интересы, склонности и способности воспитанников;

- с помощью бесед вовлекаем подростков в культурно-массовую и оздоровительную работу;

- осуществляем контроль за проведение свободного времени детей данной категории.

Наиболее адекватной формой преодоления девиантного поведения у детей олигофренов является двигательная активность. Наши ученики посещают различные кружки. Но не всегда они делают это с желанием. Благодаря убеждению и повышению мотивации делаем все возможное, чтобы воспитанник не бросил заниматься.

Детям с нарушением интеллекта не свойственно заниматься каким – либо одним видом деятельности. Работа педагога построена так, чтобы занятия не были монотонными, носили разнообразный характер, тем самым, давая возможность детям проявить себя во всех сферах творческой деятельности. Большинство учащихся имеют в основном поведенческие нарушения. Какие-то проблемы можно решить медикаментозным путем, но нельзя исправить лекарствами то, что заложено в воспитании ребенка. Различные беседы, совместная творческая работа в каком - либо деле дают положительный результат, но не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям воспитанников. Например, в классе стараемся выработать определенные правила поведения - они не могут покинуть кабинет, не наведя в нём порядок – расставить стулья, убрать лишние вещи. Дети усваивают, казалось бы, примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Но бессмысленно говорить о втором уровне воспитания (это касается этикета, правил хорошего тона общения), если не освоен первый.

Хороших результатов в воспитании можно добиться лишь тогда, когда настроение у детей прекрасное: нет агрессивности, нет бесполезной двигательной активности, нет конфликта между детьми. В.А.Сухомлинский считал, что «незыблемая основа убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».    

 Аморальное поведение самых близких людей негативно сказывается на ребенке.  У детей существует противоречие между знанием, как нужно себя вести и практическим применением.    Асоциальное поведение рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие в обществе правовым или нравственным нормам. Наиболее ярко асоциальное поведение выражено в подростковом периоде, но у детей с ОВЗ оно начинает проявляться гораздо раньше.
         В случае появления асоциального поведения у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, работа с родителями должна носить не эпизодический, а систематический характер. Необходимо комплексное решение возникающих проблем с привлечением широко круга специалистов - педагогов, психологов, врачей, сотрудников ПДН. Только в данном случае можно добиться положительного результата. В педагогической практике имеется большое разнообразие форм и методов работы по профилактике асоциального поведения: наблюдение, контроль посещаемости, успеваемости, своевременная информация родителей, посещение семей учащихся, индивидуальные консультации, беседы для родителей и т.п.
         Профилактическую работу следует начинать с ознакомления медицинской карты учащегося, в которой указывается степень его заболевания. В соответствии с этим определяется индивидуальный подход в работе с данным учащимся. Полное взаимодействие с семьёй невозможно без педагогического и психологического изучения семьи. Поэтому если ребенок живет в семье, следующим этапом станет посещение семьи учащегося на дому, которое совместно проводят классный руководитель, психолог и социальный педагог. Изучение семьи позволит понять стиль жизни ребёнка, уклад жизни семьи, её традиции, духовные ценности, воспитательные возможности.

И наша задача и вся наша работа построена на том, чтобы помочь детям научиться преодолевать жизненные трудности.

В повседневной практике всем участникам образовательного процесса приходится постоянно корректировать поведение учащихся, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки, вовремя распознать намеренье совершить тот или иной проступок, предотвратить его. В этих случаях психолог использует следующие методы и приемы педагогического воздействия.

Существуют следующие группы психолого-педагогических приемов.

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между психологом и учеником, установлению душевного контакта:

1) проявление доброты, внимания, заботы;

2) просьба;

3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).

Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

-    поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;

-    любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

-    форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

-    награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

-    поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

-    помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;

- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший.

-  ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;

-  если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;

-    всегда учитывайте состояние ребенка;

-    не унижайте ребенка;

-    соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

4) «авансирование личности» – предоставление ученику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;

5) обходное движение. Различное отношение «взрослый-ребенок» находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка взрослого силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, ученик благодарен педагогу за поддержку. Такие минуты не забываются. Педагог становится для него близким человеком, которому можно доверить самое сокровенное. Естественно, у ученика возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением;

6) Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Педагог должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать;

7) проявление огорчения;

8) проявление умений учителя, его мастерство.

Основываясь на выше сказанное можно сделать вывод, что все мероприятия, проводимые в школе-интернате, направлены на формирование всесторонне-развитой личности детей с нарушением интеллекта, что, безусловно, способствует профилактике девиантного поведения. Практический опыт работы убеждает в том, что эффективность профилактики девиантного поведения подростков с нарушением интеллекта зависит от умения направить их интересы, научить их правильно оценивать свои поступки, осознать свою ответственность, как перед конкретными людьми, так и перед обществом.

Для этого необходимо развивать их положительные качества личности, а отрицательные подвергать коррекции. Данное направление работы выполняется, как путем предупреждения поведенческих девиаций, так и путем развития социально- одобряемого поведения в обществе.

Список используемой литературы.

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
  2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
  3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.
  4. Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование.вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010.
  5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Аркти, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"...

Доклад для выступления на методическом объединении. На тему: Коррекция гиперактивного поведения детей с дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла.

Слайд 1Доклад на тему : Коррекция гиперактивного  поведения  детей с  дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла. Слайд 2 Синдром дефицита внимания и ...

Методическая разработка выступления на методическом объединении классных руководителей по профилактике ДДТТ и пропаганде ПДД. «Использование информационных технологий при изучении правил дорожного движения»

В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемый участниками образовательного процесса, многократно увеличив...

Выступление на методическом объединении воспитателей «Формирование просоциального поведения у подростков с нарушениями зрения в условиях школы – интерната»

      Приоритетной задачей в образовании детей с ОВЗ является задача их социальной адаптации. Социальная адаптация личности представляет собой единство трех социально-психологиче...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов: «Профилактика голосовых расстройств»

В материале рассматриваются вопросы над чем необходимо работать педагогам, чтобы иметь красивую выразительную речь и избежать голосовых расстройств. Упражнения и методические рекомендации даются по...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов: «Профилактика голосовых расстройств»

В материале рассматриваются вопросы над чем необходимо работать педагогам, чтобы иметь красивую выразительную речь и избежать голосовых расстройств. Упражнения и методические рекомендации даются по...