Внеурочное занятие. Изготовление Коми малицы. Украшение Коми орнаментом.
классный час (3 класс)
Сохранение традиций Коми края. Расширять представления детей о Коми республике, как о своей малой Родине, познакомить с историей Коми национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить располагать Коми орнамент, подбирать правильно цвета, передача колорита национального костюма.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie._izgotovlenie_komi_malitsy.docx | 481.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеурочного занятия «Изготовление Коми малицы»
Учитель: Дьячкова Н. А.
Тема: «Изготовление Коми малицы из цветной бумаги»
Класс: 3
Формы работы: фронтальная (устные ответы), работа в паре (составление узора орнамента), индивидуальная (изготовление малицы по шаблону).
Цель: формирование умений изготавливать Коми малицу из цветной бумаги. Углубить представление учащихся о знаках-символах в народном Коми орнаменте.
Задачи:: расширять представления детей о Коми республике, как о своей малой Родине, познакомить с историей Коми национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить располагать Коми орнамент , подбирать правильно цвета, передача колорита национального костюма. Создавать законченный творческий образ.
Оборудование и материалы: Компьютер; мультимедиа проектор; презентация «Коми Малица» бумаги », таблица знаков – символов Коми орнамента, шаблоны малицы, фото образец национальной костюм Коми народа, образец изделия Коми малицы, таблица с правилами безопасной работы с ножницами; клей; цветная бумага и картон; фломастеры
Ссылка на презентацию «Коми малица»
Описание этапов занятия
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (универсальные учебные действия) |
I. Организационный момент | -Добрый день! - Давайте улыбнемся, пусть у всех будет хорошее настроение. -А с каким настроением вы пришли? Покажите жестами свое настроение. | -приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к занятию -рассаживаются на рабочие места, показывают жестами настроение. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке Регулятивные УУД: мотивация учащихся к учебной деятельности |
II. Актуализация опорных знаний. | Вступительная беседа: Тихие, задумчивые сосны, И под снегом сон тетеревов, И фонтаны в крае нефтеносном, И огни растущих городов; В новых сёлах - древние былины, Золотые скирды на полях – Это Север – край неповторимый, Край отцов и Родина моя. - Ребята, о чем говорится в стихотворении? - Альберт Ванеев воспевает нашу республику, о том какая республика богатая. - Где расположена республика? Показ карты Республики Коми, её границы. - Что вы знаете о Республике Коми? | -отвечают на вопросы, -рассуждают, - приводят примеры О республике Коми На севере России Дети рассказывают о городах, реках, растениях и животных республики | Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод. способность к рассуждению |
III. Изучение нового материала
Дополнительный материал к занятию | Сегодня вас приглашаю на самый крайний север нашей республики. В тундру - Тундра – большая территория севера, у нее нет ни конца, ни края. Тундра – очень красивая. Летом она зеленовато - голубая, от зеленого мха и редких растений, голубая- от северных рек и озер. Лето в тундре очень короткое, недолгое, можно сказать его почти нет. А зимой тундра белоснежная, реки замерзают, а земля покрывается толстым слоем снега. Поэтому ее и называют страной – снежинией. Снег появляется ранней осенью и держится почти всю весну. Можно сказать, что в тундре постоянная зима. Дуют холодные, пронизывающие ветры. - А вы догадались, почему тундру называют страной –Оленией? - Правильно, ведь олени - это главные обитатели тундры. - Тундра такая большая, но в ней мало растений, почти нет деревьев. Как вы думаете, почему? - Здесь нет больших домов и не ездят машины. На чем передвигаются люди в тундре? - Вместо домов здесь стоят непонятные домики – шалашики. - Что это? - Из чего он сделан? - А почему он быстро собирается и разбирается. - Кто живет в этом чуме? - Кто такие оленеводы? Чем они занимаются? - Посмотрите, какая интересная одежда у оленеводов. Из чего она? Просмотр презентации «Коми малица» - Жители Коми края, живущие на севере, научились хорошо выделывать шкуру оленя и шить из него одежду и обувь. Эта одежда очень удобная и практичная, так как мех у оленей густой, теплый. Одежда похожа на чум, тоже стоит вокруг себя, капюшон приклеивается к воротнику, а рукавички пришиваются к рукавам. Верхняя одежда бывает двух видов: малица и парка. Обратите внимание – малица украшена узорами. Что это за узоры? - Орнамент – это узор, состоящий из знаков, линий, построенный на чередовании рисунка. Орнамент используют:
- Вот несколько видов орнамента, применяемого в аппликации. (Образцы орнамента и обозначение символов на доске). - Для чего мастерицы так красиво расшивают одежду узорами? - Откуда они берут эти орнаменты? - Посмотрите на таблицу с некоторыми орнаментами, прочитайте , что означает каждый знак. Я понимаю, что вы уже догадались, что мы будем делать. - А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия. Тема нашего занятия – «Изготовление северной малицы». -Что хотим узнать? Чему научиться? | -отвечают на вопросы, -рассуждают, - приводят примеры | Личностные УУД: освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя, поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
Физминутка | Давайте прогуляемся по тундре В тундре вновь мы оказались. Мы замёрзли. Мы согрелись. Руки к солнцу мы подняли. День полярный мы дождались. | Выполняют физкультминутку | |
IV. Постановка учебной задачи | - Немного отдохнули, а теперь предлагаю вам потрудиться. Превратиться в северных мастеров и мастериц. Наверно уже догадались что мы сегодня будем выполнять? Сделать Коми малицу- верхнюю одежду оленеводов из бумаги и украсить используя символы Коми орнамента. | -смотрят видеосюжет -формулируют тему занятия и цели | Личностные УУД: освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя, поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
V. Практическая работа 1.Творческое задание. Работа в паре Подготовка рабочего места 2. Анализ изделия. | - Посмотрите на таблицу орнаментами, прочитайте , что означает каждый знак. (Презентация) Составить узор Коми орнамента на полоске бумаги. Выдаются трафареты малицы. -Какие материалы и инструменты нам понадобятся, вы мне скажете, отгадав загадки - Слушайте внимательно: Два конца, два кольца, посередине гвоздик -Правильно. Это ножницы: -А как нужно пользоваться ножницами? -Давайте сейчас вместе с вами вспомним эти правила. Правила работы с ножницами. 1. Не оставляй ножницы раскрытыми. 2. Передавай ножницы кольцами вперёд. 3. При работе не держи ножницы концами вверх. 4. Не приближай пальцы левой руки к линии отреза. Чтобы два листа скрепить, Как же правильно работать с клеем? При работе с клеем: 1. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы 2.Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее. 3. Закончив работу, закрой клей крышкой. 4. Руки после работы хорошо вымой с мылом. Рассмотрите технологические карты изготовления Коми малицы. Прочитайте. Всё ли понятно. Учитель показывает последовательность выполнения малицы, дети повторяют. Самостоятельное выполнение. | работают сообща -отвечают, размышляют, придумывают формирование безопасной работы; -выполнение практической работы с использованием инструкционных карт. Ребята внимательно смотрят, как учитель поэтапно выполняет работу, начинают выполнять сами. | Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; Регулятивные: планировать собственную познавательную деятельность. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях, отгадывать загадки. Коммуникативные взаимодействовать с учителем и группой. |
VI Рефлексия. Выставка работ. | Давайте сделаем выставку наших работ. Посмотрите, как хорошо смотрится украшенная орнаментом одежда! - Расскажите, какой орнамент вам понравился больше всего и почему? Скажите, что вы узнали нового на уроке? - Что вам больше всего понравилось и запомнилось? - Оцените свою работу на занятии. - Прочитаем стихотворение коми поэта Александра Журавлева, который писал стихи для детей на русском языке. (Дети читают хором) - Стихотворение называется «Малица» - Папа малицу привез. - Посмотрите, нате! - Не боюсь тебя, мороз! - Руки, уши, лоб и нос - В малицу я спрятал. - В ней на улицу пойду, - Поскользнусь и упаду. - Мне тепло сидеть в снегу - Я еще не так могу… - Вот какая малица – всем ребятам нравится! Малицы получились очень красивые, разнообразные. Так и хочется их примерить. И орнамент разный, но очень сочетается друг с другом. Целая композиция – картинка получилась. Можно сразу догадаться, что здесь малица – для охотника, эта для рыбака, а эта для женщины, которая любит собирать ягоды. - Любите родной край, берегите его природу | Дети выставляют работы на доску. отвечают -высказывают мысли о выполненной работы; -рассказывают, слушают; | Личностные: формирование эстетического вкуса, осуществлять саморефлексию. Личностные :развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей. Регулятивные:оценка выполненной работы. Познавательные: выводы о проделанной работы |
VII. Уборка рабочего места | -Уборка рабочего места. 1. Собери со стола и с пола мусор. 2. Выброси в мусор. 3. Тщательно вытри руки салфеткой. 4. Все принадлежности убери |
Дополнительный материал
Малица.
Малица – глухая (без разреза) одежда, сшитая из оленьих шкур мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём, передняя сторона несколько короче. Малица имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. Капюшон шьют обычно из пыжика в два слоя (мехом наружу и внутрь). К рукавам наглухо пришивают рукавицы из камуса мехом наружу. На запястье, выше ладони, они имеют отверстие для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц. Подол малицы обшивается опушкой высотой 20-25 см из шкуры осеннего крупного оленя.
В дальнюю зимнюю дорогу сверху малицы надевают меховой гусь, мехом наружу. Он не только утепляет корпус человека, но и, будучи длинным, закрывает ноги. Надевается малица снизу вверх. По типу кроя это глухая одежда. Шкуры при этом располагаются мехом вовнутрь. Отдельными частями малицы являются капюшон и рукавицы.
Поскольку шов на меховой одежде неудобен и травмоопасен – он может натереть или поцарапать тело, – капюшон кроится вместе со спинкой малицы. А сбоку в недостающие места капюшона вшиваются небольшие клинья. Спереди по овалу лица делается меховая окантовка и пропускается кожаный ремешок, концы которого свисают в виде двух завязок. В случае мороза и ветра затягиванием этого ремешка можно сузить отверстие капюшона и ослабить таким образом воздействие агрессивной внешней среды на человека.
Рукавицы пришиваются своей тыльной стороной к внутренней стороне рукавов малицы. Это чрезвычайно удобно, поскольку в таком случае утрачивается вероятность утраты рукавиц. А потерять рукавицы при быстром движении оленьей нарты по ухабам зимней дороги совсем нетрудно. Такой случай чреват не только обморожением, но и более серьёзными последствиями. У рукавиц малицы есть одна интересная особенность – разрез на уровне запястья со стороны ладони. Он даёт возможность при необходимости быстро освободить и спрятать обратно кисть руки, не вынимая её из пришитой рукавицы.
Обязательным атрибутом малицы является пояс. Он выполняет четыре функции.
Во-первых, костюмную – регулирует длину малицы, прижимает её к телу, не позволяя ветру задувать снизу.
Во-вторых – портупейную. На поясе закрепляется целый набор жизненно необходимых на Севере предметов – нож (или несколько ножей), абразивный камень, длинная кость для развязывания узлов на морозе, медвежий клык для магической защиты и т.д. Если добавить к этому, что за пазухой оленевода в движении, как правило, лежит запас табака, пороха, спичек, хлеба и даже некоторых других продуктов, которые надо предохранять от замерзания, то такая экипировка позволит человек выжить даже в трудных условиях северной зимы.
В-третьих, декоративную. Украшения на поясе – всевозможные металлические, костяные и роговые нашивки, накладки, подвески – служат главным украшением верхней одежды. Европейцы, столкнувшиеся с жителями сибирского Севера в XVII–XVIII вв., как правило, отмечали их богато украшенные пояса.
В-четвёртых, пояс выполняет представительскую функцию. Украшения играют только декоративную роль, их набор и способ расположения информирует окружающих о родовой принадлежности владельца, его духах-покровителях, семейном положении, социальном статусе и т. д. Это своего рода визитная карточка человека. Правда, сегодня эта функция пояса уже значительно утрачена.
Малица для детей
Одежда детей до 3-4-летнего возраста состояла из мехового комбинезона (мехом внутрь), «парки» — одежды такого же покроя, как малица, но двойной (мехом внутрь и наружу) и меховых бурочек, мало отличавшихся от чулков взрослых. С 5-6 лет дети носили обычно одежду, почти ничем не отличавшуюся от одежды взрослых. Всю меховую одежду (а нередко и суконную) шили нитками из спинных и ножных сухожилий оленя.
Северные пимы.
В северных районах коми женщины и мужчины носили меховую обувь, как эта обувь называется? (пимы) Посмотрите, чем отличаются пимы, которые носим мы, от пим, которые носят на крайнем севере? (короткие, до колена) Какие пимы жителей крайнего севера? (длинные, высокие) Пимы длинные до паха. Шнурками по бокам они привязываются к поясу и подвязываются под коленом специально сплетенными из цветной шерсти толстыми шнурками с кистями. Почему у оленевода длинные, высокие пимы? Из чего шьются пимы? (шерсти оленя) Пимы шьются только из шкурок ног оленей, из меха наиболее мелкого, плотного и прочного.
Посмотрите на орнаменты, которые изображены на пимах. Где они изображены, спереди или сзади? Чем отличаются пимы мужские от женских? Женские пимы более тонко и изящно украшены разнообразными узорами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие "Изготовление валентинки в технике Pop-ap"
Конспект внеурочного занятия в рамках кружка "Умелые ручки", изготовление поздравительной открытки-валентинки к празднику Дня Святого Валентина....
Внеурочное занятие по эстетическому направлению "Украшение варежки"
конспект занятия в рамках внеурочной деятельности художественно-эстетического направления.Тема : "Украшение варежки"...
Внеурочное занятие на коми языке "Менам лун" (Режим дня)
К уроку на коми языке "Менам лун"(Режим дня) прилагается конспект урока, технологическая карта, презентация....
сценарий внеурочного занятия "Изготовление открытки"
внеурочное занятие в 1 классе. Изготовление открытки к юбилею города...
Технологическая карта к внеурочному занятию "Изготовление подарочного пакета из окрашенной, малахитовой бумаги."
Технологическая карта к внеурочному занятию по программе "Малахитовая шкатулка" может использоваться как совместно с программой, так и самостоятельно. Нужно лишь изменить некоторые моменты....
Внеурочное занятие «Изготовление национальной хантыйской куклы «акань»
Внеурочное занятие презназначено для учащихся 2-4 классов. На данном занятии ученики в краткой форме знакомятся с особенностями народов ханты и манси и их национальными традициями. В ходе ...
Презентация к внеурочному занятию "Изготовление национальной хантыйской куклы "акань"
Презентация презназначена для учащихся 2-4 классов. На данном занятии ученики в краткой форме знакомятся с особенностями народов ханты и манси и их национальными традициями. В ходе занятия...