Анализ воспитательной работы
материал (1 класс)

Есина Ольга Валерьевна

АНАЛИЗ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

классного руководителя 1 а  класса

2020-2021г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

классного руководителя 1 а   класса Есиной О.В.

2020-2021г.

В 1 а классе в 2020 – 2021 учебном году обучалось 27 человек, из них 16 мальчиков и 11   девочек. Из них 1 ребенок находится на индивидуальном обучении ( Петелько Иван)

Цель и задачи работы по моделированию и построению воспитательной системы класса

Цель: моделирование и построение воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения, уважительно относиться к жизни и ко всему живому, как проявлению жизни.

  1. Создание мотивации (побуждения, направленности) сотрудничества.

Постараюсь обеспечить такой опыт взаимодействия, который убедил бы ребят в следующем:

- работать сообща приятно и интересно,

- коллективная работа более эффективна, чем индивидуальная, и позволяет сделать то, с чем невозможно или очень трудно справиться самостоятельно,

- в совместной работе возникают теплые чувства к партнерам и хорошие отношения, которые сохраняются и по ее окончании,

  1. Формирование привычки согласовывать личные интересы  с интересами других.

Опыт совместной работы со сверстниками позволит детям:

- принять тот факт, что хороший, вызывающий положительные эмоции, результат работы может существенно отличаться от личных первоначальных замыслов,

- почувствовать, что вклад каждого обогащается лептой других участников.

  1. Обучение правилам эффективной организации совместной работы.

Например:

- до начала выполнения работы и по ходу ее обсуждались и согласовывались планы,

- знакомились и использовали правила эффективного обсуждения,

- сами распределяли обязанности и средства, используя справедливые  и объективные критерии.

  1. Развитие эмоциональной сферы.

Учить  детей:

- распознавать эмоциональные состояния свои и партнеров, ориентируясь на вербальные и невербальные проявления (жесты, мимику, позу, интонацию),

- адекватными средствами выражать собственные чувства.

Задача  доминанта в период первого года обучения – формирование  уважительного отношения к жизни, к себе и ко всему живому как проявление жизни. Задача планирования воспитательной работы состоит в том, чтобы так организовать жизнь коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно и с желанием участвовали в делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились познать самих себя.

   Направление «Здоровье». Цель направления: Формирование у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре. Пропаганда здорового образа жизни. Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, общей культуры.

  1. Обеспечение оптимальных гигиенических условий в классе. Озеленение класса.
  2. Организация горячего питания.
  3. Осуществляется взаимодействие с учреждением здравоохранения. Профилактические прививки
  4. Рациональная организация учебного процесса:
  1. расписание составлено  с  согласованием режима образовательного процесса, в полном соответствии с нормами СанПиНА с учетом динамики работоспособности в сочетании со сложностью предмета.
  2. проведение физкультпауз,  способствующих  эмоциональной разгрузке и повышению двигательной  активности,  на каждом уроке;            
  3. с целью расслабления провожу релаксационные упражнения;
  4. проведение уроков с учётом возрастных и психологических  особенностей учащихся на основе дифференцированного  подхода;
  5. организация физкультурно – оздоровительной работы в  классах (прогулки, экскурсионная работа). 

Динамические паузы проводились  на свежем воздухе, что положительно сказалось на сохранении здоровья учащихся. Подвижные игры, беседы, наблюдения за природными изменениями, сбор природного материала для уроков труда, занятия по интересам направлены на воспитание у учащихся умения подчинять свои интересы, свою деятельность интересам коллектива и требованиям учителя.

Классные часы: «Полезные привычки» (преодоление обучающимися неуверенности в себе), «Режим дня школьника» (значение соблюдения режима дня, составление индивидуального режима дня). Ребята принимали активное участие в «Весёлых стартах», «День Нептуна».

В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, ответы на «ушко».

Включаю в уроки компенсаторно-нейтрализующие приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • пальчиковая гимнастика - тренировка мелких мышц кисти руки, стимулирует речь, повышает работоспособность,
  • оздоровительная  дыхательная гимнастика, речевые разминки,
  • упражнения  для глаз

Направление «Я и моё воспитание».

Цель направления: учить детей понимать смысл человеческого существования, ценность своего Я и ценности существования других людей; поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях, формировать у детей умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Задачи:

Довести до сознания детей, что высшая человеческая радость в общении с другими людьми; прививать учащимся правила эффективного общения; воспитывать уважительное отношение друг к другу; развивать навык коммуникативного общения.

На  конкретных примерах систематически приучаю каждого ученика рассматривать своё действие, оценивать свой поступок. Учимся работать в парах и группах, а это нелегко, когда хочется каждому быть командиром, быть ведущим.

Очень трудно пришлось ребятам, которые постигали впервые смысл слов «надо» и «нельзя». Не случайно были выбраны   классные часы «Правила школьника», «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики», «Уроки вежливости» (Научить применять вежливые слова в жизни; воспитывать вежливость, уважительное отношение к людям, друг к другу, к себе) были посвящены теме «Хочу» и «надо». 

Игра для первоклассников – это частица их жизни. Через игру знакомились с правилами дорожного движения. Участвовали в школьном марафоне «Правила дорожного движения» (единый урок). Игра - конкурс «Я не ты, ты не я, ну а вместе мы – друзья». Развивать умение жить в коллективе. Показать значимость товарищества и дружбы в жизни. Вывести главные принципы дружбы.

Направление «Я и моя семья» 

Цель направления: воспитание  любви к родной школе, к отчему краю, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.

Задачи:

  • расширять знания учащихся о России: ее истории, традициях, культуре, праве и т.д.;
  • способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
  • воспитывать у учащихся любви к своему родному городу и краю как к малой Родине;
  • формировать чувство гордости за свою Отчизну;
  • воспитывать активную жизненную позицию;
  • формировать понятия «гражданин», «гражданский долг».

Ребята принимали участие в конкурсе рисунков «Моя семья», готовили проекты о своей семье.

      Классный  час «С чего начинается Родина». Продолжение урока по окружающему миру. Познакомить учащихся с понятиями “государственные символы страны”. Расширить круг знаний и представлений об истории России. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

В классе провели акцию «Поможем птицам перезимовать». Наши кормушки можно увидеть на школьном дворе.

Первые шаги проектной деятельности совершают ребята 1 класса. На уроках окружающего мира демонстрируют собственные презентации. Интересные работы «Моя семья» представили ребята.

     Высокие результаты демонстрируют Антипова Злата, Попов Степан, Карпова Елизавета. Много интересного дополнительного материала ими приготовлено самостоятельно как для уроков, так и для классных часов.

Работа с родителями.

В 2020-2021 учебном году проведено 7 родительских собраний. Все мероприятия были направлены и подчинены единой цели адаптационного периода: эмоциональное благополучие как условие успешности учебной деятельности.

 В результате совместной работы учащихся, учителя, психолога и родителей  прослеживается динамика развития коллектива. Формируется познавательный интерес к учебной деятельности.

УДАЧИ В РАБОТЕ:

  • многообразие форм работы;
  • развитие познавательных интересов учащихся, нравственного потенциала;
  • начало формирования основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • творческие «открытия» учащихся;
  • насыщенность физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • удачное построение индивидуальной работы с учащимися;
  • большая совместная работа детей и родителей;
  • продолжение традиций начальной школы.

ПРОБЛЕМЫ:

  • не все дети понимают значение физической культуры, небрежно относятся к своему здоровью;
  • требуется целенаправленная работа по формированию коллектива;
  • у некоторых учащихся не развито чувство уважения к другим;
  • в классе есть дети, стремящиеся к лидерству;
  • в классе есть дети, которые психологически не готовы к школе;
  • не все учащиеся могут преодолевать трудности в учебе, правильно и рационально расходовать учебное время;
  • во время проведения классных и школьных мероприятий бросаются в глаза незнание норм поведения в общественных местах, невысокий уровень культуры отдельных учащихся.

Анализируя проделанную работу, можно отметить, что были предприняты следующие шаги по осуществлению адаптационного периода в жизни первоклассников:

-  проведение плавного перехода от игровой деятельности к учебной Уроки проходили с применением сюжетных, ролевых и дидактических игр, что увлекало детей учебным процессом, снимало усталость и напряжение  (были проведены нетрадиционные уроки: уроки-праздники, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-экскурсии  и т.д.);

- возможность общения (развитие коммуникативных способностей, эмоциональной сферы через уроки музыки, изобразительного искусства и художественного труда, конструкторской деятельности на уроках математики);

- введение временного фактора (срок вхождения ребёнка в школьную жизнь продлён с одного месяца до конца первой четверти, при этом игровая деятельность сочеталась с учебной);

- созданы условия для наибольшего сохранения здоровья первоклассников;

15  человек  - хорошо адаптированные ученики, т.е. они легко включились в школьную жизнь. Эти первоклассники в основном из благополучных семей, где родители уделяют много внимания их развитию, беседуют о школе, формируя положительную мотивацию к обучению. Они хорошо подготовлены к школе, обладают широким кругозором познавательных интересов, легко вступают в коммуникативные отношения с учителем и сверстниками, с удовольствием отвечают на уроках. Такие качества первых же дней учебы позволили им ощутить свои успехи, что еще больше повысило учебную мотивацию.

Среднюю степень адаптации продемонстрировали четыре  человека  7  человек

Они отличаются неравномерностью развития, т.е. при достаточно высоких показателях развития мышления страдает произвольность поведения. Эти ученики инфантильны, на уроках часто отвлекаются, поэтому не успевают правильно ответить, требуют к себе постоянного внимания со стороны учителя, почти все делают после неоднократного персонального обращения: «Пиши, работай ... ». Они тяжело привыкают к новому окружению, режиму, требованиям. Учитель должен стараться быть к этим детям максимально доброжелательным, тактичным (Анечка, Ванечка ... ). В эту группу также входят ученики с плохим развитием мелкой моторики. Им рекомендовано заниматься пальчиковой гимнастикой, массажем пальцев и рук, пластилином, штриховкой и т.п. Кроме того, сюда относятся первоклассники с нарушением интеллектуальной деятельности. Такие ученики прилагают много усилий к достижению успеха, а поэтому у них снижена учебная мотивация.

Серьёзную степень адаптации показали  5 человек  

Эту группу можно назвать «группой риска». Здесь наблюдаются множественные нарушения в различных сочетаниях. Особенно характерно следующее сочетание факторов:

  • недостаточная произвольность психических функций;
  •  чрезмерная расторможенность;
  • низкая мотивация;
  • низкая интеллектуальная деятельность.

При таком сочетании факторов процесс обучения проходит особенно тяжело, так как этих первоклассников привлекают только интересующие их вещи, а простой учебный материал не воспринимается. Они очень шумно ведут себя на уроках и переменах, делают все быстро и как попало, с большим трудом переключаются с одного вида деятельности на другой или вовсе не переключаются, легко примиряются с неудачами, не любят прилагать никаких усилий, чтобы хорошо выполнить задание. Эти ученики почти никогда не отвечают на вопросы, требующие сообразительности, они считают на пальцах, не умеют выделять главного, существенного, также затрудняются применять ранее усвоенные правила и понятия при объяснении нового материала.

Исходя из анализа воспитательного процесса в классе за первое полугодие и на основе диагностических материалов, были определены цели, задачи и направления воспитательной работы на второе полугодие учебного года.

Цель, задачи на 2021-2022 уч. год.

Цель: продолжить работу по моделированию и построению воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения, уважительно относиться к жизни и ко всему живому, как проявлению жизни.

Задачи:

  1. изучить личностные качества учащихся, складывающиеся отношения в классном коллективе;
  2. осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;
  3. содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников;
  4. способствовать осознанию детьми связи всего живого, осмыслению природы как дома, в котором обитает жизнь самых разных форм (в том числе и жизнь человечества).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы. 1 класс.

Анализ воспитательной работы. 1 класс....

Примерный план и анализ воспитательной работы во втором классе

В статье представлен примерный план и анализ воспитательной работы. Предлагаемый опыт деятельности классного руководителя позволяет расширить педагогические возможности....

Анализ воспитательной работы работы за год, 1 класс

В первом классе каждый ребенок личность отдельная, нет ни общих интересов, нет общих дел, группа существует отдельно. Задача классного руководителя - начать формирование коллектива....

Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе

Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...

Анализ воспитательной работы классного руководителя 3 класса по итогам работы за 2019 – 2020 учебный год

Целью воспитательной работы в 3 классе являлось создание условий для развития ценностных ориентиров учащихся на основе разнообразной, творческой, эмоционально-насыщенной деятельности.Для реализации по...