Психологическая занятий на тему: " Я умею" ( 1 класс)
учебно-методический материал (1 класс)

Михайлова Инна Анатольевна

ЦЕЛЬ:   обобщить   и   закрепить  полученные   знания   и  навыки   в   течение  первого адаптационного учебного  года  в  общеобразовательной  школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskoe_zanyatie_ya_umeyu_2.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

« Я  УМЕЮ!»

Психологическое  занятие  для  учащихся  1-х  классов.

         

 


Тема  занятия:  « Я   умею!».

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ЗАНЯТИЕ ДЛЯ   ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

 

ЦЕЛЬ:   обобщить   и   закрепить  полученные   знания   и  навыки   в   течение  первого адаптационного учебного  года  в  общеобразовательной  школе.

 МАТЕРИАЛЫ:

  • -мягкая  игрушка  Памси;
  • - бумажные  цветы   со   «светлыми»   и   «темными»   мыслями;
  • - « дипломы  достижений»  или  призы;
  • - запись песни-игры   «Танец   утят», «Мир  похож  на  цветной  луг» или любая  другая  и  знакомая ученикам  песня-игра.

Занятие  можно  провести  в  школьном  зимнем  саду  или  в  игровой  комнате,  или  в классе.

 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1.  Эмоциональный   настрой.

« Подарим  Памси улыбку».

Педагог-психолог    от   лица   Памси   сообщает   о   том,   что  очень    любит   всех    ребят,  благодарит   за   их   дружбу,  помощь   и   хорошие   советы.  Ребятам   предлагается   сказать  добрые   слова  Памси   и  друг   другу   о   психологических   занятиях, проведенных в  течение учебного  года.

2. Повторение.

Вспомнить     умения,  приобретенные  в  течение  курса  1  класса, и   попросить   рассказать    о   том,   что   у   ребят   изменилось   к   лучшему,  что   стало   хорошо  получаться,  чему   еще   нужно  научиться.

3.Урок   развития.

Игровые   упражнения    по   развитию  важнейших    психических    процессов,   необходимых   для   успешной   учебы: мышление,  внимание,  память, восприятие,  речевое   развитие,  внимание.

4.Награждение.

Вручение   « Дипломов   достижений» или  любые призы. 

Завершение.

Танец   « Маленьких   утят» или исполнение песни  с  движениями рук  и  ног «Мир похож на  цветной  луг», добрые   слова   друг   другу.

ХОД    ЗАНЯТИЯ.

1.  ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ   НАСТРОЙ.

Учитель.  Добрый   день!   Сегодня   у   нас   необычное   занятие.  Мы   прощаемся   с   нашим   Памси.  Ведь  он,  как   и  вы,  прощается   с   первым   классом.  Вы  становитесь  старше,  взрослее,  умнее.  Памси   помогал   вам   в   преодолении   трудностей,  которые   могут   встретиться   на   дороге  жизни.  Сегодня   мы  вспомним  о  советах  Памси, и   расскажем   друг   другу   о   том,  чему   же   научила   нас  мягкая игрушка.

    Итак,  вы   готовы   к   нашему   необычному   путешествию   в   страну  «Я   умею   владеть   собой».  Я,  значит,  каждый   из   нас.

   -  Путешествовать   всегда   интересно.  Правда?  Сейчас   мы   в   зимнем   саду.  Здесь   необычно   и   как-то   по-особенному    хорошо.  Попробуем   эту   радость   передать   мимикой   лица,  как   учил   Памси:   улыбнемся   друг   другу .

   - Скажу   вам   по  секрету,   Памси   любит   всех   ребят,   благодарит   за    дружбу,  помощь   и   хорошие  советы.

 -  Вспомним   истории   Памси.   Какие   вам   запомнились?

 -  А   в   какие   игры   вам   нравилось   играть  на   психологических   занятиях?

 -  Чему   же   научил   нас   Памси  

2.  ЧЕМУ   НАУЧИЛИСЬ.

-  Думаю,  наступило  то   время,  когда   мы   можем   показать:   чему   мы   научились. Обратите  внимание  на  тему  нашего  занятия.

- Начнем   со   считалки-

 « успешинки»

Раз, два, три, четыре, пять.

 Я   хочу   успешным   стать.

 Буду   я   стараться-  

 Будет   получаться.

 

-Начинаем  игру.

   

Игры   на   внимание   и   осмысление   своего  Я.

   Сейчас:

-    встанет   то,  у   кого   имя   начинается   на   букву  « а».

-    поднимет    левую   руку   тот,  у   кого   в   фамилии   есть   буква   « о».

-    поднимет  правую   руку   тот,   кто   считает   себя    добрым.

-    прыгнет    три   раза   тот,   кто   умеет   сознаваться   в    своих   ошибках.

Игра   « Я   тоже».

 

Необходимо  сказать   фразу   « Я  тоже»,   если   согласен   с   утверждением.

-  Я   научился   после   звонка    на    урок    стоять   около   парты.

-  Я   научился   писать   красиво,   потому   что   стараюсь.

-  Я   умею   решать   задачи,   потому    что   мне   это   нравится.

-  Я   умею   хорошо   читать

-  Я   не   боюсь   отвечать   у   доски.

«Это  МЫ»

- Заполним  небольшую  таблицу   наших   успехов.

(Каждый  говорит  о  своих  успехах)

                           

                         РАНЬШЕ

                         

                          СЕЙЧАС

Не умел

Не хотел

Не знал

   Не любил

Умею

  Хочу

  Знаю

Люблю

-Скажите, какие  учебные  предметы стали  вашими  любимыми?.

 - Наша  игра  продолжается.

Упражнения   на   развитие  мыслительных  процессов,  необходимых   для   успешной   учебы.

« Найди   лишнее»

Помидор,  огурец,  капуста,  яблоко.

Сосна,  ель,  тополь,  малина.

Печенье,  хлеб,  сухари,  кефир.

Рубашка,  шарф,  шуба,  кепка.

Веселый,  смешной,  забавный,  грустный.

Сумка,  телефон,  телевизор,  радио.

Мячик, ластик, пенал, линейка.

Ученик, ученица, учитель, воспитатель.

Творог, сыр, йогурт, колбаса.

Альбом, букварь, тетрадь, ножницы.

« Скажи   наоборот»

Это   тропа   узкая,  а   эта   …

Это   роща   далекая,  а   эта   …

Эта   горка   крутая,   а  эта  …

Эта   дорожка    извилистая,   а   эта   …

Это   дерево   старое,   а   это  …

Эта   ветка    короткая,   а   эта  …

Это   ведро   полное,   а  это  …

Эта   речка   мелкая,   а   эта   река  …

« Расшифруй»  

Фрукты (яблоко, персик…).

Овощи (помидор, огурец, тыква…).

Деревья (клен, береза, дуб…).

Ягоды (малина, виноград, черника…).

Цветы (астра, роза, василек…).

Звери   (медведь, волк, лиса…).

Птицы (сорока, дятел, голубь…).

« Заверши   фразу»

Утром   люди   завтракают,   а   вечером  …(ужинают)

Небо   голубое,  а   трава  …(зеленая)

Днем   на   улице   светло,   а   вечером  …(темно)

В  море  вода,  а  в   небе  …(облака)

На   лугу   трава,   а   в   лесу  …(деревья).

« Подумай   и   ответь»

Какое   животное   больше:  лошадь   или   кошка?  (Лошадь)

Какое   слово  длиннее:  червяк   или   змея?             (Червяк)

На   что   похоже   половина   яблоко?                       (На  вторую  половинку)

Каких   камней   нет   в   море?                                   (Сухих)

Что   общего   у   пилы   и   топора?                           (Режут: отпилить, отрубить)

Почему   люди   держат   домашних    животных?   (Они  друзья  человека.)

- Понравилось?. Ответьте  при  помощи  мимики  лица  и  пальцев руки.

Молодцы!

        - Наше  занятие  проходит  в  зимнем  саду. Надеюсь, вы  уже  познакомились  с  цветами   и  успели  подружиться. Вам  здесь  нравится?  Почему?  В   нашем  зимнем  саду  красиво. Есть  цветы, которые  посадили  и ваши  старшие  товарищи. А   какие   вы   знаете  названия  цветов?

 

   Игра «Цветочная  клумба»

     - Разделимся  на  команды. Каждой  команде  нужно  собрать  свой  цветок  из  лепестков на  импровизированной  цветочной  клумбе.

 -Молодцы!  Красиво  получилось, правда!

    - Среди  цветов  живых,  попрятались  и  цветы  нарисованные, соберите, пожалуйста,  и  их.

    - Эти   цветы   необычны.  Прочтите на  обратной  стороне цветочка  и   скажите,   из   каких    цветов-мыслей   будет   наша   самая   главная   поляна,   а   какие  бумажные   цветы  лучше   собрать  в   эту    бумажную  вазу?

( Я хороший. У меня  ничего  не  получится. Я  смогу. Я  обижаюсь. Я  научусь. Я  умею  прощать. Я  умею  дружить.  Я  плачу…)

3. ВАЖНОЕ.

  -   Мысли   есть    светлые   и   темные.  А   Памси     учил    нас   выбирать   самые   лучшие,   как   самые   красивые   цветы   на   его   любимой   цветочной   полянке.

 Жизненные   ситуации   не   всегда   зависят   от   нашего   желания,  однако   мы   можем   изменять   свои   мысли,   а    значит,  свое   настроение   и   состояние.

          - Вы   знаете,  что   свое   настроение   можно   выразить   по-разному?   Как   именно?

   - Попробуем    выразить   настроение   при   помощи   мимики   лица,   голоса,  движений   тела.

        -  Я   вам   предлагаю   выразить   свое   настроение   при    помощи   танца.

( « Танец   маленьких   утят» или  исполнение  песни «Мир  похож на  цветной круг» )

 - На  главной  цветочной  клумбе зимнего  сада  много  разных  цветов.  Они  красивы.  Посмотрите  на  всех  нас. Мы  разные, а  все  вместе- одноклассники. Каждый  из  нас хороший.  Цветы умеют  дружить  и  мы  умеем  быть  вместе, жить  в  согласии  и  дружбе.

     

   - Давайте  построим   мостики   дружбы   при   помощи   частей   тела  (при  помощи  рук, ног,  ладошек,  голов, плеч..).

4.  ВРУЧЕНИЕ   «Дипломов   достижений»  или  призы5.  

5. РЕЛАКСАЦИЯ.

Педагог.   Понравилось  ли   вам   занятие?  Что  именно?

 Ответы детей.

Педагог. Выразите  мимикой   лица:  понравилось   ли   именно   тебе это  занятие?

   


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА

 Н.П. Слободяник  Младший   школьник. Развитие  познавательных  способностей.

Под  ред.  И.В. Дубровиной. М. Просвещение.2003 г.

Т.Г. Любимова «Развиваем  творческую  активность» Игры  и  упражнения  для  детей  и  взрослых. «КЛИО», Чебоксары, 1996 г.

К. Фопель «Энергия  паузы», М., Генезис, 2005 г.

К. Фопель «Чтобы  дети были  счастливы» Психологические  игры  и  упражнения  для  детей  школьного  возраста.М., Генезис. 2005 г.

 С.А.Шмаков «Игры- шутки, игры-минутки», М., «Новая  школа», 1996 г.

Здоровье учащихся  имеет важное значение для  достижения оптимального здорового общества: дети – родители поколения будущего. Поэтому сохранение здоровья учащихся путем введения в работу здоровьесберегающих приемов  является первостепенной задачей.

     Условия Крайнего Севера являются неблагоприятными для населения. В связи с этим много внимания стало уделяться вопросам  озеленения интерьеров различного назначения,   в том числе и школ.  

      Введение высших растений  в школьные рекреации, создание зимних садов выполняет не только эстетические функции, но и   улучшает микроклимат, очищает воздух от пыли и вредных   веществ,   оздоравливает окружающую среду, оказывают благотворное влияние на нервную систему  учащихся,

     Для детей Крайнего Севера, живущих в условиях суровой,  долгой зимы и короткого нещедрого на разнообразие и пышность зелени лета, созданный в стенах  общеобразовательной школы №279 города Гаджиево Мурманской области   зимний сад    восполняет  дефицит общения с миром растений,  оказывает положительное эмоциональное воздействие,  снижает  нервное  

 напряжение, способствует хорошему настроению учащихся  школы, особенно бывших дошколят, первоклассников.

     Именно поэтому большинство занятий школьный психолог,  учитель  проводит в зимнем саду, что способствует повышению работоспособности у детей, снижается утомляемость организма.

  Экологи утверждают, что в озелененных  помещениях работоспособность детского организма поднимается на  20%.

      Игры, беседы с   учителем,  педагогом - психологом проходят среди растений, которые радуют взор детей. Известно, что зеленый цвет оказывает успокаивающее воздействие, не утомляет зрение, повышает его остроту, расслабляет.

    Таким образом, комплекс работ,  проводимый на занятиях,  является не только развивающим, обучающим, но и здоровьесберегающим.

        Мероприятие  может  быть  проведено  на  2-3  месяце  пребывания  первоклассников  в  школе.  К  этому  времени  начинающие  школьники  уже  прошли  начальный  этап  адаптационного  периода.  Основная  масса  первоклассников  осознала  новые  социальные  роли.

      Принять  участие  в  мероприятии  могут  и  родители  школьников:  сыграть  ролевые  роли,  оформить  класс, создать  презентацию  о  классе,  морском  путешествии  по  стране  Знаний.  

 

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для конкурса "Учитель года".Тема "Я умею читать"

Приемы, которые были использованы в работе, формируют осознанное чтение, а это с свою очередь повышает познавательную активность учащихся, интерес к предмету....

Классный час в 4 классе по теме: «Я умею думать, я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»Иванова Екатерина Семёновна

Девиз  классного часа: «Я умею думать, я умею рассуждать,что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»Привычка – это действие, которое со временем становится автомати...

Открытый урок на тему «Я умею прыгать!» 2 класс

Я умею прыгать. 2 класс «Английский в фокусе» Быкова Н., Дули Д., Поспелова М., Эванс В....

Азбука 1 класс УМК "Школа России" Тема:«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»

Цели деятельности учителя: : создание условий для ознакомления со звуком [ш], буквой Ш, ш.Планируемые результатыПредметные:знать: правило (ШИ пиши с И), характеристику звукауметь: : опознава...

Методическая разработка. Психологическое занятие во 2-м классе по теме «Активное и пассивное слушание». Из программы занятий по социально-психологической адаптации учащихся 1-4 классов «Солнышко».

Программа «Солнышко» — это 4-летний курс для детей начальной школы. Занятия данного курса помогают адаптироваться первоклассникам, вновь прибывшим ученикам и детям с повышенной трево...

Классный час на тему "Дружбой умей дорожить" (1 класс)

Цель деятельности учителя: показать детям значение дружбы, важность истинных друзей в жизни человека; учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, разделять радость и печали. Пл...

Классный час на тему: «Нужно уметь дружить!» (2 класс )

Данный классный час учит ценить дружбу, друзей; на основе примеров и жизненного опыта  можно показать важность и ценность настоящей дружбы...