Цифровые сервисы для работы классного руководителя
статья

Потребность родителей и педагогов в оперативном общении несомненна, однако часто педагоги оказываются не готовы (как в техническом, так и в психологическом плане) к взаимодействию с родителями в онлайн-формате, а родители, в свою очередь, не соблюдают регламент и этику общения. Главным лейтмотивом настоящего исследования является тезис о том, что цифровизация образования и опосредованное общение – это не столько электронные социальные, образовательные ресурсы и информационно-коммуникационные технологии, сколько пути изменения привычных форм взаимодействия с семьями учеников как в офлайн-, так и в онлайн-режиме. В связи с этим обоснование наиболее оптимальных виртуальных форм взаимодействия школы и родителей в современных условиях является актуальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovye_servisy_dlya_raboty_klassnogo_rukovoditelya.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровые сервисы для работы классного руководителя

    Потребность родителей и педагогов в оперативном общении несомненна, однако часто педагоги оказываются не готовы (как в техническом, так и в психологическом плане) к взаимодействию с родителями в онлайн-формате, а родители, в свою очередь, не соблюдают регламент и этику общения. Главным лейтмотивом настоящего исследования является тезис о том, что цифровизация образования и опосредованное общение – это не столько электронные социальные, образовательные ресурсы и информационно-коммуникационные технологии, сколько пути изменения привычных форм взаимодействия с семьями учеников как в офлайн-, так и в онлайн-режиме. В связи с этим обоснование наиболее оптимальных виртуальных форм взаимодействия школы и родителей в современных условиях является актуальным.

Использование информационных технологий имеет своей целью улучшение качества образовательного процесса, которое напрямую зависит от взаимодействия родителей и образовательного учреждения. К одной из обязанностей образовательного учреждения относится выстраивание партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач.

Относительно новым в системе работы с родителями является использование социальных сетей с использованием всевозможных мессенджеров.

Мессенджеры — приложения и веб-сервисы, позволяющие обмениваться сообщениями через интернет. Большинство мессенджеров позволяют передавать:

 текстовые сообщения

·аудио и видеосообщения

 различные мультимедийные файлы: изображения, видеоролики и аудиозаписи

·геолокацию

·информацию о контактах

·стикеры

Подчеркну, что работа в социальных сетях в настоящее время недостаточно регулируется и управляется школой, каждый учитель, классный руководитель выстраивает эту работу в соответствии с собственной компетентностью и возможностями.

Почему мессенджеры так быстро вошли в жизнь классного руководителя?

Причина, прежде всего, в оперативности подачи информации и актуальности, позволяющей родителям не только своевременно получить информацию, зачастую адресную, но и постоянно чувствовать связь, общность с группой заинтересованных лиц, некое объединение по целям и деятельности.

Можно выделить такие положительные результаты использования виртуального взаимодействия: возможность быстро реагировать на возникшие сложности; оперативность; информирование сразу всех родителей; быстрая передача информации; возможность проводить опросы и быстро обрабатывать информацию.  

Почему учителя с удовольствием перешли на использование удаленного общения с родителями учащихся?

Преимущества дистанционного общения с родителями:

1. Повышает активность и включенность родителей в образовательную деятельность школы.

2. Экономит время на информирование родителей.

3. Позволяет быстро получать обратную связь.

4. Обеспечивает общение в режиме реального времени и допускает отложенные ответы.

5. Дает возможность сочетать индивидуальную и групповую формы взаимодействия.

6. Создает условия для диалога с педагогами и родителями других детей.

7. Позволяет продемонстрировать текстовые, видео- и фотоматериалы.

8. Обеспечивает достаточный уровень приватности для личных обращений.

Вместе с тем есть и негативные стороны использования виртуального взаимодействия: отсутствует личная связь «глаза в глаза»; отсутствие реального взаимодействия; нежелание родителей осваивать новое; негатив, если «что-то пошло не так», который будет переадресован на педагога в дальнейшем; трудозатратно; ухудшение здоровья из-за чрезмерного использования ПК; упраздняются навыки общения и работы в коллективе; обратную связь осуществляют не все ученики, родители.

Группа в социальных сетях – один из главных инструментов, который позволяет установить равноправные связи между пользователями. При этом способе коммуникации родители становятся активными субъектами, а не просто пассивными слушателями. У родителей появляется возможность делиться опытом воспитания, принимать участие в групповых обсуждениях, выстраивать общение как с педагогом, так и между собой.

        Для того чтобы данное сотрудничество было наиболее плодотворным, в каждой образовательной организации целесообразно создать единое информационно-образовательное пространство как системы эффективного и комфортного предоставления информационно-коммуникационных, консультативных психолого-педагогических услуг субъектам образовательного процесса. Создание виртуального пространства для взаимодействия с родителями может стать для учителя дополнительным источником получения информации от родителей, а также эффективным способом общения с другими педагогами и родителями.

        В нашем лицее классными руководителями активно используются цифровые сервисы в работе с родителями. Для информирования применяются мессенджеры, официальный сайт, чаты структурного общественного управления, проведение онлайн-собрания, стенды. Для планирования работы классными руководителями используется Умный календарь сайта «Матрица Софт скилс», а также форумы по параллелям по общелицейским проектам и мероприятиям. Классные руководители и педагоги лицея активно работают с чат-ботами по внеурочной деятельности и дополнительному образованию, участвуют в онлайн-вебинарах. Для вовлечения в работу родителей используются электронная доска почета, электронный журнал Ви.Ай.Пи; социальные практики и профориентация. Специалистами лицея был разработан на сайте в Умном календаре личный кабинет семьи для планирования воспитательного маршрута и электронный справочник.

        Успеху внедрения цифровых инструментов и сервисов в работе с родителями лицеистов предшествовала следующая работа: определение потребностей родителей, поиск возможных цифровых инструментов, анализ их технических требований, знакомство с новыми цифровыми программами, апробирование новшеств, организация методической поддержки, анализ результативности использования, проведения мастер-классов для педагогов и классных руководителей по использованию цифровых инструментов и сервисов в работе с родителями.

        При реализации этих 8 шагов использование цифровых инструментов и сервисов будет упрощать работу педагогов с родителями.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"

В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...

Выступление на ШМО классных руководителей. Тема: «Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников».

Главным во все времена считалась идеология общества, формирование и развитие личности будущего человека. Самым важным было и остается, каким будет человек, как сформировать, воспитать, настоящего граж...

Выступление на МО классных руководителей "Содержание и формы работы классного руководителя с родителями"

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальны...

Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Формы и методы работы классного руководителя с семьёй».

     Взаимодействие школы и семьи должно носить характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, осознают особенность каждой и стремятся творчески соедин...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)

Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...