Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
рабочая программа (3 класс)

Кильченбаева Александра Салаватовна

Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_issledovatel_3_klass.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Я – исследователь»

3 класс

2020-2021 учебный год

Составитель:

 

Кильченбаева А.С.

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

 

г. Нижневартовск

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Содержание учебного предмета.

Тематическое планирование.

Приложение 4. Календарно-тематическое планирование3 Г класса.

Пояснительная записка

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ  от 6 октября 2009 г. № 373
  2. Приказ МОиН РФ от 22.09.2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373»;
  3.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373" Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  4.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).

5.  Составлена на основе авторской программы Савенкова А. И. Методика организации игр - исследований с младшими школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. – 2004.

            6. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №19»

Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности

Задачи:

- формирование представление об проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;

- обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);

- формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;

- развитие познавательные потребности и способности, креативность.

Программа рассчитана на 34 часа (1ч. х 34 нед.)

1. Планируемые результаты предмета внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

_ положительное отношение к исследовательской деятельности;

_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;

_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

_ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

_ выраженной познавательной мотивации;

_ устойчивого интереса к новым способам познания;

_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ принимать и сохранять учебную задачу;

_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

_ планировать свои действия;

_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

_ адекватно воспринимать оценку учителя;

_ различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ проявлять познавательную инициативу;

_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;

_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

_ высказываться в устной и письменной формах;

_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

_ владеть основами смыслового чтения текста;

_ анализировать объекты, выделять главное;

_ осуществлять синтез (целое из частей);

_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

_ устанавливать причинно-следственные связи;

_ строить рассуждения об объекте;

_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

_ подводить под понятие;

_ устанавливать аналогии;

_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

_ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

_ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения

в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ допускать существование различных точек зрения;

_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;

_ формулировать собственное мнение и позицию;

_ договариваться, приходить к общему решению;

_ соблюдать корректность в высказываниях;

_ задавать вопросы по существу;

_ использовать речь для регуляции своего действия;

_ контролировать действия партнера;

_ владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

_ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента.

2. Содержание учебного курса «Я - исследователь»

Тренинг исследовательских способностей (11 часов)

Тема № 1 «Вводное занятие «Я – исследователь»

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Темы № 2-3 «Наблюдение детей в летнее время», презентация детей».

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.

Тема № 4 « Определение целей и задач исследования. Методы исследования».

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Темы № 5 - 6 «Что узнали интересное из книг? Результаты проведённых опытов».

Тема № 7 «Составление плана работы».

Тема № 8 «Организация исследований».

Коллективная беседа «Как составить план работы». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение опытов».

Тема № 9 «Интуиция и создание гипотез».

Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных

Тема № 10 «Правильное мышление и логика. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов».

Практические задания на анализ и синтез. Практические

задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

Тема № 11Семинар «Как подготовиться к защите».

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика (17 часов)

Тема №1-2 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика

и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Тема № 3-5 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи

он должен решать.

Тема №6-7 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный

сценарий.

Тема № 8-12«Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований».

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий

до момента их завершения.

Тема № 13 «Коллективная игра-исследование».

Тема№ 14-17 «Предварительная защита работ детей».

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Мониторинг исследовательской деятельности (6 часов)

На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа)представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема №1-2 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема № 3-4 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема № 5-6 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

3. Тематическое планирование

№ п\п

Название раздела

Всего часов

1

Тренинг исследовательских способностей

11

2

Самостоятельная исследовательская практика

17

3

Мониторинг исследовательской деятельности

6

Итого

34

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование по предмету внеурочной деятельности 3 Г класс

Учитель Кильченбаева А.С.

№ п\п

Дата

план

Дата

факт

                         Тема

Кол-во часов

Примечание

Тренинг исследовательских способностей 11 часов

1

01.09

Вводное занятие «Я – исследователь»

1

2

08.09

Наблюдение детей в летнее время», презентация детей

1

3

15.09

Наблюдение детей в летнее время», презентация детей

1

4

22.09

Определение целей и задач исследования. Методы исследования

1

5

29.09

Что узнали интересное из книг? Результаты проведённых опытов

1

6

06.10

Что узнали интересное из книг? Результаты проведённых опытов

1

7

13.10

Составление плана работы

1

8

20.10

Организация исследований

1

9

27.10

Интуиция и создание гипотез

1

10

10.11

Правильное мышление и логика. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

1

11

17.11

Как подготовиться к защите

1

                                          Самостоятельная исследовательская практика (17 часов)

12

24.11

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

13

01.12

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

14

08.12

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

15

15.12

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

16

22.12

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

17

29.12

Коллективная игра-исследование

1

18

12.01

Коллективная игра-исследование

1

19

19.01

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

20

26.01

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

21

02.02

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

22

09.02

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

23

16.02

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

24

02.03

Коллективная игра-исследование

1

25

09.03

Предварительная защита работ детей

1

26

16.03

Предварительная защита работ детей

1

27

30.03

Предварительная защита работ детей

1

28

06.04

Предварительная защита работ детей

1

Мониторинг исследовательской деятельности(6 часов)

29

13.04

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

1

30

20.04

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

1

31

27.04

Подготовка собственных работ к защите

1

32

04.05

Подготовка собственных работ к защите

1

33

11.05

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

1

34

25.05

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

1

                                                                                                           ИТОГО:

341


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...

Программа внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС «Я - исследователь»

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Я - исследователь" в 1 классе....

Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"

Программа  курса рассчитана на 4 года, 135   часов,  предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь" 1 - 4 классы

Программа внеурочной деятельности  "Я -исследователь"для обучающися 1-4 классов, соответствует ФГОС вторго поколения...

рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)

Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...

Реализация программы внеурочной деятельности "Я - исследователь" как способ развития исследовательской деятельности младших школьников.

В данной статье рассказывается о развитии поисково-исследовательской деятельности младших школьников на конкретных примерах....