Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
рабочая программа (3 класс)
Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_issledovatel_3_klass.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Я – исследователь»
3 класс
2020-2021 учебный год
Составитель:
Кильченбаева А.С.
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
г. Нижневартовск
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета.
Тематическое планирование.
Приложение 4. Календарно-тематическое планирование3 Г класса.
Пояснительная записка
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373
- Приказ МОиН РФ от 22.09.2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373" Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
5. Составлена на основе авторской программы Савенкова А. И. Методика организации игр - исследований с младшими школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. – 2004.
6. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №19»
Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности
Задачи:
- формирование представление об проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
- формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
- развитие познавательные потребности и способности, креативность.
Программа рассчитана на 34 часа (1ч. х 34 нед.)
1. Планируемые результаты предмета внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
_ положительное отношение к исследовательской деятельности;
_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;
_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
_ выраженной познавательной мотивации;
_ устойчивого интереса к новым способам познания;
_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебную задачу;
_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
_ планировать свои действия;
_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
_ адекватно воспринимать оценку учителя;
_ различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ проявлять познавательную инициативу;
_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
_ высказываться в устной и письменной формах;
_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
_ владеть основами смыслового чтения текста;
_ анализировать объекты, выделять главное;
_ осуществлять синтез (целое из частей);
_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
_ устанавливать причинно-следственные связи;
_ строить рассуждения об объекте;
_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
_ подводить под понятие;
_ устанавливать аналогии;
_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
_ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
_ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,
возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения
в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ допускать существование различных точек зрения;
_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;
_ формулировать собственное мнение и позицию;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ соблюдать корректность в высказываниях;
_ задавать вопросы по существу;
_ использовать речь для регуляции своего действия;
_ контролировать действия партнера;
_ владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
_ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
2. Содержание учебного курса «Я - исследователь»
Тренинг исследовательских способностей (11 часов)
Тема № 1 «Вводное занятие «Я – исследователь»
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.
Темы № 2-3 «Наблюдение детей в летнее время», презентация детей».
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.
Тема № 4 « Определение целей и задач исследования. Методы исследования».
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Темы № 5 - 6 «Что узнали интересное из книг? Результаты проведённых опытов».
Тема № 7 «Составление плана работы».
Тема № 8 «Организация исследований».
Коллективная беседа «Как составить план работы». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение опытов».
Тема № 9 «Интуиция и создание гипотез».
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных
Тема № 10 «Правильное мышление и логика. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов».
Практические задания на анализ и синтез. Практические
задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.
Тема № 11Семинар «Как подготовиться к защите».
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика (17 часов)
Тема №1-2 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика
и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема № 3-5 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи
он должен решать.
Тема №6-7 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный
сценарий.
Тема № 8-12«Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований».
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий
до момента их завершения.
Тема № 13 «Коллективная игра-исследование».
Тема№ 14-17 «Предварительная защита работ детей».
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Мониторинг исследовательской деятельности (6 часов)
На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа)представляет собственную работу, отводится по 2 часа.
Тема №1-2 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема № 3-4 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема № 5-6 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.
3. Тематическое планирование
№ п\п | Название раздела | Всего часов |
1 | Тренинг исследовательских способностей | 11 |
2 | Самостоятельная исследовательская практика | 17 |
3 | Мониторинг исследовательской деятельности | 6 |
Итого | 34 |
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование по предмету внеурочной деятельности 3 Г класс
Учитель Кильченбаева А.С.
№ п\п | Дата план | Дата факт | Тема | Кол-во часов | Примечание |
Тренинг исследовательских способностей 11 часов | |||||
1 | 01.09 | Вводное занятие «Я – исследователь» | 1 | ||
2 | 08.09 | Наблюдение детей в летнее время», презентация детей | 1 | ||
3 | 15.09 | Наблюдение детей в летнее время», презентация детей | 1 | ||
4 | 22.09 | Определение целей и задач исследования. Методы исследования | 1 | ||
5 | 29.09 | Что узнали интересное из книг? Результаты проведённых опытов | 1 | ||
6 | 06.10 | Что узнали интересное из книг? Результаты проведённых опытов | 1 | ||
7 | 13.10 | Составление плана работы | 1 | ||
8 | 20.10 | Организация исследований | 1 | ||
9 | 27.10 | Интуиция и создание гипотез | 1 | ||
10 | 10.11 | Правильное мышление и логика. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов | 1 | ||
11 | 17.11 | Как подготовиться к защите | 1 | ||
Самостоятельная исследовательская практика (17 часов) | |||||
12 | 24.11 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 | ||
13 | 01.12 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 | ||
14 | 08.12 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | ||
15 | 15.12 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | ||
16 | 22.12 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | ||
17 | 29.12 | Коллективная игра-исследование | 1 | ||
18 | 12.01 | Коллективная игра-исследование | 1 | ||
19 | 19.01 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | ||
20 | 26.01 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | ||
21 | 02.02 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | ||
22 | 09.02 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | ||
23 | 16.02 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | ||
24 | 02.03 | Коллективная игра-исследование | 1 | ||
25 | 09.03 | Предварительная защита работ детей | 1 | ||
26 | 16.03 | Предварительная защита работ детей | 1 | ||
27 | 30.03 | Предварительная защита работ детей | 1 | ||
28 | 06.04 | Предварительная защита работ детей | 1 | ||
Мониторинг исследовательской деятельности(6 часов) | |||||
29 | 13.04 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 1 | ||
30 | 20.04 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 1 | ||
31 | 27.04 | Подготовка собственных работ к защите | 1 | ||
32 | 04.05 | Подготовка собственных работ к защите | 1 | ||
33 | 11.05 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | 1 | ||
34 | 25.05 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | 1 | ||
ИТОГО: | 341 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...
Программа внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС «Я - исследователь»
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Я - исследователь" в 1 классе....
Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
Программа курса рассчитана на 4 года, 135 часов, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь" 1 - 4 классы
Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь"для обучающися 1-4 классов, соответствует ФГОС вторго поколения...
рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)
Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...
Реализация программы внеурочной деятельности "Я - исследователь" как способ развития исследовательской деятельности младших школьников.
В данной статье рассказывается о развитии поисково-исследовательской деятельности младших школьников на конкретных примерах....