Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
рабочая программа (4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_issledovatel_4.docx | 33.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Я – исследователь»
4 класс
2021-2022 учебный год
Составитель:
Кильченбаева А.С.
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
г. Нижневартовск
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Тематический план.
- Тематическое планирование.
- Приложение 1. Календарно-тематическое планирование 4 А класса.
- Приложение 2. Календарно-тематическое планирование 4 Б класса.
- Приложение 3. Календарно-тематическое планирование 4 В класса.
- Приложение 4. Календарно-тематическое планирование 4 Г класса.
- Приложение 5. Календарно-тематическое планирование 4 Д класса.
Пояснительная записка
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373
- Приказ МОиН РФ от 22.09.2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373" Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
5. Составлена на основе авторской программы Савенкова А. И. Методика организации игр - исследований с младшими школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. – 2004.
6. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №19»
Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности
Задачи:
- формирование представление об проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
- формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
- развитие познавательные потребности и способности, креативность.
Программа рассчитана на 34 часа (1ч. х 34 нед.)
1. Планируемые результаты предмета внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
_ положительное отношение к исследовательской деятельности;
_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно_познавательны и внешние мотивы;
_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;
_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
_ выраженной познавательной мотивации;
_ устойчивого интереса к новым способам познания;
_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебную задачу;
_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
_ планировать свои действия;
_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
_ адекватно воспринимать оценку учителя;
_ различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ проявлять познавательную инициативу;
_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
_ высказываться в устной и письменной формах;
_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
_ владеть основами смыслового чтения текста;
_ анализировать объекты, выделять главное;
_ осуществлять синтез (целое из частей);
_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
_ устанавливать причинно-следственные связи;
_ строить рассуждения об объекте;
_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
_ подводить под понятие;
_ устанавливать аналогии;
_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
_ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
_ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,
возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения
в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ допускать существование различных точек зрения;
_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;
_ формулировать собственное мнение и позицию;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ соблюдать корректность в высказываниях;
_ задавать вопросы по существу;
_ использовать речь для регуляции своего действия;
_ контролировать действия партнера;
_ владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
_ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
2. Содержание учебного курса «Я - исследователь»
Тренинг исследовательских способностей (11 ч)
3. Тематический план
№ п\п | Название раздела | Всего часов |
1 | Тренинг исследовательских способностей | 11 |
2 | Самостоятельная исследовательская практика | 17 |
3 | Мониторинг исследовательской деятельности | 6 |
Итого | 34 |
4. Тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
Тренинг исследовательских способностей (11 ч) | ||
1 | Вводное занятие «Я исследователь» | 1 |
2 | Наблюдение детей в летнее время», презентация детей | 1 |
3 | Наблюдение детей в летнее время», презентация детей | 1 |
4 | Определение целей и задач исследования. Методы исследования | 1 |
5 | Что узнали интересное из книг? Результаты проведённых опытов | 1 |
6 | Что узнали интересное из книг? Результаты проведённых опытов | 1 |
7 | Составление плана работы | 1 |
8 | Организация исследований | 1 |
9 | Интуиция и создание гипотез | 1 |
10 | Правильное мышление и логика. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов | 1 |
11 | Как подготовиться к защите | 1 |
Самостоятельная исследовательская практика (17 ч) | ||
12 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 |
13 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 |
14 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 |
15 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 |
16 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 |
17 | Коллективная игра-исследование | 1 |
18 | Коллективная игра-исследование | 1 |
19 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 |
20 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 |
21 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 |
22 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 |
23 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 |
24 | Коллективная игра-исследование | 1 |
25 | Предварительная защита работ детей | 1 |
26 | Предварительная защита работ детей | 1 |
27 | Предварительная защита работ детей | 1 |
28 | Предварительная защита работ детей | 1 |
Мониторинг исследовательской деятельности (6 ч) | ||
29 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 1 |
30 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 1 |
31 | Подготовка собственных работ к защите | 1 |
32 | Подготовка собственных работ к защите | 1 |
33 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | 1 |
34 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | 1 |
ИТОГО: | 34 |
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование 4 Г класс
Учитель Кильченбаева А.С.
№ п\п | Дата план | Дата факт | Тема | Кол-во часов | Примечание |
Тренинг исследовательских способностей 11 часов | |||||
1 | Вводное занятие «Я исследователь» | 1 | |||
2 | Наблюдение детей в летнее время», презентация детей | 1 | |||
3 | Наблюдение детей в летнее время», презентация детей | 1 | |||
4 | Определение целей и задач исследования. Методы исследования | 1 | |||
5 | Что узнали интересное из книг? Результаты проведённых опытов | 1 | |||
6 | Что узнали интересное из книг? Результаты проведённых опытов | 1 | |||
7 | Составление плана работы | 1 | |||
8 | Организация исследований | 1 | |||
9 | Интуиция и создание гипотез | 1 | |||
10 | Правильное мышление и логика. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов | 1 | |||
11 | Как подготовиться к защите | 1 | |||
Самостоятельная исследовательская практика (17 часов) | |||||
12 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 | |||
13 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 | |||
14 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | |||
15 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | |||
16 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | |||
17 | Коллективная игра-исследование | 1 | |||
18 | Коллективная игра-исследование | 1 | |||
19 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | |||
20 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | |||
21 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | |||
22 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | |||
23 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | |||
24 | Коллективная игра-исследование | 1 | |||
25 | Предварительная защита работ детей | 1 | |||
26 | Предварительная защита работ детей | 1 | |||
27 | Предварительная защита работ детей | 1 | |||
28 | Предварительная защита работ детей | 1 | |||
Мониторинг исследовательской деятельности (6 часов) | |||||
29 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 1 | |||
30 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 1 | |||
31 | Подготовка собственных работ к защите | 1 | |||
32 | Подготовка собственных работ к защите | 1 | |||
33 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | 1 | |||
34 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | 1 | |||
ИТОГО: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...
Программа внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС «Я - исследователь»
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Я - исследователь" в 1 классе....
Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
Программа курса рассчитана на 4 года, 135 часов, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь" 1 - 4 классы
Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь"для обучающися 1-4 классов, соответствует ФГОС вторго поколения...
рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)
Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...
Реализация программы внеурочной деятельности "Я - исследователь" как способ развития исследовательской деятельности младших школьников.
В данной статье рассказывается о развитии поисково-исследовательской деятельности младших школьников на конкретных примерах....