Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
рабочая программа (4 класс)

Кильченбаева Александра Салаватовна

Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_issledovatel_4.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Я – исследователь»

4 класс

2021-2022 учебный год

Составитель:

 

Кильченбаева А.С.

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

 

г. Нижневартовск

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
  3. Содержание учебного предмета.
  4. Тематический план.
  5. Тематическое планирование.
  6. Приложение 1. Календарно-тематическое планирование 4 А класса.
  7. Приложение 2. Календарно-тематическое планирование 4 Б класса.
  8. Приложение 3. Календарно-тематическое планирование 4 В класса.
  9. Приложение 4. Календарно-тематическое планирование 4 Г класса.
  10. Приложение 5. Календарно-тематическое планирование 4 Д класса.

Пояснительная записка

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373
  2. Приказ МОиН РФ от 22.09.2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373»;
  3.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373" Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  4.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).

5.  Составлена на основе авторской программы Савенкова А. И. Методика организации игр - исследований с младшими школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. – 2004.

            6. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №19»

Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности

Задачи:

- формирование представление об проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;

- обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);

- формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;

- развитие познавательные потребности и способности, креативность.

Программа рассчитана на 34 часа (1ч. х 34 нед.)

1. Планируемые результаты предмета внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

_ положительное отношение к исследовательской деятельности;

_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно_познавательны и внешние мотивы;

_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;

_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

_ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

_ выраженной познавательной мотивации;

_ устойчивого интереса к новым способам познания;

_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ принимать и сохранять учебную задачу;

_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

_ планировать свои действия;

_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

_ адекватно воспринимать оценку учителя;

_ различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ проявлять познавательную инициативу;

_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;

_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

_ высказываться в устной и письменной формах;

_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

_ владеть основами смыслового чтения текста;

_ анализировать объекты, выделять главное;

_ осуществлять синтез (целое из частей);

_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

_ устанавливать причинно-следственные связи;

_ строить рассуждения об объекте;

_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

_ подводить под понятие;

_ устанавливать аналогии;

_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

_ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

_ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения

в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ допускать существование различных точек зрения;

_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;

_ формулировать собственное мнение и позицию;

_ договариваться, приходить к общему решению;

_ соблюдать корректность в высказываниях;

_ задавать вопросы по существу;

_ использовать речь для регуляции своего действия;

_ контролировать действия партнера;

_ владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

_ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента.

2. Содержание учебного курса «Я - исследователь»

Тренинг исследовательских способностей (11 ч)

Тема 1 Вводное занятие «Я исследователь»

Тема 2-3 Наблюдение детей в летнее время», презентация детей

Тема 4 Определение целей и задач исследования. Методы исследования

Тема 5-6 Что узнали интересное из книг? Результаты проведённых опытов

Тема 7 Составление плана работы

Тема 8 Организация исследований

Тема 9 Интуиция и создание гипотез

Тема 10 Правильное мышление и логика. Как правильно делать выводы из

наблюдений и экспериментов

Тема 11 Как подготовиться к защите

Самостоятельная исследовательская практика (17 ч)

Тема 12-13 Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

Тема 14-16 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных

исследований

Тема 17 Коллективная игра-исследование

Тема 18 Коллективная игра-исследование

Тема 19-23 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Тема 24 Коллективная игра-исследование

Тема 25-28 Предварительная защита работ детей

Мониторинг исследовательской деятельности (6 ч)

Тема 29-30 Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Тема 31-32 Подготовка собственных работ к защите

Тема 33-34 Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

3. Тематический план

№ п\п

Название раздела

Всего часов

1

Тренинг исследовательских способностей

11

2

Самостоятельная исследовательская практика

17

3

Мониторинг исследовательской деятельности

6

Итого

34

4. Тематическое планирование

№ п\п

                         Тема

Кол-во часов

Тренинг исследовательских способностей (11 ч)

1

Вводное занятие «Я исследователь»

1

2

Наблюдение детей в летнее время», презентация детей

1

3

Наблюдение детей в летнее время», презентация детей

1

4

Определение целей и задач исследования. Методы исследования

1

5

Что узнали интересное из книг? Результаты проведённых опытов

1

6

Что узнали интересное из книг? Результаты проведённых опытов

1

7

Составление плана работы

1

8

Организация исследований

1

9

Интуиция и создание гипотез

1

10

Правильное мышление и логика. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

1

11

Как подготовиться к защите

1

Самостоятельная исследовательская практика (17 ч)

12

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

13

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

14

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

15

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

16

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

17

Коллективная игра-исследование

1

18

Коллективная игра-исследование

1

19

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

20

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

21

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

22

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

23

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

24

Коллективная игра-исследование

1

25

Предварительная защита работ детей

1

26

Предварительная защита работ детей

1

27

Предварительная защита работ детей

1

28

Предварительная защита работ детей

1

Мониторинг исследовательской деятельности (6 ч)

29

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

1

30

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

1

31

Подготовка собственных работ к защите

1

32

Подготовка собственных работ к защите

1

33

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

1

34

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

1

                                                                                                           ИТОГО:

34

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование 4 Г класс

Учитель Кильченбаева А.С.        

№ п\п

Дата

план

Дата

факт

                         Тема

Кол-во часов

Примечание

Тренинг исследовательских способностей 11 часов

1

Вводное занятие «Я исследователь»

1

2

Наблюдение детей в летнее время», презентация детей

1

3

Наблюдение детей в летнее время», презентация детей

1

4

Определение целей и задач исследования. Методы исследования

1

5

Что узнали интересное из книг? Результаты проведённых опытов

1

6

Что узнали интересное из книг? Результаты проведённых опытов

1

7

Составление плана работы

1

8

Организация исследований

1

9

Интуиция и создание гипотез

1

10

Правильное мышление и логика. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

1

11

Как подготовиться к защите

1

Самостоятельная исследовательская практика (17 часов)

12

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

13

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

14

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

15

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

16

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

17

Коллективная игра-исследование

1

18

Коллективная игра-исследование

1

19

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

20

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

21

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

22

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

23

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

24

Коллективная игра-исследование

1

25

Предварительная защита работ детей

1

26

Предварительная защита работ детей

1

27

Предварительная защита работ детей

1

28

Предварительная защита работ детей

1

Мониторинг исследовательской деятельности (6 часов)

29

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

1

30

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

1

31

Подготовка собственных работ к защите

1

32

Подготовка собственных работ к защите

1

33

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

1

34

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

1

                                                                                                           ИТОГО:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...

Программа внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС «Я - исследователь»

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Я - исследователь" в 1 классе....

Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"

Программа  курса рассчитана на 4 года, 135   часов,  предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь" 1 - 4 классы

Программа внеурочной деятельности  "Я -исследователь"для обучающися 1-4 классов, соответствует ФГОС вторго поколения...

рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)

Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...

Реализация программы внеурочной деятельности "Я - исследователь" как способ развития исследовательской деятельности младших школьников.

В данной статье рассказывается о развитии поисково-исследовательской деятельности младших школьников на конкретных примерах....