Проектная деятельность
методическая разработка (4 класс)
Данная программа внеурочной деятельности разработана для учащихся начальных классов на 5 лет (2 часа в месяц). Она позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный и принципы:
- Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации образовательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 33.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МКУ «Комитет по образованию» АМО «Еравнинский район»
МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа»
«Проектная деятельность
младших школьников»
учителя начальных классов
Раднаевой Эльвиры Владимировны
п. Целинный, 2018г.
Пояснительная записка.
В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность. Одно из направлений – проектная деятельность, для реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Данная программа внеурочной деятельности разработана для учащихся начальных классов на 5 лет (2 часа в месяц). Она позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный и принципы:
- Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации образовательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности
Цель программы – создание условий для приобретения школьниками социальных знаний.
Задачи программы:
- Формирование у учащихся позитивной самооценки, самоуважения, коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени, умения самостоятельно планировать деятельность и
принимать решения;
- Формирование умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Источники информации: энциклопедии и книги из школьной и сельской библиотеки; видеокассеты, материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии; беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч, информацию из Интернета.
Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического:
- что такое проект,
- значимость проекта,
-методы проектирования,
-этапы работы над проектом.
Этапы работы над проектом
№ п/п | Этапы работы | Характеристика видов деятельности |
1 | Поисковый | Моделирование искомой ситуации Анализ информации Определение и анализ проблем Определение потребности в информации Сбор и изучение информации |
2 | Аналитический | Постановка цели проекта Определение задач и способа разрешения проблемы Составление плана реализации проекта Планирование продукта Анализ ресурсов Сбор и изучение информации |
3 | Практический | Выполнение работы по плану Текущий контроль |
4 | Презентационный | Предварительная оценка продукта Планирование и подготовка презентационных материалов Презентация продукта |
5 | Контрольный | Анализ результатов выполнения проекта Оценка продукта Оценка продвижения |
Форма организации
Занятия проводятся в форме бесед, встреч в учебном кабинете, в библиотеках, на дому. Проектная деятельность осуществляется через проведение опытов, наблюдений, экскурсий, защиты и реализации проектов.
Прогнозируемые результаты
В результате участия во внеурочной проектной деятельности у учащихся будет сформировываться:
- приобретут социально ценностные умения доброжелательного и чуткого отношения к людям, позитивную самооценку и самоуважение,
- -получат некоторый опыт социального действия: организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; ответственного принятия решений;
- -будут учиться работать с информацией: собирать, систематизировать и хранить ее.
Соответствие содержания и форм внеурочной деятельности ожидаемым результатам
Уровень результа-тов | Приобретение социальных знаний (первый уровень) | Формирование ценностного отношения к социальной реальности (второй уровень) | Получение опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень) |
Проектная деятельность | Познавательные беседы, дискуссии, экскурсии, консультации, наблюдения, поиск информации | ||
Подготовка концертов, изготовление и выставка поделок, сувениров, буклетов, открыток, стенгазет, альбомов, выращивание цветов и тд | |||
Детские исследовательские проекты, участия в конкурсах, внешкольные акции |
Тематическое планирование
Теоретическая часть (4 ч)
№ п/п | Содержание | Общее количество часов |
1. | Познавательная беседа «Что такое проект?» | 1 ч. |
2. | Коллективная игра «Мы работаем над проектом» | 1 ч. |
3. | Игра « Я ищу информацию» | 1 ч. |
4. | Круглый стол «Секрет успешного выступления» | 1 ч. |
Проект по русскому языку
«Зимушка-зима» (7ч)
№ п/п | Содержание | количество часов |
1. | Беседа «Зимние узоры на окне» | 1 ч. |
2. | Сбор информации (загадки, пословицы, поговорки о зиме) | 1 ч. |
3. | Проведение подвижных игр на свежем воздухе, экскурсия в зимний лес | 2 ч. |
4. | Лепка снеговика, открытка «Снеговик» | 2 ч. |
5. | Участие в празднике «Зимний дворец» | 1 ч. |
Проект по окружающему миру «Моя малая родина» (6ч.)
№ п/п | Содержание | количество часов |
1. | Беседа «Родное село» | 1 ч |
2. | Исследование «Тайна имени» | 2 |
3 | Презентации «Животный и растительный мир родного края» | 2 ч. |
4 | Проект-стенгазета «Моя Бурятия» | 2 ч. |
Проект по математике «Математика-царица наук» (6ч)
№ п/п | Содержание | количество часов |
1. | Беседа «Математика в числах» | 1ч. |
2. | Игры (головоломки, шарады, фокусы, танграмм) | 2 ч. |
3. | Конструирование «Царство фигур» | 2 ч. |
4. | Проект «Праздник числа» | 1 ч. |
Акция память (7ч)
№ п/п | Содержание | количество часов |
1. | «День Победы». Экскурсия в музей боевой славы. | 1 ч. |
2. | Подготовка к концерту, изготовление открыток, буклетов. | 2 ч. |
3. | Встреча с ветеранами (концерт). Акция «Память». | 1 ч. |
4 | Акция «Окно Победы» | 2ч |
5 | Акция «Бессмертный полк» | 1ч |
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
- Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.
- Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
- Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.
9 Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
10.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
13.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
14.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
15.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
16.Интернет-сайты: conf.cpkro.kirov.ru; www.eidos.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу
Метод проектов создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребен...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"
Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...