План-конспект родительского собрания по теме «Самостоятельность детей»
материал
План-конспект родительского собрания по теме «Самостоятельность детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект | 30.25 КБ |
Анкета для родителей | 18.18 КБ |
Брошюра | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект родительского собрания по теме «Самостоятельность детей»
Цель: формирование у родителей потребности в развитии самостоятельности ребенка.
Задачи:
- показать роль самостоятельности в жизни ребенка;
- ознакомить родителей с последствиями снятия ответственности с детей и чрезмерной опеки;
- дать рекомендации по воспитанию навыков самостоятельности.
Учитель приветствует родителей.
Учитель: Поднимите руки те, что считает, что ваш ребенок самостоятельный?
Родители поднимают руки, если ответ положительный.
Учитель: Давайте проверим. На столах у вас лежат листы со списком проблем, которые составил по своему опыту школьный психолог. Отметьте те из них, которые возникали в вашей семье. Также вы можете вписать дополнительные проблемы, с которыми вы столкнулись.
Родители заполняют анкету.
Анкета для родителей
Отметьте, с какими проблемами вы сталкивались.
- Ребенок отказывается посещать школу. Делает домашние задания только под контролем родителей.
- Когда делает домашние задания самостоятельно, то это может длиться часами.
- Прогуливает школу, а дома обманывает, что был на уроках.
- Предпочитает проводить больше времени вне дома, в своей сомнительной компании.
- Ничего не хочет делать по дому. Устраивает беспорядок и отказывается убирать за собой.
- Постоянно обманывает, а когда обман раскрывается, особенно по этому поводу не переживает.
- Ничего не рассказывает о своих делах, очень скрытен.
- Часто не слышит, что ему говорят, приходится повторять много раз.
- После школы не идет домой сразу, а бродит неизвестно где.
- Постоянно ссорится со своим братом (сестрой).
- Стал хуже учиться, но не расстраивается из-за плохих отметок.
- Плохо ладит с отцом (матерью, бабушкой или другими родственниками, живущими с вами).
- Не следит за своими вещами, бросает их, где попало.
- Ничем не интересуется, проводит много времени у телевизора (магнитофона, компьютера, и т. п.).
Учитель: Поднимите руки те, кто отметил больше 5 пунктов. К большому сожалению, у вашего ребенка есть проблемы с самостоятельностью.
По статистике, родители часто жалуются, что ребенок не помогает и отказывается брать на себя ответственность за собственные поступки. Проблема в том, что в свое время родители просто не дали ему эту ответственность. Они постоянно приходят на помощь, если у ребенка что-то получается не идеально. В итоге желание делать что-то самостоятельно пропадает … Что такое самостоятельность и для чего она нужна? Какие последствия несет за собой отсутствие этого качества у детей? Как воспитывать самостоятельность у ребенка? На эти вопросы мы постараемся ответить на нашем родительском собрании. Поэтому тема нашей сегодняшней встречи «Самостоятельность детей».
Учитель: Что такое самостоятельность, по вашему мнению?
Родители высказывают свое мнение.
Учитель: Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Для чего нужна самостоятельность?И какие последствия несет за собой отсутствие навыка самостоятельности? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю создать вам портрет вашего ребенка. На ваших столах лежат листы и ручки. Лист поделен на две половины. На одной половине вы описываете портрет самостоятельного ребенка, а на другой – несамостоятельного. Подумайте, какие качества были бы у самостоятельного ребенка, а какие – у несамостоятельного; какие поступки они бы совершили; что они могли бы сделать или не могли; как бы он выглядел, в вашем понимании.
Родители заполняют таблицу «Самостоятельный\несамостоятельный ребенок».
Таблица 1.
Самостоятельный ребенок | Несамостоятельный ребенок |
Учитель: Давайте сравним полученные результаты. Самостоятельный\несамостоятельный ребенок – какой он?
Родители сравнивают самостоятельного и несамостоятельного ребенка. Делается вывод.
Учитель: Мы видим, что самостоятельный ребенок – это тот ребенок, которому будет намного легче приспособиться к взрослой жизни. Он ответственен за свои поступки, и он будет в состоянии справиться со своими трудностями без участия родителей.
А теперь вернемся к анкетам. Какие проблемы вы отметили? Что вы предпринимали, чтобы решить эту проблему? Как вы думаете, помогло ли это? Что вы делаете, чтобы ребенок проявил свою самостоятельность?
Родители обмениваются опытом.
Учитель: Я рада, что есть родители, которые смогли найти правильное решение разрешения проблемы. Но мы видим, что не все пути решения, которые вы предпринимали, смогли помочь. На пути воспитания самостоятельности у детей родители иногда допускают ошибки. Так, при рождении малыша (а в российских семьях сейчас чаще всего по одному ребенку) всецело подчиняют свою жизнь одной-единственной цели: сделать так, чтобы их сын или дочка росли и воспитывались в самых лучших условиях. И неудивительно, что ребенок, привыкнув к такому устройству своей жизни, перестает что-либо решать самостоятельно и, следовательно, нести ответственность за свои поступки и решения.
Еще одна ошибка, которую допускают родители. Часто они сами отказываются от воспитания в ребенке самостоятельности, т. к. это для них проще, удобнее. Не надо беспокоиться о том, что сын или дочка сделают что-то без их ведома и, возможно, наделают глупостей. Мама с папой будут уверены, что дети обязательно спросят их разрешения, оставят решение задачи до прихода родителей, не проявят инициативы в покупке продуктов (значит, не купят черствый хлеб), в приготовлении обеда (значит, ничего не сгорит на плите). Ребенок будет следовать указаниям родителей, и им не надо будет искать новых способов и форм взаимодействия с ним. Но, не сделав этого, не расширив полномочий ребенка, невозможно будет изменить его образ мыслей. Несмотря на все усилия, наказания, он будет по-прежнему надеяться на вашу опеку.
Чтобы решение проблемы сдвинулось с мертвой точки, необходимо начать с себя. В психологии есть очень важное правило: если хочешь изменить поведение кого-либо, надо в первую очередь изменить свое поведение. Прежде всего посмотрите на ребенка своими глазами (забудьте, что говорят о нем соседи, учителя и т. д.). Вы лучше знаете его. На какие качества, которые вам нравятся в нем, вы могли бы опереться?
Измените свое отношение, поведение, речь, используя эту «соломинку». Обратите внимание на построение ваших фраз. Среди них можно выделить «Ты-высказывания» и «Я-высказывания». Что это такое?
Я заготовила для вас таблицу с примерами, в которой ярко видна разница между «Ты-высказываниями» и «Я-высказываниями». Давайте ее рассмотрим.
Родители рассматривают таблицу.
Таблица 2.
«Ты-высказывания» | «Я-высказывания» |
Ты опять не прибрал в своей комнате | Я думала, мы с тобой договорились о том, что уборку в комнате надо делать ежедневно |
Как ты посмел уйти в гости без моего согласия | Когда ты принимаешь такие решения, не обсудив их со мной, мне бывает обидно. В следующий раз не забудь посоветоваться со мной |
Учитель: Можете ли вы мне объяснить в чем разница между этими высказываниями? Какие высказывания, по вашему мнению, будут наиболее действенными? Почему?
Родители отвечают на вопросы учителя и рассуждают.
«Ты-высказывания» - такие фразы, где, как вы могли уже догадаться, встречаются местоимения «ты», причем они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека: «Ты всегда оставляешь в комнате грязь». В результате ребенок чувствует, что он плохой, и обижается.
«Я-высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. «Я очень устала и огорчена, что ты не успел сделать домашнее задание к моему приходу. Как бы ты мог быстро решить эту проблему?» Этот способ решать проблемы менее конфликтен.
«Я-высказывание» лучше начать с нейтральной констатации поступка, которое вас не устраивает. Затем следует описание ваших чувств, переживаний по этому поводу. Затем в вежливых неагрессивных выражениях расскажите, чего бы хотели вы. При этом используйте такие обороты, как «мне бы хотелось», «я была бы рада» и др.
Давайте попробуем с вами составить «Я-высказывания».
Родители тренируются подбирать «Я-высказывания»
Учитель: В своей жизни ваш ребенок постоянно принимает решения, которые вы не можете предвидеть и которые могут удивлять вас: решения о том, с кем дружить, что предпочитать из еды, о чем думать и пр. Научитесь видеть своего ребенка. Для этого выполняйте следующие правила повседневного общения:
• измените некоторые ваши мысли и убеждения относительно вашего ребенка, т. е. постарайтесь избегать суждений о своем ребенке, принятых от других людей;
• замечайте любые проявления своей привычки принимать решения за ребенка и начните освобождаться, избавляться от нее;
• научитесь получать удовольствие от принятия решений вашим ребенком.
Последние два положения, возможно, окажутся для вас особенно трудными и, возможно, вызовут протест. Когда отдано на воспитание ребенка столько сил, времени и средств, страшно потерять достигнутое в случае неудачи. Например, ваш ребенок, занимаясь несколько лет в музыкальной школе, вдруг услышал от друга о каком-то интересном кружке, спортивной секции. Он обращается к вам с вопросом, может ли он ходить вместо музыкальной школы в эту секцию. Обычно вы принимаете решение за него. В данной ситуации вы опасаетесь, что ребенок не проявит способностей в новом деле и бросит его, придется поставить условия, при которых он мог бы попробовать себя в новом качестве. Пересильте себя. Дайте ребенку шанс. Пусть он примет решение сам. Это право вашего ребенка. Снимите с себя ответственность за принятие решения. Пусть решает он, но тогда и отвечать за последствия также придется ему. Можно ответить на вопрос примерно так: «Я доверяю тебе решить, попробовать ли тебе заниматься этим, не будешь ли ты об этом решении жалеть. Но давай договоримся сразу - если ты бросишь и это занятие, нам придется наверстывать упущенное в музыкальной школе. Если ты согласен на это условие, то все остальное ты в состоянии решить самостоятельно».
Все, что мы с вами сейчас проговорили, вы можете взять себе это на заметку. Также я приготовила для вас видео, в котором вы узнаете, какие приемы эффективны для формирования навыка самостоятельности.
Просмотр видео «Самостоятельный ребенок. С чего начать?» и «Дайте ребенку быть самостоятельным»
Учитель: Вот мы с вами посмотрели видеоролик и обменялись опытом, теперь давайте с вами вместе подумаем и решим, какие же действия мы все-таки будем предпринимать, чтобы у ребенка развивалась самостоятельность. Мы составим с вами памятку. На ваших столах лежат маленькие стикеры, в которых вы запишите способы формирования навыка самостоятельности у ребенка. Этот лист мы прикрепим на плакат. Также поделитесь с нами, почему вы выбрали именно этот прием.
Родители записывают прием, разъясняют его и приклеивают стикер к плакату.
Учитель: Вот мы с вами создали такую памятку. Можете ее сфотографировать. Также я заготовила для вас памятку в виде брошюры «Как развивать самостоятельность у ребенка?». Там вы подробно ознакомитесь с приемами, которые мы озвучили на нашей встрече. Также вы можете зайти за мой сайт и найти статью, которая называется «Самостоятельный ребенок – чудесный ребенок!». Там я подробно описываю все особенности навыка самостоятельности у детей, и также там вы можете найти приемы, которые вам помогут при общении с ребенком. Сайт указан на брошюре.
Учитель раздает брошюры.
Спасибо большое, что вы посетили наше собрание. Я надеюсь, что наша встреча была для вас полезна и поможет вам в воспитании ваших замечательных детей. До новых встреч!
Предварительный просмотр:
1 | Ребенок отказывается посещать школу. Делает домашние задания только под контролем родителей. | ||
2 | Когда делает домашние задания самостоятельно, то это может длиться часами. | ||
3 | Прогуливает школу, а дома обманывает, что был на уроках. | ||
4 | Предпочитает проводить больше времени вне дома, в своей сомнительной компании. | ||
5 | Ничего не хочет делать по дому. Устраивает беспорядок и отказывается убирать за собой. | ||
6 | Постоянно обманывает, а когда обман раскрывается, особенно по этому поводу не переживает. | ||
7 | Ничего не рассказывает о своих делах, очень скрытен. | ||
8 | Часто не слышит, что ему говорят, приходится повторять много раз. | ||
9 | После школы не идет домой сразу, а бродит неизвестно где. | ||
10 | Постоянно ссорится со своим братом (сестрой). | ||
11 | Стал хуже учиться, но не расстраивается из-за плохих отметок. | ||
12 | Плохо ладит с отцом (матерью, бабушкой или другими родственниками, живущими с вами). | ||
13 | Не следит за своими вещами, бросает их, где попало. | ||
14 | Ничем не интересуется, проводит много времени у телевизора (магнитофона, компьютера, и т. п.). |
Анкета для родителей
Отметьте, с какими проблемами вы сталкивались.
- Ребенок отказывается посещать школу. Делает домашние задания только под контролем родителей.
- Когда делает домашние задания самостоятельно, то это может длиться часами.
- Прогуливает школу, а дома обманывает, что был на уроках.
- Предпочитает проводить больше времени вне дома, в своей сомнительной компании.
- Ничего не хочет делать по дому. Устраивает беспорядок и отказывается убирать за собой.
- Постоянно обманывает, а когда обман раскрывается, особенно по этому поводу не переживает.
- Ничего не рассказывает о своих делах, очень скрытен.
- Часто не слышит, что ему говорят, приходится повторять много раз.
- После школы не идет домой сразу, а бродит неизвестно где.
- Постоянно ссорится со своим братом (сестрой).
- Стал хуже учиться, но не расстраивается из-за плохих отметок.
- Плохо ладит с отцом (матерью, бабушкой или другими родственниками, живущими с вами).
- Не следит за своими вещами, бросает их, где попало.
- Ничем не интересуется, проводит много времени у телевизора (магнитофона, компьютера, и т. п.).
Анкета для родителей
Отметьте, с какими проблемами вы сталкивались.
- Ребенок отказывается посещать школу. Делает домашние задания только под контролем родителей.
- Когда делает домашние задания самостоятельно, то это может длиться часами.
- Прогуливает школу, а дома обманывает, что был на уроках.
- Предпочитает проводить больше времени вне дома, в своей сомнительной компании.
- Ничего не хочет делать по дому. Устраивает беспорядок и отказывается убирать за собой.
- Постоянно обманывает, а когда обман раскрывается, особенно по этому поводу не переживает.
- Ничего не рассказывает о своих делах, очень скрытен.
- Часто не слышит, что ему говорят, приходится повторять много раз.
- После школы не идет домой сразу, а бродит неизвестно где.
- Постоянно ссорится со своим братом (сестрой).
- Стал хуже учиться, но не расстраивается из-за плохих отметок.
- Плохо ладит с отцом (матерью, бабушкой или другими родственниками, живущими с вами).
- Не следит за своими вещами, бросает их, где попало.
- Ничем не интересуется, проводит много времени у телевизора (магнитофона, компьютера, и т. п.).
Анкета для родителей
Отметьте, с какими проблемами вы сталкивались.
- Ребенок отказывается посещать школу. Делает домашние задания только под контролем родителей.
- Когда делает домашние задания самостоятельно, то это может длиться часами.
- Прогуливает школу, а дома обманывает, что был на уроках.
- Предпочитает проводить больше времени вне дома, в своей сомнительной компании.
- Ничего не хочет делать по дому. Устраивает беспорядок и отказывается убирать за собой.
- Постоянно обманывает, а когда обман раскрывается, особенно по этому поводу не переживает.
- Ничего не рассказывает о своих делах, очень скрытен.
- Часто не слышит, что ему говорят, приходится повторять много раз.
- После школы не идет домой сразу, а бродит неизвестно где.
- Постоянно ссорится со своим братом (сестрой).
- Стал хуже учиться, но не расстраивается из-за плохих отметок.
- Плохо ладит с отцом (матерью, бабушкой или другими родственниками, живущими с вами).
- Не следит за своими вещами, бросает их, где попало.
- Ничем не интересуется, проводит много времени у телевизора (магнитофона, компьютера, и т. п.).
Анкета для родителей
Отметьте, с какими проблемами вы сталкивались.
- Ребенок отказывается посещать школу. Делает домашние задания только под контролем родителей.
- Когда делает домашние задания самостоятельно, то это может длиться часами.
- Прогуливает школу, а дома обманывает, что был на уроках.
- Предпочитает проводить больше времени вне дома, в своей сомнительной компании.
- Ничего не хочет делать по дому. Устраивает беспорядок и отказывается убирать за собой.
- Постоянно обманывает, а когда обман раскрывается, особенно по этому поводу не переживает.
- Ничего не рассказывает о своих делах, очень скрытен.
- Часто не слышит, что ему говорят, приходится повторять много раз.
- После школы не идет домой сразу, а бродит неизвестно где.
- Постоянно ссорится со своим братом (сестрой).
- Стал хуже учиться, но не расстраивается из-за плохих отметок.
- Плохо ладит с отцом (матерью, бабушкой или другими родственниками, живущими с вами).
- Не следит за своими вещами, бросает их, где попало.
- Ничем не интересуется, проводит много времени у телевизора (магнитофона, компьютера, и т. п.).
Самостоятельный ребенок | Несамостоятельный ребенок |
Самостоятельный ребенок | Несамостоятельный ребенок |
Самостоятельный ребенок | Несамостоятельный ребенок |
Самостоятельный ребенок | Несамостоятельный ребенок |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Школа № 44»
Софроний Аурика Игоревна
E-mail: auri4ka.sofronii@gmail.com
Сайт: www.moisait.ru
Как развивать самостоятельность
у ребенка?
1) Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть он помогает вам по хозяйству, постепенна у него появиться его личная обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом - выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни).
2) Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать. Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны их возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то, что он может сделать сам (кроме исключительных случаев, например, если он себя плохо чувствует). Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний, вы все равно все сделаете за него, и просто не будет реагировать на ваши слова. Если вы несколько раз собрать и приготовить одежду на завтра, а он этого не сделает, пусть он хоть раз поволнуется утром сам. Даже если он опоздает в этот день в школу, это будет его ответственность, не ваша.
3) Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение. То же касается и конфликтных ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все плюсы и минусы, предложенных решений, старайтесь приходить к компромиссам.
4) Не «стойте над душой» у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,- спокойным и доброжелательным поинтересуетесь его успехами.
5) Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания - он должен сам научится их понимать. Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит вам, как они делали подобные задания в классе,- ведь вы учились так давно, что плохо помните школьные требования. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе в словаре - это, с одной стороны, послужит сменой деятельности, а с другой - приучит сына или дочь пользоваться справочной литературой.
6) Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписания и развитие у ребенка чувства времени. Это чувство можно развивать, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько времени необходимо, чтобы записать предложение, позавтракать и т. д.).
7) Если ребенку важно посмотреть какую-либо передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе рассчитать время так, чтобы все успеть. Попробуйте предположить, сколько времени может занять выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только то задание, которое сделано полностью и аккуратно.
8) Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т. д.), какие учебные предметы ему более интересны. Затем, учитывая эти особенности, вместе составьте план выполнения уроков на каждый день. Постепенно ребенок приучится рассчитывать время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата. Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где ему будет удобно и приятно заниматься. Ни в коем случае не позволяйте ему за уроки при включенном телевизоре, радио, компьютере, по возможности создайте на время подготовки домашних заданий спокойную и тихую обстановку.
9) Собирать портфель с первого класса ребенок должен сам, ничего не забывать ему поможет список предметов, которые надо взять с собой в тот или иной день. Собирать портфель в 4-ом классе - это унижение для него, и для вас.
10) Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет «пропускать мимо ушей» ваши предупреждения. Если вы говорите, что в выходные дни он наказан и вы не отпускаете его куда-то, выполните это обещание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Учим детей мыслить"4класс
Родительский практикум .Родителям предлагается ознакомиться с тестированием обучающихся, рекомендуются упражнения для тренировки развития мышления.Ресурс выполнен с мультимедийным сопровождением....
Родительское собрание на тему «Здоровые дети – здоровое общество»-
Последнее десятилетие XX века характеризовалось выраженными негативными тенденциями в состоянии здоровья детей России: снижением рождаемости, высокой смертно...
Родительское собрание по теме: «Учите детей быть здоровыми»
Формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью....
План-конспект родительского собрания по теме: «Одаренные дети. Степень влияния родителей на их развитие»
Одаренные дети...
Родительское собрание на тему самостоятельности. Кратко о главном
Подготовленный материал к родительскому собранию...
Родительское собрание на тему "Самостоятельность"
Родительское собрание...
План – конспект для родительского собрания по теме: «Новые методы и технологии в обучении младших школьников».
Цель: Познакомить родителей с новыми методами и технологиями, которые применяются в настоящее время в обучении младших школьников. Задачи: - повысить уровень компетентности родителей в вопросах обучен...