План-конспект родительского собрания по теме: «Одаренные дети. Степень влияния родителей на их развитие»
статья на тему

Одаренные дети

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект родительского собрания по теме: «Одаренные дети. Степень влияния родителей на их развитие»

Цель: познакомить родителей учащихся с признаками одаренности детей, с  созданием условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и поощрения их творческой деятельности.

Задачи: вовлечь родителей в обсуждение проблемы влияния педагогов и родителей на развитие одаренных детей; разработать тематику конкретных мероприятий, способствующих выявлению одаренных детей класса.

Подготовительный этап. Классный руководитель и школьный психолог в период подготовки к родительскому собранию проводят различные исследования на выявление одаренности и уровня IQ детей класса, а также составляют письменные индивидуальные характеристики учащихся.

Также классный руководитель оформляет стенд под рубрикой «Наши достижения», отражающий достижения детей в интеллектуальной, творческой, двигательной, художественной и других видах деятельности.

Проведение собрания. 

Детская одаренность – социально – общественная проблема. История знает  случаи, когда многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями. С другой стороны, выдающиеся умственные или творческие проявления ребенка могут оказаться лишь  чем – то временным. В ходе возрастного развития вместе с укреплением свойств интеллекта и качеств личности, подъемом их на новый уровень происходит и ограничение, а  то и утрата некоторых детских возможностей.

Необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми.

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения нового. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это – неповторимое своеобразие данного возраста.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь эти признаки могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил и творческих способностей  по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при  рождении, за немногие годы поначалу с помощью и под руководством взрослых, - формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства… Обогащение психики идет в таком темпе, который будет  уже  недоступен в зрелые годы. Детство   - неповторимая по своим возможностям пора развития. Каких же детей можно считать одаренными?

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Виды одаренности:

-Одаренность в ремеслах; спортивная и организационная одаренность;

-Интеллектуальная одаренность различных видов;

-Хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;

-Лидерская одаренность, т.е. способность привлекать, притягивать к себе других людей, вызывать у них чувство симпатии;

-Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Показатели одаренности:

-любознательность и потребность в познании выходят за рамки возможностей традиционного обучения;

-высокие интеллектуальные и творческие показатели;

-высокий уровень развития абстрактного мышления и речи (способность в языковой форме делать выводы);

-легкость в общении, коммуникабельность;

-активность;

-высокая мотивация к учебной деятельности;

-стихийное стремление к построению целостной картины мира.

Показатели умственной (интеллектуальной) одаренности:

-сформированность любознательности;

-проявление высокоинтенсивной познавательной активности

-способность к целеполаганию и связанному с этим проективному мышлению (предвосхищение, отбор инструментария, коррекция);

-быстрота и точность выполнения логических действий (анализ, синтез, индукция, дедукция, доказательство);

-произвольность, устойчивость и контролируемость внимания;

-богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций;

-максимальный коэффициент полезного действия в процессе обучения;

-вкус к новизне и установка на творческое выполнение заданий.

Казалось бы, ребенку с активным познавательным интересом, повышенной умственной активностью и творческой жилкой, опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, – такому ребенку уготовано детство более счастливое, чем у других. Однако чаще всего это оказывается не так. У детей с ранним развитием умственных способностей возникают специфические проблемы дома и в школе, в отношениях с другими детьми. Причины многих личностных проблем одаренных детей закладываются родителями в раннем детстве. Как избежать подобных трудностей и сделать жизнь одаренного ребенка более счастливой?

Наше поведение, реакции, мимика, жесты и слова показывают ребенку, что мы ценим в нем, что в его поступках важно и поддерживается нами. Если наиболее значимым для нас является преуспевание ребенка в той или иной деятельности, и именно это вызывает у нас радость, улыбку, похвалу, то ребенок усваивает, что главное – преуспеть, стать лучшим. Если к тому же мы активно используем состязательный, соревновательный мотив, позволяем себе сравнивать ребенка с другими детьми вместо того, чтобы делать акцент на его собственных достижениях, ребенок теряет продуктивную внутреннюю мотивацию деятельности. То или иное дело для него становится интересным не само по себе, а лишь с той точки зрения, может ли он победить, обогнать других. Отсюда появляются неумение проигрывать, болезненное отношение к критическим замечаниям и многие другие личностные проблемы одаренных и не только одаренных детей.

Поэтому очень важно, уделяя внимание развитию способностей ребенка в той области, где его одаренность проявляется наиболее ярко, стимулировать развитие других его возможностей, способствовать формированию у ребенка таких личностных качеств, как доброта, сострадание, готовность помочь, щедрость, скромность, терпение, надежность и т.д.

Многие одаренные дети очень критичны к себе. Обладая неадекватно заниженной самооценкой, они часто не могут реализовать свои потенциальные возможности. Одаренные дети очень ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. У одаренных детей возникают трудности при общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Иногда эти дети замкнуты, непопулярны в группе детей.

Проблемы, возникающие у одаренного ребенка при контактах со сверстниками, связаны еще и с тем, что зачастую их интересы он не разделяет. Одаренный ребенок лучше общается с более старшими детьми – сверстниками не по возрасту, а по интеллекту. Поэтому часто позитивные, казалось бы, качества одаренных детей порождают сложные личностные проблемы. Характер этих проблем ребенка во многом определяется особенностями формирующейся самооценки.

Проблемы одаренных детей

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

6. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

7. Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда — ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

8. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

9. Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

10. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

11. Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Для того чтобы дать  правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нужно знать его склонности. Вам предлагается тест, подумайте и ответьте на каждый из вопросов теста, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка.

Уважаемые родители! Не спешите и не подгоняйте ребенка в его поиске себя в каком – либо виде деятельности, не заставляйте его зубрить те или иные приемы и действия, подобно таблице умножения. Пусть он в свободное время в школе и дома больше импровизирует, выдумывает новые приемы и действия. Если мы поможем ему (или не будем мешать в этом), наш родительский долг будет выполнен. Наша задача в том, чтобы помочь ребенку раскрыться в своем творчестве, чтобы любая индивидуальность ребенка не прошла мимо нашего внимания, реализовалась и взращивалась в нашей педагогической деятельности с детьми.

Рефлексия. Чудесный ларец

Родителям, присутствующим на собрании предлагается на небольших карточках (можно их оригинально оформить) ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.

Памятка для родителей:

Как НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком:

• Понять ребенка и осознать его неординарность.

• Признать всю уникальность его данных.

• Восторгаться им в меру.

• Не использовать всю жизнь ребенка для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.

• Создать условия для «поощрения» таланта.

• Не проецировать на одаренного ребенка собственные интересы и увлечения.

• Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность.

• Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.

• Создать ребенку атмосферу творчества, поддерживать возникший интерес.

• Учить терпению и поощрять за все старания.

• Тактично, деликатно помогать ему.

• Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.

• Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.

• Учить ребенка быть как можно менее уязвимым.

• Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.

• Учить владеть эмоциями.

• Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности собой, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.

• Все делать, что от вас зависит, чтобы ребенок не занижал свою самооценку и в то же время чтобы он не выставлял сверх одаренность напоказ.

• Не возвышать его над остальными детьми в семье.

• Помочь наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.

• Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.

• Уделять как можно больше внимания физической активности ребенка.

• Организовать активный отдых, помочь научиться вовремя переключаться с одного вида деятельности на другой.

• Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.

• Понять, что беспокоит малыша все время, в чем суть проблемы вашего ребенка, с чем связана агрессия или неприятие себя.

• Учитывать его индивидуальность.

• Все время ободрять его.

• Тактично обращаться с ним.

• Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.

• Считать себя самым счастливым из родителей.

• Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет»

Как НЕ НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком!

• Игнорировать дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.

• Воспитывать как самого обычного ребенка или создавать «мимозные» условия жизни.

• Считать его в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверх одаренность малыша.

• Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.

• Наказывать за любознательность или настолько поощрять ее, что это может кончиться нервным срывом.

• Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.

• Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.

• Не обучать коммуникабельности со своими сверстниками и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.

• Не помогать решать проблемы с воспитателями.

• Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.

• Пытаться завышать все эталоны, которым ваш ребенок подражает.

• Драматизировать все неудачи.

• Стараться выставить всем напоказ любые недостатки малыша.

• Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить физические навыки, считая, что главнее всего интеллект.

• Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешить их или искусственно их расширить до бесконечности.

• Считать, что вам с ребенком просто-напросто не повезло, и не упрекать его все время в этом.

• Чрезмерно опекать или ни в чем не помогать.

• Чтобы ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время

крылья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Учим детей мыслить"4класс

Родительский практикум .Родителям предлагается ознакомиться с тестированием обучающихся, рекомендуются упражнения для тренировки развития мышления.Ресурс выполнен с мультимедийным сопровождением....

Родительское собрание на тему «Здоровые дети – здоровое общество»-

     Последнее десятилетие XX века характеризовалось выраженными негативными тенденциями в состоянии здоровья детей России: снижением рождаемости, высокой смертно...

Родительское собрание по теме: «Учите детей быть здоровыми»

Формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью....

Родительское собрание на тему "Здоровье детей в Ваших руках, родители"

Родительское собрание на тему "Здоровье детей в Ваших руках, родители"...

План-конспект родительского собрания по теме «Самостоятельность детей»

План-конспект родительского собрания по теме «Самостоятельность детей»...

Протокол родительского собрания № 3 Тема: «Безопасность детей в сети Интернет. Результаты 3 четверти. Домашняя школа интеллектуального развития ребенка»

Протоколродительского собрания № 3Тема: «Безопасность детей в сети Интернет. Результаты 3 четверти. Домашняя школа интеллектуального развития ребенка»...

План – конспект для родительского собрания по теме: «Новые методы и технологии в обучении младших школьников».

Цель: Познакомить родителей с новыми методами и технологиями, которые применяются в настоящее время в обучении младших школьников. Задачи: - повысить уровень компетентности родителей в вопросах обучен...