Конспект классного часа "Люби и береги свою малую родину"
классный час (3 класс)

Воспитательное мероприятие соответствует цели воспитания в 3 классе, а именно способствует воспитанию творческой, социально активной личности,  ориентированной на базовые национальные ценности: осознание себя гражданином России, уважительное отношение к истории и культуре малой родины. Классный час входит в систему воспитательной работы школы и является традиционным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

  1. Пояснительная записка

1.1.Тематическое направление

Гражданско-патриотическое воспитание

1.2.Тема воспитательного мероприятия (классного часа)

«Люби и береги свою  малую родину»

1.3.Целевая аудитория воспитательного мероприятия

 обучающиеся 8-9 лет, 3 класс

1.4.Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.

Воспитательное мероприятие соответствует цели воспитания в 3 классе, а именно способствует воспитанию творческой, социально активной личности,  ориентированной на базовые национальные ценности: осознание себя гражданином России, уважительное отношение к истории и культуре малой родины. Классный час входит в систему воспитательной работы школы и является традиционным.

1.5.Цель занятия

Создание условий для формирования эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому, настоящему своей малой родины.

Задачи занятия

- активизировать познавательный интерес и творческий потенциал личности ребенка в ходе воспитательного мероприятия;

- формировать активную гражданскую позицию школьников;

- воспитывать уважение к истории своей малой родины и людям, прославившим её;

- развивать коммуникативно-речевые умения,  способность аргументировать свои высказывания.

Планируемые результаты

- познание учениками истории своей малой родины;

- возрастающий интерес детей к исследовательской деятельности;

- умение выражать собственное мнение, анализировать;

- владение диалогической формой коммуникации;

- вовлечение родителей в педагогический процесс класса по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся начальных классов;

Итоговым результатом является деятельность детей, где дети покажут свои знания о родном селе

1.6.Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора

Форма проведения занятия  – «педагогическая мастерская» привлекает своей структурой, где обучающиеся могут проявить себя в разных видах деятельности: самостоятельная работа, работа в парах, в группе, приобщаться к мини исследованию, чувствовать поддержку одноклассника. На таком занятии никто не критикуется, только самому себе можно дать оценку и почувствовать себя причастным к общему делу, то есть быть востребованным.

1.7.Педагогическая технология/методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов

Технология: «Педагогическая мастерская»

Методы: беседа, диалог, виртуальная экскурсия в краеведческом музее с. Оёк с помощью фильма «Село Оёк на «Прогулках по старому Иркутску»»

Приёмы: самостоятельная работа, поиск информации, переключение на разные виды деятельности.

1.8.Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Кадровые: классный руководитель, заведующая краеведческим музеем с.Оёк (в видеофильме).

Методические: раздаточный материал для исследовательской работы, соблюдение структуры педагогической технологии – педагогической мастерской.

Материально-технические: ноутбук, проектор, документ-камера

Информационные: материалы официального сайта Администрации Оёкского муниципального образования, материалы сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/ Википедия об Оёке, фильм «Село Оёк на «Прогулках по старому Иркутску»»

1.9.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Методическая разработка может быть полезна педагогам представленной технологией и формой проведения занятия  – «педагогической мастерской». Актуальность технологии состоит в максимальном вовлечении всех обучающихся в образовательный процесс, в развитии высокой познавательной и творческой активности, в создании условий для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту. Методическая разработка дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания,  вникать в изучаемую проблему, что важно при формировании мировоззрения.

  1. Основная часть

  1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

Подготовка и проведение воспитательного мероприятия началось с анализа и подготовки плана воспитательной работы на новый учебный год. За лето в центре нашего села построен и открыт парк отдыха со световым фонтаном.  Сразу жители села, особенно молодёжь и дети потянулись к этому месту. Такая радость! Огромные средства, силы и душа вложены в его открытие. К сожалению, не все умеют бережно относиться к всеобщему месту отдыха, поэтому с первого учебного дня  хочется поговорить с ребятами о современном Оёке, а так же продолжить работу по гражданскому и патриотическому воспитанию в отношении к своей малой родине, повысить уровень воспитанности обучающихся.

Форма «педагогической мастерской» уже полюбилась  в нашем классе, ведь каждый участник чувствует себя комфортно, не боится получить плохую оценку, знает, что его мнение тоже важно. При моделировании мероприятия выбор содержания пал на настоящее и прошлое нашего села. Подготовкой детей стало поручение – сфотографироваться в месте, где летом приятно было проводить время и принести на занятии фотографию, одной семье приготовить видеоклип с выбранным мною стихотворением. Остальное всё приготовлено учителем: оборудование, информация для исследования, видеофильм.

     

  1. Технологическая карта  занятия

Дидакти-ческая
структура
занятия

Задача этапа

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД

Организа ционный момент

Закрепить  правила работы участников мастерской

Напоминает правила мастерской

Слушают учителя, вспоминают главное правило

Учитель: Ребята, в нашем классе сегодня снова открыта мастерская. Это мастерская слова и дела. Значит, будем что-то делать и говорить, рассказывать, общаться друг с другом, помогать друг другу, учиться друг у друга.

Какое главное правило мастерской? (Главное правило в мастерской – равенство всех участников, никто не критикуется, только себе можно дать оценку). А так же нужно соблюдать регламент работы – вовремя переключаться на задание, о котором скажет учитель.

Коммуникативные УУД:

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные УУД:

- настраивать себя на продуктивную работу

Этап 1.  Индукция

Создать эмоцио-нальный настрой

создаёт эмоциона-льный настрой, уточняет понимание учащимися понятия «малая родина»

Выясняет впечатления учащихся

Учащиеся слушают инсценированное стихотворение Анны Зайцевой Кутеповой (поэта-любителя) в исполнении ученика класса и его мамы (видеоклип)

Высказываются об увиденном и услышанном

Инсценированное чтение стихотворения Анны Зайцевой Кутеповой (видеоклип):

- Мама, а родина кто она, где она?
Это игрушка? А как она сделана?
Может быть это игра на компьютере?
Может быть взрослые что-то напутали?

- Нет, мой малыш, не напутали взрослые.
Родина это - берёзоньки с косами,
Небо прозрачное, чистое, чистое,
Солнышко яркое в нём и лучистое.

Лес и ручей - это тоже всё Родина,
Даже в саду лебеда и смородина,
Дом наш с крыльцом, и рассвет, и закат
Родина - всё, что увидел твой взгляд.

Улицы тихие в свете огней-
Родина, нет её сердцу милей!
- Я, мама, запомню. Я вырасту сильным.
Я буду любить эту землю России.

- Благословляю, сынок, твои силы
Во имя любви и во имя России.
Ты только расти, успешно  учись,
О Родине знай и народом гордись!

Учитель:

- Что скажете?

- Предположите, на какую тему состоится наше занятие. (Будем говорить о своей малой родине)

-Какие слова считаете важными в этом диалоге?

(Я буду любить эту землю России).

- Сама Анна Зайцева Кутепова поэтом себя не считает, просто любит поэзию. Работает медсестрой социального приюта в посёлке Клетня Брянской области. Стихи пишет от души, печаталась в нескольких журналах, на сайте Стихи.ру. Почему она это делает? (Любит свою родину, восхищается ею и призывает нас к этому). К её стихам мы ещё вернёмся.

Личностные УУД:

 Ценить и принимать базовую ценность «родина»

Познавательные УУД:

умение извлекать существенную информацию из текста, наблюдать, делать собственные выводы;

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

- настраивать себя на продуктивную работу;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Этап 2. Самоконструкция

Расширить сферу актуализации знаний, создание  гипотезы и путей её решения

подводит к проблемной ситуации, созданию гипотезы, цели занятия,  самостоятельной работе с фотографиями о летнем отдыхе

отвечают на вопросы учителя, задают свои вопросы, формулируют цель занятия, делают подписи к своим фотографиям

Учитель:

- Что вы считаете своей родиной? (Село Оёк, родную улицу, свой дом, школу, семью, окружающую природу и др.). Видите, малая родина у каждого своя.

- Вернёмся к стихотворению. Какие слова считаете главными? (Ты только расти, успешно  учись,
О Родине знай и народом гордись!) Поясните свой выбор.

- Правда ли,  чтобы по-настоящему любить свою родину, о ней надо много знать: прошлое и настоящее, думать о будущем, гордиться людьми, которые прославили нашу землю.

- Можем ли мы сказать, что знаем многое о своей малой родине? Кем и чем можем гордиться?

Какие будут предложения? (Высказывания детей)

-Какую цель поставим на занятии? Узнать больше о родном селе и рассказать друг другу, что узнали)

- Предлагаю начать проектную работу по изучению нашего  Оёка и создать страницы для альбома о нашем селе.

- У вас на столах фотографии о летнем отдыхе в любимых местах нашего села. Придумайте им названия или подпишите их несколькими предложениями.

(Творческая работа учащихся)

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

Регулятивные УУД:

совершенствование умения контролировать и корректировать свои действия, адекватно оценивать успешность творческой работы

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Этап 3. Социоконструкция

.

Способствовать работе в парах, коммуникативному общению

организует работу в группах, контроли-рует ход работы

беседуют в парах, рассказывают о месте, которое сфотографировали

Учитель: Обсудите в парах, покажите соседу, что у вас получилось. Расскажите, почему сфотографировались именно в этом месте, чем оно вам нравится.

Коммуникативные УУД:

- строить понятные для собеседника высказывания;

развитие умения слушать и слышать собеседника, вести дискуссию, эмоционально воспринимать информацию, сопереживать

Этап 4. Социализация

Способ-ствовать работе в группе, умению договариваться

способствует коммуникативному общению детей в группах, привлекает к помощи родителей

готовятся к выступлению

Учитель: Всё, что вы сделали, должно быть обнародовано. Договоритесь в группе, как коллективно можно представить всю вашу работу. Кто выступит первый, кто следующий. О чём скажете.

Познавательные УУД:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные УУД:

совершенствование умения контролировать и корректировать свои действия, умение договариваться об очерёдности выступления

Этап 5. Афиширование

Познакомить с работами участников мастерской

предлагает детям представить свои работы

Выступления групп учащихся  

Вывешивание работ учащихся, ознакомление.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в группах;

Этап 6. Разрыв

Подвести  к углублению проблемы, к поиску ответов

предлагает работу с карточками, контроли-рует работу групп, привлекает к помощи родителей

читают, изучают новую информацию, с помощью старших готовятся к представлению рассказов по теме

- Много красивых, чудесных Оёкских мест вы представили. Таков Оёк современный. (Если нужно, учитель дополняет информацию о современном Оёке) А знаете, с чего началась история нашего села? Кто прославил нашу землю?

 (Высказывания учащихся)

Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю открыть конверты с важной информацией. Групповая работа учащихся с источниками информации (3 группы):

  1. Изучить и представить историю образования села (Приложение 1);
  2. Узнать имена известных жителей и уроженцев с. Оёк (Приложение 2);
  3. Изучить и представить символы: герб и флаг Оёкского муниципального образования (Приложение 3)

Представление новой информации

Просмотр фрагментов фильма «Село Оёк на «Прогулках по старому Иркутску»

Познавательные УУД:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

Регулятивные УУД:

совершенствование умения контролировать и корректировать свои действия, адекватно оценивать успешность усвоения новой информации.

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Этап 7. Рефлексия

активизировать рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях

привлекает учащихся к подведению итогов занятия

оценивают свою работу, благодарят друг друга

Подведение итогов занятия.

-Какую цель ставили на занятии?

- Стали ещё больше любить свой край? Поясните.

-Что помогло нам узнать больше и сильнее полюбить свои родные места?

- Пожмите друг другу руки и поблагодарите друг друга за работу. Первые страницы для альбома готовы.

- Вернёмся к главным словам стихотворения. На что напутствует нас автор? (Успешно  учиться,
знать свою Родину и  гордиться народом)

- Знание истории, родители, дом, где ты родился и вырос, природа, друзья, любимые книги и игры – такие тёплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине.

Спасибо за работу!

Регулятивные УУД:

Самооценка деятельности на уроке;

Оценка выполнения учебной задачи

        

Коммуникативные УУД:

умение вести небольшой диалог по теме урока, коллективно анализировать свою деятельность на уроке

Используемые источники:

  1. Крылова О.Н. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы. / О. Н. Крылова, М. Н. Тимофеева, О. Ю. Сорокина. Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб., 2002 г.
  1. Село Оёк на «Прогулках по старому Иркутску». [электронный ресурс], - Режим доступа:   https://www.youtube.com/watch?v=saijIBWJZr8 
  2. Страницы истории с. Оёк. Официальный сайт Администрации Оёкского муниципального образования Иркутского района.[электронный ресурс], - Режим доступа:    http://oek.su/history.html 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы патриоты своей малой Родины

Внеклассное мероприятие по истории родного края.р. п. Самойловки Самойловского района Саратовской области...

Я горжусь своей малой Родиной!

Цель классного часа: Воспитание чувство гордости за свою малую родину,С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врыв...

Внеклассное мероприятие «Что я знаю о своей малой родине – городе Сясьстрой» (Проектно-исследовательская деятельность учащихся 3Б класса)

У всех народов мира есть своё настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись, и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты».  Таким ...

Конспект классного часа на тему "Моя малая родина"

Конспект классного часа может помочь учителю 3-4 класса  интересно построить разговор с учащимися  о любви и гордости за свою страну, задуматься  о людях, которые прикладывают большие у...

План конспект классного часа (1 сентября) "Моя малая Родина - Санкт - Петербург"

Тематический урок «Моя малая Родина Санкт-Петербург: путешествие в прошлое, настоящее и будущее»...

Методическая разработка внеклассного занятия "Люби и береги свою малую родину"

Методическая разработка внеклассного занятия «Люби и береги свою малую родину» предназначена для проведения воспитательного мероприятия в начальных классах,   способствует воспит...