Программа внеурочной деятельности Веселая грамматика
рабочая программа (4 класс)
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальное направленности «ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА» возраст учащихся 11-12 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_veselaya_grammatika.odt | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Рычковская ООШ»
Принята : на заседании методического совета __от «____» _____20_ г Протокол № | Утверждаю: Директор МКОУ «Рычковская ООШ» _________/ФИО/ Приказ № __от «___» ___20__ г |
Программа внеурочной деятельности
общеинтеллектуальное направленности
«ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА»
возраст учащихся 11-12 лет
срок реализации 1 год
Автор - составитель: Пахаренко Л.А. учитель
начальных классов
с. Рычково 2019 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Курс “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Программа рассчитана на учащихся 4 класса, 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
II. Планируемые результаты освоения курса «Занимательная грамматика»
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса «Занимательная грамматика» является сформированность следующих умений:
–воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
–осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
–производить звукобуквенный анализ слов;
–видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с безударными гласными в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь знаком для обозначения мягкости, разделительным ь знаком; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и);
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организции и видов деятельности
№ п/п | Тема | Основное содержание занятий | Формы работы | Вид деятельности |
Раздел I. Фонетика и орфоэпия 7ч | ||||
1 | Что такое орфоэпия? | Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке | Беседа, кроссворд, презентация | Групповая, фронтальная |
2 | Что такое фонография или звукозапись? | Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись | Беседа, видеоролик. | Групповая, фронтальная |
3 | Звуки не буквы! | Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции | Головоломки, игры, презентация | Работа в парах, индивидуальная |
4 | Звучащая строка. | Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». | Игра - путешествие | Групповая, фронтальная |
5 | Банты и шарфы. | Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. | Беседа, игры, тренировочные упражнения | Групповая, фронтальная |
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | Продолжение знакомства с наукой орфоэпией, с нормами произношения | Игра, презентация | Работа в парах |
7 | Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями | Практическое занятие с элементами игр | Работа в парах, индивидуальная |
Раздел II. Лексикология 27ч. | ||||
8 | Имена вещей | Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов | Беседа, игры, тренировочные упражнения | Работа в парах, индивидуальная |
9 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | Знакомство с понятием о лексическом значении слов | Головоломки, игры, знакомство со словарем | Групповая, работа в парах |
10 | В царстве смыслов много дорог. | Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. | Квест | Групповая |
11 | Как и почему появляются новые слова? | Продолжение знакомства с лексическим значением слов. | Разгадывание загадок, игры | Групповая, работа в парах |
12 | Многозначность слова. | Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря | Рассказ учителя, презентация, игры | Групповая, работа в парах |
13 | «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. | Рассматривание понятий «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря | Презентация, рассматривание словаря | Индивидуальная |
14 | Об одном и том же - разными словами. | Изучение особенности синонимического ряда слов | Инсценирование сказки, игра | Групповая, индивидуальная |
15 | Как возникают названия | Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. | Инсценирование, игра | Групповая |
16 | Слова – антиподы. | Знакомство с понятием «антонимы». Работа с пословицами и поговорками | Квест | Групповая |
17 | Фразеологические обороты. | Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты» | Разгадывание ребусов, загадок, шарад | Фронтальная |
18 | Словари «чужих» слов | Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов | Игра-путешествие | Групповая |
19 | Капитан и капуста. | Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой | Самостоятельная работа | Индивидуальная, |
20 | «Он весь свободы торжество». | Исследование языковых особенностей произведений А. С. Пушкина. Введение понятий «литературный язык» и «живая народная речь» | Исследование, квест | Групповая |
21 | Мы говорим его стихами. | Введение понятий «крылатые выражения» и «афоризмы» | Игра, гроссворд, презентация | Групповая |
22 | Слова, придуманные писателями. | Продолжение работы над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Введением понятий «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». | Поэтическая гостиная | Индивидуальная |
23 | Слова уходящие и слова – новички. | Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. | Квест | Групповыая |
24 | Словарь языка Пушкина. | Рассматривание особенности построения «Словаря языка Пушкина» | Работа со словарем | Работа в парах, групповая |
25 | Смуглая Чернавка | Рассматривание особенности древнерусских имен. | Инсценирование | Групповая |
26 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | Знакомство с понятием «паронимы | Анализ текстов, игровые упражнения | Работа в парах |
27 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика» | Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. | Разгадывание ребусов, загадок, шарад | Групповая |
28 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» | Работа со словарем | Самосточтельная работа |
29 | Словарь- грамотей. | Знакомство со словарной статьей орфографического словаря | Работа с текстом, игровые упражнения | Работа в парах |
30 | Научная этимология | Знакомство со словарной статьей этимологического словаря | Работа со словарем, игровые упражнения | Индивидуальная работа |
31 | Какие бывают имена? | Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. | Работа со словарем, игровые упражнения | Групповая |
32 | Древнерусские имена. | Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. | Игра — путешествие | Групповая |
33-34 | Отчество и фамилия. | Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». | Анализ текстов, игровые упражнения | Групповыя |
- Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
Раздел I. Фонетика и орфоэпия | 7 | |
1 | Что такое орфоэпия? | 1 |
2 | Что такое фонография или звукозапись? | 1 |
3 | Звуки не буквы! | 1 |
4 | Звучащая строка. | 1 |
5 | Банты и шарфы. | 1 |
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | 1 |
7 | Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | 1 |
Раздел II. Лексикология | 27 | |
8 | Имена вещей | 1 |
9 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 |
10 | В царстве смыслов много дорог. | 1 |
11 | Как и почему появляются новые слова? | 1 |
12 | Многозначность слова. | 1 |
13 | «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 |
14 | Об одном и том же - разными словами. | 1 |
15 | Как возникают названия | 1 |
16 | Слова – антиподы. | 1 |
17 | Фразеологические обороты. | 1 |
18 | Словари «чужих» слов | 1 |
19 | Капитан и капуста. | 1 |
20 | «Он весь свободы торжество». | 1 |
21 | Мы говорим его стихами. | 1 |
22 | Слова, придуманные писателями. | 1 |
23 | Слова уходящие и слова – новички. | 1 |
24 | Словарь языка Пушкина. | 1 |
25 | Смуглая Чернавка | 1 |
26 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 1 |
27 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика» | 1 |
28 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 |
29 | Словарь- грамотей. | 1 |
30 | Научная этимология | 1 |
31 | Какие бывают имена? | 1 |
32 | Древнерусские имена. | 1 |
33-34 | Отчество и фамилия. | 2 |
Список литературы
1. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 2000 г.
2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2000 г.
3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2002 г.
4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 2002 г.
5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 2011 г.
6. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 2003 г.
7. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 2006 г.
8. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 2008 г.
Интернет ресурсы:
9. http://nashol.com/2014051477367/350-pravil-i-uprajnenii-po-russkomu-yaziku-1-5-klass-uzorova-o-v-nefedova-e-2013.html
12. http://nashol.com/2015011381762/russkii-yazik-v-shemah-i-tablicah-1-4-klass-beskorovainaya-e-v-2011.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика"
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в...
Программа по внеурочной деятельности «Веселая грамматика»
программа на 4 года обучения...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Веселая грамматика" для 4 класса
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселая грамматика", 2 класс
Программа внеурочной деятельности «Веселая грамматика» разработанадля занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования....
Программа внеурочной деятельности «Веселая грамматика» для учащихся 2 класса.
Программа соответствует возрастным особенностям младшего школьника.С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельнос...
Программа внеурочной деятельности "Веселая грамматика" для 4 класса
Программа курса внеурочной деятельности «Веселая грамматика» разработана на основе программы Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык», соответствует Федеральному госу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселая грамматика" для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности"Веселая грамматика" разработана для обучающихся 2 класса в соотвествии с требованиями ФГОС....