Роль семьи в воспитании ребенка
материал
Родительское собрание
Тема: «Роль семьи в развитии личности ребенка».
Цель: повышение уровня педагогических знаний родителей.
Задачи:
- помогать родителям в выборе средств и приемов воспитания детей;
- расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений;
- повысить родительскую компетентность и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_rol_semi.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: «Роль семьи в развитии личности ребенка».
Цель: повышение уровня педагогических знаний родителей.
Задачи:
- помогать родителям в выборе средств и приемов воспитания детей;
- расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений;
- повысить родительскую компетентность и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых
Лекция.
Принято считать, что основным институтом воспитания человека, начиная с его рождения и кончая его становлением как зрелой личности, была и остается семья.
Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья является могучим воспитательным средством.
Большая роль отводиться семье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери.
Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи.
1. Взаимосвязь системы отношений в семье и положения ребенка в ней.
Избирательное отношение ребенка к взрослым членам семьи.
Ребенок в возрасте от трех лет переживает сильное потрясение от своего открытия: он не является центром мироздания. Он открывает также, что не является центром своей семьи. Особенно его потрясает открытие, что папа любит маму, а мама- папу.
Взаимодействие треугольника: мама - папа -малыш. Такие отношения не совсем устраивают ребенка. Он возмущается, ревнует, однако вынужден принять эти новые формы общения. Но он бдительно следит за родителями. И здесь разгораются новые страсти: то он предпочитает одного из родителей, то через некоторое время другого, и с такой же силой. Наконец эти ревнивые формы общения проходят. Успокоившийся ребенок восстанавливает душевное равновесие, он любит и маму, и папу.
Хорошие родители дают пример своему ребенку, не давят на него, стараются воспитать у него чувство личности. Для этого надо уважать своего ребенка, любить его, давать ему возможность исполнять допустимые желания, воспитывать у него сознательное отношение к своим поступкам.
2. Восприятие детьми роли родителей.
Под восприятием детьми роли родителей, и в частности под принятием этой роли подразумевается процесс идентификации.
1. Ролевая идентификация детей с родителями представляет собой определенный этап формирования личности, в котором когнитивные, эмоциональные и поведенческие детерминанты идентификации тесно связаны между собой.
2. Возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5—7 лет, у девочек —3—8 лет.
3. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки у мальчиков и бабушки у девочек).
4. Идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола.
5. Уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», т. е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию — эмансипацию от родительского авторитета.
3. Психологические особенности типов воспитания детей в семье.
По типу воспитания можно выделить следующие семьи.
Диктат: Название говорит само за себя: родители диктуют ребенку, как ему нужно жить. Такой тип:
- негативно влияет на развитие инициативы ребенка, веры в себя, чувства собственного достоинства;
- провоцирует развитие неадекватной самооценки, неудовлетворенности многих потребностей, в том числе высших (саморазвитие, самоутверждение, самореализация).
Опека: Речь идет о чрезмерной заботе родителей в отношении ребенка. При таком типе возможны два исхода социализации:
- ребенок в итоге оказывается не готов к жизни, он безответственен, объективно и субъективно неблагополучен;
- отмечается деспотическая направленность характера.
Невмешательство: Родителям безразлична жизнь ребенка, они не имеют авторитета в его глазах и не являются значимой группой. Последствие – отчуждение ребенка.
Конфронтация: Предполагает противоборство родителей и ребенка, отстаивание своего мнения каждой из сторон. Последствия такого типа: неадекватная самооценка, механизмы конфликтного взаимодействия, негативные качества личности (грубость, скандальность, цинизм и прочее).
Сотрудничество: Оптимальный и желаемый для успешной благополучной социализации тип воспитания. Это взаимодействие, сотрудничество семьи, взаимоуважение.
Чтобы семейное воспитание шло на пользу ребенку, важно придерживаться следующих принципов.
- Прежде чем воспитывать какое-либо чувство, качество, отношение, нужно сформировать у ребенка потребность в этом чувстве, качестве, отношении. То есть создать мотивирующую ситуацию.
- Важно уделять большое внимание оценке (словесной). Это подкрепление для желаемых и нежелаемых поступков. Притом на положительном поведении нужно больше акцентировать внимание. Как правило, родители наоборот чаще и сильнее ругают, а похвалить за что-то бытовое и незначительное (казалось бы) забывают.
- Любое качество личности нужно формировать в процессе деятельности, а не на словах. В семье доступны все основные виды деятельности: труд, общение, игра. Но важно учитывать возраст ребенка.
- Воспитывая что-то, важно акцентировать внимание на чувственной сфере, нежели интеллектуальной. Ребенок должен прочувствовать каждое качество.
- Нужно ориентироваться на положительные качества ребенка и уважать его личность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в воспитании ребенка.
Выступление на родительском собрании.Помощь родителям в правильном построении учебы ребенка....
Родительское собрание. Тема:«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»
Семья- колыбель духовного рождения человека.Семейные ценности.Общение в семье.Задачи родителей.Формула истиной родительской любви.Проблемы семейного воспитания.Правила для родителей.Любите и цените св...
Презентация родительского собрания на тему: "Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка"
Презентация...
Родительское собрание "Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка."
Тематическое родительское собрание...
Родительское собрание на тему :«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»
В семейном кругу мы с вами растемОснова основ – родительский дом....
«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»
Доклад к родительскому собранию по теме "Семейное воспитание. Роль семьи в воспитании ребенка" . Материал будет полезен для учителей общеобразовательных школ. Семья- основа первичной социали...
Презентация для родительского собрания «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»
Презентация для родительского собрания «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»...