Роль семьи в воспитании ребенка.
методическая разработка по теме
Выступление на родительском собрании.Помощь родителям в правильном построении учебы ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании
на тему:
«Роль семьи в воспитании ребенка.»
Учитель нач. классов: Карпаева А. Н.
2012 год
Мы живем в период „когда в обществе все более назревают проблемы, возникшие как следствие глубоких изменений в политико-экономической системе нашего государства. Эти изменения в той или иной степени затронули духовное, нравственное, морально-бытовые стороны общественного мироустройства. Но, пожалуй, наиболее тяжело они отразились на «ячейке общества» - семье.
Экономические условия жизни поставили семью в положение, когда ей приходится •бороться за элементарное выживание. На этом фоне идет резкое снижение культурно-нравственных запросов людей. Семья, где ценности материальные по своей ранговой значимости опередили ценности другого , практически лишена ориентиров, духовной опоры.
Кризис семьи выразился и в том, что прервалась традиция передачи семейного уклада и стиля жизни, семейной истории и семейных ценностей от старшего поколения младшему.
Данные опросов показывают , что современные молодые родители стали воспринимать воспитание детей или как тяжелое необходимость , или как высочайшее искусство , заниматься которым - удел специалистов- профессионалов. Эти позиции имеют одно основание- личностную незрелость ,потерю ориентиров в построении процесса воспитания. Потерянность и паническая беспомощность перед «житейскими» проблемами , которые демонстрирует современная семья ,проистекают и из недостаточной педагогической осведомленности в теоретических аспектах и конкретных практических приемах и способах грамотного общения со своими детьми. Все это вместе взятое приводит к разъединению , индивидуализации , обособленности каждого члена семьи, к замыканию его в круг лично его касающихся проблем. Как следствие , нарушается связь в цепи «мать- дитя» ,прежде считавшаяся нерушимо прочной. Многие взрослые обнаруживают полное отсутствие представлений о психологических потребностях ребенка и условиях его гармоничного развития. В большинстве семей утрачены традиции внимания ко своему психическому и физическому здоровью.
Количество разводов с каждым годом все увеличивается, соответственно растет и количество неполных семей. Больше того, современная женщина уже не стремится создать семью в традиционном ее понимании , предпочитая «свободу и независимость» для себя и для своего ребенка. Эту позицию подкрепляют и мужчины , которые в большинстве случаев самоустраняются от процесса воспитания, мотивируя это тем, что они зарабатывают деньги и содержат семью.
В своей работе педагоги все чаще сталкиваются с непониманием родителями запросов и потребностей своего ребенка, что рано или поздно приводит к негативным проявлением его характера, привычках, способах общения с окружающими. Другими словами , отсутствия внимательно- доверительных отношений в семье приводит к нарушению психоэмоционального статуса ребенка, то есть растет ущербная личность, не способная к созданию.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - готовность к усвоению определенной части культуры , включенной в содержание образование, в форме учебной деятельности - представляет собой сложное структурно -системное образование, которое охватывает все стороны детской психики.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания Ее содержание определяется системой требований , которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установления с взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Обращение к теоретической литературе (Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера) позволяет выделить критерии готовности ребенка к поступлению в школу. Готовым к школе можно считать ребенка с достаточно высоким уровнем развития физической, психологической нравственной и мыслительной деятельности. В этих видах деятельности, как в фокусе, собираются все достижения дошкольника: состояние его моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, воли.
Говоря о физической готовности, мы имеем в виду биологическую зрелость ребенка, необходимую для начала школьного обучения.
В понятие эмоционально- волевой готовности к школе входят: желание ребенка .учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим поведением; правильное отношение ребенка к взрослым и товарищам; сформированность таких качеств, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость.
Установлено, что дети, идущие в школу, не обладают всеми необходимыми -''качествами, т. е. не готовы к школе. Это связано с тем ,что в дошкольном детстве не реализуются все задатки и потенциальные возможности ребенка и он остается недостаточно развит вследствие неправильного понимания взрослыми вопроса вопитания и развития детей с целью подготовки их обучению в школе. Обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Возрастные психологические особенности формируются прежде всего под влиянием условий жизни и целенаправленного воспитания.
От того как родители воспитывали ребенка до школы, как готовили его к новому жизненному этапу, зависит и его всестороннее развитие. Положительное отношение к школе, учению, успехи ребенка, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками также зависят от предшествующей подготовки.
Семья- первая и наиболее важное среда развития ребенка. Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий ДО У и семьи.
Семья- первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет его сознание, волю, чувства. От того, каковы семейные традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова но отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое.
Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт /элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях.
Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, особенно читательская, какова речевая среда в семье.
Очень часто школьные неудачи детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться - результат родительских ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентации, которые в ней приняты.
Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с первых лет жизни ребенка заботится не толь о его физическом развитии, но и о том ,чтобы воспитать в нем трудолюбие., дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу. Родители прилагают большие усилия, чтобы научить детей читать, считать, писать, пологая, что это и есть подготовка к школе, но ребенок должен обладать еще и определенным уровнем развития.
Все дети очень любознательны. Поэтому родители обязательно должны рассказывать своему ребенку обо всем, что его интересует, читать с ним книги, объяснять ему различные явления природы и т.п. - все это способствует расширению кругозора, развитию любознательности, воспитанию познавательных интересов. Важно не количество времени, уделяемого взрослыми общению с детьми, а качество этого общения, смысловое содержания беседу между взрослыми членами семьи и детьми
Научиться управлять собой ребенок может только вместе со взрослым: в общении, в совместной деятельности первым шагом на этом пути может стать дидактическая игра, которую можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с ребенком, ведь каждая , даже самая простая игра обязательно имеет правила, которые организуют и регулируют действия ее участников. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную, импульсную активность, ситуативность поведения, присущую детям дошкольного возраста.
Развитие у ребенка познавательной мотивации часто сопровождается типичными ошибками, которые допускают взрослые. Первая из них состоит в том , что родители не поддерживают стремление ребенка к познанию нового , не придавая этому серьезного значения. Вторая заключается в том. что задача формирования мотивации перекладывается на школ}'. Часто эти ошибки сочетаются. Родители упускают из виду главное: познавательная мотивация -это предпосылка успешной учебы , а не результат ее.
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставления.
Домашнее чтение- одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добр:- и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родственных, близких .людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов. И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связи между представителями разных поколений внутри семьи.
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности, чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений.
Время, отданное роли семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.
Можно понять гордость взрослых, чьи дети чувствуют себя в школе уверенно, добиваются первых успехов. А что испытывают родители, ребенок которых начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе? Естественно, они начинают искать причины проблемных ситуаций .
Некоторые родители болезненно воспринимают оценочное высказывания учителя о своем ребенке. Это происходит потому, что они бессознательно относятся к оцениванию результатов ребенка как к оценке их родительской компетентности. Закономерно, что родители начинают осваива ть навыки психологической самозащиты, вместо того чтобы защищать собственного ребенка и помогать ему.
К сожалению .большинство родителей даже не догадываются, насколько их собственное поведение, их отношение к школе и учителю ,их взаимодействия со школьником на этапе школьного старта и до него влияют на адаптацию ребенка к школе, на его психическое и физическое благополучие, дальнейшие успехи.
Родители дали обещание , что за успехи в учебе будет торт, игрушка, поход к кафе, велосипед, компьютер, сотовый телефон или автомобиль, то необходимо его выполнить. Ведь ребенок выполнил свое обещание(написал контрольную работу на отлично, закончил четверть без троек; , исправно выполнял свои домашние обязанности), преодолевая препятствия, поэтому он и от родителей ждет того же и ему не важно , есть у вас сейчас время и финансы , или нет, об этом надо было думать , когда обещали.
Маленькие дети да очень ловко манипулируют взрослыми. Не получиться ли так , я что после двух- трех таких договоренностей ребенок сам начнет ставить условия: «папа, а если я закончу учебный год без троек, то что мне за это будет?».Ожидающему
предстоящего вознаграждения, ребенку не важно , за что и как он получит пятерку, ему важно любыми путями эту пятерку получить.
Таким образом , родители должны понимать ,что основное значение в воспитании ребенка имеет его собственная деятельность. Игры, рисование, конструирование, собственный опыт - вот основа развития личности ребенка. Поэтому роль родителей не может сводиться только к словесным указаниям по тому или иному поводу. Взрослые должны организовывать замятия . игры, посильный труд ребенка, руководить ими и при этом не забывать о поощрении.
Цель- воспитать ребенка и дать ему хорошее образование требует от родителей не только материальных ,затрат , но и немалого психологического труда, терпения, жизненного опыта и знаний..
Родительское терпение и интуиция, знание возрастных и индивидуальных особенностей, желаний, потребностей своего ребенка , вера в его способности и учет рекомендаций учителя является теми необходимыми условиями, которые помогут маленькому ученику успешно адаптироваться к новой жизни будут способствовать сохранению его здоровья, нормальной учебе. Главное- не сдаваться и не стоять на месте, а постоянно искать подход к своему ребенку. Путем проб , ошибок и побед в его воспитании родители развивают и свои способности , становясь мудрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема:«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»
Семья- колыбель духовного рождения человека.Семейные ценности.Общение в семье.Задачи родителей.Формула истиной родительской любви.Проблемы семейного воспитания.Правила для родителей.Любите и цените св...
Презентация родительского собрания на тему: "Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка"
Презентация...
Родительское собрание "Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка."
Тематическое родительское собрание...
Родительское собрание на тему :«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»
В семейном кругу мы с вами растемОснова основ – родительский дом....
«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»
Доклад к родительскому собранию по теме "Семейное воспитание. Роль семьи в воспитании ребенка" . Материал будет полезен для учителей общеобразовательных школ. Семья- основа первичной социали...
Презентация для родительского собрания «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»
Презентация для родительского собрания «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»...
Родительское собрание на тему: «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья- колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни...