Воспитание лиц с ОВЗ в рамках ФГОС в условиях школы-интерната для обучающихся с ТНР
статья

Дементьева Виктория Викторовна

Одно из важных направлений в работе воспитателя – это организация системной внеурочной деятельности. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель воспитательной работы:

  • создание благоприятного эмоционального климата в коллективе, психологических условий для развития потенциала личности воспитанников;
  •  коррекция и компенсация нарушений в индивидуальном развитии;
  • приобретение опыта социальных отношений.

Задачи воспитателя:

  • формирование и развитие детского коллектива;
  •  гуманизация отношений в коллективе через разнообразные виды воспитывающей деятельности;
  • создание ситуации защищённости, эмоционального комфорта, благоприятных условий для развития личности, самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия способностей;
  •  защита прав и интересов обучающихся;
  • здоровьесбережение и формирование навыков здорового образа жизни;
  •  формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров.

Одно из важных направлений в работе воспитателя – это организация системной внеурочной деятельности. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, реализуется посредством различных форм организации воспитательских занятий:

  • экскурсии;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • соревнования
  • путешествия
  • круглый стол и т.д.

Сегодня я хочу остановиться подробнее на использование проектной деятельности.

В этом учебном году коллектив воспитателей школы реализует проект по патриотическому воспитанию, цикл «Краеведение».

Актуальность проекта выбранной темы обусловлена тем, что патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, а краеведческая работа способствует фундаментальному изучению своего края, своей местности и прививает интерес к познанию нового.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место - город или хутор - несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.

Цель проекта:

  • воспитание человека, ответственного за свои поступки, имеющего высоконравственные ценностные ориентации и общественно-ценные личностные качества;
  • формирование гражданственности, гордости за свою страну, активной жизненной позиции;
  • успешная социализация обучающихся посредством вовлечения педагогов, родителей и детей в активную деятельность по патриотическому воспитанию;
  • воспитание толерантности.

В реализацию проекта включены обучающиеся с 1-ых  по 10-ые классы.

В результате реализации проекта ожидается:

  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  • вовлечение воспитанников в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;
  • повышение интереса воспитанников к изучению малой родины, истории родного края, истории своей семьи;
  • развитие способности к самореализации в пространстве Российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства.

Реализация проекта  способствует созданию комфортной психологической обстановки для всех воспитанников. Особенно мы обратили внимание, что участие в проекте благотворно влияет на воспитанников с двуязычием и триязычием. Например: в моей группе 3-х классов всего 10 человек и из них 2-е из двуязычных семей, 1 из триязычной семьи (Гнатюк Артем – украинский и русский, Момунов Асылбек – кыргызский, каракалпачский, русский, Шмелев Николай – узбекский, русский).  Первый раздел проекта охватывает общую информацию о России. Проект помогает воспитанникам  адаптироваться не только в школе, но и в стране, которая стала их Родиной, глубже узнать историю, культуру,традиции и правовые нормы государства.

Реализация проекта также способствует воспитанию толерантного отношения в детском коллективе. Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является именно воспитание.  Воспитание в духе толерантности способствует формированию у детей навыков независимого мышления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Самый большой раздел проекта посвящен краеведению. Этот цикл позволяет воспитанникам глубже узнать не только о своем родном крае, но и о малой родине своих одноклассников.

В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначают незыблимость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению воспитанников, формированию личной позиции.

Важное место в успешной реализации проекта мы отвели работе с родителями, максимальному сближению интересов родителей и детей, сплочению взаимоотношений в семье.

Один из разделов проекта посвящен семье. Воспитанники с помощью родителей составляют родословную, узнают историю и традиции своей семьи.

Закончить свое выступление хочу цитатой польского педагога – писателя Януша Корчака «И пусть ребенок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педчтении «Проблемы воспитания и обучения детей в условиях школы-интерната и некоторые пути их решения»

В своем докладе я описала трудности с которыми столкнулась при работе с детьми и некоторые пути их решения....

Организация внеурочной деятельности в условиях школы-интерната VIII вида в рамках ФГОС

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего обаразования реализуется образовательным учре...

Формирование метапредметных результатов в внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в условиях школы-интерната для детей с НОДА

Направления внеурочной деятельности – декоративно-прикладное исскуство.Принимают свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у них свой взгляд на красоту, они способны создавать...

Доклад по методическому объединению «Гражданско-патриотическое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»

Будущее есть только у того государства, которое выбирает патриотизм. Гражданско-патриотическое воспитание - что это такое? Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к в...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.

сообщение будет полезно для педагогов работающих с детьми с орз в начальном звене...

Воспитание гуманности у обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната

Гуманность раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему. Поэтому является одним из приоритетных направлениий духовно-н...