Методические рекомендации.
методическая разработка
Методические рекомендации для воспитателей коррекционных школ 1-2 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_zametki.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для воспитателей коррекционных школ 1 и 2 вида.
Обучение языку глухих детей осуществляется в соответствии с принципами действующей в специальных учреждениях 1 и 2 вида коммуникативной системой обучения. В учебном и воспитательном процессе реализуется комплексный деятельностный подход к формированию речи как средства общения с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Это означает, что речевое развитие осуществляется в условиях организации разных видов деятельности при одновременном формировании лексической, грамматической, фонетической сторон словесной речи. Методические рекомендации предусматривают развитие речи воспитанников в условиях педагогически организованного общения ученика с окружающими его людьми Развитие речи глухих детей в школе-интернате во внеурочное время Общение воспитателя с глухими воспитанниками в интернате должно проходить на основе словесной речи. Одной из важнейших обязанностей воспитателя является развитие устной разговорно-обиходной речи глухих детей. Участвуя в различных видах внеклассной деятельности (в подготовке уроков, при выполнении режима дня, в играх, трудовых мероприятиях, на занятиях), дети должны научиться понимать обращенную к ним речь, выражать свои просьбы, задавать вопросы, вступать в беседу. При этом внимание воспитателя обращается на обогащение словаря детей новой лексикой, новыми структурами предложений. Важно подсказать нужное слово, заставить ребенка подумать, как можно сказать, поддержать детскую активность.
Во внеклассное время общение воспитанников происходит, как правило, в естественной ситуации. Но речевые ситуации могут создаваться воспитателем и специально. При этом важно, чтобы они были приближены к естественным (сюжетно-ролевые игры, демонстрация выполнения правил поведения). Речевой материал, который должны усвоить дети, дается прежде всего в виде устной речи воспитателя, а также на таблицах, плакатах, записывается на доске. Нужно помнить, что речь воспитателя должна быть эмоциональна и выразительна, а также он должен уметь пошутить, посмеяться с воспитанниками, а в отдельных случаях выразить свое недовольство ими. Воспитатель должен бегло владеть дактильной и жестовой речью, при произнесении слов должен соблюдать правильную артикуляцию, не допускать скандирования. Воспитатель должен знать уровень речевого развития своих воспитанников, следить за качеством речи, внятности, не допуская резких норм отклонения, знать, какие звуки поставлены ученику. С целью развития диалогической речи детей необходимо постоянно варьировать разговорно-обиходную лексику, употреблять разнообразные синтаксические конструкции. Учить правильно строить ответные реплики предельно кратко: Да! Нет! Я не понял! Повторите! ВСЕ составляет содержание работы воспитателя. И только правильная организация этой работы позволит расширить кругозор глухого ученика, т.е. должен быть создан специальный педагогический процесс для глухих и слабослышащих детей.
Большие возможности для развития речи заключены в самоподготовке учащихся. При выполнении вечерних заданий дети закрепляют и повторяют изученное, развивается память ученика, воспитывается воля, стремление добиться цели, формируется навык самоконтроля. Было бы нелепо рассчитывать, что этого можно добиться без активного воздействия воспитателя. Его помощь должна быть своевременной, но и не чрезмерной. Важно не превращать самоподготовку в обычный урок, а создать творческую обстановку, поддержать интерес к самостоятельной и активной деятельности. Четкости организации выполнения вечерних заданий способствует предварительная подготовка помещения, рабочих мест. Качество выполнения задания тоже зависит от правильной организованной подготовки уроков. Подготовка должна начинаться точно в назначенное время. Дети должны быть приучены к тому, что нельзя начинать работать, не подготовив рабочее место. Начинать с того, что дети смотрят в дневники или на доску, где записано задание. Подготовка должна проводиться в определенном порядке, учитывать чередование различных видов работ. С учащимися, которые нуждаются в индивидуальной помощи воспитателя, работать следует по индивидуальному плану. Воспитатель должен постоянно следить за речью, поощрять хорошую речь, поправлять ошибки, умело пользоваться слуховой аппаратурой, отрабатывать фразы на слух. При подведении итогов работы можно показать лучшие работы, поощрить старания и волевые усилия отдельных учащихся. В каждом классе нужно иметь правила подготовки устных заданий и письменных работ, учить ребят пользоваться ими. Цель, ход самоподготовки, фразеология, оборудование должны быть четко представлены в плане воспитателя.
Значительное место во внеклассной работе по развитию речи занимают экскурсии. Следует приучать детей интересоваться окружающим, обращать внимание на красоту природы, рассматривать отдельные объекты, показывать их. Воспитателю необходимо создать интерес к экскурсии, побудить воспитанников к активному словесному общению в процессе подготовки, проведения и обсуждения экскурсии. Перед началом экскурсии следует сообщить цель, рассказать, на что следует обратить внимание, что запомнить. Дать вопросы, на которые дети должны ответить. Для этого можно взять блокноты или тетради, где можно сделать зарисовки, записи по ходу экскурсии. После экскурсии проводится ее обсуждение, обобщение материала. В старших классах в основном должны быть производственные экскурсии. Перед такой экскурсией воспитатель должен сам познакомиться с объектом наблюдения. Составить план и предложить его детям, дать задания, предложить вопросы. После проведенной работы можно предложить устно описать экскурсию, сделать зарисовки в альбом, где собрать новые слова и фразы по теме экскурсии. Можно предложить детям описать маршрут экскурсии. Все это будет способствовать развитию речи учащихся. Нельзя ограничиваться тем, что в лане написано слово ЭКСКУРСИЯ и все. Экскурсии должны проводиться не чаще 1 раза в неделю. Это может быть наблюдение за изменениями в природе в связи со сменой времен года, наблюдения за птицами, деревьями, насекомыми, сельхоз трудом, экскурсия на почту, ателье, ферму, стройку в начале строительства и в конце, на промышленные предприятия, в библиотеку, по улицам города, по историческим местам города и села. Если запланирована экскурсия, то не надо включать в план еще какое-то мероприятие на то время, которое уже отведено на пребывание на свежем воздухе до самоподготовки. Используйте это время полностью, чтобы экскурсия не получилась скомканной из- за ограниченности времени.
Но не забывайте о том, что пребывание на воздухе до самоподготовки должно состоять из 2-х частей. Например, первая часть- динамический час, игры подвижные, спортивные, 2 часть- беседа о погоде или 1 часть- общественно-полезный труд, 2 часть-посещение библиотеки. 2 часть прогулки должна быть спокойной, чтобы дети не перевозбудились перед занятиями.
Детей надо постоянно настраивать на речь. Для этого целесообразно знакомить их и приучать к плану работы воспитателя на неделю, который можно вывешивать в конце каждой недели в классном уголке. Дети будут знать, что их ждет в течение недели, к чему им готовиться, что интересного они узнают, отсюда появится интерес к речи и общению.
И, наконец, о просмотре фильмов, телепередач, спектаклей и т.д. Как же проводить речевую работу? В младших классах при просмотре воспитатель комментирует действия на экране, называет предметы. В классах слабослышащих устно адаптировать текст кино, комментировать действия, но только основные события. Чем старше класс, тем больше изменяется комментарий. Большую часть уже нужно уделять оценке поступков действующих лиц. Не следует в комментариях задерживаться на длительном словотолковании. Важно, чтобы дети поняли основное в сюжете и в воспитательном плане. Перед просмотром опять-таки нужна подготовительная работа для восприятия. Нужно сообщить детям, если им незнакома тема просматриваемого, название, когда и где происходит действие, кто главные герои, какова главная мысль. Если нет возможности передать жестами просматриваемый фильм, важно предварительно дать конкретные установки.
В классах глухих сюжет комментируется до 3 класса, особенно при просмотре ТВ. Комментарий должен быть лаконичен, как и воспитательные моменты. Заострение внимания у глухих на причинно-следственные связи возможно на уровне 4-5 класса. До этого воспитатель сам должен давать оценку событиям. Имеются в виду сложные передачи и фильмы морально-этического плана. Если дети сами пытаются оценить поступки героев, то воспитатель все равно должен корректировать оценки ребят. Желательно смотреть фильмы в первую очередь по известным произведениям (сказки, рассказы, прочитанные на внеклассном чтении).
Виды приемов комментариев (подготовительный класс, частично 1 класс: глухие и слабослышащие):
- Таблички с адаптированным текстом;
- Таблички + устный комментарий; таблички с глаголами, комментирующими действия персонажей;
- Варианты оценки действий
- хорошо-плохо
- добрый-злой
- грубый-ласковый
При просмотре драматических, балетных, оперных спектаклей важна подробная проработка сюжета. Убедившись в том, что большинство учащихся понимают сюжет, можно им самостоятельно смотреть спектакль.
В каждом классе должны быть таблицы с примерными вопросами. Рядом даются опорные слова для ответа. Воспитатель, используя эту таблицу, устно учит вариантам речевых образцов. Сначала дети могут просто коллективно повторять правильные варианты ответов. Затем дети, используя эту таблицу, будут работать самостоятельно. Опыт показал, что работа с такими таблицами на уроках и во внеклассное время, дает возможность уже через 1,5 года пользоваться самостоятельно. В старших классах иногда тоже полезно и нужно применять таблицу. Ведь речь формируется в общении, а, значит, в частом повторении и накатке словаря, а не постоянным напичкиванием слабо закрепленных новых слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.
В материале представлены методические рекомендации по проведению изложений и сочинений в начальной школе....
Пояснительная записка к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Пояснительная записка(выступление) к методическому семинару....
Презентация к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Презентация к методическому семинару....
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...