Святой благоверный Александр Невский
классный час (4 класс)
Классный час для учащихся 4-5 классов с целью познакомить с традицией почитания небесного покровителя русского воинства Святого Александра Невского; продолжить формирование и закрепление первоначального интереса к своей Родине, к историческим корням и традициям Отечества; развивать духовно-нравственные качества личности: чувство долга, любовь к людям, патриотизм, доброту, искренность, волю, сострадание, милосердие, сопереживание на примерах героических подвигов Святого Александра Невского; воспитывать национальные общечеловеческие ценности, любовь к Отечеству, способность к преодолению трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 41.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа «Святой благоверный Александр Невский»
Учащиеся объединены в 2 группы, на столах лежат карты, конверты с заданиями
(Приложение 1)
Учитель: Ребята, вы любите путешествовать?
Ученики: Любим.
Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, покрутив колесо истории.
(Слайд 2)
Звучит музыка [1]
(1 минута)
Возьмемся за руки, друзья.
И в путь отправимся туда,
Где наша Русь берет начало.
С тех пор веков прошло немало.
На земле прекрасней я не знаю
Русской заповедной стороны!
Много сохранила Русь Святая
Подвигов далекой старины.
Учитель: Кто догадается – о чём мы будем говорить:
(Ребята высказывают свои предположения)
Учитель: Мы побываем на Руси 13 века.
(Слайд 3)
Учитель: У меня в руках артефакт – книга 13 века. Давайте заглянем в нее.
Читает текст
«Я, многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие святого князя…, сына Ярослава, внука Всеволода. Рад поведать о честной и равной жизни его».
Учитель: Его имя вы отгадаете сами, переставив буквы:
Аеалксндр Нвскйеи
Ученики: Александр Невский.
Учитель: Правильно - Александр Невский.
(Слайд 4)
Не случайно в древней книге 13 века «Повесть о жизни и храбрости благоверного и великого князя Александра» говорится: «По имени и житие». Александр в переводе с греческого языка означает «защитник людей». Среди людей, носивших это имя, были священники, князья, простые люди.
Ребята, кого из известных полководцев с именем Александр вы можете назвать?
Ученики: Александр Македонский, Александр Суворов.
Учитель: Верно, еще Александр Василевский - маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза.
Однако с особой любовью русский народ чтит память святого благоверного князя Александра Невского.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с историей героической жизни князя Александра Невского и традицией почитания небесного покровителя русского воинства Святого благоверного Александра Невского.
Учитель: Попробуйте определить задачи, которые перед нами стоят, с помощью слов-подсказок.
На доске слова-подсказки: «Показать значение», «Формировать умения», «Воспитывать»
Ученики:
- показать значение деятельности русского князя Александра Невского;
-формировать умения работать в группах;
-воспитывать любовь к Отечеству, способность к преодолению трудностей.
(Слайд 5)
Учитель: Александр родился 13 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском. Когда маленькому мальчику исполнилось четыре года, состоялся обряд посвящения его в воины.
Звучит церковная музыка[2]
(2 минуты 18 секунд)
(Слайд 6)
Инсценировка
Выходят учащиеся, одетые в доспехи воинов, среди них один – князь Ярослав Всеволодович-отец Александра, 2 человека в руках несут иконы. Священник выводит мальчика с мечом в руках.
Ученик: Кругом горели свечи, их отсветы плясали на тёмных ликах икон, на серебре окладов, на доспехах воинов-прихожан.
На вытянутых руках отец поднёс меч сыну.
Ярослав Всеволодович: Придерживай меч, сынок!
Александр: Я всегда буду крепко держать его в руках!
Ярослав Всеволодович: Теперь ты воин! Будь готов встать на защиту Земли Русской!
Александр: Я не подведу тебя, отец.
Уходят.
Учитель: Ребята, как вы думаете, сколько лет было Александру Невскому, когда он стал князем?
Ответы детей
(Слайд 7)
Учитель: Он стал княжить в Новгороде со своим старшим братом Федором. Александру было 8 лет. Через несколько лет его старший брат умер. Единственным властителем стал Александр в 13 лет.
Почему Александр справлялся с обязанностями князя?
Ученики: Он много учился.
Учитель: Верно, Александр постигал науку с большой охотой. Но особенно он любил рассказы о воинских делах своего отца. Все, что касалось оружия, коней, основ военного дела, живо интересовало Александра.
Науке ратной —
Как вести сраженье,
Искусству
Благотворного княженья
Учился Александр
От юных лет.
Пригож лицом,
К тому ж плечистый, рослый,
Душевным отличался
Благородством.
Учитель: Ребята, кто хотел бы взять пример с князя Александра? Почему?
Ответы детей
Учитель: За ум, добрый нрав, отвагу и рассудительность он пришелся по нраву жителям города Великий Новгород.
Учитель: У вас на столах лежит карта Руси 13 века. Отметьте город Новгород. Кто отметит город Новгород на карте, расположенной на доске?
Ученик отмечает Новгород на большой карте, расположенной на доске.
(Приложение 1)
Учитель: Давайте представим этот город в 13 веке.
(Слайд 8)
Двое учеников рассказывают стихотворение.
Давным-давно всё это было,
В былинных, рыцарских годах.
Врагов немало в Русь ходило,
Чиня разоры в городах.
Лишь город Новгород Великий
Был неприступен для врага,
Стоял он крепко, будто влитый
В реки широкой берега.
Вольный и древний город,
Стоящий здесь испокон.
Посадский князь хоть и молод,
Но мудрость шла на поклон.
Статен и крепок телом,
Честен и быстр умом —
Князь Александр Ярославич
Встал за власти кормом.
Взошел на престол некрепкий,
Встал рыцарскою ногой.
Поклялся прогнать супостатов,
И Родине дать покой.
Учитель: Это было в 13 веке, а сейчас в каком веке мы живем? Сколько веков прошло с тех пор?
Ответы детей
Учитель: Память об Александре Невском храним до сих пор.
(Слайд 8)
В Великом Новгороде на Кремлевской площади воздвигнут памятник «Тысячелетие России». Первый верхний ярус состоит из двух фигур. Ангел с крестом в руке символизирует православие, а женщина – олицетворение России. Фигуры среднего яруса памятника олицетворяют шесть эпох Российского государства. Третий нижний ярус памятника покрыт фигурами выдающихся российских деятелей. Среди них есть и Александр Невский.
Учитель: У вас на столах лежит конверт с надписью: «Великий Новгород». В конверте вы найдете фотографию части третьего яруса памятника «Тысячелетие России» с четырьмя фигурами. Попробуйте угадать, каким представлял себе Александра Невского скульптор? В конверте вы найдете подсказку. Напишите ответ, передайте мне.
Подсказка
В книге «Повесть о жизни и храбрости благоверного и великого князя Александра» написано: «Рассуди меня, Господи, с обидящими меня, побори борющихся со мною, возьми оружие и щит, стань в помощь мне!»
(Приложение 2)
Ученики: Правильный ответ «Слева направо фигура № 2».
Учитель: Молодцы, ребята, вы такие же умные, как и князь Александр Невский. Как догадались?
Ответы детей
(Слайд 9)
Звучание музыки С. Прокофьева "Александр Невский" [3]
(2 минуты)
Инсценировка
Ученик: По Неве-реке грабить Русскую землю плывут шведские суда. Тесно на них от обилия воинов в чёрных доспехах. Флотилия стала там, где в реку Неву впадает река Ижора.
По ковровой дорожке сошёл на берег высокий человек в дорогих доспехах. Это был шведский военачальник Биргер.
Идет медленно, показывает вперед рукой. За ним следят двое русских.
Биргер: Теперь эта земля — наша. Правда, я послал русскому князю Александру послание: «Если можешь, сопротивляйся...» Но надо быть безумным, чтобы сопротивляться воинам шведского короля!
Русские обращаются к Александру
Русские: Князь наш, Александр, беда! Шведы пришли грабить Русскую землю.
Александр: Сколько их?
Русские: Много так, что их темно-красные паруса заслоняют солнце.
Князь Александр: Нас немного, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде! Не будем бояться врага, ибо с нами Бог!
Уходят.
Ученик: Пошел князь Александр на шведов. И было тогда одному человеку видение. Будто по Неве плыла ладья, а в ней святые князья Борис и Глеб. Они говорили: «Поможем нашему князю Александру!»
Русские напали на шведов внезапно и стремительно. И не смотря на численное превосходство, в течение дня враг был разбит. В этом бою погибло много шведов, а русские потеряли всего двадцать человек.
Дети, одетые в костюмы русских воинов, кричат "Ура!"
Учитель зачитывает фразу в книге «Повесть о жизни и храбрости благоверного и великого князя Александра»
(Слайд 10)
Учитель: «За эту победу на реке Неве народ назвал Александра Невским».
Учитель: Отметьте на карте место, где Ижора впадает в реку Нева. У вас на столах лежит конверт с надписью: «Ижорская Земля».
Усть-Ижора – уникальное место Санкт-Петербурга. В честь Невской битвы открыт музей – диорама «Александр Невский и Ижорская земля».
(Слайд 11)
В конверте вы найдете фотографию фрагмента картины из музея-диорамы, разрезанную на несколько частей. Вам необходимо собрать картину.
Учащиеся составляют картину из частей.
(Приложение 3)
Учитель: Что изображено на картине?
Ученики: Невская битва. Молодой князь Александр сумел одержать победу над шведами, обезопасить тем самым Новгород от попыток захвата со стороны западных стран. А было ему только 20 лет.
Учитель: Молодцы, ребята, вы такие же рассудительные, как и Александр Невский.
Звучит набат [4]
(10 секунд)
Учитель: И снова тревожно звучит набат. Расскажу вам еще об одном сражении, которое выиграл Александр Невский. Это очень знаменитое сражение и называется «Ледовое побоище». Как вы думаете, раз сражение ледовое, когда оно произошло?
Ответы детей
Звучание музыки С. Прокофьева "Ледовое побоище"[5]
(2 минуты)
(Слайд 12)
Учитель: Случилось это событие весной, в апреле месяце, когда все начинало таять.
Инсценировка
Ученик: Пятого апреля, рано на рассвете рассмотрели дозорные идущих немцев. На груди и на высоких древках качаются черные кресты. И назывались эти воины – крестоносцы.
С западного берега, как чёрная вода, двигалась по льду железная, живая, шевелящаяся масса. Сверху она напоминала огромную свинью, с острой головой и сильным туловищем. Края этой свиньи — конные рыцари.
Александр Невский смотрит вдаль. Рядом его брат Андрей.
Андрей, брат Александра: Александр, брат, надо грудью идти на врага.
Александр Невский: Нет, брат Андрей, не отчаянная лихость, а трезвый расчет и мудрость решают исход сражения.
Не торопись — дай подойти... Теперь — самое время! Пора!..
Князь махнул рукой.
Уходят.
Ученик: По рыцарям ударил залп!
Показывает на карте (Слайд 12)
Вот и первая хитрость. Выслали навстречу врагам, легкую конницу, немцы набросились на неё всей своей мощью, недолгий бой принес им победу. Отступающие конники поскакали в сторону Чудского озера. Радовались немцы, Невский разбит, бежит. Очень удивились, когда вдали показались войска русичей. Немцы окружены! «Свиная голова» сплющилась. В пропаринах озера играла, дымилась вода... Немало захватчиков утонуло в этой воде, когда они бежали от русских.
По знаку Александра трубы заиграли отбой и победу.
Князь Александр Невский из Новгорода отпустил пленных домой с напутствием «Кто с мечом к нам придёт — от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля Русская!».
(Слайд 13)
Учитель зачитывает фразу из книги «Повесть о жизни и храбрости благоверного и великого князя Александра»
Учитель: «И возвратился князь Александр с победою славною».
Учитель: Битва состоялась на Чудском озере и вошла в историю под названием Ледовое побоище.
Найдите на карте Чудское озеро, оно же Псковское.
(Приложение 1)
Александр Невский, как русский князь и как поистине православный человек, смог соединить в своем характере все свои добродетели и превратиться в символ победителя над врагом для своих современников, и также в символ настоящего христианского праведника для последующих поколений.
(Слайд 14)
У вас лежит конверт с надписью: «Ледовое побоище». В конверте фотография монумента «Ледовое побоище», расположенного на горе Соколиха. Гора находится на пути следования войск Александра Невского в 1242 г.
Рассмотрите монумент. Ответьте на вопрос: «Как вы думаете, почему рядом с Александром Невским не только воинами в шлемах, кольчугах?»
(Приложение 4)
Ученики: Князь Александр Невский на коне, окруженный воинами и народом, потому что он объединил в одну армию своих дружинников, народ.
Учитель: Верно, князь Александр Невский объединил отряды Новгорода, Ладоги, а также карел и ижорцев. Одновременно князь обращается за подмогой к своему отцу, и тот посылает на борьбу с крестоносцами свои суздальские дружины. Также в Пскове у князя оказалось немало сторонников.
Учитель: Мы с вами познакомились только с двумя самыми знаменитыми сражениями Святого благоверного князя Александра Невского. И каждый, раз не щадя живота своего, он защищал свое Отечество, веру своего народа.
Учитель: У нас в гостях священник.
(Слайд 15)
Священник: Добрый день, ребята. Два подвига Александра Невского-бранные, а последний подвиг – самопожертвование.
Послушайте, как все произошло.
В стане монголо-татар пришел к власти хан Батый. И двинул он свои войска на русские города. Где проходил Батый, там ничего не оставалось, пощады не знали ни малые, ни старые. Двигалось войско на Великий Новгород.
Повелел хан Батый являться русским князьям на поклон, за ярлыками - специальными грамотами, которые разрешали им княжить.
Одним из первых приехал отец Александра, князь Ярослав. Не вернулся князь из той поездки, говорят, что отравила его ханша. Умер князь на чужбине. Вот и князю Александру пришло письмо от Батыя: «Приезжай, Александр, ко мне. Покажись, какой ты».
Князь отправился за советом к Епископу Кириллу.
- Владыко, как же ответить хану?
- А поезжай, не гнушайся. Смирись!
-Унизиться?
-Нет, смириться. Воспой в себе кротость во имя Господа, во имя людских жизней, что стоят за тобой!
- Святой отец и ты считаешь это подвигом?
- Подвигом, мой сын и чудом. Смиренье – Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье. На сей подвиг тебя благословляю!
И поехал князь в Золотую орду.
Инсценировка
Слуга хана Батыя: Князь Александр, ты сейчас будешь иметь счастье видеть нашего владыку. Ты должен поклониться нашему Богу солнца.
Александр: Передайте своему хану: я христианин. Я поклоняюсь лишь истинному Господу нашему Иисусу Христу.
Слуга хана Батыя: Ты знаешь, что тебя ждет, князь?
Александр: Я готов принять смерть.
Хан Батый: Я не трону тебя в знак твоих великих воинских заслуг. Ты знатно поколотил немцев и шведов. Я не буду гнать русичей под другую веру. Пусть православные почитают Христа.
Александр: Сказанное тобою о нашей церкви слышать радостно, потому, что я служу единому Богу, но твоим идолам поклоняться не буду.
Уходят.
Ученик: Счастливый день, когда вернулся князь в Новгород. Со слезами встречали его люди. Не с поля боя, ехал князь, а люди плачут от радости. Поняли люди, что стоила эта поездка князю, какие душевные силы приложил, чтоб спасти Великий Новгород от нашествия и от окончательной гибели всей Руси.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему этот поступок Александра называют подвигом?
Ответы детей
Учитель: Подвиги Александра Невского имели одну цель: сохранение православия как силы русского народа.
Учитель читает фразу из книги «Повесть о жизни и храбрости благоверного и великого князя Александра»
(Слайд 16)
Учитель: «Много потрудившись Богу, он оставил царство земное…»
Священник: Почитание святого князя началось сразу же после его смерти. Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «почитание»?
Ученики: Относиться к кому-то с уважением, почтением.
Священник: Верно, в России подвиги Александра Невского давно стали священным народным преданием.
Рассказывают о чуде, случившемся при самом погребении: когда было положено святое тело Александра в гробницу, Кирилл-митрополит хотел разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Князь же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. Так прославил Бог угодника своего.
Священник: После смерти Александр Невский был причислен к лику святых. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также остаться верными Христу. Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась на Руси.
Учитель: Уже при жизни Александр Невский снискал себе славу великого полководца, который не потерпел ни одного поражения. А после смерти его стали почитать как святого — защитника Земли Русской.
Подъем почитания князя произошел в XVIII веке при Петре I. В 1710 году царь приказал перенести мощи князя в новую столицу. Петр лично внес мощи святого князя, прибывшие по воде из Владимира. С этого момента Александр Невский был признан небесным покровителем империи и ее новой столицы.
(Слайд 17)
Память его свято хранит Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге.
- Кто может рассказать об этом архитектурном ансамбле?
Ученики: Александро-Невская Лавра - один из самых старинных монастырей Петербурга, место хранения мощей святого князя Александра Невского.
Священник: Да, верно. Прямое отношение к основанию обители имеет Петр I, указавший в 1710 г. место для ее строительства. Александро-Невский монастырь задумывался Петром I не только как духовное учреждение. В 1720 году при монастыре открылась типография, а в 1721 году - школа. Школа позднее преобразовалась в Духовную академию. 30 августа 1790 года состоялось освящение Свято-Троицкого собора. Тогда же в него из Благовещенской церкви была перемещена рака с мощами Александра-Невского.
(Слайд 18)
Священник: Ребята, кто знает, что такое рака?
Ответы детей
Священник: В христианской церкви гробница, в которой хранятся мощи святых.
Учитель: Когда мы выйдем из метро, окажемся на площади перед духовной обителью Санкт-Петербурга — Александро-Невской лаврой. Перед ней установлен памятник князю.
(Слайд 19)
На постаменте памятника закреплены барельефы, на которых изображена победная Ледовая битва с Ливонскими рыцарями, а также перенос мощей князя в Санкт-Петербург.
Учитель: Откройте конверт с надписью: «Санкт-Петербург». В конверте лежит фотография памятника Александру Невскому и тест с пропущенными словами. Вам необходимо заполнить текст. Внизу слова-подсказки.
(Приложение 6)
Ученики выполняют задание. Затем по очереди зачитывают ответы. Проверяют выполнение задания на слайде.
Учитель: Молодцы, ребята, вы такие же мудрые, как и князь Александр Невский.
Учитель: Почитание святого благоверного князя Александра Невского продолжилось и после Петра I. В 1725 году Екатерина I учредила орден в честь святого Александра Невского, ставший одной из высших и почетнейших российских наград. А к 30 августа 1750 года по повелению дочери Петра I Елизаветы была изготовлена серебряная гробница для мощей святого.
(Слайд 20)
Учитель: В годы Великой Отечественной войны. В СССР во время войны, в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии.
(Слайд 21)
Учитель: Интерес к личности святого благоверного князя Александра Невского сохраняется и в наши дни. Его образ актуален для России спустя восемь веков... Сегодня Русская церковь празднует память святого благоверного князя Александра Невского дважды в году – 12 сентября и 6 декабря. В 2021 году мы празднуем 800-летие со дня рождения Александра Невского. Нам как никогда важно помнить и изучать блестящие примеры моральной стойкости выдающихся деятелей и героев истории России.
Подведение итогов
Учитель: Ребята, давайте проверим, насколько вы были внимательны. Ответьте на вопросы.
- Как вы думаете, почему князь Александр Невский был так удачлив в войнах, битвах? (Он был талантливым, ему помогал Бог).
- Почему Бог помогал ему? На Руси было много князей. (Князь вёл праведную жизнь, просил в молитвах помощи у Бога).
- Какой факт из жизнеописания великого князя больше всего поразил вас? (С 12 лет Александр княжил в Новгороде, в 20 лет выиграл Невскую битву).
- Почему Александра Невского почитают на протяжении многих веков? (В веках и памяти народа великий полководец и мудрый князь Александр Невский останется как символ несгибаемой воли и личной храбрости, подающий пример своим современникам и будущим поколениям).
Заключение
Учитель: Вот и подошла к концу наш классный час о великом человеке – Александре Невском, вся жизнь которого является ярким подтверждением его верности православной вере, любви к своей Родине и народу.
Священник: Низкий поклон князю Александру Ярославичу, честному русскому человеку, принявшему на плечи тяжкое бремя и ответственно пронесшего этот груз до последнего срока.
Звучит песня «Александр Невский» Музыка: С.Войтенко, Д.Майданов, слова Е.Муравьев (5 минут). Дети поют хором припев песни, во время исполнения последнего припева выходят к доске, становятся полукругом. В конце песни дети, одетые в костюмы русских воинов, поднимают вверх мечи.
Интернет-ресурс[6]
Учитель читает фразу из книги «Повесть о жизни и храбрости благоверного и великого князя Александра»
Учитель: Будем всегда следовать девизу Александра Невского: «Пусть все без страха жалуют к нам в гости. Но кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет, на том стояла и стоять будет Русская земля".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 1)
Презентация была разработана к клубному часу, посвященному "Дню города". Данный материал можно использовать на уроках истории, изобразительного искусства, внеклассных занятиях по истории родного...
Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 2)
Данный материал можно использовать на уроках истории, занятиях по истории родного края......
Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 3)
Данный материал можно использовать на уроках истории, изобразительного искусства, внеклассных занятиях по истории родного края....
Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 4)
Данный материал можно использовать на уроках истории, изобразительного искусства, внеклассных занятиях по истории родного края....
Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 5)
Данный материал можно использовать на уроках истории, изобразительного искусства, внеклассных занятиях по истории родного края...
Подвиг перед Отечеством на примере образа святого князя Александра Невского
Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ори...
Кроссворд по теме "Житие святого князя Александра Невского"
Заполняя с детьми этот кроссворд можно обобщить знания жития св. кн. А.Невского. Можно использовать как во втором классе (если проводилась работа по изучению жития), так и в четвёртом на уроке окружаю...