Статья "Роль творчества в развитии психологического здоровья школьника."
статья
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_tvorchestva_v_razvitii_psihologicheskogo_zdorovya_shkolnika.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль творчества в развитии психологического здоровья школьника.
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Главный секрет, который лежит в основе идеального здоровья, заключается в том, что человек должен сам стремиться к нему. Человек может быть здоров лишь настолько, насколько сам считает это возможным. Сознание оказывает сильнейшее влияние на тело, и освобождение от болезни зависит от того, войдет ли человек в контакт с собственным сознанием, приведет его в равновесие, а затем сообщит это равновесие своему телу. Знание обладает организующей силой. Через психофизиологическую связь знание влияет на тело и обеспечивает крепкое здоровье. Знание в буквальном смысле может исцелить, это самый великий лекарь из всех.
О развитии духовного здоровья школьников косвенно могут свидетельствовать показатели уровня воспитанности учащихся, ценностное отношение к жизни, к людям и самому себе, сформированность у обучающихся творческой и общественной активности. Эти показатели могут быть определены с помощью методов оценки эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
В итоге отметим, что результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в обучение показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий это такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Сказочный мир, наполнен чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Через сказки ребенок учится находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви.
Однако для того чтобы внутреннее состояние и самоощущение ребенка, а также ситуация вокруг него, начали положительно изменяться, необходимо совершить некоторое действие. Если мысль не будет воплощена в форму, если не будет выполнено созидательное реальное действие, положительные изменения надолго отодвинутся во времени. И таким реальным созидательным действием на занятиях по сказочным образам становится лепка из соленного теста – тестопластика. Для такой лепки потребуется иметь под рукой всего лишь соль, муку и воду. Тесто после замеса является достаточно пластичным материалом, из которого можно создавать не только отдельные фигурки, но и целые скульптурные композиции. Ведь соленое тесто является абсолютно безопасным экологически чистым материалом.
Цель метода – помочь ребенку улучшить свое психоэмоциональное состояние с помощью творческого самовыражения, раскрыть творческие возможности, выявить зоны психической проблематики, актуализировать индивидуальные ресурсы, по возможности, приблизить его к состоянию внутренней гармонии.
Влияние занятий тестопластикой для детей:
• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
В момент лепки и работы с тестом тревожные, агрессивные дети успокаиваются и сосредотачиваются на рабочем процессе. Идет мощный внутренний процесс, т.к. тесто дети делают руками, развивается мелкая моторика руки, что способствует речевому развитию. Ребята активно взаимодействуют друг с другом, безусловно принимают всех членов группы и отлично происходит процесс сплочения не только на коллективных работах, но и на индивидуальных.
Занятия тестопластикой положительно влияют и на взрослого человека. Тестопластика подходит и для детей и для взрослых. Ее можно использовать и на совместных занятиях детей и родителей.
Влияние занятий тестопластикой для педагогов:
• Формирование положительной самооценки.
• Реализация творческого потенциала.
• Позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.
• Развитие мелкой моторики, создания целостного образа.
• Передача приемов лепки с целью обучения детей (взрослых)
• Профессиональная самореализация педагога .
Таким образом, тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является здоровьесберегающим компонентом в работе педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психологическое здоровье младших школьников
в данной статье я хочу поделиться опытом, как сохранить психологическое здоровье младших школьников...
Психологическое здоровье школьников
Выступление на межвузовской научно-практической конференции: Седьмые Ямбургские чтения «Проблемы и перспективы социально-экономического развития северо-западного региона России».Была подготовлена публ...
Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников
Психологическая безопасность образовательного процессакак условие обеспечения психологического здоровья школьников...
Физическое и психологическое здоровье – основа личностного развития младшего школьника
В настоящее время внимание многих педагогов и психологов во всем мире привлечено к проблемам детей дошкольного и младшего школьного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживает...
Влияние социального опыта и развития на психологическое здоровье младших школьников
Детство-период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность....
Родительское собрание "Влияние отметки на развитие и здоровье школьника"
А какие у тебя отметки в школе? – часто именно так начинают разговор с ребенком – школьником пришедшие в семью гости. Спрашивают не потому, что это кого-то, в самом деле, занимает, а скорее для прилич...