психологическое здоровье младших школьников
статья на тему

в данной статье я хочу поделиться опытом, как сохранить психологическое здоровье младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskoe_zdorove_mladshih_shkolnikov.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               «Забота о здоровье ребёнка –это

                                                                                                не просто комплекс санитарно-

                                                                                               гигиенических норм и правил…

                                                                                               и не свод требований к режиму,

                                                                                              питанию, труду, отдыху. Это прежде

                                                                                             всего забота о гармоничной полноте

                                                                                              всех физических и духовных сил, и

                                                                                              венцом этой гармонии является

                                                                                              радость творчества»

                                                                                                                      В.А.Сухомлинский

На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее, строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

 Начало обучения в школе – это новый и важный этап в воспитании и развитии ребёнка. Став школьником, он впервые включается в систематическую, общественно значимую деятельность. Многие важные черты  духовного мира ребёнка закладываются в начальных классах. Именно здесь он получает основы систематических знаний. Здесь формируется его нравственный облик, развивается характер, воля. Воспитание личности младшего школьника являет собой создание условий  для его самореализации как социального субъекта. Задача учителя – создание среды обучающей,  воспитывающей, развивающей, создающей условия для творческой реализации личности,  самостоятельности и активности. Как же сделать так, чтобы учёба вызывала прилив энергии, а обучение было в радость?

Возможность и эффективность педагогического влияния на процесс реализации личности младшего школьника определяется стилем педагогической деятельности, формой взаимодействия с ним учителя. На мой взгляд, высокая степень эффективности педагогического влияния на ученика достигается при демократическом стиле педагогической деятельности, высшей формой проявления которого является диалогическая форма общения, характеризуемая как субъект –субъектные отношения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. На уроках наши учителя стараются, чтобы каждый  из учащихся пережил  радость достижения, осознал свои возможности, поверил в себя. Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и невербальными  (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как и открытая поза и доброжелательная мимика, создают благоприятный психологический фон, помогающий ребёнку справиться с поставленной перед ним задачей.  Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов образовательного  процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технологические операции создания ситуации успеха:

  1. Снятие страха –помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Контрольная работа довольно лёгкая, этот материал мы с вами проходили»
  2. Авансирование успешного результата –помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей.  Это внушает ребёнку уверенность в свои силы. «У вас обязательно получится»
  3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершения действий –помогает избежать поражения. «Возможно, лучше всего начать с …» «Выполняя работу, не забудьте о …»
  4. Внесение мотива –показывает ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Твоим товарищам без твоей помощи не справиться»
  5. Персональная исключительность –обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы..», «Только тебе я и могу доверить…»
  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение –побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу», «Так хочется поскорее увидеть…»
  7. Высокая оценка детали –помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось

Созданию психологического комфорта на уроке способствует дифференцированный подход к обучающимся. На уроках мы стараемся дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём темпе, возможность справиться  с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. 

Созданию ситуации успеха способствует использование учителями коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в  группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет нам оживить занятие, учителя предоставляют возможность  реализации коммуникативных потребностей учеников.

Низкий уровень   коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (а детям это очень важно). Учатся говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп. Интересно, что, опрашивая друг друга, дети-«учителя» оказываются нередко более требовательны друг к другу, нежели учителя. Такая работа строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности,  обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности.

Для того чтобы наши дети могли стать успешными, необходимо постоянно вести наблюдения за их ростом и развитием. Поэтому мы пошли по пути создания портфолио достижений учащихся. Портфолио начинаем вести в 1 классе. В ведении портфолио участвуют дети, учителя и родители. Портфолио –это фиксация развития ребёнка. Ребёнок имеет право заглядывать в свой портфолио. Ребёнок должен знать, как он развивается, какие изменения происходят в его развитии. Он должен учиться принимать свои достижения и недостатки.

Итак, одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе   является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.  

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии
2, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Мы считаем, что каждый урок и внеурочное занятие должны отвечать требованиям эдоровьесберегающей технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально психологические особенности младшего школьника

План- конспект родительского собрания в начальной школе....

Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья младшего школьника

:  эмоциональный дискомфорт ребенка при проблемах школьной адаптации  снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний. В статье рассматриваются  вопросы о создании условий, в которых ...

Влияние социального опыта и развития на психологическое здоровье младших школьников

Детство-период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность....

МАСТЕР-КЛАСС «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Средство сохранения и укрепления психического здоровья младших школьников...

Влияние организации учебного процесса на психологическое и физиологическое здоровье младших школьников.

Актуальность в данной теме продиктована проблемами развития детей младшего школьного возраста и обусловлена необходимостью сохранения и совершенствования их физического, психического и социального бла...