Советы начинающим
статья

советы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sov.docx227.06 КБ

Предварительный просмотр:

Первый раз в первый класс: к чему готовиться

Работа начинающего педагога в начальной школе

Вы пришли в школу и вам сразу дали первый класс — для вас это будет двойная нагрузка: вы не только должны будете сами вжиться в новую роль, но и помочь первоклассникам адаптироваться к школьной среде.

Что нужно знать и учитывать начинающему учителю начальных классов? Школьная жизнь подчиняется своим законам и правилам. В ней есть определенный ритм с ежедневными обязательными ритуалами. Педантично следуйте этим ритуалам — они дадут детям опору и уменьшат стресс, связанной со сменой образа жизни.

Вчерашние детсадовцы еще не умеют правильно распределять свое время и усилия, выбирать задания по силам: мягко направляйте их, но не подавляйте самостоятельность.

Учтите, что многие качества вам придется развивать: усидчивость, терпение, дисциплинированность, умение отстаивать свою точку зрения и находить компромисс. Будьте терпеливы и настойчивы — и у вас все получится.

 

Дисциплина: почему она важна и как ее наладить

Не допускать проблем с дисциплиной — первое, что должен сделать педагог в начале работы в школе. Дисциплина — основа успешного обучения. Если её не будет, всё остальное, что вы говорите и делаете, окажется бессмысленным.

В первые дни в начальной школе проблем с поведением на уроках у вас может не быть, но это не повод расслабляться. Скорее всего, дети просто к вам присматриваются и оценивают, насколько серьезно следует к вам относиться.

Следующая стадия — испытание на прочность. Ученики будут пробовать: что можно, что нельзя, что вы простите, а за что накажете. И если они почувствуют слабинку, на них не подействует ни ваш крик, ни замечания в дневниках.

Что делать? Сразу дайте детям понять, кто здесь главный и каковы правила. Неуклонно добивайтесь их исполнения. Не заигрывайте, но и не будьте жестокими.

Никогда не начинайте урок, пока все дети не сели на свои места и не замолчали.

Не грозите наказанием, которое не сможете выполнить. Пригрозили — так и сделайте.

Баловство возникает там, где детям скучно. Там, где детям интересно и нет ни одной свободной минутки, времени на шалости не остается. Всегда имейте в запасе дополнительные задания для тех, кто быстрее всех справится с основными.

► Помните, что дисциплина — только ваша ответственность. Не обращайтесь к завучу или директору, чтобы они помогли вам навести порядок в классе — вы навсегда потеряете авторитет в глазах детей.

Как установить контакт с классом

Кроме той информации, которую вы преподносите детям, им важна и интересна ваша личность. Дети будут задавать массу вопросов: сколько вам лет, есть ли у вас муж и дети, кошка или собака, боитесь ли вы мышей, куда вы шли вчера вечером.

Используйте эти моменты, чтобы установить с детьми эмоциональный контакт. Покажите, что вам тоже интересно всё, что происходит в классе, что вас радует и расстраивает. Будьте живым человеком со своими чувствами и желаниями.

Но при этом старайтесь всегда владеть собой, не позволяйте своему настроению влиять на обстановку в классе. Если вы нервничаете, дети это почувствуют и атмосфера в классе будет напряженной. Если вы раздражены, не вымещайте негативные эмоции на детях. Не заводите любимчиков: даже если кто-то в классе вызывает у вас особые симпатии, не показывайте этого.

В самом начале урока выдержите небольшую паузу, попробуйте поймать ощущение, которое исходит от класса: дети спокойные, довольные или взбудораженные каким-то событием? Если чувствуете напряжение, обиду или другую эмоцию, которая может помешать уроку, дайте детям выговориться и выпустить пар. Со временем у вас будет получаться распознавать эмоции всё лучше и лучше.

► Чтобы поддержать контакт с детьми во время урока:

  • не сидите на своем месте, подходите к каждому ученику;
  • чаще прикасайтесь к детям, например, направляя их руку, чтобы показать, как правильно писать букву или рисовать;
  • общаясь с ребенком, смотрите ему в глаза — желательно, чтобы при этом вы находились с ним на одном уровне;
  • обращайтесь к детям по имени, а не по фамилии — так вы сокращаете дистанцию.

Планирование и проведение уроков: как соблюсти баланс

Работа начинающего педагога в начальной школеВ первое время особенно тщательно готовьтесь к урокам, продумывайте несколько сценариев его проведения. Если что-то пойдет не так, у вас будет запасной вариант.

Начинающие учителя могут впадать в две крайности. Одна из них — однообразие. Это самая большая ошибка, которую может допустить учитель начальных классов. Шести-девятилетние дети еще не способны слишком долго концентрироваться на одной теме или одном темпе. Запланируйте чередование интенсивной нагрузки с более спокойной, индивидуальных заданий с коллективными дискуссиями, предусмотрите физкультминутки.

Другая крайность — использование всех инноваций сразу. Чтобы разнообразить занятия и сделать их интересными, молодые учителя стремятся внедрить и новые методики, и игры, и уместить в один урок как можно больше деталей. От такого напора дети быстро устают. Пусть они освоят сначала один прием, прежде чем перейти к другому.

Еще одна ошибка начинающего педагога — перегруз медиаконтентом. Видео, картинки, аудиозаписи разнообразят урок, но их излишек утомляет и вредит усвоению знаний. Применение любого видео- аудио- или визуального материала должно быть обосновано и помогать ученикам усваивать знания, а не просто развлекать. За урок используйте 1–2 короткие песенки или одно небольшое обучающее видео, оформляйте правила в схемы и обязательно сопровождайте их пояснениями и обсуждениями.

Чтобы узнать больше о подготовке к урокам в начальной школе и сделать их более разнообразными, пройдите дистанционные* курсы повышения квалификации.

Совет 1

Прежде всего знайте, что с тех пор, как в Вашей трудовой книжке появилась запись о том, что Вы приняты на работу, Вы сами приобрели новый статус, и теперь должны выстраивать собственную систему работы согласно своим предпочтениям, и с учётом ФГОС, конечно. 

Что Вы хотите от родителей? Что вы ожидаете от учеников? Какие требования предъявляете к ведению дневника, тетрадей? Что рекомендуете, а на чём настаиваете? Если вы во время педпрактики посещали уроки учителей,  примените что-то, что Вам понравилось.

С детьми не заигрывайте, любите их так, чтобы они этого не замечали. 

Совет 2

Помните, что войдя уверенно в класс, вы становитесь партнерами с учениками, с родителями. С детьми не надо сюсюкать, а надо разговаривать на равных, как со взрослыми. Всегда их нацеливать на развитие, приобретение знаний и на успех!

С родителями у вас одна цель - сделать детей успешными. Чтобы этой цели достичь, надо с родителями смотреть «в одну сторону" Но не вы с ними, а они с вами. Чтобы у вас это получилось, нужно быть уверенной в своих словах перед родителями, показать им свою компетентность учителя, познакомить их со своими требованиями: дети не должны опаздывать, должны самостоятельно готовить портфель вечером, а родители - контролировать и т.д. 

Совет 3

Вы для малышей - бог и эталон. Сложно советовать, «какие слова» произносить. Увидев своих малышей, вы их обязательно подберете сами. Чтобы Вам было легко и комфортно с детьми и родителями, советую сразу вовлекать мам и пап во внеурочную деятельность. На первом же собрании скажите, что только вместе вы сможете дать детям не только образование, но и развивать их. Родители ждут, что Вы их привлечете к деятельности, только вот сами вряд ли сделают первый шаг. 

Совет 4

Ничего не бойтесь, будьте уверены в себе, последовательны, энергичны. Не требуйте на уроке «идеальной дисциплины». Помните, урок - это частичка жизни ребёнка. Живите с детьми полной жизнью. В общении с родителями своих учеников помните, что их дети - самое дорогое в жизни. Будьте тактичны. Находите нужные слова.

Совет 5

Во время беседы с родителями обязательно должен быть дружелюбный тон. Доброжелательное, тактичное отношение учителя к родителям вызывает такую же ответную реакцию.
Хочу напомнить слова известного педагога А.С.Макаренко: «Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Ваше собственное поведение — самая решающая вещь».

Совет 6

Не стоит бояться обращаться за советом к своим коллегам по работе. Попробуйте, в первую очередь в той параллели, в которой Вы будете работать найти себе учителя для консультаций, помощи в организационных вопросах. Обязательно побеседуйте с заместителем директора, о так называемых «местных» устоях, традициях, привычном режиме школы. Хорошо бы выслушать мнения учителей школы разных поколений. Тех, кто работает давно, тех, кто как и Вы, только, недавно пришёл в школу со студенческой скамьи и учителей, которые имеют опыт работы в нескольких школах.. Лучше, чтобы это были беседы «по существу». Подготовьте вопросы заранее, и старайтесь не отходить от нацеленного плана. И, главное, будьте уверены в беседе с родителями. Изучите свои должностные обязанности, и придерживайтесь принципа «Не навреди». 

Совет 7

Самое главное - не суетитесь! Сдержанно, спокойно и уверенно встречайте родителей и учеников. Чтобы не забыть последовательность действий, сделайте памятку и положите под стекло на стол. Чтобы преодолеть волнение, начните принимать валериану в таблетках. Она имеет накопительное действие. Не бойтесь учеников. Они это почувствуют. Старайтесь не повышать голос, как бы Вам не хотелось. Я успокаиваю расшумевшийся класс маленьким, но очень звонким колокольчиком, который всегда у меня на столе. С его помощью завожу учеников в класс за 3-5 минут до звонка и сообщаю, что надо попить или сходить в туалет тому, кто забыл. Старайтесь увидеть любую ситуацию глазами ребенка, который так же, как и Вы пришел в первый класс. Ему страшно так же, как и Вам. У него нет опыта, он многое не умеет. Сначала выдвигайте требования к себе, а потом можете требовать с ученика и организованность, и ответственность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации начинающему завучу

В 2007 году вступив на должность завуча я столкнулась с проблемой с чего и как начать? Просмотрела множество методической литературы, перевернула страницы Интернета и случайно на одном из сайтов позна...

Готовность ребенка к школе (советы родителям и начинающим учителям)

Данный материал можно использовать на родительском собрании будущих первоклассников, родители с интересом послушают лекцию  и проанализируют возможности своего ребенка. Начинающий учитель найдет ...

Советы начинающим педагогам. Анализ самых распространенных ошибок.

В данной статье мною был сделал анализ самых распространеных ошибок в подготовке и проведении урока как начинающих педагогов, так и учителей с небольшим стажем работы. Этот материал поможет педагогам ...

Советы начинающему классному руководителю

советы начинающему классному руководителю...

Советы начинающему учителю!!

Очень сложно начать! начать правильно и задать тон!!!! думаю кому то это поможет!!! Удачи!!!...

Советы начинающему учителю для поддержания дисциплины в классе

Предлагается восемь конкретных советов учителю для того, чтобы удержать произвольное внимание обучающихся начальной школы, научиться корректно делать замечания ребёнку, нарушающему дисциплину во время...

"Сборник советов начинающим учителям (от наставника)"

10 советов от наставника молодому специалисту...