Рекомендации начинающему завучу
статья по теме

В 2007 году вступив на должность завуча я столкнулась с проблемой с чего и как начать? Просмотрела множество методической литературы, перевернула страницы Интернета и случайно на одном из сайтов познакомилась с опубликованными рекомедациями для начинающего завуча. Мне эти рекомендации дали старт в моей работе. Хотелось бы поделиться со всеми новичками такими же как и я , авось кому-нибудь  пригодится в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachinayushchemu_zavuchu.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

Руководство начинающему завучу

Кто приходит первым в школу
И несётся в кабинет
Позабыв про тяжесть лет.
Кто к учителю подходит
Разговор про жизнь заводит
От кого исходит свет.
Кто усталости не знает
Пишет, думает, считает,
Улыбается, страдает, помогает
Всем, мечтает, расписанье
Составляет, справки пишет и играет,
Мудрый всем дает совет…
Это завуч – про него
Хорошо, иль ничего.
В каждой школе завуч есть,
Мы ему окажем честь,
Скажем добрые слова,
Чтобы к вечеру молва
Разнесла по белу свету:
И наполнила планету
Добрым словом про него
Хорошо, иль ничего.

Неизвестный автор

РУКОВОДСТВО НАЧИНАЮЩЕМУ ЗАВУЧУ

Ко многим терминам, которые употребляются ежедневно, мы привыкли и порой не вдумываемся в их суть. Так, например, произошло со словом “завуч”. Ведь давно в школах нет так называемой учебной части и заведующего. А слово есть! В действительности же завуч является и организатором, и контролёром, и координатором, который призван оперативно “тушить пожары”, возникающие в гремучей смеси педагогического коллектива.

Известный исследователь школоведческих проблем В.И.Зверев рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития. Технология управления, как и любая технология, отвечает на вопрос “Как добиться результата?” Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно- воспитательным процессом на основе технологического подхода.

Технология управления характеризуется строго определенной последовательностью методов, операций, позволяющих получать устойчивый запланированный результат при наименьших затратах сил, средств, времени. При этом акцент следует делать на диалоговом характере управления. Принципиально важным фактором в технологии управления становится стиль руководства учебно-воспитательным процессом, отношение к людям.

Технологическая цепочка управленческой деятельности.

ДИАГНОСТИКА
(анализ деятельности школы)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
(отдаленные и близкие цели)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
(предвидение будущих потребностей, тенденций развития, вероятных проблем, возможных последствий)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(создание концепции, программы развития)

КОНСТРУИРОВАНИЕ
(разработка направлений и конкретного содержания деятельности)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
(общение, отношения, устранение противоречий, разрешение конфликтов, оценка деятельности)

ОРГАНИЗАЦИЯ
(концентрация усилий, распределение ролей, мотивация, стимулирование деятельности)

РЕЗУЛЬТАТ
(сравнимый и прогнозируемым и затратами)

ДИАГНОСТИКА + КОРРЕКЦИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ
(контроль, оценка)

Смысл, назначение и основная цель деятельности завуча состоит в технологизации образовательного процесса и управления им. Можно утверждать, что завуч – это технолог учебного процесса. С одной стороны он является идеологом, специалистом по образовательным технологиям, а с другой проектировщиком и исполнителем управленческой технологии. Внимание завучей к управленческим технологиям во многом определяется не сколько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса, требующих незамедлительного и квалифицированного решения. И там, где завучи стремятся эффективно решать проблемы, технологии управления становятся востребованными.

На современном этапе социальные требования к школе качественно изменились. Следовательно, завуч должен перестроить свою работу с учетом этих изменений. В системе внутришкольного управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда. Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд.

Считается, что в идеале завуч должен быть и хорошим педагогом-предметником. К сожалению, мало делается для роста профессионального уровня завуча: повышение квалификации и знаний в области образовательного менеджмента, экономики, права, информационных технологий, предметов, посвященных проблеме управления в системе образования. Во многих странах подготовка управленцев для общеобразовательных учреждений ведется целенаправленно.

Школа – это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело. Завуч отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы, успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей , организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УВР. Отвечая за состояние и результаты работы на своём участке, завуч получает и соответствующие полномочия, в пределах которых принимает решения и даёт указания.

В педагогическом коллективе необходима строгая согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям.

Для завуча одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль “двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.

Завуч является “учителем учителей” – это определяет выделение большого количества времени на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом. Завучу необходимо располагать временем для своего профессионального роста. В этой связи целесообразно выделить свободный день в неделю для самообразования, обучения на курсах, встреч со специалистами.

Примерное распределение рабочего времени в течение недели завуча начальных классов:

  1. Свои уроки – 9 ч.
  2. Внеклассная работа по предмету – 1 ч.
  3. Контроль за УВП (посещение и анализ уроков) – 5 ч.
  4. Посещение и анализ внеурочных мероприятий – 1 ч.
  5. Собрания, совещания, собрания – 4 ч.
  6. Работа с нормативной документацией –2 ч.
  7. Проверка и анализ школьной документации – 4 ч.
  8. Беседа с учителями и воспитателями – 4 ч.
  9. Беседа с учащимися и их родителями – 5 ч.
  10. Деловые встречи и разъезды – 3 ч.
  11. Хозяйственная деятельность – 1 ч.
  12. Непредсказуемый расход времени (или его потеря) – 1 ч.

Итого – 40 ч.

Ежедневная работа завуча начинается с проверки санитарного состояния, получения информации об отсутствующих учителях на текущий день и запись в журнале о замене уроков. Завуч контролирует, чтобы замена осуществлялась по профилю, и информация своевременно была доведена до учителя, который пойдёт на замену урока. Со звонком на 1 урок завуч делает обход, чтобы увидеть, как начался рабочий день и первый урок. Посещение уроков (2-3 в день по графику), свои уроки, беседа с учащимися и учителями, встреча с родителями, работа с документацией, совещания по графику.

Проведение совещаний и собраний, планёрок с одинаковой периодичностью в одно и то же время, в одном и том же месте. При этом до минимума следует сократить проведение различных внеплановых совещаний. (Приложение 1)

Правила, которых следует придерживаться в работе.

  1. Отсутствие в первой половине рабочего дня разборов различных конфликтных ситуаций, длительных бесед и разговоров “по душам” с подчиненными. Все попытки отвлечь от решения текущих заранее запланированных задач пресекаются вежливо, но решительно. Т.о. все учителя постепенно привыкли к тому, что все беседы и разговоры проводятся в конце рабочего дня.
  2. Все вопросы, касающиеся компетенции тех или иных сотрудников не решаются в их отсутствие, т.к. в последствии придется затрачивать дополнительное время на перепоручение дел другим людям, передачу им нужной информации, их убеждение и т.д. Кроме того, принятие решений по вопросам, входящих в компетенцию отсутствующих сотрудников может отрицательно сказаться на их самостоятельности, инициативе, задеть самолюбие.
  3. Максимальное использование в повседневной работе компьютера и других средств передачи оперативной информации.
  4. Обязательная фиксация информации о ходе учебно-воспитательного процесса в специальной тетради (фиксация замечаний и предложений педагогов, даже высказанная не в корректной форме).
  5. Успешность совместной работы – полная согласованность действий.

Для завуча значимым участком его работы является учебный процесс и его организация, который он моделирует и управляет, а также взаимодействие с руководителями функциональных подструктур школы, с учреждениями повышения квалификации, органами управления образованием, родителями, учителями и учащимися.

Основные направления деятельности завуча по руководству учебным процессом.

  1. Работа по выполнению закона “Об образовании”, Концепции о непрерывном образовании и реализации нормативных документов.
  2. Работа с педагогическими кадрами.
  3. Методическая работа.
  4. Работа служб сопровождения.
  5. Организация дополнительного образования.
  6. Работа с родителями.
  7. Внеклассная и воспитательная работа.
  8. Система внутришкольного контроля.

Все направления работы отражены в планах завуча школы. (Приложение 7)

Осуществление функции управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Каждый завуч с первых дней своей деятельности сталкивается с необходимостью подготовки деловых бумаг различного направления.

Система внутришкольного контроля за УВП и реализацией нормативных документов.

  1. Контроль за выполнением государственных программ. (Приложение 2, 3)
  2. Контроль уровня преподавания (Приложение 4,5)
  3. Контроль за работой ГПД.
  4. Контроль за методической работой.
  5. Контроль за внеклассной работой.

Деятельность завуча по учебной работе сопровождается мониторингом учебного процесса на диагностической основе. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации завуч может ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечивать их практическую реализацию.

Система отчетной документации (Приложение 8).

Учебно-методическая деятельность завуча реализуется при помощи методической службы школы. Формы методической работы завуча разнообразны. Это традиционные (курсы, лекции, семинары и т.д.) и нестандартные проблемно-деятельностные занятия (тренинги, ролевые игры и т. д.) Большую помощь приносят методические планерки и консультации. Важный блок работы завуча - это работа с молодыми специалистами. В работе завуча обязательной является работа по преемственности. (Приложение 9). Большое внимание уделяется созданию банка инновационных идей и вариативных технологий.

Главной заботой завуча должно стать создание современной методической службы, определенной системы, обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Именно она формирует новый тип учителя, работает на развитие школы, ее завтрашний день. Важно в этой системе активно задействовать знающих, профессиональных, творческих учителей, привить вкус к чтению специальной литературы, к научным подходам и мотивам своей педагогической деятельности. Учителям необходимо плодотворное общение с коллегами и учащимися, выполнение разных ролей в различных делах.

В течение учебного года завуч посещает большое количество уроков. (Приложение 6). Эта работа чрезвычайна важна для завуча, на которого возложен не сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе, воспитания развития учащихся. На уроке завуч наблюдает за работой учителя и учащихся, в специальной тетради фиксирует цепочку их действий, особо отмечая пути и методы решения образовательной, воспитывающей, развивающей, здоровьесберегающей и контрольно-оценочной функций обучения, создание ситуации успеха, использование инновационных способов организации учебного процесса, использования многообразия видов деятельности на уроке, проявления учащимися активности, самостоятельности и интереса к учению, взаимоотношений учителя и детей. После урока завуч проводит анализ по специальной программе, вместе с тем анализ урока предусматривает объективный самоанализ и самооценку автора урока.

Завуч должен взять за правило:

  1. Не вмешиваться в ход урока.
  2. Проводить односторонний анализ или переносить его на другой день
  3. Анализ должен опираться на положительное в работе учителя.

Управленческая работа в учебном заведении – сложная и многогранная проблема.

Современному завучу следует отказаться от методов администрирования. Главное – создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки.

Заповеди завуча:

  1. Будь таким руководителем, какому бы хотел подчиняться сам.
  2. Управляя людьми, обходись по возможности, без приказов, проявляй деликатность, не оказывай явного давления, вызывающего желание противодействовать.
  3. Руководи так, чтобы люди стремились к сотрудничеству и общению с тобой, не чувствовали, что ими управляют.
  4. Владей педагогической техникой (умения управлять собой, умения управлять другими).
  5. Будь гуманистом. Ставь превыше всего интересы детей.
  6. Радуйся каждому достижению, любому, даже незначительному, успеху.
  7. Оставайся реалистом и оптимистом.

  1. Приложение 1
  2. Совещания, заседания, педагогические советы

08

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

Совещание при директоре

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Рабочее совещание при зам. дир по УВР

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Собеседование

с учителями

*

*

*

*

Методическая планерка

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Методические консультации

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Заседание методического объединения

*

*

*

*

*

Педагогический совет

*

*

*

*

*

  1. График контроля за школьной документацией и выполнением программ.

08

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

Классные журналы

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Календарно-тематическое планирование

*

*

*

*

Выполнение учебных программ

*

*

*

*

Рабочие тетради

*

*

*

*

Контрольные тетради

*

*

*

Личные дела учащихся

*

*

Дневники учащихся

*

*

*

*

*

Журналы факультативных занятий

*

*

*

*

Приложение 2

ПЛАН КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

КОНТРОЛЬ ЗА ШКОЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ И ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММ

  1. Проверка классных журналов
  2. Проверка факультативных журналов
  3. Проверка дневников

  4. Проверка рабочих тетрадей
  5. Проверка контрольных тетрадей
  6. Проверка дневников учащихся
  7. Проверка календарно-тематического планирования
  8. Проверка выполнения графика контрольных работ
  9. Проверка выполнения практической части программы

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ПРЕПОДАВАНИЯ

  1. Посещение уроков
  2. Посещение факультативных занятий
  3. Посещение уроков учителей предметников
  4. Контроль ЗУН

ПЛАН КОНТРОЛЯ ЗУН

  1. Педагогическая диагностика 1 класса.
  2. «Входной» контроль.
  3. Контроль по повторению материала в начале ив конце года.
  4. Рубежный контроль по русскому языку, математике, окружающему миру.
  5. Проверка техники чтения «про себя» и вслух.
  6. Контроль над отработкой навыка устного счета.
  7. Контроль над отработкой навыка безошибочного списывания.
  8. Контроль над усвоением правописания слов с непроверяемым написанием.
  9. Контроль усвоения основных тем программы.
  10. Контроль над развитием речи.

Приложение 3

ЦЕЛЬ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТАЦИИ

Классные журналы

Сентябрь: оформление журналов, организация повторения, накопляемость оценок.

Октябрь: посещаемость, система опроса, накопляемость оценок.

Ноябрь: выполнение программ, объективность выставления оценок, выполнение практической части программы и графика контрольных работ.

Декабрь: система выполнения письменных работ, накопляемость оценок по физ-ре, музыке, ИЗО, опрос слабоуспевающих учащихся.

Январь: выполнение программ, посещаемость, система опроса, работа со слабоуспевающими учащимися.

Февраль: выполнение практической части программы, использование ТСО.

Март: выполнение программы, система опроса слабоуспевающих учащихся.

Апрель: проведение итогового контроля.

Май: организация повторения, выполнение программы.

Календарно-тематическое планирование

Сентябрь: планирование на 1 четверть, график контрольных работ, практическая часть программы.

Ноябрь: планирование на 2 четверть, график контрольных работ, практическая часть программы.

Январь: планирование на 3 четверть, график контрольных работ, практическая часть программы.

Апрель: планирование на 4 четверть, график контрольных работ, практическая часть программы.

Выполнение учебных программ

Октябрь: анализ выполнения программ по соответствию тематического планирования госпрограмме за 1 четверть. Собеседования с учителями.

Декабрь: анализ выполнения программ по соответствию тематического планирования госпрограмме за 2 четверть. Собеседования с учителями.

Март: анализ выполнения программ по соответствию тематического планирования госпрограмме за 3 четверть. Собеседования с учителями.

Май: анализ выполнения программ по соответствию тематического планирования госпрограмме за 4 четверть и год. Собеседования с учителями.

Рабочие тетради

Октябрь: соблюдение орфографического режима.

Декабрь: объем классной работы и домашнего задания.

Февраль: качество проверки, работа над ошибками.

Апрель: работа над каллиграфией, соблюдение норм оценок.

Виды письменных работ, индивидуальная работа.

Контрольные тетради

Сентябрь:  наличие и соблюдение орфографического режима.

Январь:  виды письменных работ, система работы над ошибками, соблюдение норм оценок.

Май: выполнение графика контрольных работ в соответствии с госпрограммами.

Личные дела учащихся

Сентябрь: состояние личных дел учащихся.

Май: документы в личном деле.

Дневники учащихся

Сентябрь: единый орфографический режим.

Ноябрь: выставление оценок в дневник.

Январь: контроль со стороны родителей.

Март: контроль со стороны классного руководителя.

Май: оформление и единый режим.

Журналы факультативных занятий

Сентябрь: оформление и своевременность записей.

Январь: оформление и своевременность записей

Апрель: оформление и своевременность записей

Приложение 4

График контроля ЗУН

08

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

Педагогическая диагностика 1 класс

*

*

*

«Входные» работы

2-4 кл.

*

Контроль по повторению

*

*

Рубежный контроль по русскому языку

*

*

*

*

Рубежный контроль по математике

*

*

*

*

Рубежный контроль по окружающему миру

*

Проверка техники чтения

*

*

*

Проверка чтения «про себя»

*

*

Контрольное списывание

*

*

Контрольный словарный диктант

*

*

Контрольный математический диктант

*

*

Тестирование по основным темам программы

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Контрольное изложение

*

Контрольная работа по труду

*

Приложение 5

График контроля уровня преподавания

08

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

Посещение уроков

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Посещение факультативных занятий

*

*

*

*

Посещение уроков учителей предметников

*

*

*

*

*

Посещение занятий педагогов дополнительного образования

*

*

*

*

Посещение занятий логопеда

*

*

Посещение занятий психолога

*

*

ЦЕЛИ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ

  1. Изучение работы учителя со слабоуспевающими учащимися.
  2. Активизация методов обучения.
  3. Организация самостоятельной работы на уроке.
  4. Воспитательная направленность на уроке.
  5. Дифференциация и индивидуальная работа на уроке.
  6. Использование опорного, наглядного материала и ТСО.
  7. Сочетание индивидуальной и фронтальной работы на уроке.
  8. Развитие творческой активности.
  9. Развитие логического мышления, навыков устных вычислений на уроках математики.
  10. Отработка техники чтения.
  11. Развитие навыков самостоятельного ориентирования в информационном поле.
  12. Анализ оценочной деятельности на уроках.
  13. Использование новых педагогических технологий.

Приложение 6

График посещения уроков

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

09

Целевая проверка

Первые дни ребенка в школе

Организация повторения 2-4 кл.

Организация повторения 2-4 кл.

Адаптационный период в 5 классе

10

Комплексная проверка

Уроки в 1 классе

Уроки во 2 классе

Уроки в 3 классе

Уроки в 4 классе

11

Тематическая проверка

КАНИКУЛЫ

Уроки обучения грамоте в 1 кл.

Уроки развития речи 2-4 кл.

Уроки истории 2-4 кл.

12

Комплексная проверка

Уроки в 1 классе

Уроки во 2 классе

Уроки в 3 классе

Уроки в 4 классе

01

Фронтальная проверка

КАНИКУЛЫ

КАНИКУЛЫ

Уроки окружающего мира

Уроки трудового обучения

02

Выборочная проверка

Уроки математики 1-2 кл.

Уроки математики 3-4 кл.

Уроки русского языка 1-2 кл

Уроки русского языка 3-4 кл

03

Целевая  проверка

Уроки чтения и внеклассного чтения 1-2 кл.

Уроки чтения и внеклассного чтения 3-4 кл.

Уроки чтения и внеклассного чтения 1-4 кл.

КАНИКУЛЫ

04

Классно-обобщающая проверка

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

05

Выборочная проверка

Организация повторения 1-4 кл.

Организация повторения 1-4 кл.

Организация повторения 1-4 кл.

КАНИКУЛЫ

График посещения уроков учителей предметников и педагогов дополнительного образования

Уроки учителей предметников

Факультативные занятия

Занятия  педагогов дополнительного образования

Занятия логопеда и психолога

09

Посещение уроков английского языка

Посещение изостудии

Посещение занятий

психолога

10

Посещение уроков

музыки

Посещение занятий информатики

Посещение занятий по ритмике

Посещение занятий логопеда

11

Посещение уроков

ИЗО

Посещение занятий в музык. студии

Посещение занятий

психолога

12

Посещение уроков

физкультуры

Посещение занятий по интеллекту

Посещение занятий компьют. графики

Посещение занятий логопеда

01

Посещение уроков

английского языка

Посещение занятий

спортивной секции

Посещение занятий

психолога

02

Посещение уроков

музыки

Посещение занятий по англ. языку

Посещение занятий

театральной студии

Посещение занятий логопеда

03

Посещение уроков

ИЗО

Посещение занятий

по плаванию

Посещение занятий

психолога

04

Посещение уроков

физкультуры

Посещение занятий

по истории

Посещение занятий по борьбе

Посещение занятий логопеда

05

Приложение 7

ПЛАН РАБОТЫ

 на сентябрь

Общие вопросы

Обсуждение и утверждение нагрузки.

Составление расписания, графиков работы, списков и т. д.

Составление расписания факультативов и кружков.

График работы логопеда и психолога.

Обсуждение и утверждение режима дня и питания.

Оформление информационного стенда.

Организация дежурства.

Медицинский осмотр учащихся.

Совещания, заседания, педсоветы

Совещание при директоре.

Совещание завучей.

Рабочее совещание при зам. дир. нач. кл.

Методическая планерка по подготовке к м.о.

Методические консультации по документации.

Совещание по 5 классу.

Контроль за школьной документацией и выполнением программ.

Проверка оформления личных дел.

Проверка оформления журнала.

Проверка журнала. Цель: организация повторения, система опроса.

Проверка календарно-тематического планирования на 1 четверть

Проверка оформления дневников учащихся.

Проверка контрольных тетрадей. Соблюдение орфографического режима.

Контроль ЗУН

Педагогическая диагностика готовности к обучению детей 1 класса.

«Входные» контрольные работы во 2-4 классах. Анализ.

Составление «экрана» пробелов знаний.

Составление графика контрольных работ на 1 четверть.

Контроль за повторением учебного материала.

Контрольные работы по повторению

Анализ контрольных работ в 5 классе.

Посещение уроков.

Посещение уроков в 5 классе (адаптация).

Посещение уроков учителей (по графику).

Фронтальное посещение вновь прибывших учителей.

Посещение уроков молодых специалистов.

Посещение уроков в 1 классе (адаптационный период).

Методическая работа

Подготовка к метод. объединению.

Собеседование по самообразованию.

Составление графика открытых уроков.

Планирование взаимопосещения.

Методические планерки.

Методические консультации.

Работа по преемственности (по плану).

Работа с родителями.

Родительские собрания.

Индивидуальные беседы и консультации.

Работа с дневником для родителей.

Работа служб сопровождения.

Диагностическая работа.

Обследование психологом и логопедом вновь прибывших детей.

Обследование 1 класса.

Педагогические наблюдения.

Создание индивидуальных карт развития.

Выявление уровней обучения (А,В,С), составление индивидуальных программ обучения и развития. Проведение педагогического анализа по выявлению социально-неадаптивных детей.

Изучение индивид. Потребностей и реальных возможностей (ЗАР, ЗБР).

Внеклассная работа. Общешкольные мероприятия.

Праздник Знаний 1 сентября.

Подготовка к празднику «День Учителя».

Приложение 8

БЛАНК ОТЧЕТНОСТИ

ИТОГИ УСПЕВАЕМОСТИ

КЛАСС________________

ЧЕТВЕРТЬ_____________

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ____________________________________________________

На начало четверти в классе обучалось____________чел.

Выбыл__________________________________________________________________________________________

(Ф.И., указать когда)

Прибыл_________________________________________________________________________________________

(Ф.И., указать когда)

На конец четверти в классе обучается_____________чел.

ПРЕДМЕТЫ

5

4

3

2

Н/А

% обученности

%

на 4 и 5

Русский язык

Чтение

Математика

Окружающий мир

Труд

История

Английский язык

ИЗО

Музыка

Физкультура

*Информатика

Отличники: ________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

На «4» и «5»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С одной «3»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(указать предмет)

С двумя и более «3»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(указать предмет)

Неуспевающие ученики:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

(указать предмет и причину неуспеваемости)

Неаттестованные ученики:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(указать предмет и причину)

Подпись учителя:___________________

Приложение 8

БЛАНК ОТЧЕТНОСТИ  ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ

КЛАСС________________

ЧЕТВЕРТЬ______________

УЧИТЕЛЬ_______________________________________________________________________

Теоре-тическая часть

(число уроков)

Практическая часть

(число уроков)

Осуществление контроля

за ЗУН

по плану

фактически

Экскурсии

Практические работы

Творческие работы

Предметные уроки ( * )

Развитие речи

Изложения. Сочинения.

Внеклассное чтение

Заучивание наизусть

ТСО

Диктанты

Словарные диктанты

Контрольные работы

Проверочные работы

Математические диктанты

Тесты

Контрольное списывание

Техника чтения

1

Русский язык

2

Чтение

3

Математика

4

Окружающий

мир

5

Труд

6

История

( * ) - моделирование, наблюдения, опыты, демонстрации

РАСХОЖДЕНИЕ В ЧАСАХ:

(указать дни и причину)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись учителя:_______________________

Приложение 8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ___________________________________________________________________

КЛАСС _______

УЧИТЕЛЬ________________________________________________________________________

Программа________________________________________________________________________

Учебник __________________________________________________________________________

Количество учебных часов___________________________________________________________

№ урока в

году

№ урока по теме

Тема.

Количество часов.

Контроль за ЗУН

Практическая часть программы

Приложение 9

Планирование работы по преемственности
начальной школы и средней школы

АПРЕЛЬ

Итоговая диагностика развития и диагностика учебной деятельности выпускников начальных классов.

Ответственный:

  1. завуч
  2. учитель
  3. психолог
  4. логопед

Заполнение психологического паспорта выпускного класса

Посещение уроков в выпускном классе по русскому языку, математике, чтению учителями-предметниками средней школы.

Ответственный:

  1. завуч
  2. учитель

Итоговые контрольные работы за курс начальной школы.

 Ответственный:

  1. завуч
  2. учитель

"Неделя интересных уроков", "Путешествие в среднюю школу", экскурсии в кабинеты, беседы в игровой форме с обязательным участием ребят выпускного класса.

Ответственный:

учителя-предметники средней школы

завуч

МАЙ

Тестирование -выполнение государственных стандартов. Ответственный:

  1. завуч
  2. учитель

АВГУСТ

Выступление на августовском пед. совете с характеристикой класса, передача психологического паспорта выпускного класса.

Ответственный:

  1. завуч
  2. учитель

СЕНТЯБРЬ

Посещение уроков в 5 классе по русскому языку, математике, литературе.

Ответственный:

  1. завуч
  2. учителя

Контрольные работы по повторению. Сравнительный анализ. Ответственный:

  1. завуч
  2. учителя-предметники

"Первая четверть в средней школе". Опрос, наблюдение, сочинение. Мотивация учения, эмоциональное состояние, настроение пятиклассников.

Ответственный:

завуч

классный руководитель

психолог

ОКТЯБРЬ

Методическое объединение по преемственности с участием учителей начальных классов и учителей-предметников

Ответственный:

- завучи по УВР

I ЧЕТВЕРТЬ

Педагогический консилиум по 5 классам.

Ответственный:

  1. директор
  2. завуч
  3. психолог

Статистические результаты обучения учащихся 5 классов.

Ответственный:

- завуч

ПОЛУ-ГОДИЕ

Статистические результаты обучения учащихся 5 классов.

ГОД

Статистические результаты обучения учащихся 5 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совещания при завуче начальных классов

Годовой план совещаний при завуче начальных классов с шаблонами протоколов....

Рекомендации для родителей "Как помочь ребенку, начинающему изучать английский язык"

Дети начинают изучать английский язык со 2 класса. Они с нетерпение ждут встречи с этим предметом, но через какое- то время интерес к предмету начинает угасать в силу разных обстоятельств (разные учеб...

Презентация для начинающего завуча

Курсовя работа на тему: "Развитие физических качест младших школьников  на переменах с помощью игрового метода"...

Рекомендации для родителей детей, начинающих изучать иностранный язык

Рекомендации для родителей детей, начинающих изучать иностранный язык...

Методические рекомендации в проведении уроков начинающему педагогу

Тщательно готовьтесь к урокам. Обязательно пользуйтесь поурочным планом и придерживайтесь всех его пунктов. Возьмите себе за правило наличие поурочного плана является для вас допуском на урок....

Методические рекомендации для начинающих репетиторов по организации занятий с учащимися начальной школы

Предлагаемое пособие «Методические рекомендации для начинающих репетиторов по организации занятий с учащимися начальной школы» представляет собой сборник рекомендаций и методик, используем...

Методические рекомендации учителя-наставника начинающему учителю

Методические рекомендации учителя-наставника начинающему учителю...