Открытая беседа «Как появились народы мокша и эрьзя.»
презентация к уроку
Цель: развитие интереса у детей к изучению национальной культуры.
Задачи:
– познакомить детей с историй возникновения народов мокша и эрьзя, местами расселения;
– способствовать формированию понятия «мордовский народ»;
– воспитывать у детей уважение к своей культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moksha_i_erzya.docx | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Открытая беседа
«Как появились народы мокша и эрьзя.»
Подготовила: Ларина Е.В.
Тема открытой беседы: «Как появились народы мокша и эрьзя.»
Цель: развитие интереса у детей к изучению национальной культуры.
Задачи:
– познакомить детей с историй возникновения народов мокша и эрьзя, местами расселения;
– способствовать формированию понятия «мордовский народ»;
– воспитывать у детей уважение к своей культуре.
Оборудование: альбомы: «Мордовская национальная одежда»,«Мой край, Мордовия моя».
Ход занятия
Воспитатель:
Мой милый край! Мордовия родная!
Разливы рек, бескрайние поля.
И я не знаю лучше края,
Чем наша славная Мордовская земля!
Дорогие ребята, я не случайно начала занятие с этих стихов, потому что сегодня мы с вами поговорим о Мордовии, узнаем много интересного о нашей республике, о нашем крае!
Мордва. Так называется народ, который в далекие времена первым пришел на землю, где мы сейчас живем. Мордва – то эрзяне, мокшане и шокшане, которые живут не только в нашей республике, но и по всей России, даже за границей. В Мордовии живут не только мордва, здесь живут русские, татары, украинцы и другие народы. В нашей группе есть дети разных национальностей. И это здорово. Все дети похожи и непохожи. Все веселые и шумные. Но у каждого свой цвет волос, свой цвет глаз, свой голос. Так и люди разных национальностей отличаются лишь тем, что у каждого народа свой язык, свои песни, свои наряды.
Сейчас только в селе можно услышать мордовскую речь. Почти все говорят на одном языке – русском. И одеваются одинаково – модно. Выходит, почти не остается различий между людьми разных национальностей. Жаль. Ведь если на лугу кто-то оборвет ромашки, это место потеряет былую красоту. Так и с народами. Пропадут разные языки, разные песни, разные наряды – и беднее будем все мы. Только не сразу это заметим. А когда заметим, будет уже поздно. Потерянного не вернуть.
В далекие времена, почти тысячу лет назад, в лесах, на холмах и равнинах, между двумя могучими реками Окой и Волгой жили древние племена – мокша и эрзя. Мордва-эрзя селились там, где и теперь текут воды Суры, Алатыря, Пьяны, а мордва-мокша – по берегам Мокши, Иссы. Это были родственные племена. Их языки были очень близки между собой. Соседями мордвы с запада и северо-запада были славянские племена, а с востока – дикие и воинственные племена кочевников – хазар, ногайцев. Кочевники нападали на мордовские и славянские селения, уводили и продавали в рабство юношей и девушек, убивали стариков, угоняли скот, жгли урожай и жилища. Жителей захваченных земель облагали тяжелой данью. Мед, воск, пушнину мордовские данники должны были везти своим поработителям.
Мордовские племена поднимались на борьбу с захватчиками, нападали на их кочевья, мстили за грабежи и разорения. Воины были вооружены мечами, саблями, боевыми топорами, копьями. У кочевников за спиной - лук и колчан со стрелами.
Для защиты от внезапных набегов мордовские племена строили укрепленные поселения – городища. Их создавали в труднодоступных для вражеской конницы местах – в дремучих лесах, на крутых склонах рек и оврагов или на холмах. Там, где городища выходили на равнину, выкапывался глубокий ров и насыпался земляной вал. А само городище обносилось плетневой изгородью. По тем временам это была настоящая крепость.
Когда племена окрепли, они начали строить открытые поселки – селища, а городища стали использовать как укрытия. В них во время опасности скрывались женщины и дети. Что касается мордовских поселений то они были небольшие и состояли из 15-20 домов.
Мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи, но объединяет нас одно – все мы любим свою мордовскую землю и чтим обычаи своих предков.
Подвижная игра ««В гусей и волка».
-Ребята, а вы любите играть? Сейчас мы с вами поиграем в одну мордовскую игру. Мордовский народ придумал ее очень давно, но в нее играют дети до сих пор. А называется эта игра «В гусей и волка».
(После игры дети садятся на свои места, занятие продолжается) .
- Ребята, а знаете ли вы, как появился мордовский народ?
(Ответы детей) .
- Существует легенда о рождении мордовского народа. И гласит она так. Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька белой, сказочно прекрасной.
Залюбовалась её красотой птица счастья. Она коснулась своим крылом, чудо яблоньки, и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла девица по земле. И там где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, добрый, мудрый, трудолюбивый, хлебосольный. (Во время рассказа легенды звучит тихая лирическая, мордовская музыка).
Дидактическая игра «Собери узор».
Ход игры: дети собирают узор по собственному замыслу, соблюдая структуру построения мордовского национального орнамента и основные принципы расположения узора на плоскости.
Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Как появился орган"
Беседа для уроков музыки....
открытый урок "Когда появилась одежда"
Урок с применением музейной технологии....
Открытая беседа "Путешествие с домашними животными в деревню Простоквашино"
Данная беседа направлена на рзвитие познавательных способностей детей с ОВЗ в форме беседы путешествия...
Конспект открытого урока ИЗО "Каждый народ художник.Пустыня" ( 4 класс)
Конспект открытого урока ИЗО "Каждый народ художник.Пустыня" ( 4 класс) УМК "Школа России"...
Презентация к открытому уроку ИЗО "Каждый народ художник. Пустыня" 4 класс
Презентация к открытому уроку ИЗО "Каждый народ художник. Пустыня" 4 класс ( УМК "Школа России"...
Открытая беседа-презентация СОХРАНИМ НАШУ ЗЕМЛЮ!
ull;Теперь, когда мы уже научились•летать по воздуху, как птицы,•плавать под водой, как рыбы,•нам осталось только одно:научиться жить на Земле, как люди...
Открытая беседа "Сохрани жизнь вокруг себя!"
Цель: Изучение качественных и количественных характеристик бытовых отходов, производимых семьей, и способы их утилизации.Задачи:-знать, какие виды мусора бывают, как они влияют на природу и челов...