Открытая беседа «Как появились народы мокша и эрьзя.»
презентация к уроку

Ларина Елена Владимировна

Цель: развитие интереса у детей к изучению национальной культуры.

Задачи:

– познакомить детей с историй возникновения народов мокша и эрьзя, местами расселения;

– способствовать формированию понятия «мордовский народ»;

– воспитывать у детей уважение к своей культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moksha_i_erzya.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Открытая беседа

«Как появились народы мокша и эрьзя.»

Подготовила: Ларина Е.В.

Тема открытой беседы: «Как появились народы мокша и эрьзя.»

Цель: развитие интереса у детей к изучению национальной культуры.

Задачи:

– познакомить детей с историй возникновения народов мокша и эрьзя, местами расселения;

– способствовать формированию понятия «мордовский народ»;

– воспитывать у детей уважение к своей культуре.

Оборудование: альбомы: «Мордовская национальная одежда»,«Мой край, Мордовия моя».

Ход занятия

Воспитатель:

Мой милый край! Мордовия родная!

Разливы рек, бескрайние поля.

И я не знаю лучше края,

Чем наша славная Мордовская земля!

Дорогие ребята, я не случайно начала занятие с этих стихов, потому что сегодня мы с вами поговорим о Мордовии, узнаем много интересного о нашей республике, о нашем крае!

Мордва. Так называется народ, который в далекие времена первым пришел на землю, где мы сейчас живем. Мордва – то эрзяне, мокшане и шокшане, которые живут не только в нашей республике, но и по всей России, даже за границей. В Мордовии живут не только мордва, здесь живут русские, татары, украинцы и другие народы. В нашей группе есть дети разных национальностей. И это здорово. Все дети похожи и непохожи. Все веселые и шумные. Но у каждого свой цвет волос, свой цвет глаз, свой голос. Так и люди разных национальностей отличаются лишь тем, что у каждого народа свой язык, свои песни, свои наряды.

Сейчас только в селе можно услышать мордовскую речь. Почти все говорят на одном языке – русском. И одеваются одинаково – модно. Выходит, почти не остается различий между людьми разных национальностей. Жаль. Ведь если на лугу кто-то оборвет ромашки, это место потеряет былую красоту. Так и с народами. Пропадут разные языки, разные песни, разные наряды – и беднее будем все мы. Только не сразу это заметим. А когда заметим, будет уже поздно. Потерянного не вернуть.

В далекие времена, почти тысячу лет назад, в лесах, на холмах  и равнинах, между двумя могучими реками Окой и Волгой жили древние племена – мокша и эрзя. Мордва-эрзя селились там, где и теперь текут воды Суры, Алатыря, Пьяны, а мордва-мокша – по берегам Мокши, Иссы. Это были родственные племена. Их языки были очень близки между собой. Соседями мордвы с запада и северо-запада были славянские племена,  а с востока – дикие и воинственные племена кочевников – хазар, ногайцев. Кочевники нападали на мордовские и славянские селения, уводили и продавали в рабство юношей и девушек, убивали стариков, угоняли скот, жгли урожай и жилища. Жителей захваченных земель облагали тяжелой данью. Мед, воск, пушнину мордовские данники должны были везти своим поработителям.

Мордовские племена поднимались на борьбу с захватчиками, нападали  на их кочевья, мстили за грабежи и разорения. Воины были вооружены мечами, саблями, боевыми топорами, копьями. У кочевников за спиной - лук  и колчан со стрелами.

Для защиты от внезапных набегов мордовские племена строили укрепленные поселения – городища. Их создавали в труднодоступных для вражеской конницы местах – в дремучих лесах, на крутых склонах рек  и оврагов или на холмах. Там, где городища выходили на равнину, выкапывался глубокий ров и насыпался земляной вал. А само городище обносилось плетневой изгородью. По тем временам это была настоящая крепость.

Когда племена окрепли, они начали строить открытые поселки – селища, а городища стали использовать как укрытия. В них во время опасности скрывались женщины и дети. Что касается мордовских поселений то они были небольшие и состояли из 15-20 домов.

Мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи, но объединяет нас одно – все мы любим свою мордовскую землю и чтим обычаи своих предков.

Подвижная игра ««В гусей и волка».

-Ребята, а вы любите играть? Сейчас мы с вами поиграем в одну мордовскую игру. Мордовский народ придумал ее очень давно, но в нее играют дети до сих пор. А называется эта игра «В гусей и волка».

 (После игры дети садятся на свои места, занятие продолжается) .

- Ребята, а знаете ли вы, как появился мордовский народ?

(Ответы детей) .

- Существует легенда о рождении мордовского народа. И гласит она так. Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька белой, сказочно прекрасной.

Залюбовалась её красотой птица счастья. Она коснулась своим крылом, чудо яблоньки, и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла девица по земле. И там где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, добрый, мудрый, трудолюбивый, хлебосольный. (Во время рассказа легенды звучит тихая лирическая, мордовская музыка).

Дидактическая игра «Собери узор».

Ход игры: дети собирают узор по собственному замыслу, соблюдая структуру построения мордовского национального орнамента и основные принципы расположения узора на плоскости.

Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Как появился орган"

Беседа для уроков музыки....

открытый урок "Когда появилась одежда"

Урок с применением музейной технологии....

Открытая беседа "Путешествие с домашними животными в деревню Простоквашино"

Данная беседа направлена на рзвитие познавательных способностей детей с ОВЗ в форме беседы путешествия...

Конспект открытого урока ИЗО "Каждый народ художник.Пустыня" ( 4 класс)

Конспект открытого урока ИЗО "Каждый народ художник.Пустыня" ( 4 класс) УМК "Школа России"...

Презентация к открытому уроку ИЗО "Каждый народ художник. Пустыня" 4 класс

Презентация к открытому уроку ИЗО "Каждый народ художник. Пустыня" 4 класс ( УМК "Школа России"...

Открытая беседа-презентация СОХРАНИМ НАШУ ЗЕМЛЮ!

ull;Теперь, когда мы уже научились•летать по воздуху, как птицы,•плавать под водой, как рыбы,•нам осталось только одно:научиться жить на Земле, как люди...

Открытая беседа "Сохрани жизнь вокруг себя!"

Цель: Изучение качественных и количественных характеристик бытовых отходов, производимых семьей, и способы их утилизации.Задачи:-знать, какие виды мусора бывают, как они влияют на природу и челов...