Что значит «социализация» и «социальное самоопределение» для современного школьника?
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Что значит «социализация» и «социальное самоопределение» для современного школьника?
Современный этап развития нашего общества, противоречивость социальных отношений - все требует переосмысления функций социальных институтов, работающих с детьми и создание условий для их нормального социального развития.
Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений – все это требует глубокого переосмысления функций социальных институтов, работающих с детьми и создания условий для их нормального социального развития.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена следующая цель образования: формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и интересах общества.
Согласно Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации (от 18.12.2006г. № 1760-р) приоритетным направлением государственной молодежной политики является вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России.
Поэтому задачей педагога является объединение разных по уровню развития, интересам, способностям детей в коллектив, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития коллектива. Педагогическим инструментом этого развития является социальное творчество учащихся.
Почитайте газеты, посмотрите новости, просто оглянитесь вокруг себя, и вы увидите, что кругом идет конкурентная борьба за власть, за обладание местом в обществе, за территорию, за свободу. Кажется, так было всегда, но в период глобальной реформации общества острота этой борьбы возрастает многократно. Растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям. Сегодня выпускник должен быть:
- социально защищенным, нравственно стойким, социально закаленным, против всякого рода соблазна, имеющего знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоров, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.
В настоящее время положение детей и подростков тревожно: самоустранение родителей от воспитания, сиротство, бродяжничество, проблема трудоустройства, распространение детского алкоголизма, наркомании, преступности…
Стало очевидным, что решить возникшую проблему мы можем только в объединении усилий семьи, школы и общественных организаций. И главным социальным институтом для ребенка в этом трио является школа.
Поэтому именно она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности.
Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.
Социальное самоопределение
Социальное самоопределение Профессиональное самоопределение
Это определение себя относительно выработанных в обществе критериев (и принятых данным человеком) становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев | Это осознанный выбор индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма. |
Самоопределение включает осознание ребенком иерархии собственных потребностей (что для меня важнее всего) и осознание собственных возможностей и ограничений. |
Условия социально-профессионального самоопределения
Обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, что вызывает возникновение у них личностного отношения к деятельности. | Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, что предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими. |
При этом важно: осознание цели и значения деятельности для личностного саморазвития; осознанность ребенком своего «Я»; наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) деятельности. |
Возрастные этапы становления
социально-профессионального самоопределения
Уровни самоопределения | Возраст детей | Характеристика этапа социально-профессионального самоопределения |
Уровень пассивного самоопределения | 6-11 лет (пропедевтический этап) 1-3(4) классы | Пробуждение любви и добросовестного отношения к труду. Формирование умелости и трудолюбия как качеств, благодаря которым происходит приспособление человека к жизни. Возникает понимание роли труда в жизни человека и общества. Проявляется интерес к профессии ближайшего окружения. Формируется нравственная установка выбора профессии, интерес к наиболее распространенным. Начинается осознание своих социальных возможностей. |
Уровень зависимого самоопределения | 12 –14(15) лет 5-7 классы | Этап носит поисковую направленность: у подростков возникают профессиональные намерения, они постепенно осознают свои интересы, способности, общественные ценности, связанные с выбором профессии и своего места в обществе. Сознательное планирование и выбор социального и профессионального пути. |
Уровень сознательного самоопределения | 15-16 лет 8-10 классы | Период развития профессионального самосознания. У школьников появляется личностный смысл выбора профессии, приобретается опыт соотнесения общественных целей со своими идеалами, представлениями о ценностях, происходит познание реальных возможностей. |
Уровень осознанного самоопределения | старше 16 лет 10-11 классы | Происходит уточнение социально-профессионального статуса. Осуществляется углубленное изучение учебных предметов, к которым проявился устойчивый интерес и способности. Формирование профессионально важных качеств в избранном виде труда, контроль и коррекция профессиональных планов. Уделяется внимание способам оценки результатов, достижений в избранной деятельности. Осуществление проб в различных видах трудовой и учебной деятельности, определение жизненной перспективы (представление о том, что хотелось бы сделать в жизни). |
Умение правильно организовать работу по социально-профессиональному самоопределению школьников с учетом их возрастных и психических особенностей способствует социальной адаптации выпускников в обществе, т.е. их социализации.
Социальная адаптация возрастает в связи с ускорением темпов социальных изменений, в условиях, когда эти изменения затрагивают важные стороны жизни. Такие изменения происходят сегодня в нашем обществе. Поэтому наша задача создать все необходимые условия для успешной социализации обучающихся. Но прежде, мы сами должны четко знать и понимать, что мы хотим и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать
Все мы хотим видеть ученика знающего, умеющего, ……. – т.е. социально зрелого. А как же реально сегодня обстоит дело с формированием социальной зрелости у ребят нашей школы?
Готовясь к нашему педсовету, психолог школы провел анкетирование учащихся 4, 9, -11 классов по выявлению уровня социальной зрелости, а также анкетирование учителей по социализации в школе.
На каждом возрастном этапе педагоги используют свои формы и методы социальной адаптации и социализации школьников.
Важнейшими факторами социализации ребенка, являющиеся мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, являются детское общественное движение и ученическое самоуправление. Рожков М.И.: «Участие в работе органов самоуправления на уровне общеобразовательных учреждений – один из ведущих факторов социализации в разных сферах жизнедеятельности, имеющий огромное значение в организации целенаправленной воспитательной работы с учащимися»; Кабуш В.Т.: «Ученическое самоуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся».
Основная цель ученического самоуправления - подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, обеспечение возможности каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности, воспитание организаторов.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся.
Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем
взаимоотношений, складывающихся в педагогическом коллективе. Через свое участие в решении проблем учащиеся вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни, получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.
Статья посвящена проблеме социализации детей в современном образовательном учреждении, факторам и условиям, определяющим успешность данного процесса. Основной акцент делается на роли школы как в...
«Формирование ученического самоуправления как одна из возможностей успешной социализации в жизни и культуре современного общества»
Возможно, слово "самоуправление" уже всем хорошо знакомо. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических ...
«Формирование ученического самоуправления как одна из возможностей успешной социализации в жизни и культуре современного общества»
Презентация на тему ученическое самоуправление....
Исследовательская и проектная деятельность в формировании социально – значимых компетенций современного школьника
Материал содержит доклад для выступления на педсовете по теме "Исследовательская и проектная деятельность в формировании социально-значимых компетенций современного школьника"...
"Создание условий для социализации и профессионального самоопределения воспитанников".
Социальная адаптация ребенка является многогранным процессом, предполагающим усвоение культурных и нравственных форм поведения, личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими людьми ...
реферат на тему значимость социального педагога в современной школе
реферат на тему значимость социального педагога в современной школе...
Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» (как комплекс целевых проектов, основанных на федеральны
Отчето работе по реализации инновационного проекта (программы)«Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихс...