Классный час на тему: "Образ птицы в культуре народов мира" 4 класс.
классный час (4 класс)

Кувшинова Ольга Викторовна

Приобщить учащихся к истокам народной культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ДРЕЗНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ

КЛАССНЫЙ ЧАС В 4 КЛАССЕ

«ОБРАЗ ПТИЦЫ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МИРА»

                                                                                        Подготовила и провела

                                                                                              учитель начальных классов:

                                                                      Кувшинова О.В.

                                                            12 ДЕКАБРЯ 2019 ГОД

Тема: «Образ птицы в культуре народов мира».

Цель:

1.Формировать у детей культуру чувств, своего личного отношения к миропониманию, фольклору, поэтике, пониманию своих древних корней.

2.Приобщить учащихся к истокам народной культуры.

3.Учить детей понимать образность легенд, их смысловое значение, несущее информацию от поколения к поколению в закодированном виде.

Оборудование:

-репродукции картин В. Васнецова «Алконост и Сирин», Врубеля «Царевна – лебедь»;

-рисунки детей «Волшебные птицы»;

-предметы быта: роспись на досках, хохломская деревянная посуда, плетёная посуда, вышитые полотенца, глиняные свистульки, глиняные игрушки.

 Сценарий классного часа.

1.Орг. Момент.

2.Сообщение темы и цели.

Тема нашего урока заключена в яйце (учитель показывает деревянное яйцо).

Отгадайте загадку:

Кто два раза родился,

Ни разу не крестился,

А один раз умер? (птица)

Верно. Мы сегодня продолжаем разговор о птице. Но сначала вспомним:

-Как представляли вселенную наши предки?

-На какие части делили весь мир язычники?

-Символом какого мира была птица?

3. Слово учителя.

Птица была посредником между двумя мирами. Это удивительное существо. С давних времён люди с уважением и восхищением относились к птицам. Ведь птица может подняться в небо, она может летать, а человек-не может. В сказках и легендах птицы бывают очень мудры, выполняют такие трудные задачи, которые не под силу решить человеку. Ведь птицы живут рядом с богами и несут правду богов на Землю, помогая героям сказок и легенд.

По славянским преданиям мир сотворил главный владыка вселенной – Сварог. А как же это произошло?  В звёздной книге «Каляды» (показ книги) говорится, что сначала везде была вода. И тогда Сварог послал Серую Уточку достать землю со дна океана. (зачитываю отрывок) Из этой горсти земли Сварог и сотворил Землю-матушку.

В последствии из яиц мировой Уточки и появились на свет мифологические птицы. Из золотого яйца – Орёл, что вознёсся к Солнцу красному, птица Алконост, Стратим, Гамаюн-птица вещая, Финист - ясный сокол и огнепёрый Рарос (на доске записываются названия птиц).

А из железного яйца – чёрный ворон, Грифон да гладкоголосая Сирин. Оперенье у птиц разное: одни подобны золотому, другие – багряные, третьи- синие и зелёные. И щебечут они райскими волшебными голосами.

4. Сообщение ученика.

Давным – давно люди верили,

Что есть в Океане – море остров.

А на острове том лежит бел – горюч камень.

А рядом с тем камнем

Растёт Дерево Жизни –

Вот на нём – то и сидят

Две чудо – птицы

С женскими головами

Да с птичьими телами.

Птицы радости и печали –

Сирин и Алконост.      

Как же выглядели мифические птицы?

5.Рассматривание картин.

Посмотрите на картину В. Васнецова «Песнь радости и печали». Вот это Алконост – птица…..?

Лик её прекрасен, а голос сладок, как сама любовь. Алконост несёт яйца  «на крае моря». Но не высиживает их, а погружает в глубины морские. В руках эта птица держит цветок лотос. А вот птица …..? Сирин наполовину – птица, а на половину – женщина несравненной красоты.

Как называется эта картина?

-Подумайте, какая же из этих птиц несёт радость людям, а какая печаль. (Алконост-радость, а Сирин – печаль, смерть).

- А, как вы догадались? (выражение лиц у птиц разное).

Проматерью всех птиц является Стратим. Обитает она посреди Океана. На ночь прячет Солнце под крыло, а утром – выпускает, отдаёт его миру. А вот птица Гамаюн – птица вещая – всё знает, обо всёи поведает – о происхождении Неба и Земли, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей.

(показ слайдов)

-Что за картина перед вами? (Врубель «Царевна – лебедь»)

Что изображено на этой картине?

-Кто художник?

- В каких сказках вы встречали этот образ?  

6. Птицы народов мира.

-Теперь вспомним легендарных птиц других народов мира. –Какую информацию нашли ребята?

Ученики рассказывают:

-о китайской птице Феньхуа

-о персидской птице Семург

-о птице Рух с острова Мадагаскар

-о птице Феникс из Аравии и Египта

-о Жар – птице из Руси

-Какой источник информации вы использовали? (в кн. «Волшебные Животные)

7. Рассматривание предметов быта.

-Наши предки стремились как можно чаще изображать птиц на предметах быта. Это было оберегом, защищало от злых духов, приносило в дом радость и благополучие.

-Посмотрите на нашу выставку и расскажите, что вы видите. (ребята рассказывают)

Показываю щепную птицу

-А что это за птица – небылица? Где махнёт крылом – там весна наступает. Уже много сотен лет на севере России делают таких щепных птиц. Её называют Птица – Счастье. Её вешали над колыбелью и считали хранительницей домашнего очага, защитницей семейного састья, здоровья и благополучия.

8. Практическая часть

-давайте и мы сделаем свою птицу счастья, только не из щепы, а из бумаги способом «Оригами»  (на столах заготовки: квадрат из бумаги, клей, ножницы, иголка с ниткой)

Молодцы! Спасибо.

C:\Users\Home_2017\Documents\Scanned Documents\Рисунок (30).jpg

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа  «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа для 4 класса по     «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...

Конспекты классных часов на тему «Золотая осень», "Год культуры России" 4 класс

Понятие «игра» воспринимается как развлекательная деятельность, присущая детям. Однако уже давно игровые программы рассматриваются учеными как важнейшее средство педагогического воздействия. При грамо...

Классный час на тему "Зимующие птицы нашего края" 1- 4 классы

Классный час на тему "Зимующие птицы нашего края" для обучающихся 1-4 классов...

Конспект классного часа на тему "Образ педагога" (класс 2)

Форма: классный час Тема: "Обаз педагога" Цель: формирование у студентов представлений об образе педагога, осознание тех качеств, которые необходимы в профессии педагога. Обор...

Конспект классного часа на тему "Образ педагога" (класс 2)

Форма: классный часТема: «Образ педагога»Цель: формирование у студентов представлений об образе педагога, осознание тех качеств, которые необходимы в профессии педагога.Оборудование: ПК, п...