Тема: «Декоративно-прикладное искусство русского народа»
план-конспект

Деменкова Татьяна Николаевна

Тема: «Декоративно-прикладное искусство русского народа»

Цель: создание единого, коллективного представления о народном творчестве (искусстве).

Тип занятия: получение новых знаний

Оборудование: мультимедийное сопровождение. Презентация: «Виды ДПИ», «Предметы быта на Руси», журналы по рукоделию, эталоны видов ДПИ, цветные карандаши, рабочая тетрадь.

     Планируемые результаты:

  1. Предметные - учащиеся научатся последовательности выполнения …..
  2. Метапредметные (УУД): регулятивные -  Уметь выполнять действия по образцу. Проявлять познавательную инициативу.
  3.  Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем   и  коллективом -слушать собеседника,  излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе ; познавательные -   проявлять познавательную инициативу. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников. Создавать алгоритм действий и  выполнять их. Анализировать изделие по заданным критериям.
  4. Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.     Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну ,любви к Родине.

     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4_0.docx138.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Декоративно-прикладное искусство русского народа»

Цель: создание единого, коллективного представления о народном творчестве (искусстве).

Тип занятия: получение новых знаний

Оборудование: мультимедийное сопровождение. Презентация: «Виды ДПИ», «Предметы быта на Руси», журналы по рукоделию, эталоны видов ДПИ, цветные карандаши, рабочая тетрадь.

        Планируемые результаты:

  1. Предметные - учащиеся научатся последовательности выполнения …..
  2. Метапредметные (УУД): регулятивные -  Уметь выполнять действия по образцу. Проявлять познавательную инициативу.
  3.  Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем   и  коллективом -слушать собеседника,  излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе ; познавательные -   проявлять познавательную инициативу. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников. Создавать алгоритм действий и  выполнять их. Анализировать изделие по заданным критериям.
  4. Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.     Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну ,любви к Родине.

     

Ход занятия

1 этап.

Организационный этап (самоопределение к деятельности).

Цели этапа:

Включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность;

Учитель:  

Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали.

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же не капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

           Владимир Солоухин.

Отчего же сделалась радостней жизнь? от того, что мы с вами поздоровались.

 Учитель: Все расселись по местам.

Никому не тесно?

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»

2 этап.

 Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: Актуализация субъективного опыта учащихся в решении проблемной ситуации.

2.1. Учитель ставит задачу:

Сегодня мы осуществим увлекательное путешествие в удивительную страну Ремесел.  Отправляясь в путь, мы разделимся на несколько команд. Для сопутствия успеха путешествия команде, необходимо обладать определенными качествами. Какими?

У нас команды состоят из самых сильных, смелых, отважных, умных и благородных. В каждой команде должен быть руководитель – мастер, а остальные члены команды – подмастерья.

2.2. Учитель организует работу на выполнение задания.

Цель: познакомиться с видами ремесла.

На ваших столах находятся задания с вопросами, ответы которые вы должны были найти дома.

Задание 1: Сложи картинку и назови вид ремесла. (резьба по дереву, вышивка, вязание, скульптура)

Задание 2: Какие виды ремесел есть в нашем районе? (гончарное искусство, лозоплетение, вышивка (кружевоплетение), тряпичная кукла)

Задание 3:Что такое ремесло? (изготовление различных вещей ручным способом)

Задание 4: Кто такие ремесленники? (люди, которые этим занимаются)

2.3. Учитель организует обсуждение результатов выполнения задания по анализу текстов.

- выбираю из числа учащихся 2-х человек (в качестве экспертов). Выдаю карточки экспертов.

- регулирую процесс озвучивания сообщения команд и их оценки.

- мастера или подмастерья озвучивают сообщения.

-по ходу выступлений эксперты осуществляют оценку качества.

2.4. Учитель подводит итог качества экспертизы (анализа степени полноты и правильности ответов)

-выставляет оценки.

Учащиеся слушают учителя.

3 этап.

 Этап постановки целей и задачи урока (проблема – формулировка задачи)

Цели этапа: развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к истории русского народа;

- воспитать любовь к русской культуре и традициям.

Учитель:

Народная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Вся наша земля – это земля мастеров.

 Народные мастера создавали полезные и красивые вещи, декоративные изделия для своей семьи.

Наш народ всегда был богат на таланты. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных (дерево, глина, лен, железо). Все это становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения прикладного искусства. Из обрезков дерева вырезали и расписывали ложки, из глины лепили посуду, из овечьей шерсти вязали платки, из льна  ткали  полотна и изготавливали кружева. Все делалось руками.

3.1. Учитель организует определение основного вопроса урока.

-демонстрирует виды рукоделия на стенде.

И так, продолжаем урок-путешествие и отправляемся в путь. Вот и вошли мы в город.  Дома этого города носят  свои названия.

Задание каждой команде: найти слово, которое обозначает название дома.

(на столах карточки -  составить слово )

Выкавши,   плетекружевоние,  ниевяза,  письрос по девуре,  письрос по иткан, ткачествоковро

(ответы учащихся)

Вышивка, Кружевоплетение, Вязание, Роспись по дереву, Роспись по ткани, Ковроткачество.

Учитель просит сделать вывод:

  Теперь вы должны догадаться, как называется город, если дома носят такие названия? (ответ учащихся - город мастеров)

Учитель: Правильно ребята. В городе мастеров нам предстоит познакомиться с различными мастерами своего дела.

Приобщаясь к народному искусству, вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью. А может, захотите сами, своими руками творить эту красоту? Ведь не зря говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров.

Учитель просит выдвинуть предположение о цели урока. Фиксирует на доске цель урока.

Девочки, сформулируйте цель нашего урока:

К своему ответу добавьте действие      

      «Познакомиться»        «Иметь представление»    

( ответы учащихся - познакомиться с  видами декоративно-прикладного искусства; иметь представление о народном творчестве)

 Учитель:

Цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, которые приведут к конечному результату. Кто попробует сформулировать их?

Ответы:

  1. Изучить виды ДПИ
  2. Воспитывать интерес к русским традициям
  3. Формировать представление о народном творчестве

Учитель:

Совершенно верно ребята, вот и наш эпиграф к уроку «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». А как вы думаете, как можно сформулировать тему урока?

Ученик: Декоративно-прикладное искусство.

Учитель: действительно, тема урока – декоративно-прикладное искусство. А теперь поставьте для себя личную цель. Обратите внимание на плакат. (учащиеся читают и выбирают цель).

  1. Работать творчески и эффективно.
  2. Самостоятельно создавать придуманный образ.
  3. Научить высказывать и отстаивать собственное мнение.
  4. Уметь анализировать и оценивать свою работу и товарища.

Учитель: Молодцы! Запишем тему урока, личную цель.

4 этап.

 Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности («открытие» детьми нового знания)

Цели этапа: развивать у учащихся творческое воображение видов ДПИ, увлечь, заинтересовать народным творчеством.

4.1. Учитель проводит вводную беседу по актуализации жизненного опыта, позволяющую ознакомиться с видами ДПИ и иметь представление о народном творчестве.

- сопровождает беседу слайд – шоу.

Девочки, чтобы добиться цели, давайте вернемся в город мастеров.

Чтобы попасть в эти дома, нам необходимо открыть двери.  Но она откроется тому, кто сможет первым ее открыть.

Слайд1. «Город мастеров»

 (учащиеся самостоятельно ищут ответы на вопросы, чья команда подготовиться первая, та и отвечает, за правильный ответ получает ключ. Кто больше соберет ключей,  тот и победитель).

Учащиеся рассматривают слайды, отвечают на вопросы, находя информацию у себя на столах.

Вопросы: (на слайде)

Что такое вышивка?

Какие счетные швы вы знаете?

Чем характерна вышивка «орловский спис»?

(Познавательные УУД  – приобретать  новые знания в процессе наблюдений и рассуждений)

Команда даёт   свои ответы и обосновывает их. (коммуникативные: взаимодействие, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Вы ребята замечательно справились с заданием, нам открылась первая дверь города.

Слайд 2 Дом Вышивка

С целью актуализации знаний проводится краткая беседа с учащимися, входе  которой задаются вопросы .  

Вопросы:

  1. Девочки, есть ли у вас дома изделия с вышивкой? У кого есть поднимите руки.
  2. Кроме одежды, какие изделия можно украсить вышивкой?

4.2Учитель организует работу по распознанию видов ДПИ

– продолжает слайд-шоу

Учащиеся самостоятельно проводят исследования ответов на вопросы.

Впереди новые испытания для команд, но нам предстоит открыть двери в домах Кружевоплетение, Вязание, Роспись по дереву, Роспись по ткани, Ковроткачество.

(Познавательные УУД – искать и  отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи- в учебнике, энциклопедии. Р  Определять последовательность своей работы, находя ответы в дополнительной литературе К. Слушать и понимать речь других; читательские компетентности,

Ответы учащихся на вопросы:

Слайд 3 Дом кружевоплетение

  1. Какие кружева называют застывшими красками северной зимы?
  2. Где находится самый знаменитый кружевной промысел?

Слайд 4 Дом вязание

  1. Какими инструменты используют при вязании спицами и крючком?
  2. Какие существуют виды оренбургских платков ?

4.3Учитель организует самоанализ выполненной работы по критериям:

Раздает карточки самоанализа

- дает возможность внести исправления в изображения

- собирает выполненные работы и карточки самоанализа  для проверки

(учащийся каждый индивидуально заполняет карточку самоанализа, а также каждый вносит исправления в изображения по карточкам)

Слайд 5 Дом роспись по дереву

Задание командам: установить соответствие в основных видах  росписи.

Слайд 6 Дом роспись по ткани

Задание командам: распознать технику выполнения. (батик)

Слайд 7 Дом ковроткачество

  1. Какие народы занимаются ковроткачеством?

За открытие замка каждого дома, команды получают  ключи.

Учитель:

Вот и открыты все двери нашего города. Прослушав ваши сообщения, можем ли мы ответить на поставленные вопросы?

Вопросы:

-Что объединяют  все виды ДПИ? (все виды ДПИ объединяют художественные и практические свойства. Слово прикладной означает, что вещи имеют практическое применение. Слово декоративный произошло от латинского dekorare – украшать.

-Какой вид вам больше всего понравился?

Подведение итогов по первому заданию. Каждая команда подсчитывает количество ключей от открытых дверей.

5 этап.

Этап проверки понимания урока.

Цель этапа: понять учебную задачу и стремление к выполнению. Искать подходящие способы достижения цели урока.

Учитель:

Прочитайте на доске поговорку: «Глаза боятся, а руки делают». Как вы понимаете эти слова?

Ученик: Нужно любую работу выполнять.

После ознакомления с видами декоративно-прикладного искусства, я думаю, что у каждого из вас появилось желание изготовить что-то своими руками. И сегодня такая возможность у вас есть.

Мы отправимся в «Мастерскую Ремесел», где вам предстоит создать проект предмета быта. Это будет рамка для фото. Свой дизайнерский замысел вы можете воплотить в жизнь, если хорошо продумать, из каких материалов его изготовить.

Учитель:

Как вы думаете, легко ли ее выполнить?

Для того, чтобы выполнить данную работу, обратимся к технологической карте.

Выберите необходимые инструменты. (ножницы, клей)

Правила техники безопасности.

1.Девочки, с какими инструментами будете работать?

Ученик: ножницами.

Учитель:

Мы будем работать с опасными предметами. А с какими опасностями мы можем столкнуться, работая, режущими предметами?

Ученик: ответы детей.

Физкультминутка.

Цель этапа: Снять усталость в процессе умственных занятий.

Ну-ка дружно по порядку

Выходите на зарядку!

Руки мы в локтях согнули

Вверх подняли, замахали,

Спрятали за спину их

Ах, давайте оглянемся

Через правое плечо

Через левое еще!

Тихо все сейчас присели,

Посидели, посидели

А теперь друзья встаем

И за парты все идем.

6 этап

Этап практической работы.

Цель этапа:

Изготовление эскиза-проекта рамки.

Уметь работать с технологической картой.

Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Ход выполнения изделия.

  1. Из представленных дизайнерских рамок для фото выбрать  рамку для своего интерьера комнаты.
  2. На картонную основу можно наклеить кружево, можно оплести нитями, даже сделать аппликацию из разных лоскутков ткани.
  3. На завершающем этапе работы один или более уголков в рамке украсить декоративной деталью, которая станет акцентом дизайнерской композиции. Для этой цели подойдут разнообразнейшие вещи: ленточки, пуговки, бусинки, природные материалы или даже морские камешки.

Анализ. Планирование работы.

Учитель организовывает актуализацию способов изучения действий достаточных для построения новых знаний.

-Какую цель ставите перед собой на уроке?

(обратить внимание на плакат)

-Что я буду делать?

-Для чего нужно знать виды ДПИ

Переходим  к следующему  этапу. Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения…

ЗАТРУДНЕНИЕ!

ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ!

Задание: выполнение проекта «рамка для фото».

 (УУД коммуникативные - сотрудничество, выполнение разных ролей в группе, П. Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Определяют насколько сложное задание, сколько времени оно займет. Ответы учащихся. Аргументация и устранение ошибок в неправильных ответах. Работа с учебником и справочной литературой.

Каждая команда представляет свою работу. За полный ответ в данном конкурсе команда получает  ключ.

Самостоятельная  работа.

(выполняют работу под музыку)

7 этап

 Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа:

Учащиеся оценивают собственную деятельность на уроке

Поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока

Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности

Обсудить и записать домашнее задание.

Презентация рамок для фото

Выставка работ.

(защита своей работы учащимися, выставление оценок)

Учитель:

Девочки, давайте вернемся к теме и цели урока.

Как вы думаете, наша цель достигнута?

Ученик: (ответ…)

Учитель:

-Чему научились на уроке?

-С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

-Что больше всего вам понравилось?

-А все ли виды ДПИ мы рассмотрели? Какие вы знаете еще?

-Какие виды вы уже умеете выполнять?

-Какому виду вы хотели бы научиться делать?

Учитель:

Сегодняшний урок был значим для вас?

Скажите, что получилось у вас хорошо, что не получилось?

Да, действительно, даже легкую, на первый взгляд, работу нужно продумывать. А нам с вами нужно это знать?

8 этап

Заключительный этап.

Учитель:

Девочки, огромное вам спасибо за урок, вы прекрасные мастерицы. Я, считаю, что мы отлично справились с заданием. Путешествие прошло отлично. Мы вспомнили с вами все народные промыслы. Повторили слова, которые узнали на уроке. А теперь подсчитаем ключи и подведем итог нашей работы.  (Команда,  получившая наибольшее количество ключей, получает пятерки, остальные четверки).

Домашнее задание: самостоятельно прикрепить в свою рамку фото своей семьи. (цель домашнего задания, закрепить полученные знания самостоятельно).

http://www.tepka.ru/izobrazitel'noe_iskusstvo/23.9.jpg     http://www.tepka.ru/izobrazitel'noe_iskusstvo/23.8.jpg

        http://www.tepka.ru/izobrazitel'noe_iskusstvo/23.7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительное искусство 4 класс. Открытый урок по теме: «Декоративно-прикладное творчество» «Лягушонок».

Тема урока «Лягушонок». Вид деятельности - рисование, оригами. Тема урока одна из нескольких в общей системе других уроков по теме  «Декоративно-прикладное творчество».Тема оригами одна из сложны...

Интегрированное занятие "ИЗО + Труд" по теме: "Декоративно-прикладное искусство. Твоя посуда"

в этой работе дети ознакомятся в теории и практике с декаративно-прикладным искусством....

Урок на тему " Декоративно-прикладное творчество ". Русская матрёшка.

В презентации рассказывается об истории возникновения русской матрёшки, технологии её изготовления и росписи....

Консультация для родителей на тему: Декоративно-прикладное творчество.

Консультация для родителей на тему: Декоративно-прикладное творчество....

Урок ИЗО Тема: Декоративно – прикладное искусство. Русская матрёшка.

Методическая разработка урока изобразительного искусстваТема урока: Декоративно – прикладное искусство. Русская матрёшка. Виды и роспись. Цель урока: Познакомить учащихся с русской матрёшкой как с пре...