Разработки программ факультативов ,элективов, доп. образования
рабочая программа (1 класс)
Программы:
1. Факультативный курс " Мир математики"
2. Элективный курс "Развитие речи"
3.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_matematiki.docx | 40.3 КБ |
razvitie_rechi.docx | 32.95 КБ |
nachalnoe_tehnicheskoe_modelirovanie.docx | 78.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Байловский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена приказом образовательного учреждения ______27.08.2020 г.________
Дата, номер приказа
Директор школы: _________________
С.М. Акатушев
Рабочая программа
факультативного курса
«Мир математики»
для 1 класса
Разработчик программы: Шмелёва Я.С.
Рассмотрена на заседании межшкольного
методического объединения _____№1 от 25.08.2020 г. _
Дата, номер протокола
Руководитель межшкольного
методического объединения: _________________________ И.С.Филина
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного
методического совета ___№1 от 26.08.2020 г.__
Дата, номер протокола
Председатель межшкольного
методического совета: _________________________Г.А. Чупахина
2020 – 2021 учебный год
Планируемые результаты освоения факультативного курса
Личностные | Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: -развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; -развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности -качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; |
Метапредметные | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Предметные |
Ученик научится: понимать как люди учились считать; - из истории линейки, нуля, математических знаков; - работать с пословицами, в которых встречаются числа; - выполнять интересные приёмы устного счёта. Ученик получит возможность научиться: -находить суммы ряда чисел; - решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками; - разгадывать числовые головоломки и математические ребусы; - находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах. |
Основное содержание
Математические игры (6 ч)
«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
-игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
-игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
-игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
-математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; », «Вычитание в пределах 10; 20;»
-работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание » и др.;
-игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»
Мир занимательных задач (6)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения
Геометрическая мозаика (5)
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку).
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Математические игры | 6 | -понимать как люди учились считать; -работать с пословицами, в которых встречаются числа; -выполнять интересные приёмы устного счёта. -работа с раздаточным материалом, электронным пособием - проектная деятельность детей -разгадывать числовые головоломки и математические ребусы; |
2 | Мир занимательных задач | 6 |
- составление задач с неполными данными - решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками; |
3 | Геометрическая мозаика | 5 | -находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах. -знакомство с объёмными фигурами: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. -создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус. |
Байловский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Календарно – тематическое планирование
факультативного курса
«Мир математики»
в 1 классе
17 часов (0,5 часа в неделю)
учителя начальных классов
Шмелёвой Яны Сергеевны
2020-2021 учебный год
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Примечание | |
1 | Математические игры | 6 | План | Факт | |
Математика – царица наук. | 1 | ||||
2 | Как люди научились считать | 1 | |||
3 | Интересные приемы устного счёта. | 1 | |||
4 | Учимся отгадывать ребусы. | 1 | |||
5 | Числа-великаны. | 1 | |||
6 | Проектная деятельность “Спутники планет” | 1 | |||
7 | Мир занимательных задач | 6 | |||
Решение ребусов и логических задач | 1 | ||||
8 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными | 1 | |||
9 | Загадки-смекалки | 1 | |||
10 | Практикум «Подумай и реши» | 1 | |||
11 | Проектная деятельность «Газета любознательных» | 1 | |||
12 | Решение нестандартных задач. | 1 | |||
13 | Геометрическая мозаика | 5 | |||
Игра «Удивительный квадрат» | 1 | ||||
14 | Знакомьтесь: Танграм | 1 | |||
15 | Решение логических задач. | 1 | |||
16 | Конструирование предметов из геометрических фигур | 1 | |||
17 | Проектная деятельность «Мир геометрии» | ||||
Итого | 17 |
Предварительный просмотр:
Байловский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена приказом образовательного учреждения ______27.08.2020 г.________
Дата, номер приказа
Директор школы: _________________
С.М. Акатушев
Рабочая программа
элективного курса
«Развитие речи»
для 1 класса
Разработчик программы: Шмелёва Я.С.
Рассмотрена на заседании межшкольного
методического объединения _____№1 от 25.08.2020 г. _
Дата, номер протокола
Руководитель межшкольного
методического объединения: _________________________ И.С.Филина
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного
методического совета ___№1 от 26.08.2020 г.__
Дата, номер протокола
Председатель межшкольного
методического совета: _________________________Г.А. Чупахина
2020 – 2021 учебный год
Байловский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Календарно – тематическое планирование
элективного курса
«Развитие речи»
в 1 классе
17 часов (0,5 часа в неделю)
учителя начальных классов
Шмелёвой Яны Сергеевны
2020-2021 учебный год
Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные результаты – общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;
Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.
В коммуникативной сфере:
Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.
Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.
В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
- умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково - символических средств;
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.
В ценностно-ориентационной сфере:
- представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
- развитие чувства прекрасного;
- умение следовать плану в своём учебном труде
Формы работы:
- Деловые игры;
- Беседы, викторины;
- Исследовательская деятельность;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки;
- Соревнования;
- Экскурсии
В процессе обучения используются следующие педагогические технологии:
- личностно ориентированные,
- здоровьесберегающие,
- развивающие,
- информационно-коммуникационные.
Методы обучения:
- в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический;
- в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в активном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
В процессе изучения программы обучающиеся
должны знать:
1. Понятие слово. Толковый словарь.
2. Однозначные и многозначные слова.
3. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
4. Понятие о тексте. Тема текста.
5. Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова –выражения приветствия, прощания.
должны уметь:
1. Уметь выделить слова- «родственники» среди других слов.
2. Определить лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту.
3. Редактировать простое предложение.
4. Интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным,
восклицательным знаками )
5.Пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.
Основное содержание
Речь– 2 часа
Речь и её значение в жизни. Речь устная и письменная . Особенности устной речи: окраска голоса, громкости, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово – 4 часа
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Многозначные слова, слова-«родственники», слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа).
Культура общения – 4 часа
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.
Текст – 7 часов
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Речь | 2 | Выразительное чтение текста |
2 | Слово | 4 | Определять лексическое значение слова, работать с однозначными и многозначными словами, выделять слова – «родственники», устанавливать общность написания слов – «родственников» |
3 | Культура общения | 4 | Пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения. |
4 | Текст | 7 | Редактировать простое предложение. Определять виды предложений по интонации (вопросительное, восклицательное, повествовательное). Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. |
№п/п | № п/т | Тема | Дата | Примечание | |
План | факт | ||||
Речь -2 часа | |||||
1 | 1 | Речь и ее значение в жизни человека. Речь устная и письменная. Особенности устной речи. | |||
2 | 2 | Тише, громче. Регулирование громкость речи, темп речи. | |||
Слово- 4 часа | |||||
3 | 1 | Слово. Лексическое значение слова. | |||
4 | 2 | Слово и его значение | |||
5 | 3 | Прямое и переносное значение слова | |||
6 | 4 | Многозначные слова | |||
Культура речи- 4 часа | |||||
7 | 1 | Культура речи. Вежливые слова | |||
8 | 2 | Пословицы. | |||
9-10 | 3-4 | Учимся рассуждать. | |||
Текст- 7 часов | |||||
11 | 1 | Текст. | |||
12 | 2 | Заглавие текста. | |||
13 | 3 | Тема текста. | |||
14 | 4 | Опорные слова. | |||
15 | 5 | Мы строим текст. | |||
16 | 6 | План текста. | |||
17 | 7 | Проверочная работа. |
Предварительный просмотр:
Байловский филиал
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании межшкольного методического совета ___________________________
Председатель межшкольного методического совета: _____________ Г.А. Чупахина | Утверждаю Директор МБОУ «Пичаевская средняя общеобразовательная школа» ______________________С.М.Акатушев Приказ № от 2020г |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Начальное техническое моделирование»
( стартовый уровень)
(Для детей возраста 8-10 лет, срок реализации 1 год)
Автор-составитель:
Шмелева Яна Сергеевна,
педагог дополнительного образования
с. Байловка, 2020
Информационная карта программы
| Байловский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пичаевская средняя общеобразовательная школа» Пичаевского района Тамбовской области |
| Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Начальное техническое моделирование» |
3. Сведения об авторах: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Шмелёва Яна Сергеевна, учитель начальных классов |
4. Сведения о программе | |
4.1. Нормативно-правовая база: | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» |
4.2.Область применения | Дополнительное образование |
4.3. Направленность | техническая |
4.4. тип программы | модифицированная |
4.5. Целевая направленность программы | общеобразовательная |
4.6. Уровень освоения программы | Стартовый |
4.7. Возраст обучающихся | 8 – 10 лет |
4.8. Продолжительность обучения по программе | 1 год |
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Начальное техническое моделирование»
Пояснительная записка
Данная программа имеет техническую направленность. Начальное техническое моделирование - это первые шаги младших школьников в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей технических объектов. Это познавательный процесс формирования у них начальных политехнических знаний и умений.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного мышления, воображения. А умение самостоятельно что-нибудь сделать позволяет ребенку чувствовать себя уверенно в окружающем его мире взрослых, избавляет от ощущения беспомощности. Ведь именно вера в себя, в свои силы есть необходимое условие для того, чтобы ребенок был по - настоящему счастлив.
Новизна программы заключается во введении в обучающий процесс новых техник: объемного конструирования, бумагокручения, бумагопластики. И в интеграции двух образовательных областей: конструкторской деятельности (изготовление различных видов изделий из бумаги) и художественной отделки готовых изделий, применение их при оформлении интерьеров, создании макетов, книг и др. В программе прослеживается взаимодействие двух деятельностей: конструкторской и изобразительной. Принцип «от простого – к сложному» способствует постепенному, пошаговому овладению ребенком различными технологиями.
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение обучающимися знаний в области конструирования, моделирования и нацеливает ребят на осознанный выбор профессии связанной с авиа, авто, судостроением, архитектурой.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Отличительные особенности
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ. В данной программе учеты задачи, сформулированных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Образовательная программа модифицирована от авторской образовательной программы: «Начальное техническое моделирование» - Агальцова Наталия Александровна, педагог дополнительного образования. В содержание были внесены изменения: к освоению предложена технология объемного конструирования, бумагокручения, бумагопластики.
Адресат программы. Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста от 8 до 10 лет. При разработке программы учитывались возрастные особенности учащихся.
Условия набора учащихся. Дети принимаются без предварительного отбора. Принимаются все желающие.
Количество учащихся. В группе – до 10 человек.
Объём и срок реализации программы - 1 год. Программа рассчитана на 1 занятия в неделю. (35 часов) Продолжительность одного занятия – 45 минут.
Формы и режим занятий
Обучение по программе очное. На занятиях используется форма взаимообучения, групповые и индивидуальные формы работы. Применяются различные методы обучения: традиционные (рассказ, беседа, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы) и нестандартные (занятие-сказка, путешествие, бенефис.)
Одной из особенностей организации занятий является использование элементов развивающего обучения. Применяются различные типы нестандартных заданий:
- измени форму деталей;
- замени материал;
- сделай наоборот;
- выбери нужное;
- создай асимметрию;
- измени число деталей.
формы и методы работы:
- теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;
- работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
- практические занятия по изготовлению поделок и оформлению
творческих отчетов о проделанной работе.
Методы | Пр приёмы |
Объяснительно- иллюстративные | Ра рассказ, показ, беседа |
Репродуктивные | Пр практические занятия |
Эвристические | Тв творческие задания |
Цель программы: создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:
Образовательные:
1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.
2. Познакомить со свойствами материалов и инструментами.
3.Научить применять инструменты и приспособления.
4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами.
5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги.
Развивающие:
1.Развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка.
2. Формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа.
3.Развивать аналитическое мышление и самоанализ.
4.Развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность.
5.Развивать мелкую моторику рук.
6.Развивать внимание, память.
Воспитательные:
1.Формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужно своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой.
2.Формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
3.создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
4.Воспитывать усидчивость, аккуратность.
5. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.
1.2. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Вводное занятие | 1 | 1 | - | собеседование | |
1 | Инструменты, материалы. Организация рабочего места. Правила безопасности труда. часов | 7 | 6 | 1 | |
1.1 | Техника безопасности на занятиях. Что я знаю. Что я умею. | 1 | 1 | - | анкетирование |
1.2 | Мой коллектив и Я. | 1 | 1 | - | анкетирование |
1.3 | Правила поведения и безопасной работы в учебном кабинете. | 1 | 1 | - | тест |
1.4 | Рабочее место, какое оно? | 1 | 1 | - | тест |
1.5 | Правила организации и уборки своего рабочего места. | 1 | - | 1 | конкурс |
1.6 | Материалы и инструменты | 1 | 1 | - | тест |
1.7 | Практическая работа №1. | 1 | - | 1 | творческая работа |
2. | Аппликация. Макеты. | 13 | 1 | 12 | |
2.1 | Аппликация. Виды аппликаций. | 1 | - | 1 | выставка |
2.2 | Изготовление поделки «Лебедь» | 2 | - | 2 | конкурс |
2.3 | Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек на основе выполнения разверток. | 2 | 1 | 1 | анкетирование, практическая работа |
2.4 | Веселые игрушки. Человечек. | 2 | - | 2 | конкурс |
2.5 | Изготовление маскарадных масок. | 2 | - | 2 | практическая работа,конкурс |
2.6 | Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей. | 1 | - | 1 | конкурс, выставка |
2.7 | Самодельные коробочки и фигуры. | 2 | - | 2 | практическая работа,конкурс |
2.8 | Практическая работа №2 | 1 | - | 1 | творческая работа |
3. | Сувениры.Бумагопластика. | 9 | 2 | 7 | |
3.1 | Сувениры | 2 | 1 | 1 | презентация |
3.2 | Изготовление бумажного букета. | 2 | - | 2 | практическая работа |
3.3 | Практическая работа №3 | 1 | - | 1 | практическая работа |
3.4 | Бумагопластика. | 3 | 1 | 2 | практическая работа, выставка |
3.5 | Практическая работа №4. | 1 | - | 1 | творческая работа |
4. | Техника. Работа с разными материалами. | 4 | 1 | 3 | |
4.1 | Техника в жизни человека | 1 | 1 | - | тест |
4.2 | Выполнение модели ракетной установки. | 1 | - | 1 | презентация практическая работа |
4.3 | Практическая работа № 5. | 1 | - | 1 | творческая работа |
4.4 | Работа с разными материалами. Панно «Звездное небо» | 1 | - | 1 | конкурсная работа |
Итоговое занятие | 1 | 1 | Выставка | ||
Всего | 35 | 11 | 24 |
Содержание программы
Вводное занятие. (1 час)
Знакомство детей с образцами изделий. Беседа о сущности процесса конструирования, о содержании предстоящих занятий. Инструктаж по правилам поведения в рабочей комнате, в здании.
Раздел 1. «Материалы и инструменты». (7 часов)
Теория: Общее понятие о производстве бумаги и картона, их сортах, свойствах, применении. Инструменты и приспособления применяемые в творческом объединении (ножницы, нож, молоток, плоскогубцы, шило, кисти для клея и красок), правила пользования ими. Организация рабочего места. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги, картона и способы их сборки. Операции по обработке бумаги и картона:
- разметка («на глаз», сгибанием, по шаблону и т.д.);
- резание (по прямолинейному и криволинейному контуру, симметричное вырезание);
- сгибание и складывание;
- сборка (склеивание, соединение нитками, проволокой, щелевой способ соединения).
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: опыты с бумагой, симметричное вырезание, вырезание по прямолинейному и криволинейному контуру.
Раздел 2. «Аппликация. Макеты» (13 часов)
Тема 2.1 «Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей» (6 часов)
Теория: Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела в сопоставлении с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. Анализ технических объектов и сопоставление с геометрическими телами. Элементарные понятия о развертках, выкройках простых геометрических тел. Приемы их вычерчивания, вырезания и склеивания.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление из плотной бумаги или картона геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным выполнением чертежей разверток. Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек на основе выполнения разверток.
Тема 2.2 Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей. (7 часа)
Теория: Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление знаний о геометрических фигурах: прямоугольнике, квадрате, треугольнике, круге, половине круга, овале. Вырезание из бумаги четырехугольника и круга по шаблонам, деление их на равные части путем сгибания и складывания. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. Аппликация. Её виды, назначение. Элементы предварительного планирования предстоящих трудовых действий.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление «Геометрического конструктора» из плотной бумаги или картона (набора геометрических фигур, различны по форме, размерам и цвету), изготовление аппликаций из геометрических фигур, простейших настольных игр, подвижных игрушек.
Раздел 3: «Сувениры. Бумагопластика» (9 часов)
Тема 3.1 «Сувениры» (6 часов)
Теория: Способы разметки деталей простой формы на разных материалах. Разметка по шаблону на бумаге, ткани. Приемы и способы выполнения некоторых сувениров и игрушек из картона, бумаги, деталей готовой формы (тарных коробок). Способы соединения деталей при помощи клея, ниток, проволоки. Способы и приемы отделочных работ. Правила безопасной работы.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление цветов из бумаги, новогодних сувениров, полезных подарков- копилка, подставка под карандаши, шкатулка, подвеска - мобиль.
Тема 3.2 Бумагопластика.(3 часа)
Теория: Понятие о бумагопластике, об основных приемах (техниках) используемых в изготовлении поделок (техники: витая спираль, бумажный комочек, звезда, петли, пушистый шарик, гофрировка, кулечек, фонарик). Совершенствование приемов работы с ножницами, портновской булавкой, циркулем-измерителем. Правила безопасной работы с данными инструментами.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление поделок в технике: витая спираль, бумажный комочек, звезда, петли, пушистый шарик, гофрировка, фонарик.
Раздел 4: «Техника и работа с разными материалами» (4 часа)
Тема 4.1 «Техника в жизни человека»(3 часа)
Теория: Общее понятие о транспорте, его видах и значении. Современные достижения в развитии автомобильного, воздушного и водного транспорта. Понятие о моделях транспортной техники и их разновидностях. Действующие (движущиеся), настольные (стендовые), контурные (силуэтные), полуобъемные, объемные модели. Детали контурной модели: силуэт, рама, корпус, двигатель, движители, руль. Способы изготовления силуэтных и полуобъемных моделей.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление силуэтных автомобилей, конструирование моделей вездехода, лунохода, ракетной установки, истребителя.
Тема 4.2. «Работа с разными материалами» (1 час)
Теория: Знакомство с классификацией природного материала (растительного, животного, органического и неорганического происхождения) их свойствами и способами обработки. Ознакомление с бросовым материалом (пластмасс, поролон, пенопласт, пластиковые бутылки, стаканчики, капсулы от шоколадного яйца, полиэтилен) и способами его обработки. Совершенствование навыков оформления готового изделия.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление поделок из пенопласта, пластиковых бутылок, кожи, поролона, яичной скорлупы, проволоки, гофрированного картона.
Итоговое занятие. (1час)
Подведение итогов работы за учебный год, организация выставки.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: оформление выставочных работ.
1.3. Планируемые результаты
Предметные:
К концу обучения учащиеся должны
знать:
- название применяемых материалов и инструментов, приспособлений и их назначение;
- способы обработки различных материалов, предусмотренных программой;
- правила и способы разметки материалов;
- способы соединения деталей;
- название геометрических фигур и геометрических тел;
- определения и понятия, предусмотренные программой.
уметь:
- соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем в процессе работы;
- экономно расходовать материалы;
- правильно пользоваться инструментами;
- соединять детали при помощи клея, проволоки, в «замок»;
- самостоятельно, с помощью образца и графических изображений, изготовить изделие без нарушения правил выполнения изученных технологических операций;
- работать в коллективе;
- творчески оформлять работу.
Метапредметные умения:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 35.
Начало занятий – с 15 сентября, окончание занятий – 31 мая.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо:
Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф; стенд для размещения образцов изделий и готовых работ, шкаф для хранения материалов.
Набор рабочих инструментов: ножницы, циркуль, линейка, карандаш, кисти.
Материал: цветная бумага и картон, акварель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.)
Технические средства: компьютер, принтер.
Рекомендации по проведению занятий
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
При проведении занятий очень важно учитывать возрастные и физиологические особенности детей данного возраста. Практически все изделия, выполненные детьми, могут служить выставочными экспонатами, наглядными пособиями, подарками. Для успешного выполнения программы большую роль играют практические занятия. В кружковой работе важно приучить детей критически относиться к выполненным работам. Но при этом детям нужен доброжелательный, но принципиальный анализ их работ, когда педагог совместно с ребятами отмечает все положительные, удачно выполненные этапы работы, обсуждает неудавшиеся и намечает варианты исправления. При планировании работы необходимо выделить время для знакомства детей с материалом.
Выбор методов обучения ориентирован на активизацию и развитие познавательных процессов. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки детей к конструкторско-технической деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее.
Труд детей направлен на создание оригинальности поделок, различных по качеству, выразительности, фактуре материала. В процессе занятий школьники должны научиться определять эстетически значимую цель, предвидеть конечный результат работы, реализовывать свой замысел, умело обращаться с разными инструментами и материалами. Дети с большой готовностью и интересом участвуют в изготовлении праздничных сувениров, подарков. Очень важно проводить физминутки.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь.
На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Оценка результатов работы
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные , так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.
Методическое обеспечение дополнительной программы
№ п/п | Название разделов, тем | Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал | Формы подведения итогов | Формы, методы, приёмы обучения |
Вводное занятие | Демонстративный материал, мультимедийное оборудование | опрос | словесный, наглядный | |
1 | Инструменты, материалы. Организация рабочего места. Правила безопасности труда. часов | Ножницы, бумага, линейка, карандаши, ткани, иголка, нитки. | анкетирование, тест, конкурс, творческая работа. | Лекции, практическая работа. Словесный, наглядный, репродуктивный, практический |
2 | Аппликация. Макеты» | Демонстративный материал, мультимедийное оборудование. Бумага, картон, ножницы | Творческая работа, конкурс. | словесные, наглядные, выставка |
3 | «Сувениры. Бумагопластика» | Демонстративный материал, мультимедийное оборудование. Бумага, ткани, проволока, клей, ножницы. | Творческая работа, конкурс. | словесные, наглядные, конкурс |
4 | Техника. Работа с разными материалами. | Демонстративный материал, мультимедийное оборудование. Действующие (движущиеся), настольные (стендовые), контурные (силуэтные), полуобъемные, объемные модели. Детали контурной модели: силуэт, рама, корпус,двигатель,движители, руль. | Практическая работа | словесные, наглядные, практическая работа |
Итоговое занятие | Демонстративный материал | выставка | Коллективное обсуждение творческих работ |
Список литературы
- 1 Афонькин, С. Ю. Оригами и педагогика [Текст] / С. Ю. Афонькин. - М. : Изд-во АКИМ, 1996. – 160 с.
- Большая энциклопедия поделок [Текст]. - М. : ООО Изд-во РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. – 255 с.
- Выгонов, В. В. Игрушки и поделки из бумаги [Текст] / В. В. Выгонов. - М. : Издательский Дом МСП, 2006. – 128 с.
- Давыдова, Г. Н. Поделки из бросового материала [Текст] / Г. Н. Давыдова. – М. : Изд-во Скрипторий 2003, 2006. – 48 с.
- Журавлева, А. П. Что нам стоит флот построить [Текст] / А. П. Журавлева. – М. : Патриот, 1990. – 134 с.
- Закон Российской Федерации Об образовании [Текст]. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 48 с.
- Игрушки своими руками [Текст] – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 64 с.
- Корчинова, О. В. Декоративно-прикладное творчество [Текст] / О. В. Корчинова. Ростов н./Д : Феникс, 2002. – 320 с.
- Машины [Текст]. – М. : ООО Изд-во АСТ, Астрель, 2005. – 34 с.
- Нагибина, М. И. Из простой бумаги мастерим как маги [Текст] : Популярное пособие для родителей и педагогов / М. И. – Нагибина. – Ярославль : Академия развития, Академия, Ко, 1998. – 224 с.
Сайт Страна Мастеров
Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Раздел, тема | Место проведения | Формы контроля |
Лекции, практическая работа. | 1 | Вводное занятие | Кабинет | собеседование | ||||
1 | 7 | Раздел «Инструменты и материалы» Организация рабочего места. Правила безопасности труда. | ||||||
1.1. | Лекции, практическая работа. | 1 | Техника безопасности на занятиях. Что я знаю. Что я умею. | Кабинет | собеседование | |||
1.2. | Лекции, практическая работа. | 1 | Мой коллектив и Я. | Кабинет | анкетирование | |||
1.3. | Лекции, практическая работа. | 1 | Правила поведения и безопасной работы в учебном кабинете. | Кабинет | тест | |||
1.4. | Лекции, практическая работа. | 1 | Рабочее место, какое оно? | Кабинет | тест | |||
1.5 | Лекции, практическая работа. | 1 | Правила организации и уборки своего рабочего места. | кабинет | конкурс | |||
1.6 | Беседа, практическая работа. | 1 | Материалы и инструменты. | кабинет | тест | |||
1.7 | Беседа, практическая работа. | 1 | Практическая работа №1. | кабинет | творческая работа | |||
2 | 13 | Раздел « Аппликация. Макеты». | ||||||
2.1 | Практическая работа. | 1 | Аппликация. Виды аппликаций. | Кабинет | выставка | |||
2.2 | Практическая работа. | 2 | Изготовление поделки «Лебедь» | Кабинет | практическая работа, конкурс | |||
2.3 | Лекции, практическая работа. | 2 | Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек на основе выполнения разверток. | кабинет | анкетирование, практическая работа | |||
2.4 | Практическая работа. | 2 | Веселые игрушки. Человечек. | кабинет | конкурс | |||
2.5 | Лекции, практическая работа. | 2 | Изготовление маскарадных масок. | кабинет | практическая работа, конкурс | |||
2.6 | Лекции, практическая работа. | 1 | Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей. | Конкурс, выставка | ||||
2.7 | Лекции, практическая работа. | 2 | Самодельные коробочки и фигуры. | Практическая работа, конкурс | ||||
2.8 | Лекции, практическая работа. | 1 | Практическая работа №2 | Творческая работа | ||||
3 | 9 | Раздел «Сувениры. Бумагопластика» | ||||||
3.1 | Лекции, практическая работа. | 2 | Сувениры | Кабинет | презентация практическая работа | |||
3.2 | Лекции, практическая работа. | 2 | Изготовление бумажного букета. | Кабинет | практическая работа | |||
3.3. | Лекции, практическая работа. | 1 | Практическая работа №3 | Кабинет | практическая работа | |||
3.4. | Лекции, практическая работа. | 3 | Бумагопластика. | Кабинет | практическая работа, выставка | |||
3.5 | Лекции, практическая работа. | 1 | Практическая работа №4. | Кабинет | творческая работа | |||
4. | 5 | Раздел «Техника. Работа с разными материалами» | ||||||
4.1. | Лекции, практическая работа. | 1 | Техника в жизни человека | Кабинет | тест | |||
4.2 | 1 | Выполнение модели ракетной установки. | кабинет | презентация, практическая работа | ||||
4.3 | Лекции, практическая работа. | 1 | Практическая работа № 5. | Кабинет | творческая работа | |||
4.4 | Лекции, практическая работа. | 1 | Работа с разными материалами. Панно «Звездное небо» | Кабинет | конкурсная работа | |||
4.5 | Лекции, практическая работа. | 1 | Итоговое занятие. Выставка работ. | Кабинет | выставка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Про почву. Методическая разработка для педагогов дополнительного образования и учителей начальной школы.
Данная методическая разработка будет интересна педагогам дополнительного образования, которые ведут занятия по экологии, растениеводству в начальной школе, для учетелей начальных классов. Стихотворени...
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...
Разработка родительского собрания «Инклюзивное образование. Его проблемы и перспективы»
разработка родительского собрания...
Методическая разработка урока математики "ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ."_3 класс
Методическая разработка урока математики "ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ."_3 класс...
Методическая разработка урока на тему: "Образование числа 3».
Методическая разработка урока для детей с умеренной умственной отсталостью...
Разработка урока по дополнительному образованию "Ритмика" на тему: Мир волшебных движений
Урок разработан в виде игры, поскольку она закладывает основы для будущих способностей детей к чтению, письму, счету и творческому мышлению....
Методическая Разработка -деятельность педагога дополнитеольного образования в условиях обновления образования
Педагог дополнительного образования в условиях модернизации образованияВ концепции модернизации российского образования (на период до 2010 года) в качестве существенного изменения в образовании выдвиг...