Заочное путешествие «Мы пришли в театр»
методическая разработка (3 класс)
Предварительный просмотр:
Заочное путешествие
«Мы пришли в театр»
Знакомство с понятием театр: (показ слайдов, картин, фотографий). Виды театров (музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей и др.).
Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, звуковые колонки ,экран, куклы (тростевые, пальчиковые, печаточные).
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами! Сейчас мы поиграем.Слайд 1
Я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит играть,
а теперь тех, кто любит мечтать (фантазировать) и
тех, кто любит сказки.
Ребята, я рада, приветствовать вас, потому что все вы любите сказки, любите их слушать и смотреть, А вот где можно посмотреть любимую или новую сказку мы сегодня узнаем.
Итак я приглашаю вас в заочное путешествие.
2.Вводная беседа
Учитель:
-Ребята, вы бывали в большом городе?
Давайте вспомним общественные места большого города, но сначала скажите: какие места мы называем общественными?
Дети:(это здания или территории для всех людей.)
Учитель:
Вопросы - подсказки:
-Где можно познакомиться с новыми книгами или взять и почитать любую? (библиотека) слайд 2
- Где можно посмотреть фильм? (кинотеатр) слайд3
-Где можем увидеть дрессированных животных, клоунов? (цирк) слайд 4
-Где хранятся редкие экспонаты? (музей). Слайд 5
3.Сообщение темы .
- Сегодня мы отправляемся в путешествие в чудесную страну, полную тайн и волшебства. Называется она «театр». слайд6
Учитель:
Наша страна огромна и велика, но, как и везде есть свои проблемы или вопросы которые надо решать, мобилизовав все ресурсы страны, как финансовые так и народные. Вероятно, поэтому Президент Российской Федерации В.В.Путин ежегодно издает указы, под эгидой которых проходит тот или иной год.
Прошлый год был посвящен волонтерству. Всеобщее внимание было привлечено к развитию этого достойнейшего дела. Много молодых (и не только молодых) людей пополнили ряды волонтеров.
-А 2019 год Указом Президента России был объявлен годом театра(Слайд 7.
-Ежегодно 27 марта отмечается Международный день театра. (Слайд 8
4.Основная часть.
Учитель:
-Были ли вы когда-нибудь в театре? (Да)
Тогда вы наверно без труда объясните мне, что такое театр?
1 ученик.Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и чему удивиться. Иной раз бывает и страшновато, но чаще весело. Театр для того и создан, чтобы туда приходили зрители и смотрели представления. Театр – особое искусство.
2 ученик.Театр придумали древние греки. Они поняли, что подвиги богов , будут производить большее впечатление, если их не рассказывать, а показывать – разыгрывать. Так театром стали называть особый вид искусства, а также и здание, где демонстрируется это искусство. (слайд9)
Учитель: кто из вас знает, как появился театр? ( слайд 10)
3 ученик.Очень, очень давно в городе Афины был построен первый в Греции театр для представлений, он был не таким, как театры сейчас. Сцена стояла на песке, под открытым небом, где и выступали люди. Театр в переводе с греческого языка означает «Место для зрелищ». Театральные представления устраивались только в праздники и продолжались несколько дней, с утра до вечера. Выступали в театрах только мужчины, ( слайд 11) они играли все роли, в том числе и женские.
Учитель: Как называется профессия человека, который играет разные роли?
Дети: актер. ( слайд 12)
4 ученик. Актеры надевали на лица маски, женские и мужские, изображающие гнев и мольбу, веселье и грусть. А чтобы казаться выше, актеры надевали на ноги специальные скамеечки. Особое место в театральных представлениях отводилось хору. После спектакля, комиссия, выбранная зрителями, присуждала победу лучшим актерам, их одаривали дорогими подарками и вручали венок из листьев лавра.
5 ученик.- А в России первый театр был открыт 30 августа 1756 году.
(слайд13)Это был единственный театр в нашей стране. Конечно с тех пор, прошло очень много времени и сейчас нет ни одного крупного города, в котором бы не было театра.
Учитель: Какой областной город располагается недалеко от нас?
-А какие театры в городе Курске вы знаете?
( ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ,КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР,ТЮЗ) (слайд14)
Стихотворение «Театр»
Здесь слезами плачут куклы,
И огнем пылают буквы,
И пошла под гром оваций
Перемена декораций.
-Сейчас театры выглядят вот так. (слайд 15)
-Послушайте стихотворение и скажите, о каких театрах в нём говорится?
Театры всякие бывают,
И чего в них только нет!
Здесь спектакли вам сыграют,
Драму, оперу, балет.
Здесь на сцене можно встретить
Разных кукол и зверей.
Театр очень любят дети,
Так пойдём туда скорей.
- Учитель: Какие бывают театры?
Дети: (Оперный, драматический, кукольный и т.д.)
- Учитель: Театры бывают разные по жанру:
Ученик. Театры, в которых артисты не разговаривают, а поют - это опера. Главным в спектакле будет - музыка. Артистов называют оперные, а поют они песни, которые называются арии. (слайд16)
Учитель: –Как называется театр, в котором артисты поют?
Театры, в которых артисты не разговаривают, а танцуют, и все чувства выражаются танцевальными движениями, - это балет. Балетное искусство – такой вид театра, где содержание передаётся зрителям без слов: музыкой, танцем. Слово «балет» происходит от латинского «танцевать». (слайд17)
Учитель: -–Как называется театр, в котором артисты танцуют?
Есть кукольные театры, где зрители смотрят не на живых артистов, а на кукол. (слайд18)
-Неужели куклы сами передвигаются, разговаривают? (Нет, за них это делают люди с помощью нитей, с помощью палочек, управлять игрушкой изнутри, вставляя внутрь руку)
Таких людей называют кукловодами. Но их почему-то не видно, где же они прячутся? (За ширмой). (слайд19)
В России кукольные театры появились 300 лет тому назад.
Это одна из самых первых театральных кукол, игрушек была Петрушка. (КАРТИНКА НА ДОСКЕ)
Главным театром кукол в нашей стране стал Центральный театр кукол в (слайд20 )Москве, его создатель и руководитель – Сергей Владимирович Образцов.
Учитель: -Как называется театр, в котором артисты куклы?
Ученик: Есть театр зверей. Там выступают звери. Роли в спектакле исполняют кошки, собаки, мыши или даже слоны. Во время подготовки номеров дрессировщики используют только любовь и ласку к животным, а не хлыст и палку. (слайд21)
Главным театром зверей в нашей стране стал Центральный театр зверей в Москве, его создатель и руководитель – Владимир Леонидович Дуров. (слайд22)
Учитель: -Как называется театр, в котором артисты звери?
Физкультминутка.
Будем мы сейчас играть - вежливые слова называть.
Что бы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить
Всем, кого б ни встретил-
Это знают дети.
Скажешь» здравствуй» - и в ответ
Прозвучит: « Привет, привет!»
Здравствуйте, ладошки! (Дети два раза хлопают.)
Здравствуйте, сапожки! (Два раза топают.)
Здравствуйте, лягушки! ( Произносят: ква-ква.)
Здравствуйте, кукушки! (Произносят: ку-ку
Здравствуй, шустрый ветерок! (Дети дуют.)
Здравствуй, детский голосок! (Произносят: а-а-а.)
Здравствуй, сонная ворона! (Произносят: кар-кар.)
Поезд длинный у перрона! (Произносят: ту- ту.)
Добрый день ручным часам (произносят: тик-так),
Громким детским голосам (шумят.)
Здравствуй, бурная река! (Булькают языком.)
В синем небе облака! (Тихо поют высоким звуком, изображая руками облака.)
Учитель: Существуют ещё один необычные театры, в которых объясняются только жестами и мимикой – это театры пантомимы.
В чем необычность такого театра? (В нем не разговаривают, показывают представления при помощи мимики - различные выражения лица и жестов – движения рук). (слайд 23)
Учитель: Предлагаю вам стать актёрами этого театра и исполнить мини-роли.
-1)Изобразите, что вас обидели, вам печально. (ВСЕ ВМЕСТЕ)
-2)А теперь сделайте радостное выражение лица.
Игра:
Мне нужно трое желающих. (Выходят желающие, им раздаются роли).
Это актеры, все остальные зрители. Актеры при помощи мимики и жестов показывают свой образ, при этом не говорят ни слова, а зрители должны угадать, что же показывает актер. Потренируемся.
-Первый образ покажу я (“человек, который режет лук”).
Выступают учащиеся, их задания: - “шофер”;
- “человек, который ловит комара”;
- человек, который ест мороженое.
Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием!
А как зрители должны отблагодарить актеров?(Аплодисменты).
И актеры выходят на поклон.
Учитель: -Как называется театр, в котором артисты объясняются при помощи жестов и мимики?
Учитель: Ну и, конечно, драматические театры, в которых актеры разговаривают, действуют, двигаются так, как это бывает в обычной, реальной жизни. А в драматическом театре главное средство – слово. Не случайно драматический театр называют иногда разговорным.
Слово «драма» - по – гречески обозначает «действие». (слайд24)
Учитель: -Как называется театр, в котором артисты разговаривают и ведут себя, как в обычной жизни?
Учитель: назовите героя сказки, который так любил кукольный театр, что продал свою единственную книгу, азбуку? Кто автор?
Дети: Буратино, Л. Н.Толстой.
Учитель: а вот и он! ( слайд25.) Узнав о том, что мы отправляемся в театр, он бросил все свои дела и примчался к нам. Возьмем его с собой?
Ответы детей.
Учитель: а что, в первую очередь, мы должны сделать, что бы пойти в театр?
Дети: купить билеты.
Учитель: где продаются билеты?
Дети: в театральной кассе. ( слайд26.)
Учитель: как называется профессия человека, который продает билеты?
Дети: кассир
Учитель: а как же нам выбрать, на какой спектакль мы пойдем, в каком театре будет представление и, в какое время оно начнется?
Эту информацию мы можем узнать из афиши – это объявление с указанием названия спектакля, театра, в котором он идет, числа и времени, иногда актеров исполняющих главные роли. ( слайд27.)
Но вот мы и определились, можно покупать билеты. Вот послушайте историю, которую вам расскажут друзья Буратино, о том как они покупали билеты.
-Какие ошибки допустили дети?
Аня тихо напевала: «Тетя, тетя кошка, выгляни в окошко….»
- Аня, а сегодня в кукольном театре «Кошкин дом». Давай попросим маму, сводить нас на спектакль - говорит Федя.
Аня подбегает к маме.
- Мама, пожалуйста, разреши нам сходить в кукольный театр! Нам очень хочется посмотреть «Кошкин дом»!?
Мама согласилась
- Хорошо, а вы знаете, как купить билеты?
Федя воскликнул:
- Еще бы не знать! Я подойду и скажу: «Тетечка, приветик, дай мне билетик, а я вам отдам свою хорошую шапочку с кисточкой.
- Нет Федя, ведь ты же не Буратино! – сказала мама.
Аня развеселилась: - Вот так славная картина, наш Федюша Буратино!
- А как же? – обиделся Федя.
- Я знаю, сказала Аня. Нужно сказать: Быстро дайте нам билеты в первом ряду на спектакль «Кошкин дом»!
Учитель: итак, правильно ли говорили ребята? Как нужно было сказать, чтобы купить билеты?
Ответы детей.
Учитель: Какие вежливые слова нужно было сказать?
Дети: пожалуйста, будьте добры, поблагодарить и попрощаться.
Учитель: теперь представьте ,что у всех ребят есть билеты, настал долгожданный день и мы идем в театр.
Учитель: представьте себе, что мы входим в театр, кого мы встречаем у входа?
Дети: билетера. ( слайд28.)
Учитель: проходим дальше, что мы должны сделать?
Дети: снять верхнюю одежду.
Учитель: а где это можно сделать?
Дети: в холле театра, в гардеробе. ( слайд29.)
Учитель: как называется профессия человека, который работает в гардеробе?
Дети: гардеробщик.
Учитель: после того, как вы сдали вещи, гардеробщик каждому из вас выдает номерок. Для чего они нужны и почему на каждом номерке разные числа?
Ответы детей.
Учитель: затем мы входим в зрительный зал,(Слайд30) как определить какие места нам нужно занять?
Дети: по билетам, на которых указано место.
Учитель: Что обозначают слова: партер, амфитеатр, ложа? (Слайд31)
Партер – нижние ряды зрительного зала.
Амфитеатр – возвышающие верхние ряды.
Ложа – места в зрительном зале, отделенные для нескольких человек, находятся по бокам.
Итак, прозвенел звонок, который сообщает нам о том, что необходимо проходить и рассаживаться по своим местам.
Учитель: А как вести себя в театре мы с вами узнаем чуть позже, не сегодня.
5. Итог занятия:
Учитель: А теперь давайте подведем итог нашему знакомству с театром.
- Что такое театр и где он впервые возник? (ответы детей).
- О каких видах театра вы узнали сегодня? (оперный, драматический, театр пантомимы, театр балета, кукольный; театр зверей.).
Я буду описывать представление, а вы скажете, в каком театре его показывают. Слайд32
1.Как называется театр, в котором показывают пьесы: комедии, трагедии, драмы? (Драматический).
2.Театр, в котором актёры куклы? (Кукольный)
3. Как называется театр, в котором в спектаклях участвуют животные? (Театр зверей им. Дурова).
4.Театр, в котором актеры поют. (Театр оперы).
5.Театр, в котором актёры показывают образ при помощи жестов и мимики? (Театр пантомимы)
6.Театр, в котором актёры танцуют? (Театр балета)
7. Профессия человека, исполняющий разные роли. (актер)
8.Главные герои кукольного театра.(куклы)
9.Место, где продают билеты.
10.Что такое портер?
Подошло к концу знакомство наше с театрами. Хотелось бы завершить его стихотворением.(Слайд 33)
Стихотворение «Театр и мы»
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет вечно с нами,
Всегда готовый утверждать,
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!
(Слайд34)
Занавес закрывается, умолкают аплодисменты, выключается свет и всё замирает. Но театр не спит, он ждёт своего зрителя – вас! Не забывайте об этом. Ходите в театр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заочное путешествие "Дорога к Великой Победе"
"Дорога к Великой Победе" - это одно из мероприятий, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Форма проведения - заочное путешествие позволяет более доходчиво знакомить детей с ис...
Конспект урока окружающего мира "Заочное путешествие в лес"
Урок может быть проведён в начале изучения темы "Лес" или в конце темы как итоговый урок....
Заочное путешествие "Родина-это Алтай"
1. Мероприятие помогает обогатить сознания учащихся об образовании родного края, о природе, знаменитых местах; развитие эмоционально – чувственной сферы, проявления индивидуаль...
"Заочное путешествие "Моя Родина"
На "Уроке России" мы говорили о государственных символах и о нашей малой родине....
"Мамаев курган" заочное путешествие
классный час "Мамаев курган" посвящен 70-летию Сталинградской битвы...
Воспитательное занятие " Мы пришли в театр"
Занятие для учащихся начальных классов школы- интерната....
"Путешествие в мир насекомых" заочное путешествие
Знакомство детей с насекомыми родного края, с их пользой и вредом. Воспитание бережного отношкения к природе....