Конспект занятия на тему: "Что такое патриотизм?"
план-конспект занятия (3, 4 класс)
Занятие направлено на патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста. В процессе реализации у школьников сформируются знания о верности, чувстве собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия: "Что такое патриотизм?" | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа – интернат №9
Калининского района Санкт - Петербурга
«Что такое патриотизм?»
Воспитатель:
Кайсина Т.В.
Апрель 2021
Беседа: «Что такое патриотизм?»
Цель: Воспитание у учащихся чувства патриотизма, определение роли патриотизма в жизни семьи современного общества.
Задача: Формирование у учащихся патриотических чувств, чувства гордости за свою страну и своих соотечественников.
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте, ребята.
Актуализация знаний
Сегодня мы с вами поговорим вот о чем, а узнаете после того, как разгадаете загадку.
Итак, слушаем внимательно, гордость за страну, за Отечество, это внутреннее душевное состояние, когда ты готов полностью отдать себя Родине (Патриотизм)
Совершенно верно, наш сегодняшний классный час будет посвящен именно Патриотизму.
Обобщение и систематизация знаний
Ребята, а что такое Патриотизм?
Вот такой ответ нам даёт словарь Ожегова
ПАТРИОТИ́ЗМ – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Все мы родились в одной стране, здесь мы живем, растём. Мы изучаем историю нашей страны, гордимся ею. Но самое чудесное - это когда наши души наполняются особым чувством - патриотизмом.
Патриотизм – это любовь к своей Родине
Ребята, на вопрос, что такое патриотизм мы с вами уже разобрались, а теперь нужно разобраться в слове Родина. Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем стихотворение, которое нам прочитает Вика Радулова
Родина
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
Вот такое замечательное стихотворение о Родине нам прочитала Вика. Спасибо, Вика.
Ребята, а как вы понимаете слово Родина?
Так вот, для того, чтобы правильно дать определение данному слову, как вы думаете, куда мы должны обратиться?
Совершенно верно, к словарю. Так давайте посмотрим, какое определение нам дает словарь Ожегова.
РОДИНА
1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.
2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. Москва его р. Индия р. шахмат. • Вторая родина место, давшее кому-н. приют, ставшее родным.
Ребята, а вам не показалось, что эти два слова взаимосвязаны?
Совершенно верно, не имея Родины, нельзя говорить о патриотизме.
У каждого человека, своя родина. Наша Родина – это страна, в которой мы живём, и называется она?
Правильно, это Россия.
Россия – великая страна и только ленивый не знает историю ее возникновения, развития и становления. Она занимает площадь около 17 миллионов километров. Расположилась страна в Северном полушарии и большая часть материка Евразии принадлежит именно ей. У России общие границы с восемнадцатью странами, в том числе и по морю. В море мы граничим с США и Японией.
В России большое количество водоемов, рек, озер. Если говорить о количестве, то это цифра будет около 2,8 млн. рек. Самые большие реки, текущие по территории России: Волга, Енисей, Дон, Обь и Лена. И только в нашей стране есть самое чистое озеро и глубокое на земле – Байкал. В России и есть самое крупное в мире море - Каспийское.
Столицей России является город Москва.
В стране есть большое количество мегаполисов.
Россия это страна, в которой мирно уживаются большое количество национальностей. Примерное количество – 160 национальностей. Каждая национальность исповедует свою религию. Поэтому в России можно встретить христиан, мусульман, буддистов, иудеев и много еще различных религий.
В состав страны входят автономные республики (22), края (9).
Русский язык является государственным языком страны.
Флаг России - трех цветов: белый, голубой и красный. На гербе России величественно восседает двуглавый орел, который смотрит на запад и восток.
В России есть места, которые включены в наследие ЮНЕСКО. И их не мало. Можно выделить красную площадь, Памятники Новгорода, церкви из дерева построенные в Кижах, Петербургский исторический центр.
Родиной мы называем нашу большую страну, а это наша Россия матушка, а еще у каждого человека есть малая Родина, в которой он родился, вырос и возможно живёт.
Ребята, ваша малая родина, это город в котором вы проживаете.
Верно, это Санкт – Петербург.
А теперь поработаем таким образом, каждый из вас по цепочке скажет 2-3 предложения о нашем городе. Цепочку начнем с меня.
Санкт - Петербург основан 16 мая 1703 года Петром I. Санкт-Петербург – это второй по величине город Российской Федерации, и во время правления царей являлся столицей страны. Поэтому и сейчас его до сих пор считают северной столицей России. Располагается Санкт-Петербург на северо-западе рядом с Финским заливом.
А теперь каждый из вас, добавит информацию о нашем любимом городе. А начнем с Трофима…
Спасибо, ребята, за дополнение информации, продолжаем дальше говорить о нашем городе Санкт –Петербурге.
Всем нам известно, что нашему городу 8 мая 1965 года было присвоено звание "Города-героя" за мужество и героизм проявленные в годы войны.
Так вот, по подробнее и узнаем, за что было присвоено звание «Города - героя».
Итак, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Началась внезапно без всякого объявления войны, и советские войска буквально были захвачены врасплох, что позволило немецким войскам на 18 день войны, даже несмотря на ожесточённое сопротивление выйти к границе современной Ленинградской области.
До самого Ленинграда оставалось чуть больше 300 километров. Город был заманчивой целью для немецких войск. Это был второй город страны, промышленная кузница и крупный важнейший порт. Это был город важный для русской истории и культуры. Все понимали, что врага нужно было остановить любой ценой.
Город и окружающие территории начали готовить к обороне. Силами женщин и детей, в рамках семидневных сцен на расстоянии сотен километров от города, началась строиться система оборонительных рубежей, получившая название Лужской. В самом городе в это время обустраивалась система бомбоубежищ, способная вместить одновременно за раз сотни тысяч жителей осаждённого города. И эти операции не прошли даром.
Немцы завязли в Лужском оборонительном рубеже, но, сформировав крупный ударный кулак, смогли его прорвать, и в рамках серии сражений с 8 по 30 августа окружили город и лишили его сообщения с большой землёй по железной дороге. 8 сентября пал Шлиссельбург, и город окончательно был блокирован. Но означало ли это, что город будет сдан на милость врагу? Как бы не так! Для Города наступало время величайшей трагедии и подвига. Наступило время Блокады Ленинграда.
В сентябре немцы попытались сжать тиски блокады и затем взять Ленинград. Город потерял все свои предместья, но, благодаря храбрости солдат и офицеров Красной армии и полководческому гению маршала Жукова, враг остановился у самых границ города. Фронт проходил в 16 километрах от Зимнего дворца и 4 километрах от кировского завода. Его танки буквально с заводских стапелей отправлялись в бой.
Город не был взят, но враг не был бы подлым врагом если не искал способ как победить город и его людей. По его представлению это должен был сделать голод и жесточайшие авиационные бомбёжки, и артиллерийские обстрелы.
В начале в город пришли обстрелы. А затем голод.
Прочувствовали его ленинградцы с наступлением зимы 1941 года. Самой холодной и самой страшной зимы двадцатого столетия. Откуда же пришёл голод? Во-первых, значительные запасы продовольствия сгорели на складах во время первых бомбардировок города.
Во-вторых, подвозу продовольствия по единственному маршруту по Ладожскому озеру мешал лёд. Он был очень тонкий, и не подходил для задуманной идеи – организовать доставку всего необходимого прямо по льду. Для этого было необходимо время. Но этого времени не было у сотни тысяч ленинградцев.
Свободно купить еду в Блокадном Ленинграде было невозможно. Даже при наличии крупной суммы денег. Продовольствие можно было получить только по карточкам. Карточка – это сборник специальных талонов, в которых указывается количество еды, которое можно получить в магазине.
На эти же талоны, можно было, к примеру пообедать в столовой. Это очень неудобно, потому что на каждого человека по ним полагается только определённое количество продуктов. В основном хлеб, крупы, мясо, и небольшое количество сахара. По карточкам иногда выдавались и овощи, но это было чрезвычайно редко. Причём для каждой категории населения это количество было разное.
Что же могли получить из продуктов жители Блокадного Ленинграда? Для примера выберем категории иждивенцев и детей до 12 лет. Это самые бесправные категории в ту страшную пору. Ведь они получали самый минимум продовольствия
Прежде всего хлеб. В сутки эти категории получали не более 125 грамм на человека.
Мяса — 13 граммов, а точнее около 400 граммов в месяц. Сравнить это можно с одной банкой тушёнки. Но зачастую консервы выдавались в армии, а вместо мяса выдавался заменитель в виде требухи и прочих остатков мясного производства, что не употребляется в мирное время.
Крупы и макарон – 20-40 граммов в день (от 600 граммов до 1,2 килограмма в месяц). То есть, на день человеку полагалось не более столовой ложки крупы в день.
Сахара — 27-40 граммов (от 800 граммов до 1,2 килограмма в месяц).
Жиров – 6-16 граммов в день (от 200 граммов до полкило).
Приведённые нормы продуктов не насытят человека полноценно. В истории есть свидетельства о том, что первоначально многие тратили эти карточки буквально за неделю, а затем медленно погибали от голода. Однако даже экономия не всегда спасала. Ведь карточки не всегда можно было отоварить. В лучшем случае можно получить хлеб, да и не более того.
Вслед за бомбёжками и голодом, в Город пришёл холод.
Кончились запасы топлива, централизованное отопление прекратилось, а водопровод перемёрз. Электричество осталось только в отдельных оборонных заводах и учреждениях. На улицах остановился транспорт. Трамваи и троллейбусы встали грозными призраками на занесённых сугробами проспектах.
Обессиленные от голода люди были вынуждены были часами добираться пешком до своего места работы. И не все доходили…
Умирали не только одинокие прохожие, но и умирали целыми семьями. По очереди. Как обыкновенная ленинградская школьница Таня Савичева.
Несмотря на голод, холод и бомбёжки, город продолжал жить. В январе по ледяной дороге Ладожского озера прибыли первые крупные поставки продовольствия, а летом 1942 года в Ленинграде распахали множество земли под посадки овощей, и борьба за жизнь города продолжалась.
Продолжалась борьба и снаружи блокадного кольца. Сотни тысяч людей отдавали свои жизни ради спасения Ленинграда. В 1943 году Блокаду прорвали, а 27 января 1944 года город окончательно освободился от тисков немецких войск.
Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.
Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя наших жизней.
В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.
Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.
Так вот, ребята, как раз таки, Блокада Ленинграда, показывает о настоящем патриотизме, которое проявили наши предки защищая и обороняя наш город от злых фашистов.
Заключение. Рефлексия.
Итак, давайте подведем итог нашего сегодняшнего классного часа.
Я надеюсь, что сегодня у нас разговор состоялся, получился, а сейчас каждый из вас подведёт для себя итог этого разговора и закончит фразу: «Патриотизм сегодня - это…»
Начнем с Вики Радуловой и по цепочке продолжим, итак, пожалуйста…
Я уверена, что всех нас объединяет общее чувство патриотизма. И пока в нас будет жить любовь, сострадание, взаимовыручка, дружба, наша Родина будет оставаться Великой Россией – великой страной.
На этом наш классный час подошёл к концу. Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по теме "Что такое стыд"
Это внеклассное занятие помогает детям отличать хорошие поступки от плохих!...
Конспект внеклассного занятия на тему: "Есть такая профессия – Родину защищать"
Конспект занятия по ознакомлению с военными профессиями на тему «Есть такая профессия – Родину защищать» Цель: расширять знания детей о Российской А...
Конспект внеурочного занятия по теме "Что такое натюрморт?"
Конспект внеурочного занятия по теме "Что такое натюрморт?"...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Кто такой сердечный человек?"
На занятиях внерочной деятельности "Тропинка к своему Я" с второклассниками мы изучаем качества человека. Каждое занятие - новое качество. Тем самым, к концу курса ребята смогут расска...
Занятие на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Данное занятие поможет деям различать, что такое хороший поступок, а что такое плохой. Понимать, что такое добро и зло....
Конспект занятия по ЗОЖ «Что такое Здоровье?»
Конспект занятия по ЗОЖ«Что такое Здоровье?»...