Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 кл.
методическая разработка (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная программа 3 класс | 50.69 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности « Занимательная математика»
Направление : общеинтеллектуальное
Учитель: Мингазова Г.К
Срок реализации: 1 год.
Количество часов:
Всего: 34.; в неделю 1 ч.
Программа разработана на основе: авторской программы Е.Э. Кочуровой « Занимательная + математика»
Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
- Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
- Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ КУРСА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ.
Программа «Занимательная математика» рассчитана на ребят 8-9 лет, срок реализации 1 год. Формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через - интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.
ЦЕЛЬ: развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
ЗАДАЧИ:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
внимание на количественных сторонах
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли, развивать краткости речи.
Форма организации занятий: математические ( логические игры), игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения –загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения(геометрический материал), конкурсы и др.
Предполагаемые результаты. Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
- Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2.СОДЕРЖАНИЕ курса внеурочной деятельности.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы вответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, котороечитается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходомшахматного коня и др.).
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число» ,«Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «Деньи ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске, «Морской бой» и др.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи снедостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомыхчисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи,на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составлениеаналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств длямоделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ иоценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв вусловной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых ивыполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективныхспособов решения.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственногомаршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуромконструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление изарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные поплощади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, пособственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование изпроволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призмашестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольнаяпирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1989). «Спичечный»Конструктор (Вместо спичек можно использовать счётные палочки).
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Распределение часов по разделам
№ | Разделы | Количество часов |
1. | Числа. Арифметические действия. Величины | 12 |
2. | Мир занимательных задач. | 14 |
3. | Геометрическая мозаика. | 8 |
Итого: | 34 |
3.Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Интеллектуальная разминка | 1 |
2 | «Числовой» конструктор | 1 |
3 | Геометрия вокруг нас | 1 |
4 | Математика и конструирование | 1 |
5-6 | В царстве смекалки | 2 |
7 | «Шаг в прошлое» | 1 |
8-9 | Геометрия вокруг нас | 2 |
10 | Числовые головоломки | 1 |
11 12 | Интеллектуальная разминка Математика и конструирование | 2 |
13 | Математика вокруг нас | 1 |
14 | Математические игры | 1 |
15 | Секреты чисел | 1 |
16 | Математика и конструирование | 1 |
17 | Математическое путешествие | 1 |
18 | Выбери маршрут | 1 |
19 | Числовые головоломки | 1 |
20-21 | В царстве смекалки . Мир занимательных задач. | 2 |
22 | Геометрия вокруг нас | 1 |
23 | Математика и конструирование | 1 |
24 | Интеллектуальная разминка | 1 |
25 | Разверни листок | 1 |
26-27 | От секунды до столетия | 2 |
28 | Математика и конструирование | 1 |
29 | Конкурс смекалки | 1 |
30 | Это было в старину | 1 |
31 | Математические фокусы | 1 |
32-33 | Энциклопедия математических развлечений | 2 |
34 | Математический лабиринт | 1 |
Итого: 34 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Направление: общеинтеллектуальное
Класс: 3
Учитель: Мингазова Гульсина Кираматовна
2020/2021 учебный год
Количество часов: всего 34 ч.; в неделю 1 ч.
.
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения | ||
план | факт | |||||
1. | Интеллектуальная разминка | 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | |||
2. | «Числовой» конструктор | 1 | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами. Игры. Кроссворды. | |||
3. | Геометрия вокруг нас | 1 | Повторение пройденного. Чайнворд. | |||
4. | Математика и конструирование | 1 | Виды треугольников | |||
5-6 | В царстве смекалки | 2 | Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации | |||
7 | «Шаг в прошлое » | 1 | Знакомство с римской нумерацией. | |||
8-9 | Геометрия вокруг нас | 2 | Периметр многоугольника | |||
10 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | |||
11 12 | Интеллектуальная разминка Математика и конструирование | 1 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- Площадь. Площадь прямоугольника. | |||
13 | Математика вокруг нас | 1 | Вычерчивание окружности. | |||
14 | Математические игры | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», | |||
15 | Секреты чисел | 1 | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева на- | |||
16 | Математика и конструирование | 1 | Деление окружности( круга) на 2,4,8 равных частей. | |||
17 | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах в пределах 1000. | |||
18 | Выбери маршрут | 1 | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре- | |||
19 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- | |||
20 -21 | В царстве смекалки Мир занимательных задач | 2 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Задачи на смекалку. Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо - | |||
22 | Геометрия вокруг нас | 1 | Деление окружности ( круга) на 3,6,12 равных частей. | |||
23 | Математика и конструирование | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. | |||
24 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- | |||
25 | Разверни листок | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | |||
26-27 | От секунды до столетия | 2 | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. | |||
28 | Математика и конструирование | 1 | Взаимное расположение окружностей на плоскости. | |||
29 | Конкурс смекалки | 1 | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | |||
30 | Это было в старину | 1 | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер- | |||
31 | Математические фокусы | 1 | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное | |||
32-33 | Энциклопедия математических развлечений | 2 | Составление сборника занимательных заданий. Использование | |||
34 | Математический лабиринт | 1 | формировать творческое мышление; |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Направление: общеинтеллектуальное
Класс: 3
Учитель: Мингазова Гульсина Кираматовна
2020/2021 учебный год
Количество часов: всего 34 ч.; в неделю 1 ч.
.
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения | ||
план | факт | |||||
1. | Интеллектуальная разминка | 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | |||
2. | «Числовой» конструктор | 1 | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами. Игры. Кроссворды. | |||
3. | Геометрия вокруг нас | 1 | Повторение пройденного. Чайнворд. | |||
4. | Математика и конструирование | 1 | Виды треугольников | |||
5-6 | В царстве смекалки | 2 | Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации | |||
7 | «Шаг в прошлое » | 1 | Знакомство с римской нумерацией. | |||
8-9 | Геометрия вокруг нас | 2 | Периметр многоугольника | |||
10 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | |||
11 12 | Интеллектуальная разминка Математика и конструирование | 1 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- Площадь. Площадь прямоугольника. | |||
13 | Математика вокруг нас | 1 | Вычерчивание окружности. | |||
14 | Математические игры | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», | |||
15 | Секреты чисел | 1 | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева на- | |||
16 | Математика и конструирование | 1 | Деление окружности( круга) на 2,4,8 равных частей. | |||
17 | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах в пределах 1000. | |||
18 | Выбери маршрут | 1 | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре- | |||
19 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- | |||
20 -21 | В царстве смекалки Мир занимательных задач | 2 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Задачи на смекалку. Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо - | |||
22 | Геометрия вокруг нас | 1 | Деление окружности ( круга) на 3,6,12 равных частей. | |||
23 | Математика и конструирование | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. | |||
24 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- | |||
25 | Разверни листок | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | |||
26-27 | От секунды до столетия | 2 | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. | |||
28 | Математика и конструирование | 1 | Взаимное расположение окружностей на плоскости. | |||
29 | Конкурс смекалки | 1 | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | |||
30 | Это было в старину | 1 | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер- | |||
31 | Математические фокусы | 1 | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное | |||
32-33 | Энциклопедия математических развлечений | 2 | Составление сборника занимательных заданий. Использование | |||
34 | Математический лабиринт | 1 | формировать творческое мышление; | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...