Программа выявления интеллектуальных и творческих способностей обучающихся « Одарённые дети»
рабочая программа (3, 4 класс)
Цели программы:
- Создание условий, обеспечивающих выявление одаренных детей. - Создание условий, обеспечивающих развитие одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
phpnlr6ct_programma-odaryonnye-deti.docx | 127.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шумячская СШ им.В. Ф. Алешина»
Согласовано Утверждено
Зам. директора по ВР Директор школы
---------- Л.Л.Шорохова ------------- И.Н.Кухаренкова
Программа
выявления интеллектуальных
и творческих способностей
обучающихся
« Одарённые дети»
Программу составил учитель
начальных классов: О. В. Мартынова
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает.
Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию перечисленных выше талантов. И всё же учитель, воспитатель должен верить , что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное.
Кому-то дан дар слова, кто-то имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.
Иногда ученик принимает решение написать исследовательскую работу, не имея понятия, на какую тему он будет проводить изыскания. Некоторые даже советуются: «А по какому предмету мне написать…?» Конечно же, по тому, который интересен, где много проблем, ещё никем не разрешённых…
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.
Конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.
Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…
Актуальность проблемы "Выявление способностей обучающихся и работа с одарёнными и талантливыми школьниками"
Актуальность проблемы обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти 20 века: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Не случайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что " если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости". Школа не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей общества в развитии творческих способностей учащихся и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых школьников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в школе.
Цели программы:
- Создание условий, обеспечивающих выявление одаренных детей. - Создание условий, обеспечивающих развитие одаренных детей.
Задачи первой ступени образования школьников:
·определение и развитие творческого потенциала младших школьников;
·формирование устойчивого интереса к учебной деятельности; ·развитие интереса к исследовательской деятельности;
·формирование основ логического мышления;
·формирование элементов самостоятельной деятельности;
·развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности;
·формирование положительного отношения к себе, человеку;
·формирование ценностного отношения к миру, жизни, обществу.
Одаренность как явление
В современной психолого-педагогической литературе "одарённость" рассматривается как динамическое явление.
Психика человека- это результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития. Именно поэтому одарённость предстаёт как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия средовых и генотипических факторов. Значительные трудности в определении понятия "одарённости" связаны с бытовым пониманием этого психологического термина, когда "одарённость" рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта, и противопоставляется способностям.
В.Д. Шадриков охарактеризовал одарённость как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей.
А.И. Матюшкин считает, что психологическая структура одарённости совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека, а творческий потенциал является основой для развития одарённости. Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления, но величина потенциала зависит от его индивидуальных особенностей.
Таким образом, понятие одарённости тесно связано как с когнитивными способностями, так и с творческими.
Параметры творческой деятельности
Для успешного решения проблемы одарённости и развития творческих способностей у школьников педагогу необходимо знать критерии отличия творческой деятельности от нетворческой.
П. Торренс выделяет 4 параметра творческой деятельности:
-беглость;
-гибкость;
-оригинальность;
-разработанность.
В. Лоуэнфельд и Д. Гилфорд называют 6 параметров творческой деятельности:
-умение видеть проблему;
-беглость;
-гибкость;
-оригинальность;
-способность к синтезу и анализу;
-ощущение стройности организации идей.
При этом беглость рассматривают как способность продуцировать максимально большое количество идей.
Гибкость рассматривают как способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого, часто далёких по содержанию.
Оригинальность следует понимать как один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от уже известных.
Разработанность проявляется в тщательной разработке идей.
В определении категорий одарённых детей учёные не имеют единого мнения. По классификации А.Н. Савенкова одаренными можно считать:
1. Детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
2. Детей с высоким уровнем творческих способностей;
3. Детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (математика, шахматы, музыка и т.д.), эту категорию детей чаще всего называют талантливыми;
4. Детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одарённость).
Вместе с тем, следует отметить условность классификации. Так, например, определение общих способностей к обучению ребёнка (IQ) имеет существенный недостаток - конвергентность (однонаправленность логического мышления) тестов. Реальные проявления одарённости в практической деятельности не просто итог высоких уровней конвергентного (логического) и дивергентного (альтернативного) мышления, а их особого сочетания.
Экспериментально (Дж. Гилфорд) было установлено, что высокий уровень развития конвергентного мышления, определяемого по тестам интеллекта, может сочетаться с низким уровнем дивергентного мышления. Ребёнок в этом случае будет в учении успешным, но совершенно беспомощен в самостоятельной деятельности, в творчестве.
Говоря об академической одарённости следует знать, что, как правило, при традиционном обучении одарённые дети крайне редко бывают отличниками. Дж. Гилфорду принадлежит идея "интеллектуального порога", когда понятия "интеллект " и "креативность" считаются неоднозначными, разводятся.
Ещё Л.С. Выготский отмечал, что проявления фантазии у ребёнка более ярки и неожиданны за счёт того, что ребёнок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. Более детально это изучили М. Фидельман, В.С Юркевич и другие. Они ответственно заявили, что на ранних возрастных этапах высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. Если же не будет интенсивной работы по развитию интеллектуальных способностей к творчеству, уровень креативности резко снижается
Работа с одаренными и талантливыми школьниками осуществляется в трёх направлениях:
- Знакомство учителя с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
- Выявление одаренных детей, детей с признаками одаренности, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный дальнейший скачок в развитии их способностей.
- Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время через: - кружки, секции, клубы по интересам, - спец. курсы с учетом индивидуальных особенностей учащихся - работу психолога с учащимися.
Этапы работы по выявлению и развитию одаренных детей
I этап. Сбор информации от родителей, детей, педагогов о достижениях обучающихся в какой-либо деятельности:
1. Анкетирование родителей «Чем любит заниматься ваш ребёнок?»,
2.Анкетирование учащихся по выявлению интересов «Твой любимый предмет в школе».
3. Анализ особых успехов и достижений учащихся по предметам.
II этап. Индивидуальная оценка возможностей ребенка
- Диагностика потенциальных возможностей детей совместно с психологической службой в школе.
- Диагностика потенциальных возможностей детей педагогом в классе
- Создание банка данных по талантливым и одаренным детям.
III этап. Создание программы развития способностей обучающихся
- Вовлечение в кружковую, внеурочную деятельность.
- Создание условий для участия детей в различного вида конкурсах, олимпиадах, выставках и т.п.
Диагностика одарённости
В силу того, что одарённость не является неизменным качеством личности, результаты попыток её ранней диагностики не могут считаться абсолютно надёжными. С одной стороны, если критерии, на которых строится поиск, слишком строги, многие потенциально одарённые дети будут лишены возможности проявить и развить свои способности.
Таланты вырастают не только из детей с ранним умственным развитием. Одарённость может обнаружиться на более поздних возрастных этапах или ранние признаки одарённости не смогли разглядеть; или способности проявятся под влиянием благоприятных обстоятельств. Тем не менее, всё это ни в коей мере не умаляет важности раннего выявления одарённости детей.
Во-первых, потому, что без помощи и сопровождения ребёнок может не стать одарённым взрослым.
Во-вторых, потому, что сдерживая развитие одарённого ребёнка, мы отдаляем момент его вступления в творческую жизнь общества.
Выявление одарённых и талантливых детей достаточно длительный временной процесс, связанный с динамикой развития детей. Эффективность диагностики возможна посредством применения разнообразных процедур тестирования. Следовательно, диагностические процедуры должны проводиться с определённой периодичностью, охватывая весь контингент школьников, и служить основой для корректировки учебных программ в школе.
Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности; конкретные академические способности; творческие или продуктивные способности; лидерские способности; психомоторные способности; художественные и исполнительские искусства
Необходимость выявления одарённых и творческих детей является фактом очевидным. В настоящее время стандартизированные методы измерения интеллекта (тесты) составляют наиболее широко применяемые способы выявления одарённых детей. Традиционно применение тестов на интеллектуальные и творческие способности школьников, тестов на оценку успеваемости (достижений). Необходимо дополнять этот инструментарий опросниками для учителей, родителей, данными наблюдений за детьми.
Диагностические этапы одаренности
Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет несколько этапов:
- Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;
- Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений, сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;
- Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;
- Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;
- Оценка работ, достижений, школьной успеваемости;
- Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов
Анкетирование родителей
Тест-опросник, определяющий одаренность и направленность школьника
к той или иной области деятельности
Отвечая на вопросы, записывайте ответы: утвердительные «да» — 1 очко; отрицательные «нет» — 0 очков. Затем складывайте все очки. По шкале результатов узнаете, одарен ли Ваш ребенок.
- Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
- Меняет ли он свои интересы, наклонности?
- Любит ли рисовать воображаемые предметы?
- Любит ли рисовать абстрактные картинки?
- Любит ли фантастические истории?
- Сочиняет ли рассказы или стихи?
- Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?
- Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
- Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
- Боится ли темноты?
- Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
- Считал ли это слово понятным без разъяснений?
- Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
- Был ли удачен этот замысел?
- Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
- Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
- Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
- Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?
- Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
- Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
- Любит ли читать книжки без иллюстраций?
- Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?
- Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?
Шкала результатов:
От 20 до 23 очков — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.
От 15 до 19 очков — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован.
От 9 до 14 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.
От 4 до 8 очков — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.
Менее 4 очков — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.
Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)
Оцените своего ребенка по семи пунктам. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно. Мой ребенок способен:
- Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).
- Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).
- Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность).
- Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).
- Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).
- Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).
- Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).
Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам:
35-28 баллов — высокий уровень креативности; 27-17 — средний; 16-0 — низкий.
Не относитесь слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь вносит свои коррективы и ребенок еще может измениться.
Диагностические методики выявления интеллектуальных и творческих способностей
Методика «Исключение лишнего»
Шкалы: уровень развития мышления (способность к обобщению, выделению существенных признаков)
Назначение теста
Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
Методика имеет два варианта: первый вариант – исследование на предметном, второй – на вербальном материале.
I . Предметный вариант
Описание теста
Одна за другой испытуемому предъявляются карточки с изображением четырех предметов на каждой. Из нарисованных из каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.
Инструкция к тесту
«Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».
Исследователь и испытуемый решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.
В протоколе записывают: номер карточки; название предмета, который испытуемый исключил; слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три; объяснения; все вопросы, которые ему были заданы; его ответы. Этот вариант теста годится для исследования детей и взрослых.
II. Словесный вариант
Инструкция к тесту
Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследований лиц старше 10-11 лет.
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
- Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
- Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
- Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
- Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
- Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
- Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
- Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
- Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
- Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
- Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
- Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
- Дом, мечта, машина, корова, дерево.
- Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
- Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
- Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
Обработка и интерпретация результатов теста
Шкала для оценки уровня развития операции обобщения
Число баллов | Характеристика решения задач | |
I | II | |
|
| Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: |
5 | - | объединяемых в одну группу предметов (слов); |
- | 5 | «лишнего» предмета (слова). |
|
| Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: |
4 | - | для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу; |
- | 4 | для обозначения «лишнего» предмета (слова). |
|
| Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: |
2,5 | - | объединяемых в одну группу предметов (слов); |
- | 2,5 | «лишнего» предмета (слова). |
|
| То же, но с помощью исследователя для обозначения: |
1 | - | предметов (слов) объединенных в одну группу; |
- | 1 | «лишнего» предмета (слова). |
|
| Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: |
0 | - | предметов (слов) объединенных в одну группу; |
- | 0 | «лишнего» предмета (слова) |
Уровни: 10 баллов — очень высокий; 8–9 баллов — высокий; 4–7 баллов — средний; 2–3 балла — низкий; 0–1 балл — очень низкий.
Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.
Источники
- Исключение лишнего/ Альманах психологических тестов. М., 1995, С.143-152.
Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)
Цель исследования: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
Стимульный материал: серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта:
а) картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно восстановить причинно-следственные и временные отношения;
б) картинки со скрытым смыслом сюжета – когда требуется привлечь определенные знания о закономерностях явлений природы и окружающей действительности.
Процедура проведения методики:
Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.
Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Задание состоит из двух частей:
1) выкладывание последовательности событий картинок;
2) устный рассказ по ним.
После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.
Выводы об уровне развития.
Высокий – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа.
Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.
Низкий – если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;
- по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
- составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;
- каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;
- на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
В отечественной психологической практике данная методика предложена Н.А.Бернштейном (С. Л. Рубинштейн, 1979). Аналогичное по содержанию задание входит и в тест измерения интеллекта Д.Векслера (8 субтест).
Методика «Сравнение понятий»
Шкалы: характер развития операций сравнения, анализа и синтеза
Назначение теста
Методика применяется при исследовании операций сравнения, анализа и синтезав мышлении детей и подростков.
Инструкция к тесту
Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?» Испытуемого необходимо направлять на поиск возможно большего количества черт сходства и различия между парными словами. Все его ответы полностью записываются в протокол.
Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.
Тестовый материал.
- Утро – вечер.
- Яблоко – вишня.
- Корова – лошадь.
- Лев – собака.
- Летчик – танкист.
- Ворона – воробей.
- Лыжи- коньки.
- Молоко – вода.
- Трамвай – автобус.
- Золото – серебро.
- Река – озеро.
- Сани – телега.
- Велосипед – мотоцикл.
- Воробей – курица.
- Собака – кошка.
- Дуб – береза.
- Ворона – рыба.
- Сказка – песня.
- Лев – тигр.
- Картина – портрет.
- Поезд – самолет.
- Лошадь – всадник.
- Обман – ошибка.
- Кошка – яблоко.
- Ботинок – карандаш.
- Голод – жажда.
Оценка результатов теста
Уровни: Высокий – школьник назвал более 12 черт сходства и отличия, средний – от 12-8 черт, менее 8 черт – низкий.
Качественная обработка состоит в том, что экспериментатор анализирует, какие черты отметил учащийся в большем количестве – сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия.
Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.
Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.
При выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий.
Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба» - слова, у которых трудно найти общее.
У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.
Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.
Источники
- Методика “Сравнение понятий”/ Альманах психологических тестов – М., 1995.С.134-135.
Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо)
Креативность по Торренсу (от лат. creatio - созидание) - это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат.
Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.
Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.
Инструкция - описание к тесту Торренса, стимульный материал:
Субтест 1. «Нарисуйте картинку».
Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.
Субтест 2. «Завершение фигуры».
Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.
Субтест 3. «Повторяющиеся линии».
Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.
Обработка результатов.
Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».
Ключ к тесту Торренса.
«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:
1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.
2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.
Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.
Неадекватными признаются следующие рисунки:
рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.
рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.
осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.
3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.
4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.
«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:
1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.
2. Оценивается рисунок, а не название!
3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.
Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:
Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.
Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.
Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.
1. цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.
2. буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).
3. цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.
4. буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).
5. цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.
6. ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).
7. цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).
8. цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.
9. цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.
10. цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.
Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.
«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.
0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.
1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.
2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…
3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».
«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.
0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.
1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ равен 0 баллов.
2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов.
«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:
1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.
2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.
3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет.
4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.
Интерпретация результатов теста Торренса.
Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.
Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:
30 — плохо
30—34 — ниже нормы
35—39 — несколько ниже нормы
40—60 — норма
61—65 — несколько выше нормы
66—70 — выше нормы
>70 — отлично
На основе вышеупомянутых критериев и показателей были определены уровни сформированности творческих умений младших школьников: высокий, хороший средний, низкий.
Высокий уровень характеризуется беглостью мышления и определяется высоким числом ответов, а так же гибкостью творческого мышления, способностью к быстрому переключению и определяется числом групп данных ответов и своеобразием мышления, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответов. (>70 — отлично)
Хороший уровень характеризуется хорошим количеством генерируемых ответов, хорошему темпу при выполнении тех или иных задач, выше среднего, чуть медленным темпом переключения внимания с одного на другое задание. (66—70 — выше нормы)
Средний уровень характеризуется средним количеством генерируемых ответов, среднему темпу при выполнении тех или иных задач, более медленным темпом переключения внимания с одного на другое задание, и средним показателем оригинальных ответов. (40—60 — норма
61—65 — несколько выше нормы)
Низкий уровень младших школьников характеризуется низкой продуктивностью генерирование идей, медленным переключением с одной задачи на другую, малым числом групп данных ответов и низким уровнем своеобразных решений поставленных задач. (30—34 — ниже нормы)
Средние значения показателей креативности у учащихся разных классов
Классы | Беглость | Гибкость | Оригинальность | Разработанность |
1-2 | 9,0 (1,2) | 7,5 (1,7) | 10,3 (2,9) | 22,4 (8,8) |
3-4 | 8,9 (1,6) | 7,6 (1,6) | 9,7 (3,6) | 31,7 (15,2) |
Литература:
1. Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М., 1973.
2. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
3. Вопросы психологии способностей школьников /Под ред. Крутецкого В.А. — М.,1964
4.. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. — М.,1991.
5. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
6. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — М., 1993. '
7. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1981.
8. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
9. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. — М., 1993.
10. Обухова Л. Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском
возрасте. — М., 1995.
11. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. — М.,1981.
12. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.П. Ступеньки к творчеству. — М., 1987.
Интернет-ресурсы:
13. http://psylist.net/praktikum/
14. http://www.loiro.ru/files/pages/page_160_0543.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся «Одаренные дети»
Программа...
Мастер-класс: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС «Путешествие в страну Каллиграфия»».
Каллиграфия - это искусство, требующее зоркости "ума" и упорства......
Программа выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках в начальной школе на 2017-2021 гг.
Выявление и развитие одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и спос...
Программа "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности "
Программа содержит методики для выявления способностей и пути, средства для развития логического мышления и творческих способностей детей....
Программа «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»
Создание инструментария учителя начальных классов, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни....
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной статье предложены различные универсальные методы, приёмы и упражнения, способствующие развитию интеллектуальной и творческой активности детей, созданию эмоционально положительной атмосферы в ...