Родительское собрание "Причины и последствия детской агрессии"
консультация (3 класс)
Время проведения: II четверть 3 класса
Форма проведения: лекторий для родителей
Цели: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях
Задачи: выявить причины детской агрессии; познакомить с методами её коррекции; наметить пути сотрудничества педагогов и родителей в профилактике детской агрессивности
Подготовительный этап: распечатать памятки для родителей (Приложение 1 )
Уважаемые мамы и папы! Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления детьми жестокости и агрессии. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлениями детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить. И пусть слова Эриха Хромма станут эпиграфом нашей встречи: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание "Причины и последствия детской агрессии" | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Причины и последствия детской агрессии»
Время проведения: II четверть 3 класса
Форма проведения: лекторий для родителей
Цели: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях
Задачи: выявить причины детской агрессии; познакомить с методами её коррекции; наметить пути сотрудничества педагогов и родителей в профилактике детской агрессивности
Подготовительный этап: распечатать памятки для родителей (Приложение 1 )
Уважаемые мамы и папы! Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления детьми жестокости и агрессии. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлениями детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить. И пусть слова Эриха Хромма станут эпиграфом нашей встречи: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли».
Что такое агрессия?
Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически(драки) и вербально(нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку и т.п.). У старших больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, эти качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью не допускает оскорбления, издевательства.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.
Причины детской агрессии
- Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. В такой семье агрессия является нормой жизни.
- Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям. Завтра им выгодно говорить другое, и это вновь навязывается детям. У детей не формируется нравственный стержень поведения. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить такие признаки, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности, - расположение и неприятие. Расположение семьи помогает ребёнку преодолеть трудности, включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд, умеет выслушать ребёнка. Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью. Неприятие ребёнка приводит к появлению такого заболевания, как детский госпитализм – одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Но значимо для человека и наказание, если оно следует сразу за проступком, объяснено ребёнку, оно суровое, но не жестокое, оценивает действие ребёнка, а не его самого. Наказывая ребёнка, родители должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.
Требовательность как основное условие предотвращения агрессии
Одним из главных условий предотвращения детской агрессии является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к детям. Однако следует помнить, что требовательность – это не тирания. Требовательный родитель никогда не позволит требовать от ребёнка то, что им самим в его ребёнке не заложено. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто агрессия связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды. Например, если в школе «лёгкие уроки» и родители считают, что можно туда не идти, не следует писать записку, что ребёнку плохо. Через пару лет ребёнок сам напишет такую записку и распишется за отца или мать.
Требовательность оправдана лишь тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено или высказано в деспотичной форме, вызовет сопротивление даже у самого покладистого ребёнка. Только покладистый ребёнок будет выражать свой протест скрыто, а ребёнок не очень покладистый – открыто. Требования к маленьким детям лучше выдвигать в игровой форме.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребёнку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребёнка, это даст возможность ребёнку лавировать между родителями, шантажировать их, врать.
Виды агрессии, их проявления и рекомендации психолога
- Агрессия проявляется в высказываниях ребёнка (угрозы, грубость, неприличные слова)
Чаще всего виноваты в этом взрослые. Кто-то из членов семьи «выпускает пар» таким способом. Собственные наблюдения и реакция взрослых приводят ребёнка к выводу, что умение вставить в свою речь бранное словцо является одним из признаков взрослости. А если ещё родители говорят, что использовать такие слова можно только взрослым, то ребёнок намеренно начинает употреблять запрещённые выражения. Это возвышает его в собственных глазах и в глазах сверстников, делает его «взрослым». Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства более привлекательными в глазах ребёнка. Он будет их повторять , но постарается, чтобы вы их не слышали. Тогда информацию о поведении своего ребёнка вы будете получать от других людей.
Итак, каковы же советы психолога, если агрессивность ребёнка проявляется в употреблении нецензурных выражений?
- Объясните ребёнку, что люди употребляют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
- Следите за собственной речью.
- Если ребёнок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяснить ребёнку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае скажите, что слово настолько отвратительное, что вы не можете произнести его вслух.
- Если ребёнок интересуется, почему люди употребляют такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или рассердить другого.
- Если ребёнок поймал вас на «нехорошем» слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно. Старайтесь держать себя в руках.
- Агрессия проявляется в играх, рисунках, сочинениях.
Она начинает проявляться впервые в 4-5 лет. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно примеряют на себя роли таких персонажей. Многие отрицательные герои мультфильмов более могущественны и потому более привлекательны. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли, потому что они дают им возможность побыть другими, плохими, независимыми, а значит взрослыми. Иногда такое поведение ребёнок переносит и в реальную жизнь. Причиной такой ситуации может быть и низкая самооценка ребёнка. «Вы говорите, что я плохой, я и буду плохим, вам назло».
Иногда агрессия наблюдается в рисунках, сочинениях школьников. Это выражается в прогнозировании катастроф, несчастных случаев, в рисовании жестоких сцен. Такие случаи, скорее всего, иллюстрируют высокий уровень тревожности ребёнка.
- Агрессия направлена на самих себя.
Ребёнок может причинить себе боль, унижать, оскорблять себя. Такую картину можно наблюдать, если у ребёнка что-то не получается. Иногда такое поведение может носить и демонстративный характер: «Вот как мне плохо», «Вот как я мало себя ценю».
- Агрессия направлена на окружающих людей.
Физическая агрессия по отношению к окружающим бывает по нескольким причинам:
- Желание самоутвердиться
- Защита
- Безысходность
- Несдержанность
Если в первых трёх случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности, то последний вариант – показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма.
Что же делать, если ребёнок даже по ничтожному поводу лезет в драку? Ругать? Наказывать его?
Задача родителей состоит в том, чтобы научить ребёнка не столько сдерживать, подавлять свои эмоции, сколько уметь управлять ими. Бывает, что очень вспыльчивый ребёнок старается сдерживаться на людях, а дома срывается: устраивает истерики, скандалит, грубит, дерётся. Такое проявление агрессии не приносит ему облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует себя виноватым. Напряжение от этого ещё более усиливается.
Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гнева и протеста – истерика. Это и способ чего-либо добиться, и результат накопленного напряжения, стресса, волнения. Особенно подвержены таким срывам подвижные, активные, возбудимые, впечатлительные, нервные дети.
Агрессивные дети, как правило, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они ещё больше отталкивают их. Поведение, которое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой обратить на себя внимание.
Итак, взрослым, наблюдающим агрессивность ребёнка, надо понять, что он имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но не визгом и тумаками, а словами. Надо сразу дать понять ребёнку, что агрессивное поведение не принесёт желаемого результата.
- Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.
- Следует избегать неоправданного применения силы и угроз.
- Важно помочь ребёнку научиться владеть собой.
- Агрессия проявляется по отношению к животным.
В раннем детстве в основе «садистских» опытов над животными может лежать простое любопытство. Ребёнок сам не понимает, что причиняет боль, страдания. В этом случае нужно просто поговорить с ребёнком, обсудив, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умело говорить.
Жестокость школьников постарше, как правило, свидетельствует об агрессивности. Но и в этом случае причиной агрессии, скорее всего, является неудовлетворённость, конфликт в семье. Например, если ребёнка наказывают физически, он вымещает свои обиды на домашних животных.
Жестокое отношение к бездомным животным воспринимается самим ребёнком как шутка, забава, игра, которые могут поднять его авторитет среди сверстников. К сожалению. В подростковом возрасте школьники часто оказываются под влиянием компании и участвуют в издевательстве над животными, чтобы не показать своей «слабости». Впоследствии это может развиться и в преступную деятельность, и в агрессию по отношению к прохожим.
Вот каковы рекомендации психологов по этой проблеме:
- Наблюдайте за играми ребёнка. Если вы заметили, что в ходе игры ребёнок проявляет агрессию по отношению к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Известно, что в играх дети реализуют свои мечты, фантазии, страхи.
- Обсуждайте с ребёнком, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной персонаж ему нравится или наоборот.
- Если ребёнок рассказывает вам свой сон, не отмахивайтесь. Во сне дети часто видят то, что вызывает у них сильные переживания, чего им не хватает в жизни. Обращайте внимание на повторяющиеся сюжеты.
- Приучите ребёнка рассказывать о том, что его волнует, за что он переживает. Пусть он привыкнет прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится и не нравится.
- Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребёнка – он будет копировать ваше поведение.
- Не пытайтесь исправить поведение вашего ребёнка постоянными нотациями. Лучше постоянно подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимания на таких примерах в жизни, в кино, в книгах.
В последние годы психологи рассматривают такую причину детской агрессии, как СМИ. За все школьные годы ребёнок проводит у телевизора почти 15 тысяч часов. За это время он видит в среднем 13 тысяч сцен насилия. Дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребёнок перестаёт видеть грань между игрой и реальностью.
Коррекция агрессивности в поведении детей
- Сказкотерапия – это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла. После чтения поговорите с ребёнком. В ходе беседы дети учатся давать собственную оценку действиям и поступкам героев.
- Освобождающие игры – направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной стабильности. Это своеобразный канал для выпуска разрушительной энергии в приемлемой форме(например, бросалки, кричалки, рвалки).
- Режиссёрские игры – позволяют ребёнку оценить конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные вариант поведения и выбирать приемлемый. В режиссёрской игре ребёнок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссёра. Ребёнок невольно встаёт на место каждого персонажа – «агрессора», «провокатора», «жертвы», «свидетеля» - осознаёт его положение.
Подведение итогов
Наша встреча подходит к концу. Очень хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, заставила задуматься. Вот несколько советов:
- Учитесь слышать своих детей.
- Старайтесь делать так, чтобы только вы, родители, снимали их эмоциональное напряжение.
- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
- Умейте принять и любить их такими, какие они есть.
(Учитель раздаёт памятки для родителей- Приложение 1)
Приложение 1.
Памятка для родителей
Уважаемые мамы и папы! Внимательно прочтите эту памятку, Вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые не касаются воспитательной системы вашей семьи. Подумайте, над тем, что ещё можно изменить. Мысленно представьте лицо вашего ребёнка, будьте честны перед ним и перед собой.
Агрессивность ребёнка проявляется, если:
- Ребёнка бьют
- Над ребёнком издеваются
- Над ребёнком зло шутят
- Ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда
- Родители заведомо лгут
- Родители воспитывают ребёнка двойной моралью
- Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка
- Родители не умеют любить одинаково своих детей
- Родители ребёнку не доверяют
- Родители не общаются с ребёнком
- Вход в дом закрыт для друзей ребёнка
- Родители проявляют к ребёнку мелочную опеку и заботу
- Родители живут своей жизнью, ребёнок чувствует, что его не любят
Для преодоления детской агрессии в арсенале родители должны иметь:
- Внимание
- Сочувствие
- Терпение
- Требовательность
- Честность Открытость
- Обязательность
- Доброту
- Ласку
- Заботу
- Доверие
- Понимание
- Чувство юмора
- Ответственность
- Такт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Причины и последствия детской агрессии»
Родительское собрание на тему "Причины и последствия детской агрессии" я проводила во 2 классе. Интерес и высокая активность учащихся и их родителей меня порадовали....
Выступление на родительском собрании на тему:"Причины и последствия детской агрессии".
В данном выступлении раскрываются причины детской агрессии и даются рекомендации родителям по данной теме. Прилагаются анкеты для учащихся и для родителей по данной проблеме....
Родительское собрание "Причины и последствия детской агрессии"
Причины детской агрессии, ее влияние на поступки, последствия и пути её преодоления...
Родительское собрание "Причины и последствия детской агрессии"
Материал нацелен на профилактику детской агресси. Даёт возможность обсудить причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка. Поможет в формировании у родителей культуры понимания проблемы аг...
Родительское собрание "Причины и последствия детской агрессии"
Раскрыты причины детской агрессии, намечены пути ее преодоления....
Родительское собрание "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии....
Родительское собрание по теме "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"
Родительское собрание «Детская агрессия»Цели собрания: 1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.2. Формировать у родителей культуру понимания...