Родительское собрание "Причины и последствия детской агрессии"
методическая разработка (2 класс) по теме

  Причины детской агрессии, ее влияние на поступки, последствия и пути её преодоления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_prichiny_detskoy_agressii.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Черниговская СОШ

Классный  руководитель: Батурина Елена  Владимировна

2 класс

                       Родительское  собрание №2

                              Промедление может обернуться чем  угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро.

                                          Николо Макиавелли

Задачи: обсудить с родителями причины  детской  агрессии, ее влияние на  поведение ребёнка; формировать у родителей культуру понимания проблемы детской  агрессии и путей  её преодоления.

                                     

           Человек  обладает  способностью  любить, и  если он  не  может  найти  применения своей  способности  любить, он  способен ненавидеть,  проявляя агрессию и жестокость. Этим  средством он руководствуется как бегством от  собственной  душевной  боли…

                                                    Эрих Фромм

Форма  проведения: круглый  стол

                           Ход  собрания

  1. Вступительное  слово

Уважаемые мамы и папы,  дедушки и бабушки!

Тема  нашей  новой  встречи серьёзна и трудна.  Это  тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти  явления живут среди  нас, взрослых, и среди наших  детей. Что же это за  явление и стоит ли нам о нём говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что  собой  представляет агрессия и как мы, взрослые, можем  помочь детям преодолеть её.

  1. Полезная  информация.

Что  такое  агрессия?

Агрессия-это  поведение, которое причиняет  вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

 В психологии различают  два  вида агрессии: инструментальную и враждебную.

          Инструментальная  агрессия проявляется  человеком для  достижения  определённой  

цели. Она  очень  часто  проявляется у маленьких  детей (я хочу  забрать  игрушку, предмет и т.д.) У старших, т.е. у наших  с вами  детей, больше проявляется враждебная  агрессия, направленная  на то, чтобы  причинить  человеку  боль.

       Очень  часто  агрессию, её проявление,  путают с настойчивостью, напористостью. Как вы  считаете. Эти качества равнозначные?

(Мнения  родителей)

Что вас больше обрадует  в вашем  ребёнке: настойчивость или  агрессивность?

(Мнения  родителей)

 

Безусловно, настойчивость. Это  качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые форм, т.к. не допускает оскорбления, издевательств и т.д.

       Уровень  агрессивности  детей  меняется в зависимости  от  ситуации в большей  или  меньшей  степени, но  иногда  агрессивность принимает  устойчивые  формы. Причин  для такого  поведения много: положение ребёнка  в коллективе, отношение  к нему  сверстников,  взаимоотношения с учителем и т.д.

Отечественные  специалисты в области  психологии выделили  следующие психологические  особенности, провоцирующие агрессивное  поведение детей:

-недостаточное  развитие интеллекта и коммуникативных  навыков;

-сниженный  уровень  саморегуляции;

-неразвитость игровой  деятельности;

-сниженная самооценка;

-нарушения в отношениях со сверстниками.

        Наиболее часто встречающиеся виды  агрессивности  у  детей

Вид  агрессивности

Проявления

Защитная

Ребёнок  часто  конфликтует, дерётся; громко  говорит; на занятиях  и уроках выкрикивает; стремится к лидерству

Деструктивная

Ребёнок не  уверен в себе; не организован; играет роль классного шута; использует ненормативную  лексику; склонен к разрушению

демонстрационная

Ребёнок  стремится привлечь  к себе  внимание (хотя бы негативное); проявляет  вербальную  агрессию, кривляние; склонен к лживости или  воровству; большое  внимание  уделяет  внешнему  виду (чаще девочки)

        Стойкая  агрессивность некоторых  детей  проявляется в том, что они  иначе,  чем  другие,  понимают иногда  поведение  окружающих,  интерпретируя его  как  враждебное.

     К агрессии больше склонны мальчики. Она  входит  в мужской  стереотип, культивируется в семье и средствах массовой  информации.

     Очень  частой причиной  детской  агрессии является семейная ситуация.

     Агрессивное поведение членов  семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство. Унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что  ребёнок проявляет  агрессивность в обыденной жизни в несколько раз  чаще там, где агрессию  взрослых он  видел  ежедневно и она  стала нормой  его  жизни.

     Непоследовательность родителей  в обучении детей  правилам и нормам поведения. Эта методика  воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный  стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить  одно,  и они навязывают эту  линию  поведения  детям, завтра им  удобно  говорить другое, что  вновь навязывается детям. Это  приводит к растерянности,  озлоблению, агрессии против  родителей  и  других  людей.

В воспитании можно  выделить  две  пары важных  признаков, которые  позитивно  или  негативно влияют  на  формирование детской  агрессивности: расположение или неприятие

     Чем  характеризуется и как влияет на  преодоление агрессивности расположение?      Семья  помогает  ребёнку:

А) преодолеть  трудности;

Б) использует в своём арсенале умение  слушать ребёнка;

В) включает  в общение тепло, доброе  слово, ласковый  взгляд.

    Неприятие, наоборот, стимулирует  детскую  агрессивность.

Оно  характеризуется безразличием,  устранением  от  общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования  ребёнка. Неприятие  ребёнка приводит к проявлению такого  заболевания, как  детский  госпитализм. Что это  такое? Одиночество, отсутствие желания  общаться с родными  людьми,  отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

    Огромное значение в воспитании детей имеет  поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.

   Очень  значимо для человека и наказание, если:

А) оно следует немедленно за проступком;

Б) объяснено  ребёнку;

В) оно  суровое, но не жестокое;

Г) оно  оценивает действия  ребёнка, а не  его человеческие  качества. Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

       Не  следует  уступать капризам и делать  поблажки без  нужды.

       Например, если в школе «лёгкие» уроки и родители считают, что туда  можно  не  идти, не  следует  писать  записку,  что  ребёнку  плохо. Через  пару  лет он  сам  напишет  записку учителю и распишется за  отца  или  мать.

     Одним  из главных  условий предотвращения агрессивного  поведения детей  является требовательность родителей по отношению к себе и по  отношению  к  собственному  ребёнку. Требовательность-это  не  тирания. Тирания  порождает  тиранию. Требовательность  должна  быть разумной  и  доброжелательной. Требовательность оправдана  тогда,  когда  перед  ребёнком выдвигаются  посильные задачи и оказывается посильная  помощь в их  решении,  иначе  она  просто лишена  смысла. Даже  самое справедливое и несложное требование, если  оно не  объяснено и выражено в деспотичной  форме, вызовет сопротивление любого  ребёнка, даже  самого  покладистого. Разница только  в том, что  покладистый  ребёнок будет  выражать  протест скрыто, а ребёнок не  очень  покладистый будет  выражать  его  открыто.        Требования к младшим школьникам лучше  выражать в увлекательной  игровой  форме.

В своих  методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребёнку родители  должны быть последовательны и едины. Как  только в семье поселяются  тайны друг  от  друга,  уходит  доверие родителей друг  друга в воспитании ребёнка, это  даст  возможность  ребёнку лавировать между  родителями, шантажировать их, врать  им.

    Если  это  удаётся длительное  время. А затем  налагается  запрет,  это  приводит  к  агрессивности со  стороны ребёнка.

  1. Анализ  анкетирования

Анализ  анкет  показывает, что чаще всего младшие  школьники анализируют  качества своего характера с позиции взрослых ( дети  проявляют  те качества,  которые подчеркивают  родители в нём)

Анкета  для  учеников (ф. и) _________________________________                                  

Чаще  всего  я радуюсь, когда________________________________

__________________________________________________________

Чаще  всего  смеюсь, когда___________________________________

__________________________________________________________

Чаще всего у меня  хорошее настроение, когда_________________ _

__________________________________________________________

Чаще  всего  я  плачу, когда_________________________________ _

__________________________________________________________

Чаще  всего  я злюсь, когда___________________________________

__________________________________________________________

Чаще  всего я обижаюсь, когда________________________________

Мне  хорошо, когда меня____________________________________

__________________________________________________________

Мне  плохо, когда меня______________________________________


Задание. Выбери свои качества

                          я- злой

Я- добрый                             я- терпеливый    

 

 

                              я -нетерпеливый                      я -упрямый  

 я -безразличный                                    я -хороший  друг  

Я -умный                      

                                      я- помощник            

                                                     

                                                                          я- обидчивый

  1. Подведение  итогов

 Подходит  к  концу  наша  очередная  встреча. Хочется,  чтобы она  оказалась  для  вас  полезной, вызвала  раздумья, желание  построить  взаимоотношения в своей  семье по-новому.

       Прослушайте «золотые» правила воспитания, которые надеюсь, помогут  вам в воспитании вашего  ребёнка:

  1. Учитесь  слушать и слышать  своего  ребёнка.
  2. Постарайтесь сделать  так,  чтобы только вы  снимали его  эмоциональное  напряжение.
  3. Не запрещайте  детям выражать  отрицательные  эмоции.
  4. Умейте  принять и любить  его  таким, каков  он  есть.
  5. Повиновение,  послушание и исполнительность будут  там,  где они предъявляются разумно.
  6. К агрессивным  проявлениям в поведении ребёнка приводит  агрессивность семьи.

Анкетирование  родителей(См.анкета для  родителей )

_ф.и.о.________________________

1. Бывает ли  ваш  ребёнок  агрессивным?_________________________________________

2.В каких  ситуациях он проявляет  агрессию? _____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Против  кого  он  проявляет  агрессию? _________________________________________

_____________________________________________________________________________

4.  Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребёнка?__________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметьте те  качества, которые у ребёнка  наиболее выражены         ( лучше в баллах, используя 5-бальную  шкалу)

доброта-                                  сочувствие-

     

                              покладистость-

          терпение-  

                           

                                                                   сопереживание-    

                               безразличие-

упрямство-                                        агрессивность-

                          нетерпимость-

 

                                                           эгоизм

В заключение  нашей  беседы- памятка  -руководство для нас с вами.

 Успехов Вам и вашим детям!

Не забудьте заполнить отзыв о нашей  встрече ( карточка  отзыва)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Причины и последствия детской агрессии»

Родительское собрание на тему "Причины и последствия детской агрессии" я проводила во 2 классе. Интерес и высокая активность учащихся и их родителей меня порадовали....

Выступление на родительском собрании на тему:"Причины и последствия детской агрессии".

В данном выступлении раскрываются причины детской агрессии и даются рекомендации родителям по данной теме. Прилагаются анкеты для учащихся и для родителей по данной проблеме....

Родительское собрание "Причины и последствия детской агрессии"

Материал нацелен на профилактику детской агресси. Даёт возможность обсудить причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка. Поможет в формировании у родителей культуры понимания проблемы аг...

Родительское собрание "Причины и последствия детской агрессии"

Раскрыты причины детской агрессии, намечены пути ее преодоления....

Родительское собрание "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, на­сколько развито в обществе сопротивление агрессии....

Родительское собрание по теме "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Родительское собрание «Детская агрессия»Цели собрания: 1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.2. Формировать у родителей культуру понимания...