Классный час
классный час (2 класс)

Ирина Васильевна Комарова

Классный час во 2-ом классе "Учимся оценивать себя"

Цель: развитие адекватной самооценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час "Оценивание себя"31.4 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации

Поронайского городского округа

муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение  средняя общеобразовательная  школа № 2 г. Поронайск

КЛАССНЫЙ  ЧАС

Тема: «Развитие самооценки обучающихся»

Комарова Ирина Васильевна

учитель начальных классов                

                                                 

г. Поронайск

2020

Классный час.

Тема: «Оценивание себя».  

Взглянуть, как в зеркало,

 другого человека.

К. Маркс

В жизни мы постоянно выражаем своё отношение к окружающему: нравится или не нравится, красиво или некрасиво, дёшево или дорого и т.д. Это и есть оценка – определение ценности, установление качества, степени, уровня, значения чего-либо или кого-либо. В основе оценки лежит сравнение с каким-то образцом, примером.

- Вы когда-нибудь сравнивали себя, свои качества, достоинства и недостатки?

- Совпадала ли эта ваша оценка с оценкой вас другими людьми?

Оценка самого себя, своих качеств, своих достоинств и недостатков называется самооценкой.

Бывает, что человек о себе думает лучше, чем он есть на самом деле – это завышенная самооценка, а бывает – наоборот: заниженная самооценка. И то и другое будет мешать, вам жить, становиться лучше. Надо стремиться, чтобы самооценка была правильной, достоверной. Для этого сравните себя с другими людьми, прислушивайтесь к мыслям и высказываниям окружающих (друзей, родителей, учителей).

Окружающие люди, с которыми вы себя сравниваете, а также общественные нормы и ценности, с которыми вы сопоставляете свои действия, играют роль зеркала, в которое смотрится каждый из нас, составляя образ своего Я.    

Завышенная:

- переоценка своих данных;

- эгоистичность;

- чувство превосходства над другими;

- пренебрежение мнениям других.  

Достоверная:

-  знание себя;

- правильное отношение к другим.

Заниженная:

- недооценка своих возможностей;

- неуверенность;

- чувство тревоги.

Самонаблюдение.

Чтобы оценить себя, оценить что-то в себе, надо увидеть в себе это что-то, почувствовать и осознать его. Это что-то может быть вашим действием (поступком), качеством – или внешним, или внутренним (личностным), может быть ощущением, чувством, мыслью. Такое целенаправленное наблюдение своих поступков, качеств называют самонаблюдением. 

Рекомендации «Как наблюдать за собой».

  1. Самонаблюдение лучше всего начинать с контроля за своей осанкой, потом походкой, далее – манерой говорить, рассказывать, выслушивать других. Затем следует использовать приём сравнения: как другие хотят, говорят, улыбаются, слушают, спорят и т.д.  
  2. Другой человек – это зеркало: смотри, сравнивай, делай вывод, чем ты сильнее, чем слабее других.
  3. Внимание. Трудность в самонаблюдении состоит в том, что приходится одновременно действовать, трудиться и наблюдать за собой, фиксировать свои поступки. При самонаблюдении надо научиться переключать внимание то на событие, то на себя. Это нелёгкая задача, она требует многократных тренировок.
  4. Выделение главного. Находить и выделять главное – азбука самонаблюдения. Это значит, надо постоянно отдавать себе отчёт, что сейчас происходит, где вы находитесь в этой ситуации, что и зачем делаете и т.д.
  5. Чтобы накапливать знания о себе, рекомендуем вести дневник. Записи делать желательно ежедневно, в крайнем случае, раз в неделю.

Рекомендации «Как себя оценивать».

  • Судите о себе по делам;
  • Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас;
  • Сравнивайте своё мнение о себе с мнением, о вас со стороны;
  • Прислушивайтесь к критике в свой адрес;
  • Будьте самокритичны, но не слишком;
  • Лев Толстой говорил, что человек подобен дроби: числитель – то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. То, что вы есть – это ваши дела, ваши хорошие отношения с людьми и всё, что приносит пользу.

Человек

=

то, что он есть

то, что он о себе думает

Упражнение «Самооценка своих представлений о себе».

Конечно, многие о себе вы уже знаете. Припомните свои задания и представления о себе и своих качествах и попробуйте их оценить. Это непростая задача: оценки должны быть справедливые (достоверные).

Попробуйте оценить знания о себе по пятибалльной системе («5» ставится за отличное знание о себе, «1» - при отсутствии этого знания).

Знаете ли вы себя?

1

Я знаю свои физические данные

5

4

3

2

1

Не знаю

2

Я знаю своё здоровье

5

4

3

2

1

Не знаю

3

Я знаю себя

5

4

3

2

1

Не знаю

4

Я знаю особенности своих органов чувств

5

4

3

2

1

Не знаю

5

Я знаю свои способности

5

4

3

2

1

Не знаю

6

Я знаю свои трудности (чего мне хочется)

5

4

3

2

1

Не знаю

7

Я знаю свой характер

5

4

3

2

1

Не знаю

8

Я представляю особенности своего ума

5

4

3

2

1

Не представляю

9

Я знаю, какая у меня память

5

4

3

2

1

Не знаю

10

Я знаю особенности своего поведения

5

4

3

2

1

Не знаю

11

Я веду личный дневник

5

4

3

2

1

Не веду

Ситуация – проба «Достоверная самооценка». При выполнении упражнения «Знаете ли вы себя» вам было трудно оценить свои данные. А знают ли вас ваши родители?

Задание:

Попросите своих родителей оценить вас по такой же анкете. Сделайте вывод: кто знает вас лучше – вы сами или родители?  

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? – М.: Просвещение, 1991. – 173 с.
  2. Анафьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1980. – Т.2. – 246 с.
  3.  Аргинская И.И., Дмитриева Н.А., Полякова А.В., Помановкая З.И. Обучаем по системе Л.В. Занкова. – М.: Просвещение, 1991. – С. 168.
  4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1983.- С. 39 – 43.
  5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.- 58 с.
  6. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника // Вопросы психологии личности школьника. – М.: Просвещение, 1968.- 63 с.
  7. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – С. – П.: Союз, 1997. –142 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...