Методическая разработка классного часа "Они служили Отечеству..."
классный час (3 класс)

Галанова Марина Николаевна

Классный час проводится с учениками 3, 4 класса в зале Памяти гимназии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_oni_sluzhili_otechestvu.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Они служили Отечеству».

Классный час «Они служили Отечеству» проводится в апреле месяце перед открытием «Вахты памяти», является частью системы классных часов «Наше Отечество, наша Родина».

Участники -  ученики 3а класса, учитель.

Цель: формирование гражданской идентичности младших школьников через самостоятельную поисково-исследовательскую работу на базе Зала Памяти Гимназии №136, умения организации групповой работы на всех этапах поисково-исследовательской работы (планирование, поиск, сбор и обработка информации, анализ и обобщение полученных материалов, подготовка и защита), воспитание коммуникативной и информационной культуры.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, музыкальная аппаратура, фонограммы мелодий, пилотки, видеофрагмент записи интервью с учителем Гимназии Хрипуновым Л.Г., презентация с основными этапами классного часа, альбомы с фотографиями, тексты документальных материалов, книга Отзывов зала Памяти.

Место проведения: Зал Памяти Гимназии № 136.

Примерное время: 45 минут

Предварительная подготовка к классному часу: выучить стихотворение Максима Сафиулина «Какое это счастье, дети…»  (20 человек по 1 строчке), вспомнить информацию, полученную на экскурсии в «Зале Памяти» (рассказывают Белякова Светлана, Сидоров Илья, Курилкина Валерия, Мухина Юлия, Смирнов Кирилл, Дементьев Ярослав, Климова Екатерина, Клюшникова Кристина), подготовить четверостишие на тему: «Что значит быть Патриотом?» (Поляков Егор и Клюшникова Кристина), выучить песню «Служу России» (все обучающиеся).

Организационный момент (4 мин.)

Учитель:

Мы живём в великой стране с гордым именем Россия. Много пережила Россия за свою историю, но по-прежнему она велика и прекрасна. У нас есть все: реки и горы, плодородные нивы и густые леса, полезные ископаемые. Но самое главное её богатство – это люди: сильные, смелые и талантливые.

Дети: (под музыку, вставая поочередно).

Какое это счастье, дети,

Что мы не ведали войны.

Не знали никогда на свете,

Как взрыв возник из тишины.

Стрельбы, смертей, убитых судеб

И ужас душных лагерей,

Где жили и погибли люди,

Что не обняли матерей.

Кто добывал для фронта воду,

А сам был беден и раздет,

И кто сражался за свободу

Страны, которой больше нет.

Нет той страны и нет тех жизней,

Но память оставляет след

О тех, кто всё отдал Отчизне,

Чтоб мы смогли прожить без бед,

Чтоб мир настал на белом свете –

Великий мир для всей страны.

Какое это счастье, дети,

Что мы не ведали войны.

Учитель: Действительно, о подвигах, прославленных людях, истинных сынах своего Отечества мы узнаем из книг, в школе, из программ телевидения.

Сегодня у нас с вами появилась уникальная возможность прикоснуться к истории, наш классный час мы проведем в Зале Памяти нашей Гимназии, открытом в 2014 году, директором Гимназии тогда была Чернигина Галина Александровна.

Мы уже были здесь на экскурсии Давайте вспомним, что мы тогда узнали.

Ученик 1. Мы узнали, что история нашей школы началась в 1938 году.

Ученик 2: Первым директором школы был Иванцов Дмитрий  Артемович. 

Ученик 3: Любимцем ребят был старший пионерский вожатый Сазонов Степан Михайлович. В 1941 он получил повестку на фронт. В июле 1943 года был контужен.

Ученик 4: В военные годы в стенах школы был эвакогоспиталь 28-14, ученики школы были пионерами, они помогали раненым: читали им книги, кормили, мыли полы, устраивали концерты для поднятия боевого духа.

Ученик 5: Второе рождение школа пережила 2 сентября 1946 года.

Ученик 6: В освободившемся здании открыли среднюю мужскую школу. Школа стала одной из лучших.

Ученик 7: В послевоенные годы юные тимуровцы  оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

Ученик 8: Во дворе школы установлена стела – дань памяти ученикам и учителям школы, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Ученик 9: В нашей Гимназии есть гимн, флаг, герб, в первом классе нас приняли в гимназисты, каждый из нас получил значок гимназиста и дал клятву.

Учитель: Замечательно, многое помните.

Учитель: Мы сегодня с вами будем работать с архивом Зала Памяти. А как вы думаете: что же такое архив? Давайте попробуем найти в толковом словаре.

Дети: (читают понятие «архив»)

Обсуждение вопросов (4 мин)

Учитель: Что мы можем узнать из старинных, документальных материалов?

Ответы детей….

Учитель: Сейчас мы с вами попробуем поработать в группах.

(учитель берет альбом с фотографиями Гимназии №136)

Открываю с трепетом альбом,

В нем гимназии хранятся фотоснимки.

Я сейчас во времени другом,

Ожили вдруг старые картинки.

Группа будет заниматься изучением истории Гимназии, в альбоме они попробуют найти новую информацию об её истории.

(учитель отдает альбом детям)

(Учитель берет второй альбом)

«Я смотрю на фотографию…» будет называться вторая группа.

Две старых фотографии, два деда,

Со стен как будто смотрят на меня.

Один погиб почти перед Победой,

Другой пропал в немецких лагерях.

Защитники Отечества родного,

Две разных жизни, но с одной судьбой.

Со старых фотографий смотрят снова,

Те, кто отдали жизнь за нас с тобой.

Мы с вами попробуем по фотографии описать жизнь людей.

Как вы думаете, кто создает историю нашей страны?

Ответы детей….

Учитель:

Чем они создают  историю?

Ответы детей….

Учитель:

Предлагаю остальным ребятам поработать в группах «Они служили Отечеству».

Как Вы понимаете «Служить Отечеству?»

Ответы детей….

Ребята подготовили стихотворение «Что значит быть патриотом?»

Дети:

 (Поляков Егор)

Быть патриотом… Что же это значит?

А это значит Родину любить.

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

(Клюшникова Кристина)

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять.

Быть лучшей частью своего народа,

Которую не смог никто подмять.

Учитель: Мы понимаем, что служить Отечеству можно не только, совершая громкие поступки, но и оставаясь честными и трудолюбивыми людьми.

Группы «Они служили Отечеству» изучат подвиг врачей и медсестер эвакогоспиталя, их биографии; историю жизни выпускника Гимназии Александра Васильева, директора школы в послевоенные годы Лещинского Матвея Абрамовича, учителя Гимназии Шабанова Александра Ивановича. Полученной информацией поделитесь с ребятами.

У вас есть блокноты, простые карандаши, находим в выданных вам документах главную информацию.

Работа в группах (13 минут)

(Во время работы в группах учитель подходит к каждой группе, показывает на стенде фотографии, отвечает на вопросы детей)

Учитель: Ребята, у вас остается 1 минута, заканчиваем групповую работу.

Выступление групп (12 мин.).

Учитель: Группа «История Гимназии», послушаем, что ребята узнали нового…

Ответы детей…

Учитель: Группа «Я смотрю на фотографию….». Послушаем, что удалось увидеть этой группе.

Ответы детей….

Учитель: Послушаем про «Трудовой подвиг врачей и медсестер»

Ответы детей:….

Учитель: Медсестра Дуся Орешкина, история ее жизни.

Ответы детей….

Учитель: Удивительная жизнь Александра Васильева.

Ответы детей….

Учитель: Лещинский Матвей Абрамович – директор школы в послевоенное время.

Ответы детей…

Учитель: Шабанов Александр Иванович – преподаватель-организатор ОБЖ.

Ответы детей…

Учитель: Шабанов Александр Иванович организовал в нашей школе «Вахту Памяти». В этом году Вахта Памяти стартует 19 апреля. Когда вы будете учиться в 5 классе, вам тоже предстоит нести эту вахту.

У нас в школе работает Хрипунов Леонид Геннадьевич – кандидат педагогических наук, Отличник Просвещения, Заслуженный учитель России, послушайте, что он вам расскажет.

Интервью (3 мин)

(В интервью Леонид Геннадьевич рассказывает, как он спасал архивные документы после аварии на Чернобыльской АЭС)

Учитель: Сегодня Леонид Геннадьевич продолжает учить ребят 10 и 11 классов, которые занимают призовые места в конкурсах и олимпиадах.

Подведение итогов (9 мин.)

Учитель:

В основе нашей сегодняшней работы лежит понятие «историческая память» – это дорога в будущее, но лежит она через прошлое. Только опираясь на прошлое, можно строить будущее.

А истинный патриот своего Отечества – это человек, дорожащий памятью поколений, ведь без прошлого нет будущего.

Чему же научила нас сегодняшняя работа в зале Памяти?

Ответы детей…..

Учитель: Какие чувства вы испытывали?

Ответы детей…

Учитель: Что положительное вы почерпнули?

Ответы детей….

 Закрепление материала

Дети (читают стихотворения под музыку):

Служить – Отечеством дорожить

Для нас не просто слова.

А жизнь свою достойно прожить

Требуют все времена.

Когда ты школьник

И путь открыт свободный перед тобой,

Выбери тот, который полезен

Отчизне твоей родной.

Служить Отечеству можно по-разному:

Работать в поле, стоять у станка,

Исследовать космоса дали прекрасные,

Отстаивать с гордостью честь полка!

Нам все дано:

Поступок, мысль и речь,

И только это

В нашем мире властно.

Что значит жизнь,

Чтоб жизнь была прекрасна,

Своею жизнью жизнь увековечь!

Песня «Служу России» (1 куплет и припев)

Учитель: В зале Памяти есть Книга отзывов о работе зала Памяти. Что бы могли записать в эту Книгу после нашего классного часа?

Ответы детей…

Дети пишут отзыв в Книгу отзывов, указывая число, месяц, год, класс.

Учитель: Как вы думаете, что будет храниться в зале Памяти через 40-50 лет?

Ответы детей…

Учитель: Про всех ли героев мы узнали?

Ответы детей…

Учитель: я знаю, что у Сони есть бабушка, которая работала в нашей школе, Голубева Клавдия Михайловна. Попросим ее подготовить рассказ.

Мы еще не раз сюда вернемся и узнаем о других героях.

Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного час для учащихся начальной школы «Юн и в старости тот, кто смолоду здоровье бережет!"

Цель:         дать представление о том, как нужно заботиться о своём здоровье.Задачи: дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задума...

Методическая разработка классного часа " Слава Победы"

Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества....

Методическая разработка классного часа на тему "Все профессии важны"

Цель: 1) обобщить знания о профессиях,2) воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий3) показать важность труда...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Методическая разработка. Презентация. "Мораль защитника Отечества"

Цель: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идёт во имя защиты добра и справедливости....

Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»

Цель: углублять представления воспитанников  о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...

Методическая разработка мероприятия, посвященного Дню Отечества. Встреча с военнослужащими "Сыны Отечества"

23 февраля – это День защитника Отечества. Это  особый день, когда почитается воинская слава, отдается честь и память мужчинам и женщинам, которые участвовали  в защите Родины. Это пра...