Урок доброты и милосердия
план-конспект

Чеботарева Елена Алексеевна

Материалы для участия в районном конкурсе уроков доброты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chebotareva._dobrota_i_miloserdie-na_sayt.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

  • Класс: 1 – 4
  • Тема урока: «Доброта и милосердие»
  • Цели урока доброты:
  1. Создать условия для формирования понимания терминов: милосердие, доброта, бескорыстие.
  2. Способствовать развитию духовности, нравственности.
  3. Помочь учащимся осознать пути самовоспитания изучаемых качеств.
  • Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
  • Оборудование урока:

Компьютер, мультимедийное оборудование

Презентация «Милосердие»

Видеоролики «Милосердный самарянин», «Милость мира» А.П.Чайковской литургия св. Иоанна Златоуста

Ларец с пословицами

  • Структура (план) урока:
  1. Беседа, раскрывающая тему.
  2. Постановка проблемных вопросов.

А) Просмотр видеоролика.

Б) Словарная работа.

В) Вопросы после просмотра.

Г) Толкование смысла притчи.

  1. Физминутка.
  2. Беседа о милосердии (сопровождается просмотром презентации), вывод правил, чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Зимний вечер».
  3. Работа с пословицами.
  4. Итоги. Рефлексия.
  5. Домашнее задание.
  • Ход урока:

1. Беседа, раскрывающая тему.

- Мы часто говорим «Это просто святой человек». Какого человека мы так называем?

- А вы встречали таких людей в своей жизни? Кто они? Расскажите.

- Почему вам хорошо с ними проводить время, беседовать, находиться рядом?  (Они нас любят…)

- Встречались ли вам злые люди? Их можно любить? (Ответы детей противоречивы)

- В христианской библейской истории Иисус Христос учил своих учеников любить всех и даже врагов своих. Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь? (О добре, о любви)

2. Постановка проблемных вопросов:

- Давайте вместе сформулируем вопросы, на которые сегодня нам хотелось бы найти ответы:

- Что обозначают понятия «милосердие, доброта»?

- Как научиться этому?

3. Просмотр видеоролика.

- В этих вопросах нам поможет разобраться священнослужитель одного из соборов г. Челябинска. Давайте внимательно его послушаем.

Словарная работа.

- В этом видео встретились новые для многих слова, давайте вместе разберемся в их значении:

  • Ближний – человек, живущий рядом.
  • Притча – нравоучительный рассказ.
  • Самарянин – житель самарянской земли.
  • Священник, левит – служители храма.

Вопросы после просмотра:

-Какой вопрос был задан Христу?

-Как ответил Христос?

-Кто шёл по той же дороге?

-Что сделал каждый из них?

Толкование смысла притчи учителем:

Притча о милосердном самарянине кроме прямого и ясного смысла – о любви ко всякому ближнему – имеет тайный (скрытый) смысл.

Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, праотец Адам, а следовательно всё человечество, не устоявшее в добре лишилось рая. Разбойники – бесовские силы, которые позавидовали человеку и толкнули его на путь греха. Раны – грехи. Милосердный самарянин – Иисус Христос, который исцелил раны маслом. Со словом «масло» связывается слово «милость» и происходящий от него глагол «миловать».

4. Физ. минутка.

- А сейчас мы с вами отдохнем и послушаем музыку П.И. Чайковского, которая называется «Милость мира».

ПРОСЛУШИВАНИЕ

- Какой характер у этой музыки?

- Где вы могли слышать такую музыку?

5. Беседа о милосердии.

- Как вы понимаете слово «милосердие»? (доброе свойство человека с милым сердцем…)

- А вот как объясняет это слово словарь С. И. Ожегова:

«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Милосердный человек – это человек, у которого доброе, милующее, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.

Милосердие – милующее сердце»

- А зачем нам быть милосердным? Какая в этом корысть (выгода)? Некоторые думают: «Что я получу в ответ на мое доброе дело?». Есть такие «добрые» дети. Например, помог мальчик чужой бабушке донести до дома тяжелую сумку. Это хороший поступок? (Ответы.) Верно, помочь слабому, нищему, больному, инвалиду – это хорошие поступки. Но вот, только когда этот мальчик поставил сумку у двери ее квартиры, он сказал: «Бабушка! Я помог тебе, заплати мне, пожалуйста, 10 рублей!». Хорошо ли это? (Ответы.) Что здесь плохого? (Ответы.) Почему нельзя так делать? (Ответы.) Помощь, за которую мы не требуем награды, т.е. без выгоды (корысти) называется бескорыстной.

- Какие дела свершает милосердный человек?

ПОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ

- Как научиться этому? Может быть, мы напишем огромный плакат: «Будьте добрыми!» и все станут добрыми?

Вывод правил:

1. Быть первым в добрых делах.

2. Не просить награды, похвалы за добрые дела, делать их бескорыстно.

3. Не допускать при этом  гордыню и высокомерия.

4. Уметь прощать.

- Часто из-за своей лени, эгоизма, себялюбия мы не успеваем делать добрые дела, а вокруг так много нуждающихся в нашей помощи!

Чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Зимний вечер»

подготовленным ребенком

6. Работа с пословицами.

- Мудрый русский народ вот как говорил о добре. Каждый из вас возьмёт из ларца знаний пословицу и прочтёт её всем.

  1. Учись доброму – худое на ум не пойдёт.
  2. Доброго чти, а злого не жалей.
  3. Добро помни твёрдо.
  4. За добро плати добром.
  5. Истинное добро всегда просто.
  6. Делать добро спеши.
  7. Жизнь дана на добрые дела.
  8. Милостивому человеку и Бог подаёт.
  9. Добрым путём Бог правит.
  10. Слушайся добрых людей – на путь наведут, и т.д.

7. Итоги. Рефлексия.

Можете ли вы ответить:

- Как вы понимаете пословицу: «Добра желаешь – добро и делай»

- Кого мы называем «ближним»?

- Что обозначают понятия «милосердие, доброта»?

- Как научиться этому?

- Захотелось ли вам сделать доброе дело?

- Какое дело вы можете сделать?

 

  • Список использованной литературы:

1. Л.Л.Шевченко. Православная культура. 2-й год обучения. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.

2. Л.Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). 2 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. 2 издания. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

3. В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Сборник. Эксмо. 640 с. 2019 г

4. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Под ред. д.ф.н., проф. Н. Ю. Шведовой. Москва. Русский язык. 1984 г  

  • Приложения:

Притча о милосердном самарянине

Один еврей, законник, желая оправдать себя, (так как евреи считали "ближними своими" только евреев, а всех остальных презирали), спросил Иисуса Христа: "а кто мой ближний?"

Чтобы научить людей считать своим ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа ни происходил и какой бы веры ни был, а также, чтобы мы были сострадательны и милосердны ко всем людям, оказывая им посильную помощь в их нужде и несчастье, Иисус Христос ответил ему притчею.

"Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо.

Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо.

Затем, по той же дороге ехал самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин, увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий - римская серебряная монета) и сказал: "позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе".

После этого Иисус Христос спросил законника: "как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?"

Законник ответил: "оказавший ему милость, (то есть самарянин)".

Тогда Иисус Христос сказал ему: "иди, и ты поступай так же".

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки, гл. 10, 29-37.

*** 

Притча о милосердном самарянине, кроме прямого и ясного смысла - о любви ко всякому ближнему, - имеет еще, как учат святые отцы, и другой иносказательный, глубокий и таинственный смысл.

Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, есть никто иной, как наш праотец Адам, а в лице его и все человечество. Не устояв в добре, лишившись райского блаженства, Адам и Ева вынуждены были покинуть "Иерусалим небесный" (рай) и удалиться на землю, где их сейчас же встретили бедствия и всевозможные невзгоды. Разбойники - это силы бесовские, которые позавидовали невинному состоянию человека и толкнули его на путь греха, лишив наших прародителей верности заповеди Божией (райской жизни). Раны - это язвы греховные, обессиливающие нас. Священник и левит, это закон, данный нам чрез Моисея и священство в лице Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека. Под образом же милосердного самарянина следует разуметь Самого Иисуса Христа, Который для исцеления наших немощей, под видом масла и вина, дал нам новозаветный закон и благодать. Гостиница - это Церковь Божия, где есть все необходимое для нашего лечения, а гостинник - это пастыри и учители церковные, которым Господь поручил заботу о пасомых. Утренний выход самарянина - это явление Иисуса Христа после воскресения, и Его вознесете, а два динария, данные гостиннику, - это Божественное Откровение, сохраняемое посредством Писания и Священного Предания. Наконец, обещание самарянина на обратном пути зайти опять в гостиницу для окончательного расчета, есть указание на второе пришествие Иисуса Христа на землю, когда Он "воздаст каждому по делам его" (Матф. 16, 27).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Доброта и милосердие"

Классный час по теме "Доброта и милосердие" для учащихся 2  класса,Цель: воспитывать внимательность, доброту к людям, умение сочувствовать товарищу...

"Доброта и милосердие христианина"

Внеклассное мероприятие о добре, милосердии и вежливости...

Час общения. Доброта и милосердие творят чудеса.

Сценарий  мероприятия  предназначен для  проведения  часа общения  в начальных классах   с целью   духовно-нравственного воспитания детей, расширения  пред...

Урок по теме: "Доброта и милосердие христианина"

Разработка урока по теме:"Доброта и милосердие христианина"...

Единый урок на тему: «По дорогам подвига святых и героев отечества в истории и культуре 20 века» («Святая Русь. Доброта и милосердие преподобного Сергия Радонежского»)

Где зеленой тучей тополяЗастят неба голубой простор,С ясным солнцем повстречался я,С ясным солнцем начал разговор.– Солнышко, ты в блеске и теплеПроплываешь у любых ворот.Где всего прекрасней на...

Конспект урока "Волонтёры. Доброта и милосердие"

Классный час на тему: "Волонтерство"...