Тропинками фольклора. (внеклассное мероприятие по музыке)
план-конспект занятия (4 класс)

Лазарева Ирина Николаевна

Данный материал предназначен для учащихся начальной школы. Внеклассное мероприятие по музыке "Тропинками фольклора" проводится в форме путешествия по станциям. Целью этого мероприятия является повторение, закрепление и обобщение полученных знаний на уроках музыки по изученным жанрам народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tropinkami_folklora.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тропинками фольклора.

(внеклассное мероприятие по музыке)

 «Путь к знаниям, конечно, труден,

Но мы не будем отступать,

Нам музыка в пути поможет,

И наш девиз: «Хочу все знать!».

Тип занятия:    закрепление новых  знаний и способов деятельности.                           Форма: путешествие.

Цель: Повторение, закрепление и обобщение полученных знаний на уроках музыки  по изученным жанрам народного творчества.

Задачи:

I. Образовательные:

  • обеспечить повторение  и обобщение знаний детей по изученным жанрам народного творчества.

ІІ. Развивающие:

  • содействовать развитию творческих  способностей (фантазии, воображения) и познавательных способностей (внимание, память) обучающихся.
  • способствовать физическому развитию детей, формированию культуры общения.

III. Воспитательные:

  • продолжить работу по воспитанию у детей артистических                  способностей.
  • способствовать воспитанию таких качеств, как честность, доброта, благородство, взаимовыручка.
  •  прививать любовь к русскому фольклору.

Ход мероприятия.

Учитель: - Здравствуйте, дорогие гости и ребята!

Речь сегодня пойдет о старине, о том, как жили - не тужили наши деды. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Ведь в повседневной жизни, в обычаях мы постоянно встречаемся с прошлым. 

Ждет нас сегодня путешествие необычное. Приглашаю вас сказочно прекрасное царство, Фольклорное государство.

Предлагаю вам отправиться туда, белый свет повидать, на людей посмотреть, да себя показать.  Дорожка нам предстоит дальняя…

Первая наша остановка – Песенный город.

«Песня – душа народа», - слышим мы от музыкантов. Очень разные бывают песни: колыбельные, детские прибаутки, дразнилки, свадебные песни, былины, повествующие о подвигах древних богатырей. В песнях, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся человеческая жизнь, то есть жанровое содержание русской народной песни многообразно.

Вот и мы сейчас давайте вспомним, какие бывают жанры народных песен.

(Дети делятся на две группы и выполняют задания на карточках. Приложение 1.)

Хороводная песня «Я на камушке сижу».

 - К какому песенному жанру относится эта песня?

Дети. Трудовому.

- Любил русский народ работать, но и любил отдохнуть. Мы с вами пришли на  Поляну хороводов.

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это самый древний вид танца, который объединяет и собирает большое число участников. Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Основная фигура хоровода – круг – это символ солнца, а солнце - это источник тепла и света, от которого зависел урожай и, вставая в круг, люди старались задобрить солнце, показывали в движениях, какой им нужен урожай и верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим. Когда водят хороводы? Русские хороводы водились на улице, на лугу, у речки весной, летом, реже осенью. Готовились к хороводу заранее, девушки шили себе наряды, украшали сарафаны и рубахи яркой вышивкой, в косы вплетали атласные ленты. Ведь в хороводе была возможность не только время провести, но и на людей посмотреть и себя показать. Там же и женихов и невест приглядывали. А руководила хороводом самая уважаемая, знающая взрослая женщина - хороводница, она и обучала всех хороводу.

Вот и мы сегодня пригласили к нам Хороводницу, Татьяну Юрьевну.

Приглашаем весь народ в наш весёлый хоровод!

Хоровод «Вейся, вейся, капустка».

Девушки начинали «ходить» в хороводе с 12 – 13 лет, в других местах – с 14 – 15 лет (север страны), парни обычно были на два года старше. Девушки на выданье стремились одеваться в хоровод как можно наряднее, вели себя в обществе старших скромнее, а в хороводе – веселее.

Хоровод «Светит месяц», «Варенька».

Учитель. Перед нами поляна Игровая. (выставляем в центр класса «Карусель с лентами») Ребята, скажите, чтобы игра проходила успешно, интересно, о чем надо обязательно помнить?    …

- Верно, о правилах. Все игры имеют свои правила, соблюдение которых обязательно для всех.  В игре всегда ценятся честность, взаимопомощь, доброта, поддержка, внимание и чуткость. Кто напомнит правила игры?

Хороводная игра «Карусель».

В центре становится педагог, который держит обруч, на котором привязаны ленточки  (обруч с ленточками поднять вверх).  Дети становятся в круг и берутся левыми руками за ленточки «Сели на карусели», идут по кругу и произносят слова песенки:

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом —
Все бегом, бегом, бегом.

Сначала дети идут медленно, а после слова «бегом» бегут по кругу. 

Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два —
Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается. Когда карусель остановится, дети бросают ленточки, и  бегают по площадке, а по сигналу педагога, вновь бегут, образуя круг и берутся руками за ленточки.

Хороводная игра «Круговой ручеёк». 

Учитель. Вижу, повеселее вам стало, а уж,  чтобы вас ещё сильнее развеселить, хочу вам спеть.

                Я пойду да разойдуся

                По зелёной  по траве.

                Заиграли гармонисты –

                Всё волнуется во мне.

 - Ребята, а что я спела….  частушку или песню?

Дети. Частушку.

Учитель. Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки. Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Вот и я попрошу  наших  гостей повеселить нас частушками.

Учащиеся сочиняют, а затем и исполняют частушки.

Закрывайте, пожалуйста, ушки, выступают любители частушки!

Учитель.  Эй! Ребята! Молодцы

Озорные удальцы!

Веселее попляшите

Всех гостей повеселите!

Танец «Ложкари».

Ребята, как вы думаете, какой будет наша следующая остановка?

- Город Музыкальных инструментов.

Учитель. 

Вот вам ещё одно задание: подписать названия музыкальных инструментов.

Приложение 2.

Настало время, мы будем сами исполнять народную музыку.  Музыканты - народ творческий. Каждый раз, исполняя музыкальную мелодию, они старались немного изменить её, добавив в неё новые музыкальные краски. Давайте и мы, попробуем исполнить русскую народную песню.      «Калинка» (Шумовой оркестр).

Учитель. Молодцы, ребята! Вы справились успешно почти со всеми испытаниями, путешествуя по Фольклорному государству. В течение всего нашего путешествия каждый этап пути я отмечала определенным цветом. Что каждый из них значит? (Ответы детей).

- Правильно. Зеленый цвет означает, что с испытанием вы хорошо справились, желтый – с ошибками, а красный – не прошли этап. Какой вывод сделать можно, глядя на эти цвета-маячки? (Вывод формулируют обучающиеся, при необходимости помогает педагог). 

Танец «Топни, ножка моя».

- Наше занятие подошло к концу. Ребята, на столе разложены смайлики. Подарите мне на память смайлик, который расскажет, что вам не понравилось, понравилось, очень-очень понравилось сегодняшнее занятие.

(Педагог раздает детям по три разных смайлика, а дети возвращают ему один с оценкой занятия).

Кончилось веселье -

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!  – угощает сладостями-конфетами, сушками, баранками.

- Спасибо всем! До новой встречи в прекрасной фольклорной стране! Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по музыке "День птиц"

Внеклассное мероприятие по музыке «День птиц» 1-4 классы Разработала учитель музыки МОУ СОШ № 3 Третьякова Е.В. Цели: Обучающая: знакомство со старинными традициями русского народного...

Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца"

Это мероприятие направлено на дальнейшее формирование эстетического вкуса младших школьников,привитие любви к музыке,исполнителям,расширение кругозора детей в области искусства....

Внеклассное мероприятие по музыке "Игра"Угадай мелодию"

Эта игра состоит из трёх туров. Перед каждым из туров проводится отбор участников из числа присутствующих. Победители 1, 2, 3 туров принима...

Внеклассное мероприятие по музыке "Веселые нотки"

Цель мероприятия: формирование музыкальной культуры, интереса к предмету «Музыка».Задачи мероприятия:- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, умения вести се...

«Путешествие по туристической тропе» Сценарий внеклассного мероприятия.

laquo;Искусство, туризм, спорт и здоровьесбережение»...

Внеклассное мероприятие по музыке «В гостях у музыки»

Целью данного мероприятия является активизация инициативы и творческих способностей школьников через игровые моменты; расширение общего кругозора; приобщение к музыкальному искусству....