Сущность организаторской деятельности, функции и должностные обязанности педагога-организатора..
статья
Сущность организаторской деятельности, функции и должностные обязанности педагога-организатора..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга
Сущность организаторской деятельности,
функции и должностные обязанности педагога-организатора.
Яблунина О.В.
Педагог организатор ГБОУ школа
№404 Санкт - Петербурга
2020
Сущность организаторской деятельности, функции и должностные обязанности педагога-организатора
В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Ведущими функциями педагога-организатора являются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая. Остановимся на них поподробнее.
Итак, воспитательная функция, реализуемая педагогом-организатором, обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей и молодежи; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение учащихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития школьников.
Защитная функция содействует реализации прав и свобод учащихся, зафиксированных в законодательных актах Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка; способствует ограждению воспитанников от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства; обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке зрения, мнениям, убеждениям.
Организационно-управленческая функция предоставляет педагогу-организатору возможности: стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности; определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления учащихся и пути достижения воспитательных целей; осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию детских объединений, кружков, секций и помогать им в реализации своих целей.
Методическая функция предполагает оказание методической помощи классным руководителям, воспитателям, руководителям детских и молодежных общественных объединений, органам ученического самоуправления, воспитателям групп продленного дня. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями.
Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных влияний на развитие учащихся, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков школьников, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализации внутреннего потенциала воспитанников и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.
Следует отметить, что все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях. В соответствии с которыми педагог-организатор:
— организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками в школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, учреждениях внешкольного воспитания и обучения, клубах по месту жительства;
— координирует деятельность детских и молодежных общественных объединений;
— содействует образованию детских и молодежных общественных объединений, и реализации целей и задач, предусмотренных их уставами;
— строит работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма, учитывая интересы и потребности членов детских и молодежных общественных объединений и опираясь на инициативу и самодеятельность детей и учащейся молодежи;
— создает условия, позволяющие учащимся раскрывать таланты, способности, интересно и содержательно проводить свободное время;
— формирует общую культуру учащихся;
— изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей и учащейся молодежи, на основе анализа, организует общественно-полезную и досуговую деятельность совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами;
— создает и развивает сеть кружков, секций, клубов, любительских объединений;
— организует летний отдых школьников;
—содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;
— проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками;
— заботится о здоровье и безопасности детей и подростков;
— курирует деятельность воспитателей групп продленного дня, руководителей детских и молодежных общественных объединений, и органов ученического самоуправления;
— совершенствует свой профессиональный и методический уровень. Педагог- организатор осуществляет в школе ряд работ педагогической направленности по:
— гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию учащихся;
— координации деятельности детских и молодежных общественных объединений;
—организации так называемого школьного (ученического) самоуправления и свободного времени учащихся;
— формированию здорового образа жизни;
— по профилактике противоправного поведения учащихся.
Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.
Не менее важным специфическим направлением в работе педагога-организатора является защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Он создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживает, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.
Интеграция воспитательных сил в социуме является также еще одной особенностью деятельности педагога-организатора. Он укрепляет единство усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и других социальных институтов, совершенствует планирование, координирует работу всех воспитательных средств для достижения поставленных воспитательных целей.
Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами школы, а распространяется на микрорайон, место жительства школьников, сферу их ближайшего окружения и отношений. Педагог-организатор работает с учащимися всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит единомышленников и добровольных помощников, включает в воспитательную работу представителей социального окружения.
1.2 Планирование в деятельности педагога-организатора
Педагог-организатор в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с детьми, учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности.
Анализ документации педагогов-организаторов показал, что многие из них, особенно те, кто только начинает свою трудовую деятельность, испытывают затруднения в планировании своей работы. Нередки факты, когда простой перечень массовых мероприятий без указаний целей, форм проведения, возраста их участников, выдается за план работы педагога-организатора.
Осуществляя планирование, педагог-организатор должен учитывать следующие общепедагогические требования к планам:
— научную обоснованность;
— целесообразность;
— социальную направленность;
— актуальность;
— реальность выполнения;
— гласность.
Педагогу-организатор планирует и осуществляет воспитательную работу совместно с детским коллективом школы как полноправным субъектом процесса воспитания, с учетом социальных умений и навыков, возраста учащихся, их постоянно растущих потребностей, изменяющихся интересов, стремления к самоутверждению и самореализации.
Процесс планирования педагога организатора имеет определенную последовательность и состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.
Первый этап. Приступая к планированию, педагог-организатор должен уточнить перечень своих обязанностей, которые указаны в приказе директора школы (или зав. отделом / нач.управления образования) о приеме его на работу.
Второй этап. Изучение основополагающих, законодательных и нормативных актов Российской Федерации по вопросам образования, федерального, регионального и местного законодательства в области молодежной политики, инструктивно-методических писем и методических рекомендаций Минобрнауки, других нормативных документов областных, районных отделов образования, комитетов, советов детских и молодежных общественных объединений и т.д. Особое внимание необходимо уделить ряду Федеральных программ, таких как, например «Патриотическое воспитание молодежи в РФ на период с 2005-2010 гг.» и другим.
Изучение основных нормативных документов поможет правильно определить цели, задачи воспитательной деятельности, планируемые результаты (промежуточные и конечные).
Третий этап. Ознакомление с итогами работы за предыдущий учебный год и планом учебно-воспитательной работы (программой развития) школы на новый учебный год.
Четвертый этап. Проведение анкетирования, собеседований, деловых, организационно-деятельностных игр с целью диагностики досуговых интересов, увлечений учащихся, а также привлечения их к участию в планировании различных интересных, полезных дел.
Пятый этап. Изучение и использование календаря государственных, народных праздников, знаменательных событий в жизни школы, города (села), области, республики, событий международного значения, а также планов, графиков проведения районных, областных, республиканских конкурсов, смотров, выставок, фестивалей, других массовых мероприятий, что поможет определить формы, сроки участия школьников в социально значимой, общественной деятельности.
Чтобы перспективный годовой план не был слишком громоздким, можно оформить как приложения к нему:
а) перечень массовых мероприятий в виде календарных планов (с учетом сроков), а также указав цели, формы проведения, организаторов, участников и их возраст;
б) перспективные планы учебы избранного актива детских организаций; кружков, клубов, классов;
в) планы проведения мероприятий в период осенних, зимних, весенних каникул.
Результат работы педагога-организатора проявляется в реализованных целях его деятельности и отражает степень эффективности воспитательного процесса. Как правило, указанные результаты выражаются:
— в наличии личностно-ориентированной воспитательной системы в образовательном учреждении;
— в сформированных у школьников потребностях в самовоспитании, самообразовании, самоуправлении;
— в развитости у детей умений делать нравственный выбор, регулировать свое поведение и поступки, анализировать, оценивать и контролировать свои действия;
— в осмыслении учащимися своего личностного достоинства, самоценности, осознании жизни как высшей ценности, оптимистическом мировосприятии, умении ставить цели и достигать их, в развитом стремлении определить смысл своей жизни, сопоставлять ее с духовно-нравственными идеалами;
— в усвоении воспитанниками этических образцов поведения, элементов культуры, овладении социальными ролями, а также в отсутствии правонарушений;
— в адекватном эмоциональном отклике детей на воспитательные воздействия.
Педагогу-организатору необходимо научить детей и подростков самостоятельному выбору видов общественно полезной деятельности, качественному выполнению поручений, умению видеть, кому нужна их помощь, оценивать результаты своего участия в конкретных делах. Поэтому чем больше будет у педагога-организатора помощников, единомышленников среди учащихся, педагогов, родителей, представителей общественных объединений, тем, соответственно, лучше будут результаты воспитательной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Должностные обязанности кл.руководителя
материалы для кл.руководителя...

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.Общие положения. 1.1. Педагог дополнительного образования есть педагог школы или учреждения дополнительного образования, планирующий и организующий развивающую деятельность обучающихся (воспита...
Должностные обязанности наставника
Должностные обязанности наставника...

Благодарность за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей.
Благодарность за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей....

Статья - «Возможности детских певческих голосов младшего школьного возраста» Авторы-педагоги: Орехова С. Г.,Ларина Т.А., концертмейстер, педагог-организатор Егиазарян С.С.
Данная статья даст возможность учителям музыки, педагогам вокала, акцентировать своё внимание на особенности певческого голоса детей младшего школьного возраста. Учитывать возрастные характеристики го...

1.1 Соответствие уровня образования и должностных обязанностей требованиям профессионального стандарта "Педагог-психолог" (психолог в сфере образования
1. Диплом государственного педагогического института г. Южно-Сахалинска; факультет практических психологов; регистрационный номер 92-90031, выдан 17 июня 1991 года. Квалификация – практический п...