Методическая разработка воспитательного мероприятия «Берегите лес!»
классный час (1, 2 класс)
- Мероприятие «Берегите лес!» проводится в рамках экологического воспитания младших школьников.
В последние годы участились случаи возникновения лесных пожаров. И виною этому – человек! Непотушенный окурок грибника, не до конца затушенный костёр рыбаками или отдыхающими – причина выгорания многих гектаров леса. Необходимо, чтобы каждый человек знал нормы и правила поведения в природе. И строго соблюдал их. Работу по ознакомлению с нормами и правилами поведения в природе необходимо начинать с детского возраста.
- Целевая аудитория - дети 7-8лет (1-2 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beregite_les.docx | 46.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка воспитательного мероприятия
- Мероприятие «Берегите лес!» проводится в рамках экологического воспитания младших школьников.
В последние годы участились случаи возникновения лесных пожаров. И виною этому – человек! Непотушенный окурок грибника, не до конца затушенный костёр рыбаками или отдыхающими – причина выгорания многих гектаров леса. Необходимо, чтобы каждый человек знал нормы и правила поведения в природе. И строго соблюдал их. Работу по ознакомлению с нормами и правилами поведения в природе необходимо начинать с детского возраста.
- Целевая аудитория - дети 7-8лет (1-2 класс).
- Экологическое воспитание младших школьников должно проводиться не от случая к случаю, а систематически и целенаправленно. Это мероприятие одно из целого ряда занятий, посвященных природному сообществу – лес. Оно призвано уточнить и расширить знания учащихся о лесе, очень важно показать детям красоту русского леса и его значимость в жизни человека, а так же какой урон природе приносят лесные пожары.
Ещё в 1 классе учащиеся приняли участие в викторине «По лесным тропинкам» и конкурсе рисунка «Лес, точно терем расписной…». Во 2 классе до этого мероприятия была проведена экскурсия в лесопарк в микрорайоне школы; в детской библиотеке ребята познакомились с детскими журналами экологического содержания, в которых нашли интересные сведения про лес; среди учащихся 2 классов был проведён конкурс чтецов на лучшее стихотворение. А после данного мероприятия будет оформлен стенд «Лес в опасности!» с запрещающими знаками и текстами, которые составят учащиеся. В 3-4 классах можно провести выставку поделок из природного материала «Лес глазами детей», создать проекты «Лес - наше богатство!», «Знатоки леса», «Помоги лесу», организовать акцию «Подшефная полянка».
- Цель мероприятия - воспитание бережного отношения к природе родного края, чувства любви и ответственности за неё.
Задачи:
- уточнить знания учащихся о многообразии растений, животных и грибов леса;
- расширить знания учащихся о вреде лесных пожаров;
- развивать познавательный интерес к проблемам охраны окружающей среды;
- развивать познавательные и творческие способности детей, навыки взаимодействия и сотрудничества;
- вовлечь родителей в воспитательный процесс через совместную деятельность с детьми.
- Период начального обучения - это период интенсивного накопления знаний об окружающей среде, формирование отношений к природе и людям. Этот сложный процесс облегчает игра, т.к. игровая деятельность привычна ребёнку. Использование игровых форм в учебном и в воспитательном процессе способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Игра позволяет заинтересовать учащихся и преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.
Изменения, которые происходят в обществе в настоящее время, требуют использования в работе новых педагогических технологий. Поэтому данное мероприятие мы предлагаем провести в форме квеста.
«Квест» - это игра по заранее продуманному сценарному плану, в которой нужно проявить интеллект, сообразительность, находчивость, интуицию.
- Педагогические технологии, используемые для достижения планируемых результатов:
Технология сотрудничества — работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Дети учатся работать в команде, оценивая свою работу и работу команды.
Личностно-ориентированная технология – каждый ребенок получает возможность развивать свои способности.
Игровая технология - обучение в игре позволяет научить: распознать. сравнивать. характеризовать. раскрывать понятие. обосновывать. применять.
Здоровье сберегающая технология – использование физкультминутки для предупреждения переутомления учащихся.
Информационно-коммуникативная технология – презентация позволяет воспитательный процесс сделать интересным и современным.
Технология проектного метода – участие в создании проекта.
Используемые методы: словестный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Приемы: демонстрация иллюстраций, разгадывание загадок и кроссвордов, узнавание животных по их описанию, составление пословиц из двух частей, сочинение стихов и создание запрещающих знаков.
- При подготовке и проведении данного мероприятия мы выделяем несколько этапов:
Подготовительный этап
- Определение цели и задач мероприятия.
- Выбор формы, методов и приемов с учетом возрастных особенностей воспитанников.
- Продумывание оптимальной занятости воспитанников в подготовке и проведении мероприятия и все необходимое для его успешного проведения.
- Определение возможности участия родителей.
Организационный этап
- Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности.
- Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия.
- Создание презентации.
- Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников.
- Привлечение родителей к подготовке данного мероприятия.
Основной этап
- Проведение мероприятия с использованием презентации (работа с гипрессылками)
Ход мероприятия
- Организационный момент.
-Дорогие ребята! Сегодня вас ждёт удивительное путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём!
(Дети отгадывают, что это ЛЕС)
- Основная часть мероприятия
- Лес полон тайн и загадок, разгадывать которые мы и отправляемся. Как у настоящих путешественников у нас есть карта. На ней отмечены места привалов – наших остановок, чтобы узнать что-то новое.
Итак, мы отправляемся!
- - Наш первый привал «Лес – наше богатство!»
( Дети рассказывают заранее подготовленные стихи) (Слайд 1)
1)Здравствуй лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шуршишь листвою
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои!
2)Лесная тень, лесная тишь,
Полным полно чудес,
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка эта – ЛЕС!
Ты эту сказку сохрани,
Люби, жалей и береги!
3) Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья, кустарники, травы
Нам на пользу, друзья, даны!
- А что же такое лес? Одни считают, что лес – это когда много деревьев. Другие – когда очень-очень много деревьев. Но хоть сто раз повтори слово «очень» - всё равно это ещё не лес. Потому Что лес – это не только деревья, но и кусты, травы, грибы, ягоды, разнообразные животные. Это настоящее зелёное государство!
- - Наш следующий привал «Что в лесу растёт?»
- Чтобы ответить на этот вопрос, отгадаем загадки. (Слайд 2)
(Дети читают и отгадывают загадки, на слайде появляются изображения растений)
Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч. (Дуб)
Чёрненька, маленька,
Сладенька,
Ребятам миленька. (Черника)
Её всегда в лесу найдёшь-
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
На пригорке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки.
Собираем огоньки. (Земляника)
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой. (Берёза)
Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
В лесу на поляне стоит
Кудрявый Ваня.
Богач невелик,
А орешками наградит. (Орешник)
- - Наш следующий привал «Кто в лесу живёт?»
- Давайте, ребята, поиграем в игру «Узнай животное по описанию». (Слайд 3)
(Дети по описанию узнают животное и на слайде-лесной полянке появляется его изображение)
- Это лесной великан. Его рост превышает 2 метра, а масса тела может достигать 600 кг. Питается он разнообразной растительной пищей. Рога есть только у самцов. (Лось)
- Это животное всеядное.Чтобы добыть еду, роет землю с помощью клыков, которые растут у него всю жизнь. Малыши очень симпатичные, полосатые. (Кабан)
- Живёт в лесах и садах. Днём малоподвижен, а в сумерках и ночью занимается поисками корма. Его пища в основном мыши и насекомые. (Ёж)
- Это довольно крупный представитель лесов, причём глухих и захламлённых.Обычно это животное ходит и бегает на четвереньках, но может стоять и ходить на задних лапах. Любит полакомиться муравьями, ягодами и фруктами. Но больше всего любит мёд, В суровые зимы спит в берлоге. (Медведь)
- Это животное очень похоже на собаку. Живёт в логове. Питается различными зверями и птицами, а также уничтожает сотни голов домашнего скота. Известны случаи нападения и на людей.В народе говорят, что его «ноги кормят». (Волк)
- Это млекопитающее средней величины, грызун. Окраска зимой и летом разная. Питается в основном травянистой растительностью. Потомство, рождённое осенью, называют листопадничками. (Заяц)
- Это некрупный, подвижный и очень деятельный зверёк. Хвост пушистый, ушки стоячие с кисточками на концах. Основное питание – это семена и орехи, а также грибы и ягоды, летом – свежие, а зимой – сухие, заготовленные с лета. (Белка)
- Это хищное животное семейства собачьих, с удлинённой головой, вытянутой шеей и подушечками на лапах. Главная краса – хвост. У этого животного острый слух, который помогает даже под толстым слоем снега обнаруживать полёвок. Питается разными животными и растительными кормами. Живёт в норе. (Лисица)
- - В лесу много ягод и грибов и следующий привал «Грибная полянка».
- Айда с лукошком в бор старинный,
Там ранним утром тишина,
С тропинки пухом тополиным
Плывёт тумана пелена.
А на земле, умытый росами,
Где колкий вереск и чабёр,
В густой тени под хвойной осыпью
Свои дары припрятал бор.
- На этом привале нас ждёт кроссворд, разгадать который может только тот, кто знает, какие грибы растут в лесу.
( Дети угадывают названия грибов по количеству букв: груздь, боровик, лисичка, подберёзовик, сыроежка.) (Слайд 4)
1г | |||||||||||
2 | р | ||||||||||
3 | и | ||||||||||
4 | б | ||||||||||
5 | ы | ||||||||||
- - «Внимание! Внимание!
В сосновом бору открывается
Лесная школа здоровья для лесных жителей!
Приглашаются все, кто хочет стать сильным, крепким и здоровым! »
Предлагаю сделать физкультминутку (Слайд 5)
Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. ( Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль,
держа округленную ладонь над бровями,
поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны.
Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои! (Поднять руки вверх,
а потом прижать ладони к груди)
6. - А теперь нас ждет привал «Народная мудрость».
-Давайте поиграем! Игра называется «Собери пословицу».
(Детям предлагаются пословицы, разделённые на две части. Ученики должны их правильно собрать.) (Слайд 6)
- Рощи да леса -\ всему краю краса.
- Зелёный наряд \ радует взгляд.
- Сломить дерево – секунда, \ а вырастить – года.
- Оберегая саженцы - \оберегаешь жизнь.
- Где уничтожается природа -\там иссякает жизнь.
- - Привал «Враг леса»
- Знаете ли вы, ребята, что у леса есть враги? Кто это? Одного из них вы узнаете из загадки:
Что, дотронувшись едва
Превращает в дым дрова? (Огонь) (Слайд 7)
- Действительно, огонь – один из опаснейших врагов леса.
- А как может появиться огонь в лесу? Внимательно послушайте стихотворение и определите причину возгорания леса.
Лесная дружина
Звери в сказочном лесу
Жили, не тужили.
Волка, зайца и лису –
Всех они любили.
Собрались они гурьбой
На лесной полянке.
Повод был у них такой:
День рожденья галки.
Поздравленья, шутки, смех,
Танцы до упаду.
Лось смеялся громче всех,
Заяц пел ламбаду.
Именинница сама
Испекла печенье.
Угощала всех она.
Просто объеденье!
Время быстро пролетело,
Начинало холодать.
Чтобы всем теплее стало
Надо спички поискать.
Спички были у лисички,
Хвороста собрал бобёр.
Под берёзками у речки
Разожгли большой костёр!
У костра запели песни,
А потом пустились в пляс.
Долго, долго веселились,
Но пришёл прощанья час…
Стали дружно все прощаться,
Расходиться по домам:
Кто-то в норку, кто-то в хатку,
Потому что ждут их там.
Все устали, утомились,
Позабыли про костёр,
И огонь не потушили,
Что раскладывал бобёр…
Ночью ветер разгулялся,
Закружилось всё кругом!
И костёр их разыгрался
Жёлтым яростным огнём
Он съедал деревья, ветки,
Продвигался по кустам.
Не жалел он гнёзд ни белки,
Ни жерлянки, ни дрозда.
Муравьям досталось тоже:
Муравейник их сгорел.
И ни жук, ни тля, ни блошка,
В эту ночь не уцелел!
А на утро, очень рано,
Появился лишь рассвет,
В очень страшную равнину
Превратился этот лес.
Всё сгорело. всё пропало,
Почернело всё вокруг.
Сказки больше здесь не стало,
Звери больше не живут.
И не слышно птичьих криков.
И жужжания жуков.
Нет ни песен, ни веселья.
Нет ни ягод, ни грибов…
И тогда решили звери,
Что зависит всё от них:
Красота, и жизнь, и счастье
Их дружина сохранит!
Мишка, заяц и барсук –
Служат все в дружине!
От огня лес берегут,
Чтоб не жить в пустыне!
(Дети отвечают, что причиной пожара в лесу стал не затушенный костёр).
-Что ещё может стать причиной пожара в лесу?
Лесной пожар
Однажды ясным днём
Решили заяц с кабаном
Поджечь осеннюю траву
Не думая навлечь беду.
Трава загорелась, подул ветерок,
Огонь перекинулся на ближайший дубок.
И ёлка горит, и малины кусток,
А наши зверята бегут наутёк.
Не жги осеннюю траву,
Иначе попадёшь в беду!
(Дети отвечают, что еще одной причиной лесного пожара может стать не затушенная сигарета, или когда палят сухую траву).
- - Привал «Наше творчество»
За несколько дней до мероприятия детям было предложено дома с родителями сочинить четверостишия, которые можно было бы разместить на стендах в лесу. Вот, что получилось:
Заповедный лес стоит,
В тишине как будто спит.
Не шуми, не рви, не тронь!
И не разводи огонь!
Очень любят дети лес,
Полный сказок и чудес.
Но пришла в тот дом беда,
И сгорел тот лес дотла.
Потому что, уходя.
Кто-то не задул огня!
Ты, мой друг. Туши костёр!
Он, ведь, всё испортит!
Лес, он тоже чей-то дом –
Красоты источник!
Гуляли дети по лесу
И развели костёр.
А вечером домой ушли,
Не погасив огонь.
Пришли ребята утром,
А леса больше нет.
Дымятся головёшки,
Да – натворили БЕД!
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой. багряный.
Давай, не сделаем с тобой,
Чтоб стал он пепельной поляной!
Заповедная природа –
Храм покоя и добра.
Будем мы хранить всё это!
И не разжигать огня!
- - Мы успешно добрались до последнего привала «Запрещающие знаки». Это мини-проект. В лесу можно разместить на стендах не только ваши стихи, но и запрещающие знаки. Каждая из групп должна составить такой знак. Детали, которые для этой работы вам понадобятся, у вас на столах.
Дети работают по группам.
Знаки, которые у них получились, вывешиваются на доску.
- Заключительная часть.
- Давайте подведем итог нашего увлекательного путешествия.
Людская беспечность,
Зло и жестокость
Большую приносят беду.
Должны мы все вместе
Сберечь и планету,
Сберечь и леса красу!
- Молодцы! Хорошо поработали! Теперь вы все будете беречь лес!
Заключительный этап
- Подведение итогов проведения данного мероприятия и определение перспектив на будущее.
- Используемые ресурсы:
Методические -
https://www.prodlenka.org/ - сайт для учителей и воспитателей
http://www.n-shkola.ru/ - официальный сайт журнала «Начальная школа»
интернет - ресурсы для создания презентации;
материально-технические - видеоаппаратура, составные части запрещающих знаков;
информационные – общешкольный и индивидуальный планы воспитательной работы, школьный информационно-библиотечный центр.
- Данную методическую разработку учитель начальных классов может использовать в урочной и внеурочной деятельности по экологическому воспитанию младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник вежливых ребят"
Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаи...
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник цветных карандашей"
Воспитательное мероприятие для младших школьников будет познавательным, поучительным и интресным...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Короб чудес» для учащихся начальных классов.
Мероприятие, проведенное по данной разработке ставит целью развивать познавательную активность детей, а так же интерес к народному декоративно- прикладному искусству, познакомить их с наро...
Воспитательное мероприятие "Берегите хлеб!"
Данный материал подобран с учетом возрастных особенностей (для обучающихся 4 класса) и может быть использован в качестве классного часа или воспитательного мероприятия в 1-4 классах, удобен тем, что н...
Воспитательное мероприятие "Берегите первоцветы"
Разработано в ходе учебной практики....
Воспитательное мероприятие " Береги природу"
Воспитательное социальное мероприятие " Береги природу"Материал для учителей начальных классов и в помощь студентам...
Разработка внеклассного мероприятия "Береги здоровье смолоду".
Сформировать представление о здоровье...