Классный час "Мы в ответе за тех, кого приручили"
классный час (3 класс)

Ниже представлена методическая разработка - конспект классного часа "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Направление воспитания: нравственное.

Ценность: забота о животных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема классного часа «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Класс: 3

Разработчик:  Кашина К.В.

Санкт-Петербург

2019

Направление воспитания: нравственное.

Ценность: забота о животных.

Проблема: Как мы должны относиться к животным?

Тема мероприятия: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Цель: воспитывать эмоционально-положительное, ответственное отношение к животным.

Задачи:

  • выяснить причины появления на улицах бездомных животных;
  • формирование стремления оберегать животных, проявлять заботу;
  • вызвать чувство сострадания, милосердия к животным, желание совершать добрые поступки.

Форма проведения: беседа.

План расположения столов, стульев: столы отодвигаются в конец класса, стулья ставятся в полукруг.

Ресурсы:

  • для учителя:
  • для учащихся:

Литература:

Структура классного часа с указанием времени:

Этап

Время

Организационный момент

1 мин

Выход на проблему

5 мин

Моделирование этической ситуации. Обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Дружок» 

15 мин

Разговор об ответственности человека за животное, обсуждение стихотворения Г. Мельниковой «Забытый котенок»

12 мин

Поиск решения

7 мин

Рефлексия

3 мин

Итог занятия

2 мин

Содержание:

Ход занятия

1. Организационный момент

- Добрый день, ребята. Занимайте места в нашем полукруге.

2. Выход на проблему

- Кто себя считает себя добрым человеком? Поднимите руки.

- Кого можно считать добрым человеком? Что означает понятие доброта?

Это были ваши мысли, высказывания, рассуждения о доброте. А вот как объясняет понятие доброта терминалогический словарь: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление к бескорыстной помощи к ближнему».

По отношению к кому можно совершать добрые дела, поступки? (Близким людям, товарищам, животным.

Позвольте, я расскажу вам одну историю.

           Беспородный пес по кличке «Мальчик» жил в переходе метро более пяти лет, а появился еще щенком. Пса отличали обаяние и добродушный нрав. Его подкармливали продавцы торговых палаток и работники станции. Однажды пес попался на глаза молодой девушке, которая шла по переходу с собакой бойцовской породы. Девушка натравила свою собаку на мирно стоящую дворнягу. Спасти собаку не удалось.

- Скажите, какие чувства вызвала у вас эта история.(жалость, сострадание, сочуствие)

- Как можно назвать этот поступок? (Жестокость, бессердечность, варварство.)

Люди были возмущены поведением девушки. Вскоре дворняге «Мальчику» поставили памятник. Пес лежит на гранитном постаменте с надписью: «Его надо погладить»

Как вы считаете, почему автор скульптуры написал на монументе именно эти слова «Его нужно погладить». Что они хотели сказать этой фразой? (Собаку надо пожалеть, посочувствовать, подарить любовь и нежность)

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? ( об отношении к животным)

- Мы бы хотели, чтобы девизом к нашему сегодняшнему классному часу стали слова Антуана де Сент - Экзюпери

На слайде: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Антуан де Сент-Экзюпери)

- Ребята, как вы понимаете эту фразу?

- А как вы понимаете смысл слова приручить? (Сделать так, чтоб тебя полюбили, не могли без тебя жить, всегда слушались тебя).

Приручить – сделать ручным, послушным. Приручиться – стать ручным, привыкнуть к человеку (Словарь С.И.Ожегова). 

- Кого мы можем приручить?

- Каких животных приручают люди? Для чего они это делают?

- У кого из вас есть домашние животные? Какие? Хорошо ли им у вас?

- Кем являются ваши домашние животные для вас? (другом, игрушкой, обузой)

- Что нужно, чтобы животным у вас было хорошо? Важно не только их накормить, ухаживать за животными, заботиться о них, но и, конечно, животные должны чувствовать вашу любовь, ласку, знать, что вы их никогда не обидите, не предадите, защитите.

- Ребята посмотрите на картинку и попробуйте сказать, о какой проблеме она рассказывает? ( бездомные животные)

Табличка «ПРОБЛЕМА»

- Наш классный час называется «Мы в ответе за тех, кого приручили». Сегодня мы постараемся разобраться в смысле этих важных слов. 

3. Моделирование этической ситуации. Обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Дружок» 

- Сейчас я прочитаю рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Дружок». Послушайте его внимательно. Попробуйте предположить, чем закончится этот рассказ.

Дружок

Жил у хозяина верный пес. Шло время, пес старел, и так случилось, что однажды старый пес не узнал своего хозяина и залаял на него.

Как же так? - расстроился хозяин. - Как же ты, Дружок, меня — твоего хозяина!

Завилял Дружок виновато хвостом, заглянул смущенно человеку в глаза: «Да я, мол, сам не знаю, как же это получилось, что не признал я тебя, хозяин».

На следующий день построил хозяин возле будки старого пса новую будку и поселил в ней маленького щенка, глупого и несмышленого.

Забеспокоился, встревожился верный Дружок. Смотрит он с тревогой в умных собачьих глазах, словно спросить хочет: «Зачем тебе нужен новый пес, хозяин?».

Как вы думаете, что ответил Дружку хозяин? 

Кто хочет поделиться с нами своими мыслями?

Как этот ответ характеризует хозяина? («Ты стал старый, поэтому я завел нового щенка». «Чтобы у тебя был друг, когда меня нет дома» и т.п.).

В ваших ответах у кого-то добрый хозяин, у кого-то злой и неблагодарный. Разные бывают люди. Но вот автор этого рассказа, В.А. Сухомлинский, тоже верил, что хозяин у Дружка все-таки добрый, заботливый. Послушайте, как автор закончил свой рассказ

Забеспокоился, встревожился верный Дружок. Смотрит он с тревогой в умных собачьих глазах, словно спросить хочет: «Зачем тебе нужен новый пес, хозяин?»

А чтобы тебе, Дружок, не было скучно.

Старый пес благодарно заскулил, лег на траву, и из его глаз выкатилась слеза. А маленький щенок весело резвился в мягкой зеленой траве...

- Охарактеризуйте хозяина старого пса.

Почему вы считаете его добрым, хорошим? А еще он заботливый, ответственный, тоже верный, как и его друг-пес, умеющий сочувствовать, сострадать. Как вы понимаете эти слова?

Хозяин не предал своего верного друга, который честно служил ему всю жизнь, не выбросил его на улицу, как старую ненужную вещь. Ведь собака — живое существо, и относиться к ней надо по- человечески, а мы — люди.

- Миллионы домашних животных никогда не знали гуманного обращения со стороны собственных хозяев. Так, к сожалению, нередки случаи, когда, например, жестокое обращение с животными проявляется в том, что птиц запирают в маленьких неуютных клетках, и последние служат лишь красивым украшением интерьера. Животные вынуждены существовать в невыносимых условиях ограничения движений, грязи, а то и вовсе — голода. (слайды)

4. Разговор об ответственности человека за животное, обсуждение стихотворения Г. Мельниковой «Забытый котенок»

- Послушайте стихотворение Г. Мельниковой и подумайте, о чем оно.

Забытый котенок.

Все мяукал котенок

Во дворе под кустом

Как хотелось котенку,

Чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий

Прошуршал желтый лист.

Показалось котенку,

Что позвали: «Кис-кис!»

Замирая от счастья,

Он помчался на зов...

Только дверь оказалась

Заперта на засов...

О чем это стихотворение? Что случилось с котенком? Какие чувства испытывал котенок? Какие чувства возникли у вас по отношению к котенку? По отношению к бывшим хозяевам котенка? 

- Многие кошки и собаки оказываются на улице только потому, что наскучили хозяевам. Гуманное отношение к животным не известно таким хозяевам. В результате, нередко животные, которые оказались на улице, либо погибают, потому что они не приспособлены к жизни в таких условиях, если они выросли в квартире.

- Я предлагаю вам посмотреть видеоролик на данную тему.

А как часто люди выбрасывают на улицу кошек и собак, когда они им надоедают, когда они устанут за ними ухаживать.

Очень больно такое видеть! Что происходит с животными, которых люди бросили? 

(животные становятся злыми, голодными, грязными, зимой им холодно, они не подпускают к себе людей, не верят людям, не верят в доброту человека, раз их однажды уже обидели, и т. п.)

5. Поиск решения

Давайте подумаем, чем мы можем помочь таким животным? Запишем наши предложения в дерево решений.  (Подкармливать, поставить теплую будку, попытаться найти им хозяина, обратиться в приют для бездомных животных, рассказать о них в газете, может, кто-то сможет их взять и т.п.) 

- Я согласна с вами, но, главное, не пополнить армию бродячих животных, быть ответственными за животных, которых вы приручили, не выбрасывать их на улицу, объяснять своим друзьям, знакомым, что не надо заводить животное, если вам лень или некогда о нем заботиться.

6. Рефлексия

- Какие мысли остались у вас после сегодняшнего классного часа? Предлагаю небольшую игру «Всё в твоих руках». 

Перед вами лежат ладошки. Напишите внутри (на ней) что вы для себя уяснили. Какие выводы сделали.

7. Итог занятия (видеофрагмент)

Вы смотрели бездомной собаке в глаза? 
Вы когда-нибудь видели столько печали? 
Две дорожки от глаз "протоптала" слеза. 
Сколько боли, несчастья у ней за плечами.

Разве Вас не учили: "Мы в ответе за тех..." 
Или может Вы просто про это забыли, 
Когда Вам надоело и после утех. 
Вы за ней двери дома закрыли?

А она до сих пор верит людям и ждет, 
Хоть сомненья давно её гложут, 
Что хозяин (какой бы он не был) - ПРИДЁТ! 
И на голову руку положит...

- Ребята, на этом наш классный час заканчивается. Я надеюсь, что после сегодняшнего разговора на такую важную тему, вы будете трепетно относиться к своим домашним любимцам и животным на улице.

Спасибо за работу! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час " Мы в ответе за тех, кого приручили"

Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы могутсказать Человеку: «Эта Земля и моя».     Сегодня мы поговорим только о тех жи...

Классный час "Мы в ответе за тех, кого приручили"

На этом классном часе поднят вопрос об ответственности за животных, которых мы берём к себе в дом. Дети ответят на вопрос: "Что значит приручить?" Попробуют критически оценить поступки людей по отноше...

классный час "Мы в ответе за тех кого приручили"

классный час с элементами исследования...

классный час "Мы в ответе за тех кого приручили"

классный час с элементами исследования...

Классный час по теме «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…». 4 класс.

Форма: час общенияВид деятельности: дискуссияМетоды: объяснительно- иллюстративный,  словесный, наблюдение, анализ, синтез, самооценка.Стиль взаимоотношений: демократическийРоль педагога: ведущая...

Классный час: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Классный час во 2 классе. На уроке ставила задачиПредметные: - организовать деятельность учащихся по ознакомлению с общечеловеческими ценностями; - способствовать развитию у учащихся эстетических и ду...

Классный час "Мы в ответе за тех,кого приручили"

Классный час "Мы в ответе за тех,кого приручили" с презентацией....