Лекарственные растения Белгородской области
план-конспект занятия (1 класс)
разработка занятия по внеурочной деятельности и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvennye_rasteniya.doc | 58 КБ |
lekarstvennye_rasteniya.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Лекарственные растения Белгородской области».
Цель: Знакомство с лекарственными растениями Белгородской области и их использованием.
Задачи: Формировать умение отличать лекарственные растения от культурных и дикорастущих, умение их использовать в жизни; знакомить с лекарственными растениями Белгородской области; развивать внимательность, мышление, пространственную ориентацию, воображение, смекалку; Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: ИКТ, игрушки, карточки с изображением лекарственных растений.
Ход занятия:
- Оргмомент
Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать…
(Р. Рождественский)
- Догадались ли вы, ребята, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?
Мы продолжим знакомство с растительным миром родного края.
- Вступительное слово учителя:
Знаете ли вы, что человек еще с самого начала своего существования искал защиты у природы, пыталась укрепить свое здоровье, чтобы выжить в сложных, неблагоприятных условиях? Он вынужден был оказывать себе врачебную помощь при различных травмах и заболеваниях, и, вполне естественно, средства для этого искал в окружающей природе и прежде всего - в мире растений. Так человек познавал целебные свойства растений и их влияние на организм.
Из поколения в поколение накапливались сведения о лечебном применении дикорастущих растений. Народный опыт накапливался не зря - от бабушек к детям и внукам передавались знания. А в народе этих людей называли знахарями и колдунами, но именно благодаря им создавалась народная медицина.
Наша земля имеет необычайно богатый растительный мир. Почти каждое растение имеет чудодейственные свойства.
Давайте проверим, знаете ли вы лекарственные растения.
(дети делятся своим опытом)
- Работа с загадками.
1) В широколиственных лесах
И на обочинах дорожек
Её ты встретишь всю в цветах,
Похожих чем-то на горошек.
Но сильный камфорный букет
Не любят мухи и москиты,
Оставит от ожога след -
Её соцветья ядовиты.
Будь аккуратнее, друг мой,
Любуясь, не теряй рассудок,
Ведь из растения настой
Поможет вылечить желудок.(пижма)
2) У Надёжки две одёжки
То в розовом платье,
То в синем халате.(медуница)
3) Куст колючий, словно ёж,
С дикой розой сильно схож.
Внутри ягод, как в ларце,
Клад из витамина С.(шиповник)
4) Кислый-кислый! Но — полезный!
И, наверно, всем известный.
Он — на даче, и в лесу.
Я нарву и принесу
Гладких, будто зерна риса,
Красных ягод... (Барбариса)
5) Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
В чашку к нам идет на чай.
Что за травка, отгадай!(душица)
6) На травинке солнца глаз
Светит каждому из нас.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (ромашка)
7) Возле дома куст растет,
Белым цветом он цветет.
Будут ягоды на нем,
Осенью их соберем.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная ...(калина)
8) У дороги вырос лекарь,
Вдоль тропинки луговой;
Он для нас с тобой аптекарь.
Догадайся, кто такой?(подорожник)
9) Расправит свой ажурный листик
Король всех трав...(тысячелистник)
10) Что за травка «Золотая»,
С ярко-желтыми цветками,
С ядовитым млечным соком,
Не боится жить в тени;
Бородавки и мозоли
Эффективно удаляет,
Лечит кожные болезни
И простуду, и колит?
Этот лекарь - добродел
Как зовётся? …(чистотел)
- Физминутка
Физминутка "На лугу"
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг- (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз- цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора ,дружок,
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).
- Игра “Больница Айболита”
- Белочка грызла твердые орешки,
У неё разболелись зубки.
- Козленок пил холодную воду из ручья,
У него ангина.
3) Медвежонок объелся малины.
У него живот заболел.
4)Лисята играли в зарослях ежевики и расцарапали лапки.
Как мы можем помочь лесным зверятам?
7. Чтение и обсуждение рассказа Бориса Волка «Цветочная аптека»
Мишка с дедушкой чуть ли не ежедневно бывают в лесу. Дедушка здесь как дома. Все знает: где надо искать ягоды, где прячутся грибы, хорошо разбирается в травах и цветах. Как-то сказал дедушка, что лес - это зеленая аптека. И этим очень удивил Мышка. Зеленая аптека? Почему лес - аптека? А дедушка улыбнулся и сказал:
- Подожди, внучек, увидишь, почему.
Идут они лесом весной - цветут ландыши. Дед и говорит:
- Присмотрись-ка, Мишенька, до этого цветка. Красивая, ароматная и еще и целебная. Из нее готовят лекарства. Для тех, у кого сердце больное.
Идут по лесной тропинке дедушка с внуком летом.
- Присматривайся к цветков, трав, внучку, присматривайся! Видишь, тысячелистник цветет, а там, где бабочка, лесные калачики. Большой целебной силы и эти цветы.
Вот на краю тропы заметили листьев подорожника. Дед останавливает внука:
- Осторожней ступай, Миша, и запомни: это растение до троп и дорог ютится. Потому и называется подорожником. Невзрачный он, а человеку настоящий друг. Понадобится остановить кровь, залечить рану - станет подорожник в происшествии. Видишь, как много целебных трав, цветов в лесу? Теперь понимаешь, почему называют лес зеленой аптекой?
- Почему дедушка назвал лес зеленой аптекой?
- Какой цветок дедушка показал внуку весной?
- Для кого готовят из нее лекарства?
- Какие цветы увидели дедушка и внук летом?
- Кому может пригодиться подорожник?
- О каких лекарственных растениях вы узнали из рассказа?
Итог.
Учитель: Ребята, а как вы сможете применить знания, полученные сегодня, использовать в жизни? Не забывайте правила, о которых вам рассказали травники. Они записаны в памятках, которые вы получили от наших травознаев. Но не только на улице можно встретить лекарственные растения. Растут они и у вас дома. Задание – узнать о лекарственных растениях, растущих на подоконниках ваших домов. Подготовить рассказ об этих растениях.
В заключение нашего путешествия ещё раз напоминаю: ПРИРОДА ЩЕДРА ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА К НЕЙ ОТНОСЯТСЯ БЕРЕЖНО И ЗАБОТЛИВО.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классический фотоальбом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект на школьную научно-практическую конференцию" Лекарственные растения Астраханской области"
Познакомиться с лекарственными растениями. Выяснить,какие из них растут в нашей области и какую пользу приносят людям....
Презентация "Лекарственные растения Владимирской области".
В данной презентация содержится материал о лекарственных растениях Владимирской области. Материал о праилах сбора и обработки этих растений заинтересует учеников. Предоставлен материал о том, как, ког...
Презентация "Целебное лукошко" (лекарственные растения Томской области)
Презентация выполнена обучающимися 4 класса. Дети сами рисовали и нашли необходимую информацию о каждом представленном растении....
Лекарственные растения - замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений Владимирской области.
Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений....
Кроссворд «Редкие и исчезающие растения Белгородской области» для обучающихся 3-х классов
Данный материал можно использовать при изучении темы "Красная книга"....
Лекарственные растения Белгородской области
План- конспект внеурочного занятия по теме: "Лекарственные растения Белгородской области"...
Растения Белгородской области
План-конспект внеурочного занятия в 3 классе по теме: "Лекарственные растения Белгородской области"...