Растения Белгородской области
план-конспект занятия (3 класс)

Скурятина Анна Сергеевна

План-конспект внеурочного занятия в 3 классе по теме: "Лекарственные растения Белгородской области"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasteniya_belgorodskoly_oblasti.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

                               

ПЛАН – КОНСПЕКТ

ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

 «Растения Белгородской области».

                                                              3 класс

                                                                   

 

Белгород, 2017

Класс: 3

Тема: "Растения Белгородской области".

Место проведения: кабинет

Форма проведения: занятие- работа с сообщениями

Цели: - расширить знания учащихся о растениях Белгородской области: растениях леса(клен, липа, черемуха), растения луга (васильком луговым, клевер луговой, мятликом луковичным), растениях болота (багульник, клюква).

Задачи:

Образовательные: -расширить представление о растениях родного края : растениях леса(клен, липа, черемуха), растения луга (васильком луговым, клевер луговой, мятликом луковичным), растениях болота (багульник, клюква).

Развивающие: -развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление.

Воспитательные: -создать условия для воспитания чувств любви к окружающему миру,            бережного отношения к растениям.

Планируемые результаты:

Предметные: - обобщить и систематизировать представления детей о растениях: растениях леса(клен, липа, черемуха), растения луга (васильком луговым, клевер луговой, мятликом луковичным), растениях болота (багульник, клюква).

 вызвать желание узнавать новые факты о них

Метапредметные:

Регулятивные: -содействовать формированию умения сохранять цели и следовать им во

                          внеурочной деятельности.

Познавательные: -способствовать формированию умения работать с информацией по эколого-биологическому направлению  и   ориентироваться в ней;

Коммуникативные: -способствовать развитию умения слушать и слышать других:

                                  -содействовать формированию умения вести диалог, сотрудничать с учителем.

Личностные: -создать условия для работы над самооценкой и адекватным пониманием

                        причин успеха и неуспеха во внеурочной деятельности;

                       - создать условия для формирования умения нести ответственность за общее

                       дело

Материалы и оборудование: фотографии растений, корзинки, , презентация, компьютер, , проектор, экран, карточки с сообщениями для учеников,

Методы и приёмы: Наглядные методы: показ, демонстрация; Практические методы: практическая работа. Словесные методы: беседа рассказ, объяснение;

Используемая литература: http://www.luchiksveta.ru/enziklop_rast/derevja.php (информация о деревьях и кустарниках) http://www.mypriroda.ru/plants_lug.php (информация о растениях луга) http://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode (растения болота)

Время проведения: 45 минут.

Предварительная работа: раздать ученикам карточки с сообщениями о растениях Белгородской области.

Этапы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Примечания

1.Организационный этап

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии!

-Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может. Что это?

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на занятии?

- Итак, тема нашего занятия: "Растения Белгородской области”. Мы вспомним известные факты, углубим знания о растения Белгородской области, выполним интересные упражнения.

Приветствуют учителя

Растения

О растениях

Слушают учителя

Личностные УУД: самоопределение к деятельности.

 Словесные методы: рассказ. Приём слухового восприятия.

Фронтальная форма организации деятельности учащихся.

Дидактические средства: слово учителя.

2. Основной этап

- Сначала нам необходимо вспомнить то, мы что уже знаем. Скажите, на какие группы делятся все растения?

- Давайте вспомним отличительные признаки разных групп растений. Охарактеризуйте дерево.

- Охарактеризуйте кустарник.

- Назовите известные вам кустарники.

Охарактеризуйте травянистые растения. Чем они отличаются от деревьев и кустарников?

- Назовите травянистые растения.

-Растительный мир области насчитывает 1 284 вида. Для нее характерно чередование лесов  (дубравы)  и степных лугов.

Леса области состоят в основном из широколиственных пород. Самые крупные лесные массивы находятся в Шебекинском, Валуйском, Красногвардейском и Алексеевском районах. Обычно это многоярусный лесной массив, представленный разными древесными породами: ясенем, кленом, липой, черемухой, рябиной, дикой яблоней и грушей и подлеском из крушины ломкой и бересклета.

-Сейчас я вам предлагаю послушать сообщения которые подготовили ученики о растениях Белгородской области

-Растительность луга представлена засухоустойчивыми луговыми и степными растениями: васильком луговым, таволгой обыкновенной, нивяником обыкновенным, мятликом луковичным и другими.

-А теперь послушаем сообщения о растениях луга.

В низинных болотах растут: тростник обыкновенный, рогоз, калужница болотная. На западе области в условиях наиболее влажного и прохладного климата сохранились болота, где произрастают сфагнум, багульник, клюква, кукушкин лен.

-Послушаем сообщения о растениях луга.

А как вы думаете, какую роль в жизни человека играют растения?

Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

Как мы с вами можем охранять растения?

Давайте попробуем сформулировать правила поведения в природе по охране растений.

- Растения делятся на три группы: деревья, кустарники и травянистые растения.

- Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону.

- Кустарник – это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с ветвями, начинающимися сразу от земли.

Шиповник, бузина, сирень…

- Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту 7 метров.

Ответы детей

Ученик 1. Клен получил своё название из латинского языка и обозначает “острый”, так как его листья имеют острые лопасти от 3 до 5. Клён - это дерево или кустарник с опадающими, простыми, лопастными, довольно крупными черешковыми листьями. Плоды клёна имеют лёгкие своеобразные крылья, с помощью которых семена разносятся ветром по округе.

Осенью эти растения окрашиваются в яркие цвета: лимонные, жёлтые, красные, оранжевые или бордовые. Окраска их зависит от вида клёнов. Клён - это постоянный обитатель городов и посёлков.

Ученик 2. Ли́па— род древесных растений. Липа – стройное дерево с густой кроной. В жаркий летний день в ее тени всегда прохладно, поэтому липу сажают в парках. В отличие от многих деревьев липа цветет довольно поздно – в конце июня – начале июля. Цветочки у нее желтовато-белые, собраны в небольшие гроздья. Выглядят они малопривлекательно, зато выделяют большое количество нектара. Липа – лучший медонос. Древесина у липы – однотонная белая, без оттенков, и мягкая.

Ученик 3. Черёмуха обыкновенная — высокий кустарник или дерево высотой до 10м высоты, с густой, удлиненной кроной и с матовой, рас­трескивающейся темно-серой корой, на которой четко выделяются белые чечевички (или  ржаво-бурые). Кора изнутри желтая, с резким миндальным запахом. Цветки с сильным запахом, на цветоножках, мелкие, белые (реже розоватые). Плод вначале зелёный, сердцевидный, плотный, по мере созревания кожица краснеет, затем чернеет. Мякоть зрелых плодов зелёная, на воздухе приобретает темно-фиолетовый цвет.

Ученик 4. Василек луговой с лилово-пурпурными соцветиями, снизу одетыми коричневато-серебристыми чешуйками. Прочный стебель и листья у василька покрыты коротенькими волосками, на ощупь шероховатые, как будто затянутые паутиной. Удлиненные листья как бы надрезаны крупными зубчиками. Цветет василек с середины июня до сентября.

Ученик 5. Клевер луговой имеет лилово-красные, иногда темно-пурпурные соцветия. Листья с белым треугольником в виде буквы «Л». Цветет с середины мая до осени. Листья этих растений - тройные, очень редко можно найти клевер с четырьмя листиками - по народным приметам, такое растение приносит счастье. С наступлением темноты листья клевера складываются, поднимаются вверх, «засыпают». На свету листочки распрямляются и занимают горизонтальное, нормальное положение - растение «просыпается».

Ученик 6. Мятлик луковичный – маленькое растение, оно – едва заметное, с небольшим колоском. Правда, когда достаточно влаги, то оно покрывает зеленым ковром всю пустыню. Мятлик луковичный – многолетнее растение.

Цветок мятлика луковичного – сжатая, густая метелка. Летом все растение засыхает, а весной, при наличии влаги, - оживает.

Ученик 7. Багульник представляет собой вечнозелёный кустарник. Листья у багульника кожистые, зимой они не опадают. Сверху цвет листьев имеет тёмно-зелёный оттенок, а с нижней части можно увидеть желтоватые точки, а также буровато-ржавые волоски. Данное растение цветёт в мае-июне. Белые цветы обладают одурманивающим ароматным запахом, при этом они собраны в виде зонтиков на концах ветвей. Что касается плода багульника, то он напоминает коробочку, где собрано множество мелких семян. Непосредственно сами семена созревают в июле-августе.

Ученик 8. Клюква — это вечнозеленый полукустарник, имеющий тонкие стелющиеся стебли, которые в узлах пускают корни. Плоды сочные, насыщенного темно-красного цвета, кислые на вкус, шаровидные и многосемянные. С давних пор знакома людям ягода клюква. Клюкву заслуженно называют «болотным лекарем», царственной, драгоценной ягодой. Полезные свойства клюквы обусловлены наличием в ней целого спектра нужных организму веществ.

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей.

1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов.

2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много.

3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

Фронтальный опрос

Коммуникативные УУД: умение вести диалог, сотрудничать с учителем

Дидактические средства: слова учителя, карточки.

Приём слухового восприятия

 Познавательные УУД: умение работать с информацией и ориентироваться в ней

Слайд 1 (клён)

Слайд 2(липа)

Слайд 3(черёмуха)

Слайд 4(василёк)

Слайд 5(клевер)

Слайд 6(мятлик)

Слайд 7(багульник)

Слайд 8(клюква)

Познавательные УУД: понимать заданный вопрос и в соответствии с ним находить правильный ответ.

Личностные УУД: умение нести ответственность за общее дело.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать других, высказывать свою точку зрения

3.Заключение

-Давайте подведём итоги нашего занятия.

-О каких растениях мы сегодня говорили?

Ответы обучающихся

Фронтальный опрос

Дидактические средства: слова учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме: «Из каких материалов строить дом?» Автор: Макаренко Алексей Алексеевич ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области »

Почему эта тема заинтересовала меня? Наша семья давно мечтала построить теплый, уютный, светлый, прочный дом. На современном рынке огромный выбор строительных материалов. Очень проблематично определит...

Исследовательская работа по теме: «Почему пасхальное яйцо окрашивают в красный цвет?» Автор: Цыгулёв Дмитрий Александрович ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

В  жизни нашей семьи  христианские праздники  имеют большое значение. С  двух лет мы с мамой посещаем  храм, постоянно узнаем  что-то новое и интересное из жизни святых л...

Кроссворд «Редкие и исчезающие растения Белгородской области» для обучающихся 3-х классов

Данный материал можно использовать при изучении темы "Красная книга"....

Лекарственные растения Белгородской области

План- конспект внеурочного занятия по теме: "Лекарственные растения Белгородской области"...

Лекарственные растения Белгородской области

разработка занятия по внеурочной деятельности и презентация...

Интерактивный плакат «Зимующие птицы Белгородской области» Сериковой О.С., учителя ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП» Белгородской области

Интерактивный плакат поможет ученикам подготовиться к ВПР и расширит знания о своём родном крае...