Экологический проект "Зимующие птицы"
проект (1, 2, 3, 4 класс)
Тип проекта: детский социальный познавательно – практико-исследовательский.
Актуальность проекта: Воспитывать интерес у детей и подростков к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты об их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
Цель: формирование у детей и подростков системы экологических знаний о зимующих птицах Саратовской области и помощи человека природе.
Задачи:
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
- формирование потребности участвовать в разнообразной творческой созидательной деятельности в природе;
- развитие восприятия как умения наблюдать, мышления как умения анализировать, обобщать.
Предмет исследования: фотоматериалы, книги о птицах, зимующих в нашем регионе, птицы.
Методы исследования: наблюдение, изучение литературы и интернет ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimuyushie_ptitsy_1.docx | 49.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 им. В.Ф. Суханова»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
413100, Саратовская область, г.Энгельс, ул.Пушкина, 1 «а»
Экологический проект
«Зимующие птицы»
номинация
«Детский социальный проект»
Руководители проекта:
Резепова Галия Жарулловна
педагог-библиотекарь
Четверикова Анна Вячеславовна
Энгельс, 2021 г.
Содержание
Введение 3
- План проведения экологического проекта 4
2. Приложение №1 «Викторина Удивительные птицы» 6-13
3. Приложение №2 Сценарий «Птичьему пенью внимаем
с волненьем… 14-25
4. Заключение 26
Введение
Учащиеся МОУ «СОШ №12 им. В.Ф. Суханова» Энгельсского муниципального района Саратовской области уже в течение нескольких лет участвуют в экологическом проекте
«Зимующие птицы». Социальными партнерами являются специалисты Краеведческого музея г. Энгельса (ЭКМ), специалисты Центральной библиотеки для детей и юношества им. Л.А. Кассиля, родители обучающихся.
Тип проекта: детский социальный познавательно – практико-исследовательский.
Актуальность проекта: Воспитывать интерес у детей и подростков к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты об их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
Цель: формирование у детей и подростков системы экологических знаний о зимующих птицах Саратовской области и помощи человека природе.
Задачи:
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
- формирование потребности участвовать в разнообразной творческой созидательной деятельности в природе;
- развитие восприятия как умения наблюдать, мышления как умения анализировать, обобщать.
Предмет исследования: фотоматериалы, книги о птицах, зимующих в нашем регионе, птицы.
Методы исследования: наблюдение, изучение литературы и интернет ресурсов.
Срок реализации проекта: 6 месяцев (с октября по март).
Участники проекта: учащиеся 1-9 классов и их родители, учителя, педагог-библиотекарь.
Этапы реализации проекта:
- Акция по сбору корма для птиц (на протяжении всего проекта);
- «Птичья столовая» - изготовление кормушек (октябрь);
- Работа «Птичьего патруля» – подкормка птиц и наблюдение
(ноябрь – март);
-Издание информационного листа «Почему птицам надо помогать» (декабрь);
- Конкурс «Птичья карусель» (фото - конкурс, конкурс рисунков) (январь);
- Внеклассное мероприятие «С любовью к природе. Птицы – наши друзья. Что мы знаем о них». Викторина «Удивительные птицы» (февраль);
- Выставка победителей и участников конкурса (февраль);
-Литературные вечера «Птичьему пенью внимаем с волнением…» (март-апрель);
-Конференция по итогам проекта.
План проведения экологического проекта
«Зимующие птицы» МОУ «СОШ №12 им.В.Ф. Суханова»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
№ | Мероприятие | Участники | Дата | Ответственные | Социальные партнёры |
1 | Акция по сбору корма для птиц. | 1-4 классы | На протяжение всего проекта | Воспитанники группы продлённого дня | Родители обучающихся |
2 | “Птичья столовая» -изготовление кормушек | 1-4 классы 5-6 классы | С 23 октября по 11 ноября | Трусова Е.Д. | Родители обучающихся |
3 | Экскурсия в краеведческий музей г.Энгельса (ЭКМ) «Птицы нашего края» | 1-2 классы | октябрь | Классные руководители, обучающиеся | Сотрудники ЭКМ |
4 | Издание информационного листка “Почему птицам надо помогать” | 6-9 классы | С 2 по 24 декабря | Классные руководители, обучающиеся |
|
5 | Подкормка птиц. Работа “Птичьего патруля” | 1-4 классы | ноябрь-март | Классные руководители, обучающиеся | Родители обучающихся |
6 | Конкурс “Птичья карусель” (фото, рисунки). Выставка победителей и участников конкурса | 1-8 классы | январь- февраль | Резепова Г.Ж., родители | |
7 | Внеклассное мероприятие «С любовью к природе. Птицы – наши друзья. Что мы знаем о них». Викторина « Удивительные птицы»” | Воспитанники ГПД 1 классы | февраль | Тузнеченко М.В., Четверикова А.В., Кл. руководители | Родители обучающихся |
8 | Литературные вечера. “Птичьему пенью внимаем с волненьем…” | 1-8 классы | март-апрель | Классные руководители, обучающиеся | Родители обучающихся |
9 | Конференция по итогам проекта. | 1-9 | апрель | Резепова Г.Ж., Четверикова А.В. | Родители обучающихся |
Описание
- Акция по сбору корма для птиц будет проходить среди 1-4 классов на протяжении всего проекта. Обучающиеся и их родители будут выступили в роли организаторов, что будет способствовать их социализации, ответственности и организованности .
- “Птичья столовая» – это конкурс изготовление кормушек среди 1-4 классов. Каждая кормушка должна была соответствовать определённым требованиям, описанным в Положении муниципального конкурса (фото в презентации проекта). (документ в приложении № 1.).
- В октябре для учащихся 1-2 классов были организованы экскурсии в Краеведческий музей г.Энгельса (ЭКМ) на постоянно действующую выставку «Птицы нашего края». С большим интересом дети прослушали рассказ специалиста по экосистеме Саратовского Поволжья, рассмотрели экспонаты музея.
- Оформлением информационного плаката «Покормите птиц зимой» – «Почему птицам надо помогать” поручены обучающимся 8-9-х классов. Информационную поддержку оказали школьный педагог-библиотекарь Четверикова А.В. и специалисты Центральной библиотеки для детей и юношества им. Л.А. Кассиля.
- Работа “Птичьего патруля” поподкормка птиц будет проводиться ежедневно обучающимися и их родителями. Кормушки расположены во дворе школы и в парке, недалеко от школы.
- Конкурс “Птичья карусель” (фото, рисунки) – участники 1-4 классы. Оценивать работы обучающихся будет жюри под руководством учителя ИЗО. По итогам конкурса в школе планируется выставка работ.
- Внеклассное мероприятие «С любовью к природе. Птицы – наши друзья. Что мы знаем о них», включающее викторину «Удивительные птицы»” пройдёт в феврале для обучающихся 1-х классов. Проведёт мероприятие тьютор Тузнеченко М.В. и педагог-библиотекарь Четверикова А.В. (сценарий см. в приложении № 3.).
- Внеклассные мероприятия в цикле литературных вечеров “Птичьему пенью внимаем с волненьем…” запланированы на март-апрель 2022 года.
- Конференция по итогам проекта пройдёт в нашей школе 1 апреля и будет приурочена ко Дню птиц. Будут награждены победители конкурсов, отмечены самые активные участники и организаторы мероприятий в рамках проекта.
Приложении № 1.
Викторина «Удивительные птицы»
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами викторина, посвященная
птицам. Птицы дороги нам ,как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные,
веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас
бодрость и радость. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремлении
научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц. Эти замечательные
пернатые создания охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых,
которые съедают около четверти всего урожая, портят плодовые деревья в
саду.
Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток!
Берегите птиц!
Птицы – наши верные друзья!
Стихи: «Покормите птиц зимой» А.Яшин.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Ведущий: Ребята, а вы знаете народные приметы? А какие народные приметы вы знаете, связанные с птицами? Послушайте приметы, которые знаю я , думаю они вам помогут лучше узнать о природе.
Знакомство с народными приметами о птицах.
- Вороны садятся клювом в одну сторону – к сильным ветрам
- Галки собираются гурьбой и жмутся к жилью – жди большого снегопада
- Синица запела – тепло ворожит
Ведущий: А теперь мы с вами поиграем в игру. «Продолжи пословицу»
ИГРА: «Продолжи пословицу»
- На чужой сторонушке ...(рад своей воронушке)
- Лучше синица в руках...(чем журавль в небе)
- У каждой птицы...(своя песня)
- Цыплят по осени...(считают)
- Слово не воробей...(вылетит не поймаешь)
- Рано пташечка запела...(как бы кошечка не съела)
- Старого воробья...(на мякине не проведешь)
- Глупа та птица...(которой свое гнездо не мило)
- Наделала синица славы...(а моря не зажгла)
Ведущий: А вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно.
Загадки о птицах
- Рук нет, а строить умеет (Птица).
- Окраской сероватая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая-известная персона. Кто она? (Ворона).
- Я день деньской стучу, стучу, я врач лесной, я же лечу. (Дятел).
- Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. Чик-чирик! … (Воробей).
- Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет крохи собирает, по полям кочует, коноплю ворует(Воробей).
- Синяя косынка темненькая спинка маленькая птичка звать её...(Синичка).
- Что за стол среди берёз под открытым небом? Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка).
Выступление библиотекаря.
Ведущая: А теперь послушайте выступление библиотекаря школы
Анны Вячеславовны о птицах
Воробей.
Деревья голы, цветов нет, грядки пусты, многие птицы улетели, насекомые попрятались, а воробьи около нас, на каждой улице..Они перелетают с места на место, чирикают. На бульварах, в парках, садах поживиться нечем. Воробьи спешат по утру во дворы, копаются в навозе, роются среди сора , в сене. Но и там для них еды мало.
Наш воробей стойко переносит холод.Когда ему холодно, он прячет одну ногу в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоит.
Окраска самца воробья серенькая с темненькими пятнами на спине, на шейке – черное пятно. Самочки почти одноцветные – серовато-бурые, без ярких тонов и пятен.
Трудно воробьям зимой, их надо подкармливать. Воробьи едят все: крошки, куски хлеба, остатки каши.
По А.Клыкову и Г.Скребицкому.
Воробьиное «Бюро погоды».
Однажды утром воробей летел под крышу с пером в клюве. И другие воробьи тоже несли в клювах пух и перья. На следующий день уже много воробьев таскали пух и перья под крыши, собирая их около курятника.
Старик сторож поглядывал на воробьев, сгребал снег со двора и укладывал его на крышу ямы-подвала, где хранился картофель.
- Смотри, дед, кажется воробьи начинают гнезда вить: зимы, видно, не будет!
- Мороз ударит большой, они стараются ночлеги свои под крышами утеплить! - ответил старик.
На следующий день было по-прежнему тепло, но вечером по радио передали срочное сообщение о наступающем сильном похолодании. утром солнце поднялось в морозной дымке, и начались сильные морозы.
За трое суток до этого воробьиное «бюро погоды» забило тревогу!
По М.Звереву.
Большой пестрый дятел.
Зимой в лесу тихо, но где-то вдали раздается короткий, отрывистый стук – это работает в своей «кузнице» большой пестрый дятел. Найдет дятел в лесу дерево с расщелиной и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые и сосновые шишки, засовывает их в расщелинку, а потом раздалбливает шишки и достает языком из-под чешуек семена. Расклюет одну шишку – летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелинку, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под «кузницей» дятла валяется целая куча пустых шишек.
Питаются дятлы и насекомыми , живущими в коре и под корой деревьев, в древесине, на ветках.
Дятла называют лесным доктором. Стучит дятел, -значит, будут уничтожены насекомые-вредители – и лес будет жить.
С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото, клювом, а потом длинными крепкими с зазубринами языком достает насекомых из выдолбленного отверстия.
Своим крепким клювом дятел несколько дней долбит дерево, пока не получится дупло.
Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.
В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел.
Все дятлы гнездятся в дуплах деревьев.
По Г.Скребицкому и С.Покровскому
Синицы, дятел и его свита.
Птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться. Это понятно. Но не нужно думать, что в лесу их вовсе не остается.
Загляните в ближайшую рощу: птиц там немало.
Вон под деревом мелкие крестики крошечных птичьих следов. Три пальца вперед и один назад. По бокам две тонкие линии. Здесь черкнула птичка крыльями, когда взлетала.
Через минуту с дерева раздается : «Ци-фи,ци-фи». Вот там, на березе, пара птичек: они прицепились к висящим веточкам, одна даже вниз головой. Бойко перескакивают они с одного сучка на другой в поисках пищи.
Это большие синицы.
Они заметили вас и улетают. Но если вы останавливаетесь и не двигаетесь, синицы быстро успокаиваются. Может быть, через несколько минут даже вернутся на то же дерево.
Что за беспокойные птички! Ни минуты не посидят. Все движения их порывисты и быстры. Никогда нельзя знать, что они сделают в следующую секунду.
Но что они могут находить на этих березовых ветках?
Летом синицы питаются насекомыми; зимой подбирают любое семечко, какое попадется. Но недаром шныряют они по веткам.
Там находят они то приклеенные к веткам яички каких-нибудь бабочек, то оцепеневшую гусеницу в трещине коры, то куколку, прикрепленную к сучку паутинкой.
Торопливо шныряют синицы по деревьям, производя самый зоркий осмотр и самую тщательную очистку стволов и ветвей от зимующих здесь насекомых, среди которых немало вредителей. Нужно прямо сказать: синицы делают в лесу огромное и полезное дело. Ведь за один день они успевают побывать на сотнях, а может быть и тысячах веток.
За один день синицы съедают множество зимующих яичек, куколок, гусениц.
По С.Покровскому.
Подвижная игра «Перенеси корм»
Игра «Строки -тараторки» (скороговорки).
- Дятел дуб долбил, да не до долбил.
- Проворонила ворона вороненка.
- Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Варвара караулила цыплят,а ворона воровала.
- Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
Решение кроссворда «Сказочная птица»
Ведущая. И снова выступление библиотекаря. Послушайте внимательно, т.к. вам пригодится информация для участия в викторине.
Галка.
Зимою галки, так же как и вороны, живут в городах и деревнях, вместе роются в мусорных кучах, еду себе добывают. Различить их совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, крылья да хвост.
К зиме галки собираются в большие стаи, так и летают целыми днями вместе. А вечером облепят деревья где-нибудь в городском саду или парке, прижмутся друг к дружке и сидят греются. Так и дремлют всю долгую зимнюю ночь. Только изредка окликают друг друга.
По Г.Скребицкому.
Ворона.
Зима. На земле, на крышах, на кустах и деревьях - всюду снег.
По снегу во дворе разгуливают вороны, еду себе ищут.
Зимой, когда луга и поля закрыты глубокими снегами,чтобы добыть пищу, ворона перекочевывает в ближайшие города и селения. Здесь она питается остатками и отбросами.
Так всю зиму и пробавляются вороны: там корочку схватят, там – мяса кусочек.
Но, как только наступает весна, вороны разлетаются по лесам, по рощам, начинают строить гнезда, птенцов выводить. А на зиму опять ближе к жилью людей возвращаются.
По А.Клыкову и Г.Скребицкому.
Ведущая. ВНИМАНИЕ! ВИКТОРИНА О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ!
1. Какая птица наших мест живет дольше всех?
- Где зимующие птицы спят? Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью тетерева и рябчики?
- Наблюдая из окна за поведением воробьев, прилетающих на кормушку, дети научились определять, какая погода на улице. Как они это делали?
- Утки с удовольствием залезают в воду в самый сильный мороз. Почему?
- Воробей – это вредная или полезная птица?
- У какой зимующей птицы самый длинный клюв?
- У какой зимующей птицы самый длинный хвост?
- Какие птицы строят гнезда в январе?
- Какую пользу приносят птицы зимой?
Ответы на вопросы викторины.
- Ворон живет 100 лет.
- Тетерева и рябчики прячутся под снегом.
- В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранять тепло тела.
- В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в воде уткам не так холодно.
- Воробьи, конечно, едят зерно – это вред. Но зато они кормят птенцов гусеницами -это большая польза.
- Самый длинный клюв у дятла – примерно 15 см.
- Самый длинный хвост у сороки.
- В январе строят гнезда клесты.
- Зимой птицы находят в коре деревьев насекомых и личинки насекомых.
Ведущая. И заканчивают наше мероприятие чтецы.
Мороз
Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц —
За наших воробышков,
Галок, синиц.
У нас приготовлено
Всё для зимы:
Рогожей укутаем
Яблоньки мы.
Побольше сенца
В конуру принесём,
Беднягу дворнягу
От стужи спасём.
Но птицы! Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода . Е.Благинина.
НОВАЯ СТОЛОВАЯ
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний -
Путешественник-скворец...
Вот и песенке конец. Александровна
Ведущая. Молодцы, ребята! Закончим мы наш праздник награждением победителей викторин и конкурсов.
Кроссворд «Сказочная птица»
- Эта птица из сказки Г.Х.Андерсена. Ее подарил капризной принцессе Принц, который потом притворялся Свинопасом.
- Эта птица из сказки В.Гауфа. В него превратился Калиф, сказав волшебное слово «МУТАБОР»
- Эта мудрая птица из сказки Б.Заходера. Она была «самым грамотным» из друзей Винни-пуха.
- Эта птица из сказки А.С.Пушкина. Она предупреждала царя Додона о надвигающейся опасности.
- Эта птица из басни Крылова (Эзопа). хитрая лисица при помощи лести выманивает у нее сыр.
- Эта птица из сказки А.С.Пушкина.Ее спас от коршуна князь Гвидон. Она превратилась в прекрасную Царевну-...
- Эта птица из сказки Г.Х.Андерсена. Ее спасла от холода Дюймовочка.
- Этот птенец из сказки Э.Успенского.Его назвали Хватайка и Шарик научил говорить его «Кто там?»
Приложении № 2.
Птичьему пенью внимаем с волненьем…
( праздничная программа)
Цели : познакомить учащихся с многообразием пернатых; дать представление о разновидности птиц, происхождении названий некоторых птиц; развивать речь учащихся; прививать любовь и бережное отношение к природе, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: рисунки с изображением птиц, о которых говорится; значки птиц; кроссворд «Орнитология»; запись птичьих голосов.
Ход мероприятия
Ведущий - Давайте, ребята, отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые - и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда я иду по тропинке лесной
Вопросы меня обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье лягушкою скок в ручеёк.
Ведущий Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.
Ведущий А тему сегодняшних вопросов вы узнаете отгадав загадку:
Сниться ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит плохи дела.
А кого паук боится ?
Отгадали? Это ……. (Птица)
Начиная с 1923 года школьники нашей страны ежегодно в апреле месяце проводят традиционный День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение , их смелые, стремительные полёты, мелодичное пение.
Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдение за их жизнью сыграли большую роль в развитии наук.
До сих пор работают учёные над интереснейшей научной проблемой - тайной ежегодных перелётов птиц.
1. Птицы - это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, рек, гор, пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.
2. Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
3. Птицы - дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
4. Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
5. Птицы - это тайна и красота. Птицы- наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Ведущий Птицы везде - над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от вашего дома, надо знать.
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.
( Звучит запись птичьих голосов)
6. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
7. “Синь-синь!» - посвистывает синица.
«Чи-чи! Чи-чи!» - вторит ей чиж.
«Гра- гра!» - педставляется грач.
«Сквор-сквор!» - поют скворцы.
8. Имя зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори .
В чаще лесной у полянки
Рада вечерней поре.
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре.
9. Сойка или горихвостка . Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который всё время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.
Чёрно-белая манишка,
Подвижной, с рыбинкой хвост…
На селе любой парнишка
Сразу скажет: «Горихвост!»
10. Зяблик. Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда ещё на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали её зябликом.
11. Название птицы клёст произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.
12. Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель - родственные слова.
13. Удивительно происхождение слова «цапля» . Оно происходит от глагола «чапати», то есть медленно передвигаться, образовано от звукоподражательного «чап».Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап-чап! Чап-чап!» Отсюда и глагол «чапати». Но ведь птицу называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ ч] произносится [ц] .В слове «цапля» звук
[ ц ] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.
Физминутка
Цапля.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
( Стихотворение декламируется два раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз - на другой.)
14. Куда это птицы улетают каждую осень?
Ведущий Издавна человек интересовался этим вопросом.
В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были известны, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например в 19 веке один натуралист утверждал, что птицы улетают … на Луну. Добираются туда за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.
Другие учёные признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших.
Сейчас известно: как ни далёк, как не труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья. Куда же летят птицы?
Учёные выяснили, что маленькие наши пташки - ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и другие - улетают в тропическую Африку. Утки, грачи скворцы летят на юго-запад, например во Францию. А некоторые утки и кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелёты совершает близкая родственница чаек - полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов, морей, омывающих Антарктиду.
Всё это мы узнали от учёных, исследующих жизнь пернатых. А знаете ли вы, ребята, как называется наука, изучающая жизнь птиц? ( Ответы детей)
Сейчас узнаем, кто был прав, мы будем отгадывать загадки про птиц, а в выделенной графе получим искомое слово. Будьте внимательны!
Кроссворд.
- У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. ( Сова)
- Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянуться растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения! (Жаворонок)
- Окраска – сероватая,
Повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. Это (Ворона)
- Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица)
- Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле, клее, клее! - поёт со свистом. ( Клёст)
- Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. ( Скворец)
- Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбёшкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь - и был таков. (Пеликан)
- Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт, поёт, поёт. (Соловей)
- Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. ( Снегирь)
10)Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)
11)Кто в беретке ярко –красной,
В чёрной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. ( Дятел)
- Прочитаем хором слово в выделенной строчке. (Орнитология).
- Орнитология – это наука изучающая жизнь птиц.
Сценка «Скворец и синица».
Синица : Здравствуй дорогой скворец. Поздравляю вас с благополучным возвращением на Родину.
Скворец. Спасибо. Я тоже очень рад.
Синица. Довольны ли своей квартирой.
Скворец. Сейчас я её осмотрю. Хорошо что ребята не стругали доски внутри. Птицам будет удобней выбираться из гнезда.
Синица. Проверьте крепко ли забиты гвозди, хорошо ли проколочены щели.
Скворец. Вы правы ужасно когда квартира качается, но на этот раз всё в порядке.
Синица. Вас не огорчает отсутствие жердей.
Скворец. Да что вы. Они нужны только кошкам.
Синица. Где и когда вы дадите свой первый концерт?
Скворец. Сегодня на крыше скворечни. Вы знаете у меня особый дар перенимать чужие звуки. Я могу квакать как лягушка, скрипеть как телега, свистеть как дрозд.
Несётся клич со всех сторон
Несётся клич во все концы
- Весна пришла! Весна пришла!
Добро пожаловать скворцы.
( Исполняется песня……………………………)
Мы рады что на праздник к нам пришли пернатые друзья. Они спешили к нам дорогие ребята. Весна пришла. Пора браться за свои дела, устраивать гнезда, заселить приготовленные домики.
Грач. А меня вы не забыли?
Переносье с белым кругом
Важно я хожу за плугом.
Огороду, полю врач.
Деловитый, чёрный грач.
Кукушка. А вот и я кукушка. Была в большом густом бору. Там слышала, чего доселе не слыхала. Как соловей поёт. Дивилась я право, дивилась. Однако же не потаю, по соловьиному я петь научилась.
Игра " Птицы"
- Я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появилось что-то другое, дайте мне знать: вы можете хлопать, и топать. Итак, слушайте:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…….( дети топают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…….
- Что не правильно? А мухи - это кто? Правильно, насекомые!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки………….
Даже совы –сплюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!
Игра "Узнай птицу"
- А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки названия птиц. На доске:
Птица-рыболов соловей
Птица-плотник ласточка
Лесная кошка поползень
Птица-строитель баклан
Птица-акробат иволга
Пернатый солист кукушка
Ночной хищник дятел
Легкомысленная мамаша сова
( По ходу игры учитель делает небольшие сообщения о птицах)
Птица-рыболов (баклан) прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбе. Каждая птица съедает в день 700-800 грамм рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на неё вблизи берегов и в море, истребляют её, когда она идёт на нерест.
Птица-плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая от туда насекомых. Поэтому и говорят "заладил, как дятел".
Лесная кошка (иволга). Она действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица-строитель ( ласточка). Самыми искусными строителями считают ласточек и стрижей. Их гнёзда съедобны, так как построены из слюны . Из этих гнёзд даже варят суп.
Птица-акробат ( поползень) лазе по деревьям.
Пернатый солист ( соловей) . Недаром об этой птице говорят: "В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая".
Ночной хищник (сова) . Они выходят на охоту ночью и глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша ( кукушка) своего гнезда не вьёт , яйца другим подбрасывает.
Закрепление.
- А теперь проверим: сможете ли вы узнать птиц по их изображениям? Названия птиц мы запишем в кроссворд.
( Учитель показывает рисунки птиц ( поползень, снегирь, зяблик, ласточка, дятел, сова, воробей, журавль, чечётка, синица, чиж, галка, сойка, цапля) дети называют птиц, их названия записываются в кроссворд)
- Молодцы, прочитайте, что получилось в выделенной строке?
( птичья столовая)
Сценка «Жалобы птиц»
Сорока. Тра-та-та-та. Что я видела? Что я слышала? Ребята птицам прекрасную столовую – большую, бесплатную сделали, а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут. Капризничают.
Воробей. Семечки и пшено в столовой надавленные. Клюв свихнешь пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Синица. Сало, то сало какое. Могли бы повесить и несоленое. У нас от солёного животы болят.
Снегирь. Безобразие. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера семечки раскапывал. Хоть бы навес сделали.
Ворона. Осталась голодная. Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков. Ветер у него в голове.
Сорока. Тра-та-та-та. Ой что будет. Ой кто то рассердится.
- Вы наверное ребята догадались, что каждый из нас должен стать настоящим другом птиц. А как это сделать мы сейчас узнаем.
15) Я повелитель птиц. Захочу и птицы сами ко мне прилетят. Нет я не волшебник. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка. На вид она очень проста. Простая фанерка с простыми бортиками. Надо только сделать её и повесить на дерево. Насыпать крупы и крошек.
И полочка сразу станет волшебной. И на неё сразу прилетят птицы.
- Как вы поняли, мы должны помочь птицам. Каждый из нас может сделать для птиц кормушку. Каких только птиц не увидишь в таких столовых.
Игра " Птичьи разговоры"
На доске записаны глаголы; учитель называет птицу и бросает мяч ученику, тот находит глагол, называет его и возвращает мяч. ( гуси, соловьи, журавли, утки, вороны, ласточки, голуби, синицы, совы)
Крякают кричат
Гогочут свистят
Ухают воркуют
Каркают щебечут
Пищат
- Что интересного вы узнали о птицах?
16) Я, узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Звери, птицы, и жуки,
Муравьи и мотыльки…
Всё, что рядышком со мною,-
Это всё моё родное!
Как же мне в краю родном
Не заботится о нём?!
Пусть птицы нам поют без нот.
Пускай поют без слов.
Я знаю все о чем поют.
Щегол и реполов.
Поют на ветке соловей
Малиновка и дрозд
Ты гнёзда разорять не смей
Не трогай птичьих гнезд
Ты в наши гнезда не смотри
Не становись на пни.
Яичек теплых не бери
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди, послушай сад
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.
Чтоб накормить своих птенцов
Набить едою рот
Найдут синицы червяков,
Ползущих в огород
Повсюду птицы полетят
Они и там и тут
Всех гусениц что портят сад
На яблонях найдут
От кровожадных комаров
Покоя летом нет
Их пеночка и реполов
Поймают на обед
Поют щегол и воробей
Малиновка и дрозд
Ты гнёзда разорять не смей
Не трогай птичьих гнёзд
И мы не будем разорять - хором
Вот слово всех ребят
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.
Заключение
Птицы дороги нам не только приносимой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Чтобы создать хорошее условие нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленение нашего города, изготовлению скворечников. Мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Птицы – наши друзья»
Формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе "человек-природа-общество", воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде ...
Игра «Поле чудес» на экологическую тему «Птицы» (2 класс)
Познакомить детей с жизнью птиц, их повадками. Учить уважительно относиться к пертнатым, заботится о них. Дать понять учащимся, что птицы это красота природы, а также огромная польза для человека....
Экологический проект "Птицы на кормушке"
Этот проект готовился год. Идея создания проекта - проблема зимовки птиц нашей местности. Зимой птицам очень трудно найти корм из-за глубокого снега. В морозы огромное количество птиц погибает. Вот ...
Экологическая викторина "Птицы нашего края"
Экологическая викторина "Птицы нашего края " составлена для учащихся 3-4 классов . Её можно провести в рамках экологического месячника в школе.Цель викторины:- активизировать познавательный инте...
Экологический проект "Птицы"
Окружающий мир в начальной школе это не только урок, это время и место где ребята могут раскрыться в полной мере....
Мероприятие, посвященное празднованию «Дня синички» в рамках экологический акции «Птицы – наши друзья»
Цель: пропаганда идей охраны зимующих птиц.Задачи: расширение знаний об экологических праздниках в России; воспитание чувства любви и милосердия ко всему живому; воспитание у учащихся активной жизненн...
Экологическая экскурсия "Птицы нашего города"
Сценарий экологической экскурсии для младших школьников "Птицы нашего города"...