Работа классного руководителя по развитию патриотических чувств детей младшего школьного возраста.
статья (4 класс)

В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации ",обращению к ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам,которые лежат в основе современной государственной политики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя по развитию патриотических чувств детей младшего школьного возраста

На современном этапе развития отечественного образования в качестве основного компонента воспитательного процесса выступает основание патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют значение в социально-гражданском и внутреннем развитии личности школьника. Любовь к Родине, чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развитие достоинства личности, развиваются на основе возвышенных чувств патриотизма. Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Оно выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране.

Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании граждан зафиксирована в Законе «Об образовании», ФГОС НОО. В мае 2015 года по инициативе Президента Российской федерации была разработана и утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», а также утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Приоритетную задачу в сфере воспитания детей Стратегия определяет как «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [7].

В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», обращению к ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам, которые лежат в основе современной государственной политики [6].

Уровень сформированности патриотических чувств у граждан любой страны оказывает большое влияние на развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость формирования указанного качества у подрастающего поколения. В связи с этим не случайно обращение ученых и практиков к данной проблематике. Труды философов, социологов, психологов, педагогов констатируют актуальность патриотического воспитания детей и юношества (И.А. Агапова, М.И. Афанасьева, М.П. Бузский, В.А. Датский, В.В. Дьяченко, Т.А. Коновалов, С.В. Кривых, В.П. Лукьянова и др.).

Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения (И.А.. Агапова, В.И.. Баймурзина, И.Е. Белухина, M.П. Бузский, Е.И. Деренский, C.B. Кривых, A.M. Кутуков, Р.Л. Рожденственская, В.H. Устякин и др).

Новая воспитательная система, безусловно, должна быть ориентирована на воспитание гражданина и патриота, что является одной из первостепенных задач российского образования. Неслучайно К.С. Болдина отмечает, что «решая проблему патриотического воспитания школьников, современное общеобразовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формирование у детей ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине» [2, с. 23].

Формирование патриотических качеств личности младших школьников, воспитание у них активной жизненной позиции – одна из основных целей, стоящая перед любым классным руководителем. Именно он должен посредством классных часов, тематических мероприятий, экскурсий, бесед и с помощью других приемов объяснить ребенку, что значат понятия родина, заинтересовать детей младшего школьного возраста в изучении истории своей страны, познакомить с культурой, показать перспективы государства и то, как каждый человек может повлиять на дальнейшее развитие своей родины. Таким образом, именно на плечи классных руководителей ложится большая ответственность – воспитание поколения людей благородных, убежденных, готовых к подвигу, тех, кого принято называть словом «патриот».

Признавая важность задачи воспитания гражданина и патриота, осознавая, что огромный потенциал патриотического воспитания заложен в планомерно организуемой урочной и внеурочной деятельности в школе, в практике работы классных руководителей МБОУ СОШ № 3 г. Владикавказа используются различные технологии и формы работы по воспитанию чувства патриотизма младших школьников.

По мнению В. И. Максаковой, «об успехах в процессе патриотического воспитания младших школьников можно говорить только притом педагогическом условии, когда у детей выработаны ценностные нравственные установки, собственный опыт патриотических чувств» [4, с. 176]. В младшем школьном возрасте, как подчеркивает Т. Бондаренко, в силу развитой подражательности, «дети нуждаются в нравственном просвещении со стороны взрослых и посредством общения с ними, что дает пример для их нравственного поведения» [3, с. 27].

По мнению С. Александровой, процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста имеет: «устойчивость и прочность взглядов и убеждений младших школьников достигается только тогда, когда обеспечивается единство интеллектуально-эмоциональных переживаний и мышления» [1, с. 24].

Классному руководителю необходимо принять во внимание основные направления работы, которая ведется в младших классах с целью формирования у них чувства патриотизма:

  • специальные классные часы, посвященные беседам о родном крае;
  • сбор необходимых материалов и подготовка выступлений о родных краях; тематические экскурсии, коллективное выполнение проектных работ;
  • введение начальных уроков истории;
  • конкурсы декламации поэтических стихов, творческих рисунков, сочинений. Важный источник накопления нравственных качеств находится в знакомстве школьников с окружающим миром;
  • привлечение в процесс патриотического воспитания семьи, где воспитывается ребенок, поскольку практически в каждой семье присутствуют моменты, когда их предки совершали героические подвиги, служа и защищая отчизну.

Патриотизм является чувством, очень схожим с привязанностью, преданностью и ответственным отношением к своей родине. Цель взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы еще в маленьком возрасте научить его быть привязанным к родным местам, проявлять ответственность в своих маленьких поступках. До того как малыш научиться сопереживанию бедам и задачам его Родины, ему необходимо прививать чувство сопереживания к своим ближним.

Анализа психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие критерии и показатели сформированности патриотических чувств младших школьников:

1. Когнитивный критерий – объем систематических знаний младших школьников патриотического характера: наличие знаний о патриотизме, о своей Родине и родном крае их истории, культуре; уважение истории своего Отечества, своего народа, знание и уважение государственной символики своего Отечества, своего края.

2. Эмоционально-чувственный критерий – наличие и проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине», к местам, где человек родился и вырос; особенности проявления чувств.

3. Деятельностный критерий – проявление интереса к «малой родине»; стремление внести свой вклад в развитие своей «малой родины»; стремление младших школьников к патриотической деятельности; потребность узнавать историю «малой родины» (традиции, обычаи, фольклор и т.д.).

Признавая тот факт, что наиболее благоприятные условия способствующие формированию патриотических чувств детей младшего школьного возраста создают внеурочные формы работы, мы в своей практике широко используем их.

Для повышения патриотических качеств и чувств учащихся начальных классов, нами был разработан тематический план занятий классного руководителя по патриотическому воспитанию младших школьников (см. таблицу). Основная направленная цель занятий – это повышение уровня развития патриотических чувств младших школьников. Задачами предложенного плана является развитие, выделенных нами показателей по следующим критериям: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Таблица 1 – Тематический план занятий классного руководителя по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста

Тема

Организаторы

Задачи

Виды деятельности

Семья

классный руководитель, родители

- воспитывать уважительное отношение детей к своим родителям, членам семьи;

- расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях, реликвиях;

- развивать внимание, мышление, коммуникативные умения;

- показать ребятам, что семья - одна из самых главных ценностей человека.

1) Классный час «Моя семья».

2) Конкурс проектов «Маленький рассказ о моей семье».

3) Выставка «Семейные реликвии».

Город

классный руководитель, экскурсовод

- продолжить формирование целостного представления о родном крае, развивать бережное отношение и любовь к окружающей природе;

- продолжить знакомство с историей и бытом родного края, с историей родного города, с символикой;

- знакомство с улицами и основными достопримечательностями родного города;

- формирование интереса к культурной жизни города; развитие духовных потребностей детей;

- стимулировать интерес к изучению истории своей «малой родины»;

- вызвать чувство гордости за свою «малую родину».

1) Классный час по темам:

- «Моя малая родина»,

- «Символы нашего города», - «Достопримечательности Владикавказа».

2) Экскурсии:

- Музей истории Владикавказа.

3) Групповая презентация:

- «Герб – символ города»,

- «Флаг – символ города».

4) Беседа «Театральная жизнь Владикавказа».

5) Экскурсия в Музей театрального искусства им. В. Тхапсаева.

6) Посещение театров

г. Владикавказа.

7) Семейная викторина «Любимый город».

8) Экологический праздник «Укрась родную землю»

9) Акция «Помощь ветерану».

Страна

классный руководитель, учитель информатики

- пополнение знаний о государственной символике,

получение первоначальных представлений о Конституции РФ;

- знакомство учеников с историей формирования национального состава населения страны, бытом и традициями народов, населяющих Россию;

- способствовать формированию толерантности, чувства уважения к другим народам;

- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников;

- воспитывать гражданско-патриотические чувства.

1) Классный час по темам:

- «Русь ..Россия .. Родина моя..»,

- «Государственные символы России»,

- «В дружбе народов – сила России»,

2) Этнографическая экспедиция «Народы России» (проектная деятельность).

3) Классный час «Первый человек в космосе».

4) Просмотр документального фильма «Покорение космоса».

5) Конкурс компьютерного рисунка «Путь к звездам».

6) Военно-спортивная игра «Армейский марафон».

По дорогам ВОВ

Классный руководитель, экскурсовод, родители

- воспитание чувства уважение к славному прошлому нашей страны, чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма, уважения к людям старшего поколения;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к историческому и духовному наследию своей «малой родины» и страны;

- стимулирование активности, деятельности патриотической направленности, эмоций и чувств.

1) Проектная деятельность «Герои Отечества в моей семье».

2) Оформление буклетов «Книга памяти».

3) Конкурс военной песни.

4) Конкурс чтецов «Война – жестче нету слова …»

5) Экскурсия в Дом-музей генерала И.А. Плиева.

6) Посещение военно-исторического мемориального комплекса «Барбашово поле».

7) Посещение мемориального музея «Защитников Суарского ущелья».

8) Подготовка совместно с родителями виртуальной экскурсии «900 дней мужества» (в дни празднования снятия блокады Ленинграда).

9) Акция «Посылка солдату» (для военнослужащих, находящихся во владикавказском военном госпитале).

10) КТД «Маленькие герои большой войны».

Как было указано выше, одним из условий работы классного руководителя по развитию патриотических чувств младших школьников, было использование разных методов и форм воздействия, направленных на расширение у учащихся опыта познавательной деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений, усвоение действенно-практических навыков, направленных на достижение патриотической воспитанности. Все параметры патриотической воспитанности были для нас одинаково важны, это мы учитывали при планировании разных уровней результативности патриотического воспитания.

В ходе работы нами предлагается разнообразная проектная деятельность, в которой школьники принимают непосредственное участие, а также конкурсы, творческие мероприятия, соревнования, викторины, экскурсии, позволяющие учащимся проявить свои способности.

Формы работы: тематические беседы, классные часы; знакомство с символикой города, края, РФ; поездки; творческие конкурсы, соревнования; классные и общешкольные праздники; интерактивный досуг; трудовой десант; консультации и лектории для родителей; экскурсии по родному городу, уроки Мужества; выставки творческих работ, конкурс военной песни.

Таким образом, предложенный нами тематический план занятий классного руководителя по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста, по нашему мнению, будет способствовать расширению у младших школьников опыта познавательной деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений, усвоение действенно-практических навыков, направленных на развитие патриотических чувств детей младшего школьного возраста.

Список литературы

  1. Александрова С. Методика развития музыкального мышления младших школьников / С. Александрова, Г. Ананченко // Искусство в школе. – 2009. – № 2. – С. 22–24
  2. Болдина К.С. Как воспитывать патриотизм у школьников? / К.С. Болдина // Воспитание школьников. – 2000. – № 3. – С. 23–25
  3. Бондаренко Т. О педагогической импровизации на уроках музыки / Т. Бондаренко // Искусство в школе. – 2007. – № 3. – С. 24–28.
  4. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников : пособие для учителя / В. И. Максакова. – М.: Просвещение, 2005. – 254 с.
  5. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 30.03.2020) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/ (дата обращения: 19.05.2020 г.).
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant,ru/ (дата обращения: 25.12.2019 г.).
  7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 14.06.2020 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.

Данная статья отражает формы и методы воспитательной работы в начальных классах.Большое значение уделено роли классного руководителя в воспитании младших школьников....

Сценарий классного часа "Мой район-моя гордость" Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/...

Игра на уроках математики и во внеклассной работе, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления,которые по...

"Музыкальное воспитание и его роль в развитии патриотических чувств детей младшего школьного возраста"

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм – это не только героические поступки, но и «длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная" ....

Работа классного руководителя по развитию патриотических чувств детей младшего школьного возраста

На современном этапе развития отечественного образования в качестве основного компонента воспитательного процесса выступает основание патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют зн...