Работа классного руководителя по развитию патриотических чувств детей младшего школьного возраста.
статья (4 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа классного руководителя по развитию патриотических чувств детей младшего школьного возраста
На современном этапе развития отечественного образования в качестве основного компонента воспитательного процесса выступает основание патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют значение в социально-гражданском и внутреннем развитии личности школьника. Любовь к Родине, чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развитие достоинства личности, развиваются на основе возвышенных чувств патриотизма. Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Оно выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране.
Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании граждан зафиксирована в Законе «Об образовании», ФГОС НОО. В мае 2015 года по инициативе Президента Российской федерации была разработана и утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», а также утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Приоритетную задачу в сфере воспитания детей Стратегия определяет как «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [7].
В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», обращению к ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам, которые лежат в основе современной государственной политики [6].
Уровень сформированности патриотических чувств у граждан любой страны оказывает большое влияние на развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость формирования указанного качества у подрастающего поколения. В связи с этим не случайно обращение ученых и практиков к данной проблематике. Труды философов, социологов, психологов, педагогов констатируют актуальность патриотического воспитания детей и юношества (И.А. Агапова, М.И. Афанасьева, М.П. Бузский, В.А. Датский, В.В. Дьяченко, Т.А. Коновалов, С.В. Кривых, В.П. Лукьянова и др.).
Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения (И.А.. Агапова, В.И.. Баймурзина, И.Е. Белухина, M.П. Бузский, Е.И. Деренский, C.B. Кривых, A.M. Кутуков, Р.Л. Рожденственская, В.H. Устякин и др).
Новая воспитательная система, безусловно, должна быть ориентирована на воспитание гражданина и патриота, что является одной из первостепенных задач российского образования. Неслучайно К.С. Болдина отмечает, что «решая проблему патриотического воспитания школьников, современное общеобразовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формирование у детей ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине» [2, с. 23].
Формирование патриотических качеств личности младших школьников, воспитание у них активной жизненной позиции – одна из основных целей, стоящая перед любым классным руководителем. Именно он должен посредством классных часов, тематических мероприятий, экскурсий, бесед и с помощью других приемов объяснить ребенку, что значат понятия родина, заинтересовать детей младшего школьного возраста в изучении истории своей страны, познакомить с культурой, показать перспективы государства и то, как каждый человек может повлиять на дальнейшее развитие своей родины. Таким образом, именно на плечи классных руководителей ложится большая ответственность – воспитание поколения людей благородных, убежденных, готовых к подвигу, тех, кого принято называть словом «патриот».
Признавая важность задачи воспитания гражданина и патриота, осознавая, что огромный потенциал патриотического воспитания заложен в планомерно организуемой урочной и внеурочной деятельности в школе, в практике работы классных руководителей МБОУ СОШ № 3 г. Владикавказа используются различные технологии и формы работы по воспитанию чувства патриотизма младших школьников.
По мнению В. И. Максаковой, «об успехах в процессе патриотического воспитания младших школьников можно говорить только притом педагогическом условии, когда у детей выработаны ценностные нравственные установки, собственный опыт патриотических чувств» [4, с. 176]. В младшем школьном возрасте, как подчеркивает Т. Бондаренко, в силу развитой подражательности, «дети нуждаются в нравственном просвещении со стороны взрослых и посредством общения с ними, что дает пример для их нравственного поведения» [3, с. 27].
По мнению С. Александровой, процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста имеет: «устойчивость и прочность взглядов и убеждений младших школьников достигается только тогда, когда обеспечивается единство интеллектуально-эмоциональных переживаний и мышления» [1, с. 24].
Классному руководителю необходимо принять во внимание основные направления работы, которая ведется в младших классах с целью формирования у них чувства патриотизма:
- специальные классные часы, посвященные беседам о родном крае;
- сбор необходимых материалов и подготовка выступлений о родных краях; тематические экскурсии, коллективное выполнение проектных работ;
- введение начальных уроков истории;
- конкурсы декламации поэтических стихов, творческих рисунков, сочинений. Важный источник накопления нравственных качеств находится в знакомстве школьников с окружающим миром;
- привлечение в процесс патриотического воспитания семьи, где воспитывается ребенок, поскольку практически в каждой семье присутствуют моменты, когда их предки совершали героические подвиги, служа и защищая отчизну.
Патриотизм является чувством, очень схожим с привязанностью, преданностью и ответственным отношением к своей родине. Цель взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы еще в маленьком возрасте научить его быть привязанным к родным местам, проявлять ответственность в своих маленьких поступках. До того как малыш научиться сопереживанию бедам и задачам его Родины, ему необходимо прививать чувство сопереживания к своим ближним.
Анализа психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие критерии и показатели сформированности патриотических чувств младших школьников:
1. Когнитивный критерий – объем систематических знаний младших школьников патриотического характера: наличие знаний о патриотизме, о своей Родине и родном крае их истории, культуре; уважение истории своего Отечества, своего народа, знание и уважение государственной символики своего Отечества, своего края.
2. Эмоционально-чувственный критерий – наличие и проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине», к местам, где человек родился и вырос; особенности проявления чувств.
3. Деятельностный критерий – проявление интереса к «малой родине»; стремление внести свой вклад в развитие своей «малой родины»; стремление младших школьников к патриотической деятельности; потребность узнавать историю «малой родины» (традиции, обычаи, фольклор и т.д.).
Признавая тот факт, что наиболее благоприятные условия способствующие формированию патриотических чувств детей младшего школьного возраста создают внеурочные формы работы, мы в своей практике широко используем их.
Для повышения патриотических качеств и чувств учащихся начальных классов, нами был разработан тематический план занятий классного руководителя по патриотическому воспитанию младших школьников (см. таблицу). Основная направленная цель занятий – это повышение уровня развития патриотических чувств младших школьников. Задачами предложенного плана является развитие, выделенных нами показателей по следующим критериям: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Таблица 1 – Тематический план занятий классного руководителя по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста
Тема | Организаторы | Задачи | Виды деятельности |
Семья | классный руководитель, родители | - воспитывать уважительное отношение детей к своим родителям, членам семьи; - расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях, реликвиях; - развивать внимание, мышление, коммуникативные умения; - показать ребятам, что семья - одна из самых главных ценностей человека. | 1) Классный час «Моя семья». 2) Конкурс проектов «Маленький рассказ о моей семье». 3) Выставка «Семейные реликвии». |
Город | классный руководитель, экскурсовод | - продолжить формирование целостного представления о родном крае, развивать бережное отношение и любовь к окружающей природе; - продолжить знакомство с историей и бытом родного края, с историей родного города, с символикой; - знакомство с улицами и основными достопримечательностями родного города; - формирование интереса к культурной жизни города; развитие духовных потребностей детей; - стимулировать интерес к изучению истории своей «малой родины»; - вызвать чувство гордости за свою «малую родину». | 1) Классный час по темам: - «Моя малая родина», - «Символы нашего города», - «Достопримечательности Владикавказа». 2) Экскурсии: - Музей истории Владикавказа. 3) Групповая презентация: - «Герб – символ города», - «Флаг – символ города». 4) Беседа «Театральная жизнь Владикавказа». 5) Экскурсия в Музей театрального искусства им. В. Тхапсаева. 6) Посещение театров г. Владикавказа. 7) Семейная викторина «Любимый город». 8) Экологический праздник «Укрась родную землю» 9) Акция «Помощь ветерану». |
Страна | классный руководитель, учитель информатики | - пополнение знаний о государственной символике, получение первоначальных представлений о Конституции РФ; - знакомство учеников с историей формирования национального состава населения страны, бытом и традициями народов, населяющих Россию; - способствовать формированию толерантности, чувства уважения к другим народам; - знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников; - воспитывать гражданско-патриотические чувства. | 1) Классный час по темам: - «Русь ..Россия .. Родина моя..», - «Государственные символы России», - «В дружбе народов – сила России», 2) Этнографическая экспедиция «Народы России» (проектная деятельность). 3) Классный час «Первый человек в космосе». 4) Просмотр документального фильма «Покорение космоса». 5) Конкурс компьютерного рисунка «Путь к звездам». 6) Военно-спортивная игра «Армейский марафон». |
По дорогам ВОВ | Классный руководитель, экскурсовод, родители | - воспитание чувства уважение к славному прошлому нашей страны, чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма, уважения к людям старшего поколения; - воспитывать эмоционально-ценностное отношение к историческому и духовному наследию своей «малой родины» и страны; - стимулирование активности, деятельности патриотической направленности, эмоций и чувств. | 1) Проектная деятельность «Герои Отечества в моей семье». 2) Оформление буклетов «Книга памяти». 3) Конкурс военной песни. 4) Конкурс чтецов «Война – жестче нету слова …» 5) Экскурсия в Дом-музей генерала И.А. Плиева. 6) Посещение военно-исторического мемориального комплекса «Барбашово поле». 7) Посещение мемориального музея «Защитников Суарского ущелья». 8) Подготовка совместно с родителями виртуальной экскурсии «900 дней мужества» (в дни празднования снятия блокады Ленинграда). 9) Акция «Посылка солдату» (для военнослужащих, находящихся во владикавказском военном госпитале). 10) КТД «Маленькие герои большой войны». |
Как было указано выше, одним из условий работы классного руководителя по развитию патриотических чувств младших школьников, было использование разных методов и форм воздействия, направленных на расширение у учащихся опыта познавательной деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений, усвоение действенно-практических навыков, направленных на достижение патриотической воспитанности. Все параметры патриотической воспитанности были для нас одинаково важны, это мы учитывали при планировании разных уровней результативности патриотического воспитания.
В ходе работы нами предлагается разнообразная проектная деятельность, в которой школьники принимают непосредственное участие, а также конкурсы, творческие мероприятия, соревнования, викторины, экскурсии, позволяющие учащимся проявить свои способности.
Формы работы: тематические беседы, классные часы; знакомство с символикой города, края, РФ; поездки; творческие конкурсы, соревнования; классные и общешкольные праздники; интерактивный досуг; трудовой десант; консультации и лектории для родителей; экскурсии по родному городу, уроки Мужества; выставки творческих работ, конкурс военной песни.
Таким образом, предложенный нами тематический план занятий классного руководителя по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста, по нашему мнению, будет способствовать расширению у младших школьников опыта познавательной деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений, усвоение действенно-практических навыков, направленных на развитие патриотических чувств детей младшего школьного возраста.
Список литературы
- Александрова С. Методика развития музыкального мышления младших школьников / С. Александрова, Г. Ананченко // Искусство в школе. – 2009. – № 2. – С. 22–24
- Болдина К.С. Как воспитывать патриотизм у школьников? / К.С. Болдина // Воспитание школьников. – 2000. – № 3. – С. 23–25
- Бондаренко Т. О педагогической импровизации на уроках музыки / Т. Бондаренко // Искусство в школе. – 2007. – № 3. – С. 24–28.
- Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников : пособие для учителя / В. И. Максакова. – М.: Просвещение, 2005. – 254 с.
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 30.03.2020) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/ (дата обращения: 19.05.2020 г.).
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant,ru/ (дата обращения: 25.12.2019 г.).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 14.06.2020 г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа становления и развития классного коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Формирование человека-гражданина.
Представлена комплексная программа по становлению классного коллектива....
Роль классного руководителя в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.
Данная статья отражает формы и методы воспитательной работы в начальных классах.Большое значение уделено роли классного руководителя в воспитании младших школьников....
Сценарий классного часа "Мой район-моя гордость" Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/...
Игра на уроках математики и во внеклассной работе, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления,которые по...
Тема "Формирование нравственно-патриотических чувств детей младшего школьного возраста".
автрская программа "Что мы Родиной зовем?"...
"Музыкальное воспитание и его роль в развитии патриотических чувств детей младшего школьного возраста"
А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм – это не только героические поступки, но и «длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная" ....
Работа классного руководителя по развитию патриотических чувств детей младшего школьного возраста
На современном этапе развития отечественного образования в качестве основного компонента воспитательного процесса выступает основание патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют зн...